Сфера применения Устава железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 10:44, контрольная работа

Описание работы

Транспорт традиционно считается источником повышенной опасности, поэтому крайне важно обеспечить безопасность его функционирования - безопасность дорожного движения, пассажиров, грузов и т.д. В связи с этим выделяются следующие особенности в организации государственного управления транспортом: а) высокая степень централизации управления, единым координирующим органом выступает Министерство транспорта РФ; б) наличие специализированного контроля за обеспечением безопасности движения; в) наличие специальных актов - уставов о дисциплине работников транспорта, кодексов, правил и т.д.

Файлы: 1 файл

транспортное право.docx

— 45.08 Кб (Скачать файл)

Раздел  1

Вопрос № 7

Сфера применения Устава железнодорожного транспорта.

Транспорт традиционно считается  источником повышенной опасности, поэтому  крайне важно обеспечить безопасность его функционирования - безопасность дорожного движения, пассажиров, грузов и т.д. В связи с этим выделяются следующие особенности в организации  государственного управления транспортом: а) высокая степень централизации  управления, единым координирующим органом  выступает Министерство транспорта РФ; б) наличие специализированного  контроля за обеспечением безопасности движения; в) наличие специальных  актов - уставов о дисциплине работников транспорта, кодексов, правил и т.д.

Перевозочный процесс на железнодорожном  транспорте регламентирован утвержденным Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003 г.1

Сфера действия Устава железнодорожного транспорта распространяется на отношения: возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами  инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных  путей не общего пользования, другими  физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и  железнодорожного транспорта не общего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Управление перевозочным процессом  на железнодорожном транспорте осуществляется централизовано и относится к  компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Таковым является Министерство путей  сообщения РФ (МПС России). Оно  осуществляет проведение государственной  политики в сфере железнодорожного транспорта, а также регулирование  хозяйственной деятельности железных дорог, других предприятий и учреждение железнодорожного транспорта в области  организации и обеспечения перевозочного  процесса.

В настоящее время, в результате проходящей реформы на железнодорожном  транспорте происходит изменение формы  собственности – железнодорожный  транспорт из федеральной собственности, переходит в частную собственность, в результате акционирования ряда предприятий  железнодорожно-транспортной инфраструктуры. Данный процесс еще не завершился, а потому о его конечных результатах  говорить еще трудно. Но уже происходит и набирает свои обороты процесс  формирования в рамках открытого  акционерного общества «Российские железные дороги» самостоятельных структурных подразделений для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте (пассажирских перевозок в дальнем следовании и пригородном сообщении, отдельных специализированных грузовых перевозок и т.д.). После этого, предполагается реорганизация открытого акционерного общества «Российские железные дороги» путем выделения в дочерние акционерные общества самостоятельных структурных подразделений, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте (услуги по ремонту технических средств и производству запасных частей, перевозки пассажиров в пригодном сообщении и дальнем следовании и т.д.); переход к свободному ценообразованию в конкурентных секторах; создание условий для приобретения компаниями-операторами магистральных локомотивов; привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта и т.д.

Законодателем введен новый субъект, который обеспечивает осуществления  перевозочного процесса в нашей  стране – владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта. Им может  являться любое юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, которые имеют инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию, на основании лицензии или договора.

Сама инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования представляет собой технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные  пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации  и блокировки, информационные комплексы  и систему управления движением  и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

За МПС России сохранены функции  хозяйственного управления, которые  осуществляются при проведении государственной  политике в области железнодорожного транспорта, исходя из требований экономики, обороноспособности и безопасности страны, потребностей населения; при  разработке, утверждении и надзоре  над исполнением нормативных  документов; при лицензировании, сертификации и стандартизации на железнодорожном  транспорте в пределах полномочий; при руководстве мобилизационной  подготовки и гражданской обороны; при регулировании в области  перевозок для государственных  нужд и социально значимых перевозок  пассажиров и .т.д.

Железнодорожный транспорт составляет основу транспортного комплекса  Российской Федерации и имеет  большое экономическое, оборонное, социальное и политическое значение.

В систему МПС России можно отнести: железные дороги; отделения железных дорог; их линейные предприятия; промышленные, строительные, торговые и снабженческие  предприятия; предприятия, обеспечивающие деятельность и развитие железнодорожного транспорта. Главным оперативным  звеном этой системы является железная дорога.

Согласно закону в настоящее  время на основании лицензии в  сфере обеспечения перевозочного  процесса могут предоставляться  следующие виды услуг и осуществляться следующие виды деятельности:

- перевозка грузов железнодорожным  транспортом;

- перевозка грузобагажа железнодорожным транспортом;

-деятельность по предоставлению  инфраструктуры железнодорожного  транспорта общего пользования  для осуществления перевозок;

Таким образом, наше государство путем  постепенной приватизации и разгосударствлении ряда предприятий железнодорожно-транспортной инфраструктуры, расширяет виды предпринимательской  деятельности, которые могу предоставляться  отдельными юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями, а значит, создается  основа для формирования конкурентного  сектора в сфере обеспечения  населения транспортными услугами.

Согласно новому закону о железнодорожном  транспорте имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Под железнодорожными путями общего пользования понимаются железнодорожные  пути на территориях железнодорожных  станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.

Железнодорожные пути необщего пользования  это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

На железнодорожном транспорте действуют специальная служба, осуществляющая контроль за обеспечением безопасности движения поездов, а также аварийно-восстановительные  подразделения, ликвидирующие последствия  аварий на железных дорогах. Положения об этих подразделениях, а также порядок классификации, служебного расследования и учета нарушений безопасности движения утверждает МПС РФ.2

МПС РФ с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию  естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных  органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей  компетенции разрабатывает и  в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным  транспортом и правила перевозок  пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

В области перевозочного процесса на МПС России возложено: обеспечивать координацию работы железных дорог  в целях предупреждения затруднений  с пропуском поездов, регулировать погрузки грузов; разрабатывать и  утверждать нормативные акты по эксплуатации железных дорог, эксплуатации, обслуживанию и ремонту технических средств, связанных с перевозочным процессом; обеспечивать регулирование движения поездов в условиях чрезвычайных ситуаций.

По вопросам, затрагивающим интересы других видов транспорта, МПС России координирует свою деятельность с органами управления ими (например, с Минтрансом России).

МПС России обеспечивает устойчивое и безопасное функционирование железнодорожного транспорта; создает многопрофильную  сферу услуг, предоставляемых транспортными  предприятиями, подведомственными  ему; разрабатывает стандарты и  нормы, определяющие порядок работы железнодорожного транспорта; руководит  железными дорогами, предприятиями  и объединениями в области  перевозочного процесса; организует оперативное управление этим процессом; разрабатывает и утверждает графики  движения поездов по сети железных дорог, нормативы использования  вагонов и контейнеров, нормативные  документы по технической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок.

На МПС России возложен контроль за состоянием безопасности движения поездов, за сохранностью перевозимых  грузов. Этот орган также утверждает обязательные для всех предприятий, организаций и граждан нормативные  акты по вопросам правил и условий  перевозок, пользования средствами железнодорожного транспорта, безопасности движения, охраны порядка, пожарной безопасности и санитарных правил на железнодорожном  транспорте.

В области технической политики Минтранс: определяет совместно с  подведомственными предприятиями  и учреждениями приоритетные направления  технической политики на железнодорожном  транспорте; координирует с Министерством  транспорта РФ вопросы технической  политики в области взаимодействия с другими видами транспорта; определяет структуру и типаж подвижного состава и других технических средств, используемых на железнодорожном транспорте; подготавливает предложения по постановке продукции на серийное производство; и др.

Специальные функции охраны железнодорожного транспорта осуществляются Федеральной  службой железнодорожных войск.

Открытие для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования  осуществляется по решению МПС России на основании предложений отдельных  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым принадлежат  указанные железнодорожные пути.3

Одновременно планируется формирование в этой сфере конкурентного сектора, что предусмотрено утвержденной Правительством РФ 15 мая 1998 г. Концепцией структурной реформы железнодорожного транспорта. Развитие конкуренции перевозок  предполагается преимущественно в  области организации доставки грузов и пассажиров.

Концепция исходит из необходимости  создания централизованной железнодорожной  компании по организации хозяйственной  деятельности железных дорог с функциями  хозяйственного регулирования. В качестве результата реформы — передача объектов жилищно-коммунального хозяйства  в муниципальную собственность, акционирование и приватизация предприятий  непрофильной сферы железнодорожного транспорта.

Должна будет проводиться работа по закрытию убыточных малодеятельных линий или приниматься меры по изысканию источников для покрытия их убыточности.4.

Основной объем перевозок в  нашей стране приходится на железнодорожный  транспорт. В целом со своими задачами железнодорожный транспорт справляется, но в силу причин, от него не зависящих, ежегодно происходит снижение объема грузооборота.

После распада СССР в организации  управления железнодорожным транспортом  возник ряд проблем. Единая транспортная сеть пока сохраняется, а для решения  вопросов, требующих согласования между  странами СНГ, создан Межгосударственный координационный комитет по железнодорожному транспорту. Органы СНГ договариваются о принципах управления перевозочным процессом, обновления и содержания подвижного состава, оплаты перевозок, таможенного контроля, охраны перевозимых  грузов, возмещения ущерба и др. В  условиях перехода к рыночным отношениям крайне важными задачами стали задачи по всемерному сокращению расходов и  улучшению качества обслуживания клиентов.5

Министерство транспорта действует  на основании положения о Министерстве транспорта Российской Федерации от 30 декабря 2000г.6

В соответствии с этим положением Министерство транспорта Российской Федерации  является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную  политику и осуществляющим управление в области транспортного комплекса, а также в случаях, установленных  законодательством РФ, координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных  органов исполнительной власти.

Полномочия упраздненной федеральной  службы воздушного транспорта России и Российского дорожного агентства, в соответствии с указом Президента, перешли к Минтрансу РФ.

.Транспортный комплекс включает  в себя гражданскую авиацию,  морской, внутренний водный, автомобильный,  городской электрический (включая  метрополитен), промышленный (кроме  отнесенного к ведению Министерства  путей сообщения Российской Федерации)  транспорт и дорожное хозяйство  с входящими в них юридическими  лицами и индивидуальными предпринимателями,  которые осуществляют: перевозочную  и транспортно-экспедиционную деятельность; работы (услуги), связанные с обслуживанием  пассажиров, грузов, транспортных средств  и их экипажей; и др.

Информация о работе Сфера применения Устава железнодорожного транспорта