Сфера применения Устава железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 10:44, контрольная работа

Описание работы

Транспорт традиционно считается источником повышенной опасности, поэтому крайне важно обеспечить безопасность его функционирования - безопасность дорожного движения, пассажиров, грузов и т.д. В связи с этим выделяются следующие особенности в организации государственного управления транспортом: а) высокая степень централизации управления, единым координирующим органом выступает Министерство транспорта РФ; б) наличие специализированного контроля за обеспечением безопасности движения; в) наличие специальных актов - уставов о дисциплине работников транспорта, кодексов, правил и т.д.

Файлы: 1 файл

транспортное право.docx

— 45.08 Кб (Скачать файл)

В ведении Министерство транспорта Российской Федерации находятся  федеральные объекты морского и  речного транспорта. Соответственно в его структуре функционируют  отраслевые службы морского и речного  флота.

Руководители названных служб  являются по должности первыми заместителями  Министра транспорта Российской Федерации.

Внутренний водный транспорт Российской Федерации представляет собой один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации  и представляющего собой производственно-технологический  комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и  иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации

Основным нормативно-правовым актом  регулирующим отношения в данной области является Кодекс внутреннего  водного транспорта РФ

В области внутреннего водного  транспорта Минтранс осуществляет координацию  и взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам строительства, эксплуатации и содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений.

Министерство транспорта РФ непосредственно  или через территориальные органы и государственные организации  осуществляется контроль за соблюдением  законодательства в области внутреннего  водного транспорта Российской Федерации, охраной человеческой жизни на внутренних водных путях, дипломированием членов экипажей судов, безопасностью судоходных гидротехнических сооружений, состоянием внутренних водных путей, обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов, государственной регистрацией судов и прав на них, лоцманской службой.

Надзор за безопасностью портовых гидротехнических и судоходных гидротехнических сооружений осуществляется также Минтрансом РФ.

Технический надзор за прогулочными парусными судами осуществляется органами технического надзора и классификации  судов Российской Федерации.

Органы технического надзора и  классификации судов РФ издают утвержденные Министерством транспорта правила  о проектировании, постройке, ремонте  и об эксплуатации судов, за которыми должен осуществляться технический  надзор, и правила об изготовлении материалов и изделий для установки  на судах.

Органами технического надзора  и классификации судов РФ осуществляется технический надзор за обеспечением экологической безопасности при  эксплуатации судов.

Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на судах независимо от форм собственности, выполнением  правил и норм, регламентирующих перевозки  пожароопасных грузов, а также  проверка противопожарного состояния  выходящих в море судов смешанного (река - море) плавания с выдачей им свидетельств пожарной охраны осуществляется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте в порядке, установленном Минтрансом РФ.

Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды  осуществляют:

контроль за размещением и функционированием объектов природоохранного назначения на внутренних водных путях в зоне деятельности соответствующего бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте;

информационное обслуживание судовладельцев и капитанов судов по вопросам экологической безопасности.

Кроме этого бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте имеют право:

пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей в порядке, установленном законодательством РФ;

устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования;

разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке и др.

Министерство транспорта Российской Федерации руководствуется в  своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами  и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также положением о  нем.

Его основные задачи Минтранс связанны с формированием и реализацией  единой государственной транспортной политики в подведомственных отраслях, осуществлением государственного управления и регулирования указанными транспортными  отраслями (специальные исполнительные, разрешительные, контрольные и надзорные  функции).

Минтранс разрабатывает межотраслевые  научно-технические программы, координирует взаимодействие видов транспорта в  транспортных узлах, контролирует целевое  использование государственной  поддержки подведомственных транспортных отраслей, а также выполнение мероприятий  по предупреждению и ликвидации последствий  чрезвычайных ситуаций на морском и  речном транспорте, согласовывает с  МПС Российской Федерации правила  перевозки пассажиров и грузов железнодорожным  транспортом и т.д.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, сокращения дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий, что является одним  из основ государственной политики в сфере транспорта, разрабатываются  соответствующие федеральные, региональные и местные программы.7

В составе Минтранса имеются  следующие департаменты: воздушного, морского, речного, автомобильного транспорта; федеральный дорожный; по координации  функционирования и развития транспортной системы России, а также Российская транспортная инспекция, и ее отделения в субъектах Федерации.

В состав транспортной инспекции входят следующие отделения: межрегиональные, территориальные, а также управления и территориальные управления воздушного транспорта.

Департаменты (комиссии, инспекции) могут  в пределах своей компетенции  разрабатывать и утверждать технические  правила и инструкции межведомственного  характера, регламентирующие деятельность соответствующих видов транспорта и дорожного хозяйства.

В субъектах Федерации Министерством  транспорта могу создаваться его  региональные органы управления.

Так, департамент воздушного транспорта осуществляет управление полугосударственной  компанией «Аэрофлот – Российские международные авиалинии», территориальными управлениями, администрациями авиационных  отрядов, аэропортов. Аэропорт – это  предприятие, осуществляющие прием  и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полетов воздушных судов и  имеющее для этих целей аэродром, аэровокзал и другие сооружения и  оборудование. Воздушное судно –  первичное звено воздушного транспорта, обслуживаемое экипажем во главе  с командиром.

В соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» определенны  основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения в РФ: приоритет  жизни и здоровья граждан, участвующих  в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства  за обеспечением безопасности дорожного  движения над ответственностью граждан, участвующих в дородном движении; соблюдения интересов граждан, общества и государства при обеспечении  безопасности дорожного движения.8

В условиях перехода к рыночной экономике  возник ряд проблем.

Акционерное общество «Аэрофлот –  Российские международные авиалинии» создало более 80 коммерческих структур, значительная часть которых пока работает с убытками. Резко снижается  регулярность полетов, что ведет  к потере значительной прибыли и  ликвидации рабочих мест.

Еще в 1997г. была одобрена концепция  государственной транспортной политики, в которой предусматривается  не только модернизация транспортного  комплекса и внедрения современных  экономических механизмов на рынке  транспортных услуг, но и обеспечения  согласованности действий федеральных, региональных и местных органов  власти, транспортных и иных предприятий.

Развитие транспортного комплекса  осуществляется в соответствии с  целевыми программами, в качестве которых  можно выделить:

  1. дороги России;
  2. внутренние водные пути;
  3. возрождения торгового флота России

После распада СССР и сокращения количества морских и речных портов возникла необходимость в строительстве  новых портов (например, Астраханского  морского порта для главного выхода России в Каспийское море через Волгу).

Минтранс является специально уполномоченным органом в области гражданской  авиации, в связи с этим Минтранс уполномочен осуществлять:

1) утверждает номенклатуру подлежащих  обязательной сертификации видов  продукции, работ (услуг), а также  юридических лиц, деятельность  которых непосредственно связана  с обеспечением безопасности  полетов воздушных судов или  авиационной безопасности;

2) ведет государственные реестры  гражданских воздушных судов,  аэродромов, аэропортов и сертифицированных  объектов; реестры лицензий, реестры  федеральных правил использования  воздушного пространства и федеральных  авиационных правил, утвержденных  в Российской Федерации;

3) осуществляет государственный  контроль обеспечения безопасности  полетов воздушных судов и  авиационной безопасности гражданской  авиации, а также летной годности  гражданских воздушных судов,  авиационных двигателей и воздушных  винтов во время их эксплуатации;

4) организует и контролирует  поисковое, аварийно-спасательное  и противопожарное обеспечение  полетов и объектов инфраструктуры  гражданской авиации;

5) участвует в проведении операций  по урегулированию кризисных  ситуаций, связанных с актами  незаконного вмешательства в  деятельность гражданской авиации,  а также проводит по ним  служебные расследования;

6) выполняет функции государственного  заказчика в области аэронавигационного  обслуживания полетов воздушных  судов, заключает с пользователями  воздушного пространства соглашения  об аэронавигационном обслуживании;

7) организует взимание платы  за аэронавигационное обслуживание  полетов воздушных судов, распределяет  полученные средства между организациями  по аэронавигационному обслуживанию  и осуществляет контроль за  целевым и эффективным их использованием;

8) утверждает в установленном  порядке правила формирования, применения  и регистрации тарифов, взимания  сборов в области гражданской  авиации;

9) утверждает ставки сборов за  аэронавигационное обслуживание, кроме  аэронавигационных сборов в аэропортах, в соответствии с межправительственными  соглашениями;

Для более эффективного и успешного  осуществления своей профильной деятельности транспортным комплексом необходима государственная поддержка  и регулирования развития.

Государственное регулирование развития авиации представляет собой систему  экономического и правового регулирования  развития авиации и авиационной  деятельности, государственной поддержки  и защиты российских разработчиков, производителей, эксплуатантов и собственников авиационной техники;

В законодательстве установлены основные принципы развития авиации в нашей  стране, к которым можно отнести:

приоритет развития экономики, укрепления обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации;

программно-целевой подход к развитию государственной, гражданской и экспериментальной авиации, разработке, созданию и производству авиационной техники;

государственный контроль за развитием авиации в соответствии с законодательством РФ;

равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество Российской Федерации в области развития авиации.

Согласно Воздушному кодексу РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную  авиацию.

Авиация, используемая в целях обеспечения  потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.

Гражданская авиация, используемая для  воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и авиационных  работ, которые осуществляются за плату, относится к коммерческой гражданской  авиации.

Гражданская авиация, используемая на безвозмездной основе, относится  к авиации общего назначения.

К государственной авиации относится: авиация, используемая для осуществления  военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных  задач.

Информация о работе Сфера применения Устава железнодорожного транспорта