Туризм в мирохозяйственной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение внутреннего и международного туризма Республики Беларусь, туризм в странах, схожих по климатическим условиям с Республикой Беларусь (например, в Германии), определение путей развития туризма (особенно въездного) в Республике Беларусь.
Задачами данной курсовой работы являются изучить понятие и классификацию туризма, его цели и значение, изучить развитие внутреннего и международного туризма в Республике Беларусь, а так же провести сравнительный анализ туристической деятельности в Белоруссии и Германии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1.Понятия, классификация, основные цели и функции туризма…………5
1.1Понятие и классификация туризма…………………………………5
1.2Цели и значение туризма…………………………………………….7
2.Сравнительный анализ туристической деятельности в Белоруссии и Германии……………………………14
2.1Туристическая деятельность Республики Беларусь……………..14
2.2Туристическая деятельность Германии…………………………..18
3.Развитие внутреннего и международного туризма в Республике Беларусь…………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………...30
Список литературы………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 100.76 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

«Частный Институт Управления и Предпринимательства»

 

Кафедра Мировой экономики и экономической теории

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Мировая экономика

на тему: «Туризм в мирохозяйственной сфере»

 

 

 

Студент

  _________

Курс 2, группа 121 МЭ

Факультет экономический

Специальность: Мировая Экономика

Руководитель:

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………

3

1.

Понятия, классификация, основные цели и функции туризма…………

5

1.1

Понятие и классификация  туризма…………………………………

5

1.2

Цели и значение туризма…………………………………………….

7

2.

Сравнительный анализ туристической  деятельности в Белоруссии и Германии…………………………………………………………………..

14

2.1

Туристическая деятельность Республики Беларусь……………..

14

2.2

Туристическая деятельность Германии…………………………..

18

3.

Развитие внутреннего  и международного туризма в Республике Беларусь…………………………………………………………………..

24

 

Заключение………………………………………………………………...

30

 

Список литературы………………………………………………………..

33


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Туризм - это отрасль экономики  непроизводственной сферы, предприятия  и организации которой удовлетворяют  потребности туристов в материальных и нематериальных услугах. Основная функция туризма - обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира.

Туризм по праву считается  одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся  отраслей экономики, являясь активным источником поступлений иностранной  валюты и оказывает влияние на платежный баланс страны. Эта система  обеспечивает очень много физических и юридических лиц, так или  иначе связанных с оказанием  туристических услуг. Помимо значительной статьи дохода туризм является ещё  и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества и рядовых  граждан, а также международный  туризм воздействует на социальную, культурную и экологическую среду. Поэтому  неслучайно, что интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее практически все  страны мира, в том числе и Беларусь.

Развитие туризма оказывает  стимулирующее воздействие на такие  секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного  потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной  перестройки экономики.

Актуальность данной проблемы имеет не только экономический потенциал. Для каждого специалиста в  сфере туризма чрезвычайно необходимо владеть информацией о развитии, изменениях, становлении данной отрасли  вследствие актуальности данного вопроса.

Предметом данной курсовой работы является туристическая деятельность Республики Беларусь.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение внутреннего  и международного туризма Республики Беларусь, туризм в странах, схожих по климатическим условиям с Республикой  Беларусь (например, в Германии),  определение путей развития туризма (особенно въездного) в Республике Беларусь.

Задачами данной курсовой работы являются изучить понятие и классификацию туризма, его цели и значение, изучить развитие внутреннего и международного туризма в Республике Беларусь, а так же провести сравнительный анализ туристической деятельности в Белоруссии и Германии. 

1 ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ  И ЗНАЧЕНИЕ ТУРИЗМА

1 Понятие и классификация туризма

Туризм – сложный социально-культурный и экономический феномен современности, различные аспекты которого находятся  в поле зрения представителей ряда наук. «Своими» вопросы теории и  практики туризма считают экономисты, социологи, педагоги, психологи, историки, культурологи, юристы, искусствоведы. Это порождает множественность  его определений и проявлений в окружающей действительности.

По одному из первых официальных  определений, принятому ООН в 1954г., туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства. Более широкую характеристику понятия представила Академия туризма в Монте-Карло: «Туризм – общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или профессионально-деловых целей без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания» [5].

С позиций экономической  науки туризм – большая экономическая  система с разнообразными связями  между отдельными элементами в рамках народного хозяйства отдельной  страны, связей национальной экономики  с мировым хозяйством в целом, а также сфера экономической  деятельности, включающая производство и реализацию туристских услуг и  товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами.

В социально-культурной сфере  туризм – межличностная деятельность особого рода, превратившаяся в условиях интернационализации жизни в  форму использования свободного времени, в средство межличностных  связей в процессе политических, экономических  и культурных контактов, в один из факторов, определяющих качество жизни.

Как вид досуговой деятельности туризм – временное перемещение  людей с места своего постоянного  проживания в другую страну или местность  в пределах своей страны в свободное  от основной работы время с целью  удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечении, познании, оздоровлении, а также для решения профессиональных или каких-либо других проблем, но без оплачиваемой работы в посещаемом месте.

Приведем теперь классическое определение: «Туризм – временное  перемещение людей с места  своего постоянного проживания в  другую страну или другую местность  в пределах своей страны в свободное  время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных  или профессионально-деловых, но без  занятия в месте временного пребывания работой; оплачиваемой из местного финансового  источника» [5].

В процессе развития туризма  появлялись различные толкования этого  понятия. Тем не менее, особую значимость имеют следующие критерии.

Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая  осуществляется в место, находящееся  за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно  совершающих поездки между домом  и местом работы или учебы, так  как эти поездки не выходят  за пределы их обычной среды.

Пребывание в другом месте. Главное условие – место пребывания не должно быть местом постоянного  или длительного проживания. Кроме  того, оно не может быть связано  с трудовой деятельностью (оплатой  труда). Этот аспект следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и его нельзя классифицировать как занятие туризмом. Еще одно условие – путешественники  не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, пребывающее или планирующее  быть в определенном месте, год и более, с точки зрения туризма считается мигрантом или постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

Оплата труда из источника  в посещаемом месте. Суть критерия в  том, что главной целью поездки  не должна быть деятельность, оплачиваемая из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается  мигрантом. Это относится не только к международному, но и туризму  в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место  в пределах одной страны (или в  другую страну) для осуществления  деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом данного места.

1.2 Цели, функции и значение  туризма

Классификация туризма представляет собой выделение внутренне однородных таксонов туристской деятельности по принятым основаниям. Наиболее распространенная классификация – его деление  на типы, категории, виды и формы. Вид  туризма – результат его классификации  по различным основаниям. Тип туризма  определяется национальной принадлежностью  туристов. Сочетание различных типов  туризма формирует его категории. Формы туризма – вариант классификации  туризма, основным признаком которой  считается принцип организации, т.е. выделяются организационные формы  туризма. Категории туризма включают международный, национальный и туризм в пределах страны. С точки зрения приведенной классификации по типам  к национальному туризму относится  внутренний и выездной, к международному – въездной и выездной. Туризмом в пределах страны занимаются как  граждане данной страны, так и приезжающие  из других стран и регионов. При  этом остающиеся на ночь посетители считаются  туристами, однодневные – экскурсантами. В качестве экскурсантов выступают  и туристы, прибывшие в страну на круизном судне, если они не используют для ночевки местные средства размещения.

Выделяют следующие цели туризма:

  1. Туризм с целью отдыха (кратковременный или продолжительный отдых с целью физического или психологического восстановления организма. К этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства климата, почвы и морской воды).
  2. Туризм с целью изучения культуры ориентирован на познание чужой культуры и подразделяется на:
  • познавательный (посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными: и экономическими отношениями посещаемых ими стран.).
  • паломнический (цель  которого – места, имеющие особое религиозное значение).
  1. Общественный туризм включают в себя поездки с целью посещения родственников, знакомых, друзей, а также клубный туризм, отличающийся тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Это происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.
  1. Спортивный туризм (поездки для активного или пассивного участия в спортивных мероприятиях).
  2. Экономический туризм (поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т.д).
  3. Конгрессный (политический) туризм подразделяется на дипломатический, для участия в конгрессах, а также связанный с политическими событиями и мероприятиями.

В основу классификации туризма  по видам положены путешествия. По целям  различают следующие виды туризма:

  • Рекреационный (самый распространенный вид туризма, который осуществляется с целью отдыха, оздоровления, восстановления физических, психических и эмоциональных сил и отличается большим разнообразием проявлений. Он может включать зрелищные и культурно-развлекательные программы, занятия по интересам, занятия спортом, посещение спортивных мероприятий, чемпионатов, олимпиад и т.д.),
  • Лечебный (определяется потребностью человека в диагностических, профилактических и лечебных услугах, которые могут предоставляться как на курортах с использованием природных лечебных факторов, так и в специализированных клиниках и медицинских центрах с применением самого современного оборудования и новейших медицинских технологий. Это приводит к выделению двух основных форм лечебного туризма – клинического и курортного).
  • Познавательный (основная его цель – удовлетворение любознательности и других познавательных интересов. Это ознакомление с природными и культурно-историческими ресурсами страны или региона, музеями, театрами, особенностями жизни и традициями местного населения. Такой вид туризма основан на предоставлении туристам разнообразной экскурсионной программы и в ряде случаев может комбинироваться с рекреационным туризмом),
  • Деловой (временные командировки и поездки со служебными целями, включая участие в конференциях, конгрессах, симпозиумах, но без получения доходов в местах командировки. В число деловых туристов входят участники различных мероприятий – форумов, конгрессов, ярмарок, выставок, производственных семинаров, совещаний и т.д. К деловым туристам относятся и водители грузовых автомобилей, коммерческие агенты, руководители туристских групп, выполняющие свои профессиональные обязанности за пределами места постоянного проживания),
  • Религиозный (основан на религиозных потребностях представителей различных конфессий и подразумевает поездки по святым местам с познавательными или научными целями. Вместе с тем религиозный туризм следует отличать от паломнического, который требует участия в нем только верующих людей и в обязательном порядке следования всем элементам религиозного культа. Паломничество часто связывается с проведением крупных религиозных праздников и мероприятий),
  • образовательный (поездки отдельных индивидов или их групп в определенные регионы и страны с целью получения образовательных услуг по определенным программам. В настоящее время образовательный туризм представляет достаточно перспективный и быстро развивающийся сегмент туристского рынка),
  • спортивный (поездки туристов-индивидуалов или организованных групп туристов с целью занятий спортом или посещения крупных спортивных мероприятий – соревнований, чемпионатов, олимпиад. Как правило, спортивный туризм предполагает, что потенциальными потребителями подобного рода услуг будут непрофессиональные спортсмены, поручающие организацию таких путешествий специализированным туристским фирмам, клубам или организациям. Путешествия профессиональных спортсменов следует относить к самодеятельному туризму).

Информация о работе Туризм в мирохозяйственной сфере