Управление таможенным делом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Эти обстоятельства определяют актуальность представленной работы.
Цель работы - оценка эффективности управления таможенным делом на основе анализа принципов и методов управления таможенным делом.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
определение понятий принципов и методов управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................6
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ.....................................................................................................................7
1.1 Понятие принципов и методов управления..........................................7
1.2 Основные элементы таможенного дела как объекта управления.....13
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РОССИИ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ......................................................................................................17
2.1 Исторический характер методов управления таможенным делом.17
2.2 Проблемы реализации принципов и методов управления................22
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ......................................................................................................25
3.1 Основные методы и принципы управления таможенным делом в России.....................................................................................................................25
3.2 Оценка эффективности принципов и методов управления таможенным делом................................................................................................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................39

Файлы: 1 файл

курсовая Управление Таможенным делом.docx

— 73.42 Кб (Скачать файл)

Принцип демократического централизма (делегирования  полномочий). Этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. На уровне государства это соотношение между центром и регионами. Применительно к таможенному делу, данный принцип означает, что при передаче задачи из сферы деятельности вышестоящего органа подчиненному должны также передаваться и права для ее решения, а подчиненный должен принимать на себя ответственность за них.

На практике, данный принцип закреплен посредством  установления в ТК РФ четырехуровневой структуры таможенных органов. При  этом функции и, соответственно, права каждого из уровней определяются соответствующим положением о таможенном органе.

Так, например, право отменять обжалуемое решение  должностного лица таможенного органа может руководитель данного таможенного  органа, но отменять решение таможенного  органа или его руководителя может  только вышестоящий таможенный орган.

Принцип обратной связи. Обратная информация позволяет  субъекту управления иметь представление  о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

В качестве проявлений обратной связи можно  рассматривать данные таможенной статистики внешней торговли в совокупности со специальной таможенной статистикой. Эти данные позволяют судить о  состоянии управляемой системы  и ее реакциях на определенные воздействия.

Другим  проявлением обратной связи могут  являться отчеты, предоставляемые таможенными  органами или таможенным органам, как  систематические по установленным  формам, так и разовые, по запросам.

Еще одним  каналом обратной связи является непосредственное взаимодействие с  участниками внешнеэкономической  деятельности. Этот вид связи реализован в различных консультативных  советах. Также, как вариант, могут рассматриваться телефоны доверия.

При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия  определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой, в том числе перед таможенной службой. Такая цель требует решения  конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует  применения соответствующих методов  управления.

Ведущее место отводится методам организационного воздействия, составляющим первую группу. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование представляет собой жесткий тип  организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.

Нормирование - это менее жесткий тип организационного воздействия и заключается в  установлении норм и нормативов, которые  служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним  и нижним пределам. Организационное  нормирование определяет пути и порядок  выполнения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе. В практике управления таможенным и  органами используются некоторые нормы времени и другие нормативы и идет постоянный процесс их совершенствования. Инструктирование - всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы.

Второй  группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия, которые  выражаются в повседневном оперативном  обеспечении слаженной работы органов  управления. Это методы текущей организационной  работы, базирующиеся на организационной  структуре, сформированной путем организационного воздействия.

В основе методов распорядительного воздействия  в таможенной системе лежат полномочия и обязанности. Данные методы реализуются  путем принятия решения коллегии ФТС России, издания приказов, указаний, распоряжений, положений, резолюций  на документах, а также принятия и доведения управленческих решений  в устной форме. Приказы в таможенной системе издают только линейные руководители, распоряжения - их заместители и  руководители функциональных служб в пределах делегированных им прав и полномочий. В России правом подписи приказов пользуются и заместители руководителя в пределах своих полномочий.

Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия. Суть этих методов в таможенных органах  состоит в установлении ответственности. Предназначены они для поддержания  стабильности организационных связей в системе управления посредством  дисциплинарных требований и системы  ответственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную  ответственность. Все указанные  три группы организационно-распорядительных методов используются в таможенной системе как раздельно, так и  совместно, дополняя и обогащая друг друга.

Правовые  методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономической  системы и отношения между  ними в процессе управления. К правовым методам относятся: разработка, использование  и применение правовых норм, формирование правовых отношений, соблюдение требований правовых актов. Правовые нормы устанавливают  место всех таможенных органов в  таможенной системе и методы руководства  ими, определяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями. Основными  такими правовыми нормами являются: ТК РФ, Закон "О службе в таможенных органах РФ", Положение о ФТС  России, положения о других таможенных органах РФ и ряд других. Деятельность управленческого аппарата таможенных органов регламентируется правовыми  актами трудового, гражданского, хозяйственного и некоторых других законодательств.

Социальные  и психологические методы управления занимают важное место среди методов  управления в таможенной системе, поэтому  существует тесная зависимость между  социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность сотрудников, психологический климат в коллективе и др. Целью социальных и психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов. Эти методы управления основаны на использовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты. Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между сотрудниками таможенных органов путем создания оптимального психологического климата в коллективах. К ним относятся методы: комплектования малых групп и коллективов; гуманизации труда; психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора и обучения.

Экономические методы управления - это система способов целенаправленного воздействия на объект управления, построенная на использовании экономических интересов. К экономическим методам управления в таможенных органах относятся: централизованный плановый и метод экономического стимулирования.

Таким образом, рассмотрев процесс управления таможенным делом, мы можем заключить, что выделенные в первой главе основные принципы и методы управления в полной мере находят применение в таможенном деле. Также, помимо общих принципов управления, мы отметили частные, характерные для таможенного дела.

 

3.2 Оценка эффективности принципов и методов управления таможенным делом

 

Как уже отмечалось выше, ключевую роль в оценке эффективности  деятельности любой системы играют поставленные перед ней цели, т.к. представляют собой конкретное состояние  отдельных характеристик системы, достижение которых является для  нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Соответственно, ниже мы рассмотрим стоящие  перед ФТС России задачи и критерии их достижения.

Деятельность  ФТС России, в рамках установленных  полномочий, также направлена на достижение поставленных перед ней стратегических целей и решение тактических  задач. Стратегические цели и тактические задачи ФТС России определены с учетом поручений, изложенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в соответствии с основными задачами экономической политики Правительства Российской Федерации, а также целями и задачами, отраженными в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

          Стратегическая цель № 1.

Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечение  полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов.

Актуальность  цели определяется тем, что от обеспечения  полноты и своевременности уплаты таможенных платежей в федеральный  бюджет при одновременном повышении  уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и таможенного  администрирования в части правильности исчисления таможенных платежей, своевременности  и полноты их взимания, принятия необходимых мер по сокращению задолженности  по их уплате зависит стабильное исполнение доходной части федерального бюджета. Дополнительные возможности увеличения доходной части федерального бюджета позволят успешно решать задачи макроэкономической стабильности и интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.

Степень достижения первой стратегической цели ФТС России характеризуется следующими показателями:

  • доля исков (заявлений) к таможенным органам, по которым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем числе исков (заявлений), рассмотренных судами;
  • исполнение федерального закона о федеральном бюджете в части перечисления таможенных платежей;
  • доля таможенных платежей, перечисленных участниками ВЭД с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет.

Стратегическая  цель №2.

Повышение качества предоставления услуг таможенными  органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем.

Актуальность  цели определяется тем, что оптимизация  таможенных процедур, повышение их прозрачности, расширение практики информирования и консультирования участников ВЭД, а также развитие таможенной инфраструктуры и увеличение пропускной способности, технической оснащенности пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации способствует созданию благоприятных условий внешнеэкономической деятельности, повышению качества предоставления таможенных услуг юридическим и физическим лицам, как участникам внешнеэкономической деятельности, и оказывает влияние на темпы роста экономического развития, активность в сфере бизнеса, уровень благосостояния населения.

Степень достижения второй стратегической цели ФТС России характеризуется следующими показателями.

  • время проведения таможенных процедур, необходимое для выпуска товаров при таможенном оформлении в месте их декларирования.
  • время на выполнение таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
  • доля государственных услуг и функций, предоставляемых и исполняемых ФТС России в соответствии с административными регламентами, в общем объёме государственных услуг и функций ФТС России.
  • доля участников внешнеэкономической деятельности, в целом положительно оценивающих работу таможенных органов, в общем числе опрошенных.

Стратегическая  цель №3.

Выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции  и иных товаров, запрещенных к  ввозу в Российскую Федерацию, а  также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу Российской Федерации запрещен.

Информация о работе Управление таможенным делом