Транспорт в сфере туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:05, реферат

Описание работы

Развитие туристического бизнеса в условиях рынка требуют наличия рекреационных ресурсов, капитала, технологий, кадров. В отличие от других отраслей экономики, туристские ресурсы очень многообразны и включают природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления. Кроме прочего, составной частью рекреационных ресурсов являются люди, которые работают в сфере туризма или могут принять участие в организации и обслуживании рекреационной деятельности.

Файлы: 1 файл

Основаня часть.docx

— 29.32 Кб (Скачать файл)

Введение

Развитие туристического бизнеса в условиях рынка требуют  наличия рекреационных ресурсов, капитала, технологий, кадров. В отличие  от других отраслей экономики, туристские ресурсы очень многообразны и  включают природные и антропогенные  геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления. Кроме прочего, составной частью рекреационных ресурсов являются люди, которые работают в сфере туризма или могут принять участие в организации и обслуживании рекреационной деятельности.

Туризм, рассматриваемый  как деятельность индивидуума, объединяет в себе два основных элемента -- путешествие и пребывание. Первый из них представляет его начальную, крайне динамичную фазу. Внешне она строится как транспортный процесс и связана с удовлетворением потребности к перемещению в пространстве, сменой местожительства туристов.

Постоянно увеличивается доля путешествий в общей продолжительности туристских поездок. Это связано с возрастающим стремлением людей к увеличению объема впечатлений, к активному потреблению различных туристских благ за относительно короткий период времени. Влияние туризма на развитие транспорта весьма широко и многосторонне. Оно требует развития материально-технической базы, совершенствования организации и управления на транспорте, системы транспортного обслуживания, а также проведения соответствующей политики транспортных тарифов.

 

 

1 Роль и виды транспортных услуг в составе туристского продукта.

Транспортные услуги - один из основных видов обслуживания в  туризме. На них приходится и основная доля цены тура: 40-60%. Различные виды транспорта используются туристскими  учреждениями для организации путешествий. Основная доля в общей массе транспортных услуг принадлежит авиационному транспорту, но используются и другие виды транспорта - морской, водный, железнодорожный  и практически повсеместно автомобильный.

Перемещения человека в процессе путешествия разделяются на активные, которые осуществляются с помощью  мускульной силы человека: пешеходные, весельные, велосипедные и т.д., и  пассивные - с помощью различных  видов транспорта, приводимых в движение механическими или электрическими устройствами.

Услуги перевозки и  иные транспортные услуги присутствуют в различных составляющих туристского  продукта. Прежде всего это перевозка с места отправления в место назначения и трансфер - перевозка туристов к объекту назначения, транспортные услуги на месте (чаще всего экскурсионные).

Предоставление транспортных услуг и транспортных средств  может быть включено в состав тура, зарезервировано организатором  туризма и предоставлено туристу  за плату на месте. Турист может самостоятельно купить такие услуги в месте пребывания или пользоваться ими, когда средства перевозки выступают товаром, объектом аренды, объектом и средством аттракции  и т.д. Турист может также участвовать  в генерации особенных видов туристского продукта, отличных от собственно перевозки.

Средства перевозки также  могут служить: местом размещения (ночевки) - круизные суда, туристские поезда, спальные автобусы и др.; объектом развлечения - зрелищные мероприятия, катание  в целях развлечения, спортивные соревнования, шоу и выставки и др.; объектом товарной покупки - натурные образцы, модельные экспонаты и др.; индивидуальным транспортным средством - прокат автомашин, фрахт яхт, самолетов и т.д.

Разновидности перевозок

М.Б. Биржаков разделяет услуги перевозки по разновидностям следующим образом.

1.Наземные виды перевозок: 

- перемещение и перевозки  с помощью мускульной силы  человека - лыжные, велосипедные, рикши,  пешеходные, весельные и др.;

- перемещения с помощью  животных - вьючных, тягловых, седловых;

- перемещения с помощью  механических средств; 

- автомобильный транспорт  - колесный, гусеничный и др.;

- использование рельсового  транспорта - железные дороги, метро,  трамваи, фуникулеры, канатные дороги  и т.д.;

- использование средств транспорта на воздушной подушке.

2. Воздушные виды перевозок: 

- воздушные шары и дирижабли,  планеры и дельтапланы, парашюты;

- вертолеты; 

- самолеты малой авиации,  гидросамолеты, широкофюзеляжные  самолеты, сверхзвуковые лайнеры; 

- космические аппараты.

3. Перевозки речным и  морским транспортом: 

- плоты и гребные лодки; 

- лодки и суда маломерного  флота с механическим приводом;

- речные и морские суда;

- суда на воздушной  подушке; 

- подводные суда.

Выбор транспортных средств при туристских путешествиях определяется рейтингом их популярности, степенью развития транспортной системы, видом путешествий, протяженностью маршрута, благосостоянием населения, тарифами, туристско-рекреационными ресурсами, национальными традициями, другими факторами.

Спрос на транспортные туристские услуги внутри России за 2003-2005 гг. сократился в среднем на 10%, в том числе  на авиационные перевозки - на 12%, железнодорожные - на 10%, речные и морские - на 15%, автобусные - на 8%. Исключение составляют лишь сезонные железнодорожные и авиационные  перевозки в приморские города России и стран СНГ, где спрос остается стабильным.

Распределение потока туристов России по видам транспорта по состоянию  на 2005 г. выглядит следующим образом: автомобильный - 45%, железнодорожный - 25%, воздушный - 20%, водный - 5%, пешком - 5%. Распределение  въездного потока туристов по видам  транспорта: автомобильный - 38%, железнодорожный - 34%, воздушный - 17%, водный - 5%, пешком - 6%. Распределение выездного потока туристов: автомобильный транспорт - 40%, железнодорожный - 32%, воздушный - 14%, водный - 5%, пешком - 9%.

За счет постепенного снижения удельного веса автомобильного транспорта при неизменных показателях водного  увеличивается популярность железнодорожного и авиационного транспорта. Такое смещение связано с появлением в России новых видов путешествий - шоп-туров, бизнес-туров, деловых поездок, где определяющим фактором являются комфорт и скорость доставки до цели поездки.

В Западной Европе популярность транспортных средств при реализации туристских путешествий тяготеет к высококомфортабельным автомобильному и авиационному транспорту. В последние годы значительно выросла популярность железнодорожного транспорта, что связано с открытием регулярных сообщений под Ла-Маншем, а также развитием высокоскоростных железнодорожных маршрутов.

Транспортные путешествия - это путешествия организованных групп туристов при наличии путевок (ваучеров) по разработанным маршрутам  с использованием различных транспортных средств.

Транспортные средства являются основным элементом туристской индустрии. Туристское транспортное путешествие, как правило, реализуется несколькими  видами транспорта: железнодорожным  и автомобильным; авиационным и  автомобильным; водным, железнодорожным  и автомобильным и т.д. Наиболее мобильные виды транспорта - автобус  и автомобиль - используются как  на самостоятельном маршруте, так  и в качестве вспомогательного (трансферного) транспорта по доставке туристов из аэропорта или вокзала в гостиницу и обратно.

 

 

 

 

 

2 Классификация транспортных путешествий

Транспортные путешествия  классифицируются по ряду основных признаков: типу маршрута, виду используемого  транспорта, построению трассы маршрута, продолжительности путешествия, сезонности и других факторов.

1. Тип маршрута: железнодорожный;  автобусный; авиационный; морской;  речной; комбинированный; прочие  виды.

2. Вид транспорта: поезда; автобусы; самолеты и вертолеты;  теплоходы, паромы, яхты, лодки и  другие плавсредства; велосипеды и мотоциклы; воздушные шары и дельтапланы.

3. Построение трассы маршрута: линейная; кольцевая; радиальная; комбинированная. 

4. Продолжительность путешествия:  кратковременные; типа "уик-энд"; многодневные.

5. Сезонность действия: круглогодичные; сезонные; разовые. 

В соответствии с рекомендациями по статистике туризма, разработанными UNWTO, предлагается следующая классификация  средств транспорта.

1. Воздушный транспорт:  рейсы, подчиняющиеся расписанию; рейсы, не подчиняющиеся расписанию; прочие воздушные перевозки. 

2. Водный транспорт: пассажирские  линии и паромы; круизы; прочие  виды.

3. Сухопутный транспорт:  железнодорожный транспорт; междугородные  и городские автобусы; прочий  общественный автодорожный транспорт;  частные автомашины вместимостью  до восьми человек; прокат автотранспортных  средств; прочие сухопутные транспортные  средства.

Международная классификация  транспортных средств представлена ниже.

Воздушный транспорт:

- регулярные рейсы национальных  и иностранных авиакомпаний;

- чартерные рейсы национальных  и иностранных авиакомпаний;

- другие рейсы: частные  самолеты, воздушные такси, прочие  летательные аппараты.

Водный транспорт:

- коммерческие морские  и речные суда: пассажирские линии,  паромы, круизные суда, прочие коммерческие  суда;

- прочие морские и речные  суда: яхты, военные корабли с  визитом вежливости и т.д. 

Наземный транспорт:

- железнодорожный транспорт:  регулярные рейсы, специальные  туристские составы и пр.;

- автобусный транспорт:  регулярные рейсы, специальные  туристские автобусы и пр.;

- частные автомобили: такси  и арендуемые автомобили с  водителями, арендуемые автомобили, собственные автомобили, дома на  колесах (караваны), автостоп;

- прочие средства: мотоцикл, велосипед и др.

Наибольшей популярностью  пользуются автобусные, авиационные  и железнодорожные путешествия (около 90% общего объёма транспортных путешествий). При планировании своего путешествия  турист учитывает такие факторы, как скорость доставки до цели поездки, комфорт путешествия, стоимость, возможность перевозки багажа и его вес, возможность остановок в пути следования, условия питания, уровень шума, вибраций, условия для сна и отдыха, возможность широкого обзора во время поездки, наличие неблагоприятных экологических факторов и безопасность.

По приоритетам эти  требования распределяются в следующем  порядке: 6езопасность путешествия; стоимость и наличие льгот; комфортабельность; скорость доставки; прочие факторы. Чем  больше набор положительных факторов, тем выше стоимость транспортного  путешествия, однако ни одно транспортное средство не удовлетворяет всему  набору перечисленных требований. Так, высокой пассажировместимости и комфорту путешествия на морских и речных судах противопоставляется их невысокая мобильность и скорость сообщения, а также дороговизна предоставляемых услуг. Высокая скорость доставки на самолетах при значительном уровне сервиса связана с высоким уровнем тарифов. Мобильность автомобильного транспорта противопоставляется невысокой пассажировместимости и низкому уровню безопасности и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Автотранспортные перевозки в туризме. Основные формы автотуризма и особенности их проектирования.

Автоуслуги, используемые в индустрии туризма, включают следующие основные направления:

1) организация автобусных  путешествий (включая автокараваны);

2) организация автомобильных  путешествий: 

- с использованием собственного  автомобиля;

- прокатом автомобиля  в месте постоянного проживания;

- прокатом автомобиля  в месте отдыха.

Достоинствами автомобильного транспорта являются его мобильность, доступность, сравнительно невысокие  тарифы, возможность транспортировки  багажа, возможность остановок по пути следования, широкий обзор, невысокие  удельные капитальные затраты.

Недостатками данного  вида транспорта являются невысокая  вместимость и эксплуатационная скорость, загрязнение окружающей среды  продуктами сгорания топлива, невысокий  уровень комфортного жизнеобеспечения при длительных путешествиях и др.

При планировании своего путешествия  турист учитывает такие факторы, как скорость доставки до цели поездки, комфорт путешествия, стоимость, возможность  перевозки багажа и его вес, возможность  остановки в пути следования, условия  питания, уровень шума и вибрации, условия для сна и отдыха, возможность  широкого обзора во время поездки, наличие  неблагоприятных экологических  факторов и, конечно, безопасность. По приоритетам эти требования распределяются в следующем порядке: безопасность путешествия; стоимость и наличие различных льгот; комфортабельность; скорость доставки; прочие факторы.

Наиболее массовый туристский транспорт - автобус, в большинстве  случаев он является собственностью крупных туристских компаний, объединений, концернов, ассоциаций. Другие же туристские фирмы пользуются услугами автотранспортных предприятий на основе долгосрочной аренды или разовых заказов.

Туристские автомобильные  перевозки осуществляются в основном автобусом (78%), легковыми автомобилями (17%) и другими видами автомобильного транспорта (5%). Обладая высокой маневренностью и мобильностью, туристские автобусы - вне конкуренции на коротких и  средних (до 500 км) маршрутах. Высококомфортабельные туристские автобусы используются также и на длинных маршрутах (туры но Европе, Золотому кольцу и др.). При этом отдых туристов в ночное время обеспечивается, как правило, в отелях или мотелях (придорожных отелях). Согласно международной классификации, по ряду признаков автобусы сертифицируются по категориям (числу звезд).

Информация о работе Транспорт в сфере туризма