Сфера применения Устава железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 10:44, контрольная работа

Описание работы

Транспорт традиционно считается источником повышенной опасности, поэтому крайне важно обеспечить безопасность его функционирования - безопасность дорожного движения, пассажиров, грузов и т.д. В связи с этим выделяются следующие особенности в организации государственного управления транспортом: а) высокая степень централизации управления, единым координирующим органом выступает Министерство транспорта РФ; б) наличие специализированного контроля за обеспечением безопасности движения; в) наличие специальных актов - уставов о дисциплине работников транспорта, кодексов, правил и т.д.

Файлы: 1 файл

транспортное право.docx

— 45.08 Кб (Скачать файл)

Раздел 3

Вопрос № 7

Что такое фронт погрузки-выгрузки и как определяются его размеры.

 Фронтом погрузочно-разгрузочных работ называют часть складских путей, предназначенных непосредственно для погрузки или выгрузки. Размеры фронта определяются (ст. 91 Устава) количеством вагонов, устанавливаемых на полезной длине складского пути, которая может быть использована для одновременной погрузки или выгрузки однородных грузов (грузов, входящих в одну номенклатурную группу). Устав предусматривает обязательность механизации погрузки и выгрузки на предприятиях с постоянным грузооборотом. В договорах должен быть указан фронт механизированной погрузки и выгрузки, который определяется количеством и перерабатывающей способностью применяемых механизмов. Выделяется также фронт для маршрутов, который (при отправлении или прибытии одного или более маршрутов в сутки) должен быть приспособлен для их погрузки и выгрузки не более чем в две-три подачи. 
Определяя размеры фронта погрузки и выгрузки, учитывают также способ хранения грузов. При открытом хранении в расчет принимают только длину складского пути; для грузов, требующих закрытого хранения, — число дверей в складе, которым и должно соответствовать количество одновременно устанавливаемых для производства грузовых операций вагонов. Однако во всех случаях фронт погрузки и выгрузки должен обеспечить освоение всего грузооборота и обязательно в установленное время. Таким образом, размеры фронта влияют на время оборота вагонов на подъездном пути. Чем больше вагонов можно одновременно обрабатывать (грузить или выгружать), тем меньше время их оборота. 
Фронт погрузки и выгрузки наливных грузов, перевозимых в цистернах, определяют количеством стояков или полезной длиной сливного желоба. Пропускная способность фронтов механизированной погрузки и выгрузки зависит от количества механизмов, которое может быть установлено на них, и перерабатывающей способности последних.

 

Раздел 4

Вопрос № 8

Особенности договоров  на перевозку багажа и грузобагажа.

 По договору перевозки  железная дорога обязуется перевезти  в пункт назначения пассажиров  с предоставлением им мест  в поезде, их багаж, а также  грузобагаж грузоотправителей. При этом согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд, при сдаче багажа его провоз, а грузоотправители грузобагажа - провоз грузобагажа. 
Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа, грузоотправителями грузобагажа - багажными, грузобагажными квитанциями соответственно. 
Железные дороги, пассажиры, отправители, получатели обязаны выполнять положения настоящего Устава, правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте и правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте. 
Страхование жизни и здоровья пассажиров в обязательной и добровольной формах на период проезда железнодорожным транспортом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
Пассажиры обязаны иметь проездные документы (билеты), а железная дорога обязана оформить их выдачу при наличии свободных мест в поездах до указанных пассажирами железнодорожных станций назначения согласно установленному тарифу с учетом предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот для граждан определенных категорий. 
При установлении гражданам определенных категорий льгот на оплату проезда на железнодорожном транспорте компенсация льготного проезда осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. 
Формы перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов. 
Утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация не может быть осуществлена железной дорогой, и уплаченные за них деньги не возвращаются.

 

Раздел 5

Вопрос № 8

Ответственность перевозчика  за нарушение сроков доставки грузов, багажа и грузобагажа.

 

согласно ст. 97 УЖТ за просрочку  доставки грузов или не принадлежащих  перевозчику порожних вагонов, контейнеров  перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств. При этом перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчику другого вида транспорта или осуществляющей перевалку грузов организации, по вине которых допущена просрочка (абз.2 ст.97 УЖТ РФ)

Здесь же заметим, что в  силу ст.ст.29, 116, 117 УЖТ Перевозчик может  освобождаться от ответственности  за просрочку доставки груза, если докажет, что она произошла по обстоятельствам, указанным в ч.1 ст.29 УЖТ, а именно, когда вследствии непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктуры, перевозка грузов временно прекращена либо ограничена. Срок действия временного прекращения (ограничения) перевозки устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В этой ситуации срок доставки груза должен продлеваться на время действия прекращения (ограничения) перевозки.

Никакие иные обстоятельства не освобождают перевозчика от имущественной  ответственности за просрочку доставки грузов.

Рассмотрим, какие виды ответственности  предусмотрены иными законодательными актами.

В соответствии со ст.120 ВК РФ за просрочку доставки … груза  в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов  провозной платы, если не докажет, что  просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности  воздушного судна, угрожающей жизни  или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих  от перевозчика.

Согласно ст. 116 КВВТ за несоблюдение сроков доставки груза или буксируемого объекта перевозчик или буксировщик  уплачивают по требованию грузополучателя  или получателя буксируемого объекта  пени в размере девяти процентов  провозной платы за каждые сутки  просрочки, но не более чем пятьдесят  процентов провозной платы, если они не докажут, что несоблюдение сроков доставки груза или буксируемого объекта произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик или буксировщик  не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

На автомобильном транспорте применяется ответственность за нарушение срока доставки груза, установленного лишь применительно  к междугородным перевозкам грузов.

Согласно ст. 137 УАТ за просрочку в доставке груза при  междугородных перевозках грузов автотранспортные организации уплачивают грузополучателям штраф в размере 12% провозной платы  за каждые сутки просрочки, если не докажут, что просрочка произошла  не по их вине. Общая сумма штрафа за просрочку в доставке груза, перевозимого автомобильным транспортом, не может  превышать 90% провозной платы (в ред. Постановления Совмина РСФСР  от 18.11.88 N 474).

Согласимся с В.В. Витрянским констатирующим, что в современных условиях отсутствие в законодательстве мер ответственности автоперевозчика за просрочку доставки грузов при городских и пригородных перевозках представляется недоразумением. Ведь недоставленный грузополучателю груз может считаться утраченным не ранее чем по истечении 10 дней со дня приема груза (ст. 139 УАТ). Следовательно, просрочка в доставке груза при городской или природной автоперевозке продолжительностью до 10 дней в понимании создателей Устава автомобильного транспорта РСФСР вообще не считалась нарушением, влекущим ответственность перевозчика. Налицо явный пробел закона, который сегодня может компенсироваться лишь путем включения условий об ответственности перевозчика за просрочку в доставке груза, перевозимого в городском или пригородном сообщении, в конкретные соглашения, заключаемые перевозчиками с грузоотправителями или грузополучателями.

Заметим, что УАТ не просто устарел, но и действует в настоящее  время со множеством изменений, многие из которых не учитываются на практике, поскольку сам документ является крайне архаичным.

В заключение комплексного анализа норм действующего транспортного  законодательства обратимся к «морскому» законодательству. КТМ РФ не закрепляет конкретные меры ответственности (например, в виде законной неустойки) за нарушение условий договора морской перевозки груза о сроке его доставки. Такая ответственность может быть установлена соглашением сторон. При этом, если иное не будет установлено соглашением сторон, ответственность перевозчика за просрочку доставки принятого для перевозки груза не может превышать размер фрахта, подлежащего уплате согласно договору морской перевозки груза (п. 2 и 5 ст. 170 КТМ РФ), общая сумма, подлежащая возмещению перевозчиком, не может превышать предел ответственности, который был бы установлен за полную утрату груза, в отношении которого возникла такая ответственность (п.3 ст.170 КТМ РФ).

Итак, различные транспортные законодательные акты закрепляют, что  за просрочку доставки груза (порожних перевозочных средств, не принадлежащих  перевозчику) перевозчик несет имущественную  ответственность в виде пени (штрафа).

В юридической литературе принято считать, что штраф за превышение сроков доставки имеет характер исключительной неустойки[1]. Среди современных исследователей, выделяется мнение о том, что установленная за просрочку доставки неустойка не является исключительной, поскольку она не освобождает железную дорогу от возмещения вызванных просрочкой убытков в размере, установленном ст. 796 ГК РФ (Ответственность перевозчика за порчу груза)[2].

Вышерассмотренная точка  зрения вызвала справедливую, на наш  взгляд, критику В.В. Витрянского, который отметил, что нельзя смешивать два различных нарушения разных условий договора перевозки грузов: несоблюдение установленного срока доставки груза и необеспечение сохранности перевозимого груза[3].

Тем не менее, с точки зрения действующего законодательства, неустойка  за просрочку доставки не может считаться  исключительной. По общему правилу  неустойка имеет зачетный характер; исключительные, а также штрафные неустойки могут быть установлены  законом или договором (ст. 394 ГК РФ). Так, ни ГК РФ, ни УЖТ РФ, а равно  КТМ РФ, КВВТ РФ - не исключают права  сторон перевозки на возмещение ущерба в части, не покрытой неустойкой. Указанные  акты не устанавливает исключительный характер неустойки за просрочку  доставки. Более того, абз. 2 ст. 97 УЖТ РФ устанавливает право регрессного требования последнего перевозчика к перевозчику, который фактически допустил просрочку, о возмещении убытков. Такая формула не очень совместима с исключительным характером неустойки за превышение сроков доставки грузов железнодорожным и иным транспортом.

Установление ответственности  в форме штрафа вызывает сомнения. Как указывал В.Т. Смирнов, штрафные санкции сами по себе не могут решить задачу, на которую рассчитан механизм договорной ответственности. По мысли  автора, перевозчик должен отвечать в  размере понесенного клиентурой положительного ущерба[4]. Решение проблемы должно быть связано с установлением права грузохозяина на возмещение ущерба в части, не покрытой неустойкой, установленной ст. 100, 101 УЖТ РФ.

Представляется, что решение  вопросов ответственности в тексте договора – лучшее решение для  сторон. В частности указание на то, что перевозчик несет ответственность в виде возмещения ущерба в части, не покрытой неустойкой.

Учитывая то, что вышерассмотренные  положения носят дискуссионный  характер, считаем, что высшие судебные инстанции страны должны принять  соответствующие разъяснения.

Остановимся на некоторых  особенностях взыскания неустойки.

Согласно ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

По одному из дел суд  принял решение об уменьшении неустойки, связав свое решение со следующими критериями[5]:

«Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий  процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных  убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательств и другие обстоятельства.

Удовлетворяя ходатайство  ответчика о снижении размера  неустойки, арбитражный суд исходил  из того, что груз был доставлен  на станцию назначения раньше срока, задержка в выдаче груза вызвана  утратой перевозочных документов и  перевозчик принимал все возможные  меры для восстановления утраченных документов.

Кроме того, суд принял во внимание, что истец не является грузоотправителем, а лишь получателем  груза, который впоследствии отправляется на экспорт. Также не является он и  фрахтователем судов, в силу чего не может нести ответственность за причинение убытков перед контрагентами. Не понес порт и убытков, вызванных простоем вагонов, поскольку плата за пользование вагонами во время ожидания восстановления документов, не начислялась».

Если при рассмотрении дела о взыскании с перевозчика  неустойки за просрочку доставки грузов установлено, что начисленная  неустойка не превышает согласованной  сторонами платы за перевозку  грузов, а доказательств того, что  сумма заявленных ко взысканию пеней  явно несоразмерна последствиям нарушения  обязательства, в материалы дела не представлено, суд не вправе снизить  размер неустойки в соответствии со ст. 333 ГК РФ.

Подводя итог вышесказанному подчеркнем еще раз, что транспортными  уставами и кодексами установлена  обязанность перевозчика уплатить штраф за нарушение установленных  сроков доставки груза. Размер штрафа на каждом виде транспорта установлен соответствующими транспортными уставами и кодексами.

Уплата штрафа за просрочку  доставки груза не освобождает перевозчика  от возмещения вызванных просрочкой убытков в размере, установленном  ст. 796 ГК РФ только в случае если в  результате просрочки в доставке груз пришел в негодность, перевозчик обязан уплатить управомоченному лицу штраф за нарушение сроков доставки и сумму, на которую понизилась стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза - его стоимость.

 

 

Раздел 6

Вопрос № 8

Порядок оформления и адресат  направления исков

 
     До предъявления к перевозчику  иска, возникшего в связи с  осуществлением перевозки пассажиров  или багажа, к перевозчику может  быть предъявлена претензия в  случае: утраты багажа - предъявителем  багажной квитанции; 
     недостачи или повреждения (порчи) багажа - предъявителем выданного перевозчиком коммерческого акта о недостаче или повреждении (порче) багажа; 
      
 просрочки доставки багажа - предъявителем выданного перевозчиком акта общей формы о просрочке доставки багажа; 
      
     задержки отправления или опоздания поезда - пассажиром при условии представления проездного документа (билета). 
      
      
     Претензии, связанные с осуществлением перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа или багажа, предъявляются к перевозчику. 
      
     Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются: 
      
     к перевозчику, если конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция; 
      
     к соответствующей организации другого вида транспорта, которая обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которой находится этот пункт. 
      
     Порядок предъявления и рассмотрения претензий грузоотправителей, грузополучателей устанавливается правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Порядок предъявления и рассмотрения претензий отправителей, получателей, устанавливается правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте. 
      
      
     Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение 45 дней. 
      
     Указанные сроки предъявления претензий исчисляются в отношении: 
      
     возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу груза, багажа или грузобагажа - со дня выдачи груза, багажа или грузобагажа; 
      
     возмещения за утрату груза - по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки; 
      
     возмещения за утрату груза в процессе его перевозки в прямом смешанном сообщении - по истечении 4 месяцев со дня приема груза для перевозки; 
      
     возмещения за утрату багажа, грузобагажа - по истечении 30 дней после окончания срока доставки багажа, грузобагажа физических лиц и по истечении 10 дней после окончания срока доставки грузобагажа юридических лиц; 
      
     просрочки доставки груза, багажа, грузобагажа - со дня выдачи груза, багажа, грузобагажа; 
      
     возврата платы за пользование вагонами, контейнерами, штрафа за задержку вагонов, контейнеров - со дня получения заявителем претензии копии инкассового поручения (счета) перевозчика о начислении таких платы, штрафа; 
      
     взыскания штрафа за невыполнение принятой заявки на перевозку груза - по истечении 5 дней с момента взыскания штрафа; 
      
     взыскания штрафа за использование перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим организациям или арендованных ими без согласия владельца, - по истечении срока доставки таких вагонов, контейнеров после выгрузки грузов либо возврата их в пункт приписки; 
      
     иных случаев, возникших в связи с осуществлением перевозки, - со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий. 
      
     Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных настоящей статьей сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии. 
      
      
     Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии. 
      
     При частичном удовлетворении или отклонении перевозчиком претензии заявителя в уведомлении перевозчика должно быть указано основание принятого им решения со ссылкой на соответствующую статью настоящего Устава. В таком случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю. 
      
     Если при рассмотрении претензии установлено, что груз, грузобагаж переадресованы либо выданы другому грузополучателю по заявлению грузоотправителя или первоначального грузополучателя, претензия возвращается заявителю с указанием, где, когда и кому выданы груз, грузобагаж, а также с указанием наименования грузополучателя, которому выданы груз, грузобагаж, или организации, по заявлению которой произведена переадресовка либо выдача груза, грузобагажа, для непосредственного расчета заявителя с фактическим грузополучателем или указанной организацией. 
      
      
     Иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения от него ответа не ранее истечения сроков, установленных статьей 124 настоящего Устава, или до истечения таких сроков, если получен ответ перевозчика на претензию. 
      
     Указанные иски предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд по месту нахождения перевозчика, к которому предъявлены или могли быть предъявлены претензии, в течение одного года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий. 
      
     Иски, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, багажа, а также грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, могут быть предъявлены не ранее истечения сроков, установленных статьей 124 настоящего Устава, или до истечения таких сроков, если получен ответ перевозчика на претензию. 
      
     При рассмотрении исков документы о причинах несохранности грузов, багажа или грузобагажа юридических, физических лиц (коммерческий акт, акт общей формы, иные акты), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут послужить основанием для ответственности      
  Иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим организациям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение одного года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков. 
      
     Указанный срок исчисляется в отношении: 
      
     взыскания штрафа за невыполнение заявки на перевозку груза - по окончании пяти дней после уведомления перевозчиком; 
      
     иных случаев - со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков. 
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Баукин В.Г. Ответственность за нарушение обязательства железнодорожной перевозки грузов // Транспортное право. – 2004. - №4.
  2. Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации / Под ред. Т.Е. Абовой и В.Б. Ляндреса. М.: Юридическая фирма "Контракт", 1998. – с.222.; Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации/Отв. ред. В.А. Егиазаров, В.Б. Ляндрес. - Юридическая фирма "Контракт", 2005 г.
  3. Витрянский В.В. Договор перевозки. – М.: Статут. - 2001– с.455.
  4. Баукин В.Г. Ответственность за нарушение обязательства железнодорожной перевозки грузов // Транспортное право. – 2004. - №4.
  5. Постановление ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА от 06.09.2005 N Ф03-А73/05-1/2404
  6. Федеральный закон от 8 января 1998 года № 2-ФЗ «Транспортый устав железных дороги Российской Федирации».


 

 

 

 

Содержание

  1. Контрольный вопрос: «Сфера применения Устава железнодорожного транспорта».
  2. Контрольный вопрос: « Права грузополучателя по договору перевозки»
  3. Контрольный вопрос: «Что такое фронт погрузки выгрузки и как определяютя его размеры»
  4. Контрольный вопрос: «Особенности договоров на перевозку багажа и грузобагажа».
  5. Контрольный вопрос: «Ответственность перевозчика за нарушение сроков доставки грузов, багажа и грузобагажа».
  6. Контрольный вопрос: «Порядок оформления и адресат направления исков».
  7. Биографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сфера применения Устава железнодорожного транспорта