Структура и основное содержание системного управления таможенным делом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы –изучение принципов, задач, основ системного управления таможенным делом.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• определение понятий принципов и методов системного управления;
• рассмотрение структуры и основного содержания системного управления;
• изучение основных моделей управления;
• методика решения задач системного управления.

Файлы: 1 файл

Курсовик таможенный менеджмент.docx

— 1.10 Мб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.

 Расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, общность интересов России и других государств при решении многих проблем в области международной безопасности, в том числе в сфере противодействия распространению оружия массового уничтожения, борьбы с международным терроризмом и торговлей наркотиками, острых экологических проблем, в частности проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, обусловили появление новых задач, в решении которых должны участвовать таможенные органы Российской Федерации и которые предопределяют их дальнейшее развитие.

 Актуальность темы понятна, т.к. таможенное дело является одной из отраслей государственного управления в социально-экономической области и необходимым условием обеспечения рационального комплексного осуществления таможенного дела.

 Цель работы – изучение принципов, задач, основ системного управления таможенным делом.

 Для достижения поставленной  цели в работе решаются следующие  задачи:

  • определение понятий принципов и методов системного управления;
  • рассмотрение структуры и основного содержания системного управления;
  • изучение основных моделей управления;
  • методика решения задач системного управления.

 Соответственно, работа  состоит из 3 глав: в первой главе  рассматривается понятийный аппарат  настоящей работы, а именно дается  определение принципов и методов  управления, раскрывается основное понятие знаний и задач системного управления.

 Во второй главе  рассматриваются основные модели управления, реализуемые сегодня в таможенном деле.

В третьей главе изучается структура решения задач системного управления таможенной деятельностью.

 Предмет исследования  в представленной работе –  таможенное дело, объект исследования  – системное управление таможенным делом.

 В ходе исследования  использовались учебные пособия  по таможенному делу, нормативные акты в области таможенного дела, материалы интернета (официального сайта ФТС) и др.

 

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ  ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ

 

1.1 Структура и  основное содержание системного  управления таможенным делом

 

Управление таможенным делом России включает два основных стратегических направления: управление деятельностью таможенной службы России и управление ее развитием. Функциональная структура, стратегические цели, задачи и ключевые направления системы управления таможенным делом России представлены на рисунке 1.

 




 


 



 


 


 


 

 

 


 

Рисунок 1-Функциональные компоненты системы управления таможенным делом России

В организационном плане современная система управления таможенными органами России имеет иерархическую структуру. В рамках такой структуры управление реализуется на уровне Центрального аппарата ФТС России, региональных управлений, таможен и таможенных постов. Такая структура обеспечивает централизованный, распределительный характер управления.

На каждом уровне управления решается комплекс задач системного характера. При этом осуществляется мониторинг внешней торговли относительно контролируемого сегмента сферы внешнеэкономической деятельности, принимаются и реализуются решения, обеспечивающие эффективное (результативное) достижение целей таможенной деятельности. Назовем такие решения системными решениями.

Системное решение (решение системного характера) – это решение, непосредственно связанное с целью таможенной деятельности, а также с развитием таможенных систем или таможенного дела в целом.

Типовые системные задачи и решения:

  • Формирование системных решений по организации и функционированию таможенной системы (формирование и корректировка концепций и стратегий функционирование системы), по модернизации  и развития системы (формирование целей, стратегии, программ развития системы и управление развитием), а также по эффективной реализации программ модернизации и развития;
  • подготовка и реализация оперативных решений системного характера;
  • оценка и прогноз формируемых решений, информационный контроль и оценка результативности принятых системных решений.

Пример представления модели таможенной системы, задач системного характера и вариантов их практического решения представлены на рисунке 2 и в таблице 1. При принятии системных решений основные усилия таможенника-аналитика, исследователя или руководителя вкладываются в идентификацию и постановку проблемы, в ее формализацию, анализ, поиск множества альтернативных способов решения. Кроме того, отдельными важными моментами их работы становятся: умение строить и исследовать модели таможенных систем, планировать и управлять на основе принимаемых решений, оценивать их последствия, внедрять новые информационные технологии. Весь процесс решения проблем должен быть систематизирован, технологичен и только тогда может быть получен ожидаемый эффект1.

 Рисунок 2-Модель таможенной системы

Таблица 1-Задачи системного характера и примеры их практического решения

Уровень модели системы

Задачи системного анализа

Примеры принятия системных решений

Система ВЭД

Формирование стратегии развития ВЭД России

Стратегия развития ВЭД России

Таможенная система

Разработка концепции и нормативно-правового обеспечения перехода таможенных органов на новые условия службы

Разработка новой редакции Таможенного кодекса

Указ Президента, постановления Правительства и т. п. о переходе таможенных органов на новые условия службы

Таможенный кодекс

Концептуальный уровень

Разработка концепции модернизации и развития таможенной службы России

Разработка концепции информационно-технической политики ФТС России

Концепция развития Федеральной таможенной службы

Концепция информационно-технической политики ФТС России

Правовой уровень

Модернизация правового обеспечения таможенной деятельности

Целевая программа модернизации правового обеспечения

Технологический уровень

Развитие информационно-технического обеспечения таможенной деятельности

Целевая программа модернизации информационно-технического обеспечения таможенной деятельности

Инфраструктурный уровень

Модернизация таможенной инфраструктуры

Целевая программа модернизации таможенной инфраструктуры

Кадровое обеспечение

Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов

Программа совершенствования подготовки кадров высшей квалификации для таможенных органов

Организация и управление

Модернизация системы управления

Создание, внедрение и развитие системы информационного мониторинга внешнеэкономической и таможенной деятельности


 

Теоретико-методологическую основу принятия системных решений составляют теория и методология системного управления. Изучение теоретических основ системного управления (основ принятия системных решений) в таможенном деле, по существу, является главным содержанием данной темы.

 

1.2 Знания в  системном управлении таможенным  делом

 

Теория и методология системного управления таможенным делом находится на этапе становления. В отдельных НИР и монографиях формируется уровень вербальных моделей и схем представления таможенного дела, разрабатываются методологические подходы к принятию системных решений по организационным и технологическим вопросам. Наименее формализуемым, а соответственно, и разработанным является вопрос формирования таможенной политики. Однако и данное стратегическое направление становится непосредственным объектом системного анализа. Особый интерес в этой связи представляет монографическое исследование вопросов проектирование таможенной политики.

Анализ современных подходов к решению сходных проблем, связанных с повышение эффективности управления сложными системами и процессами, позволяет утверждать, что в стратегической перспективе фундаментальную основу их решения составляет когнитивный (познавательный) подход. В теоретическом плане речь идет, прежде всего, о парадигме формирования знаний для принятия решений и о создании соответствующей метатехнологии управления. В рамках такой метатехнологии знание рассматривается и/или как объект, и/или как инструмент, и/или как результат управления. При этом человек является не только лицом, принимающим решение по целенаправленному использованию знаний и контролю за объектом управления (рисунок 3), но и непосредственным компонентом метатехнологии.



 

 

Рисунок 3-Структурообразующие элементы управления сложными системами и процессами

На прикладном уровне современная тенденция совершенствования управления наиболее отчетливо проявляется в поиске технологий формирования знаний (когнитивная составляющая процесса управления) и их использования (продуктивная составляющая процесса) с учетом реальных систем и процессов, а также потребностей и возможностей лица, принимающего решения.

При принятии системного решения под знанием будет понимать любую структурированную информацию о внешнеэкономической и таможенной деятельности, включая различные модели и закономерности деятельности, а также технологии интеграции знаний.

Применительно к рассматриваемым нами объектам анализа всегда в явном или не явном виде формируется иерархическая система знаний об организационной системе или технологии ВЭД, о единой системе таможенных органов или о технологии таможенной деятельности, а также о системе технологического обеспечения таможенной деятельности или о функционировании такой системы. Это знания о соответствующих реальных системах, технологиях, процессах и, кроме того, о средствах их формирования. В первом случае - это продуктивные знания, во втором -  когнитивные2. Для общего случая структура системы знаний приведена на рисунок 4.


 










 

Рисунок 4-Общая структура знаний:


ВЭД – внешнеэкономическая деятельность

ТД – таможенная деятельность


ФТО – функционирование

 технологического обеспечения

 

1.3 Теоритические  задачи системного управления  таможенной деятельностью

 

Различаются следующие виды системного управления таможенной деятельностью: оперативное, тактической и стратегическое3.

Оперативное управление связано с поиском управляющего решения в сложившейся проблемной ситуации деятельности: поиск  структур-стратегий деятельности в области (p*-P) для условий <a(t)-A, b*-B, c*-C, Eдоп, t>.

Стратегической управление заключается в развитии метатехнологии деятельности – формировании структур-стратегий, обеспечивающих согласованную эволюцию и устойчивое функционирование ЕС ТО на планируемом временном интервале деятельности: поиск структур-стратегий деятельности в области <p*(Tr)-P(Tr)> для условий <a(Tr)-A(Tr), b*-B, c*-C, Eдоп(Tr)>.

Основное содержание процессов системного управления таможенной деятельностью характеризуется следующими составляющими: администрированием и самоорганизацией.

В состав функции администрирования входят следующие основные компоненты: анализ проблемной ситуации, подготовка принятия решения, принятие решения, нормативно-правовое обеспечение решения, контроль реализации решения.

Функции самоорганизации – функция согласования эволюционных процессов вложенных систем и саморазвития ЕС ТО. В общем контексте самоорганизации администрирование рассматривается как командно-распорядительный акт.

Каждый из видов системного управления таможенной деятельностью характеризуется определенным циклом реализации.

Цикл оперативного управления включает: анализ проблемной ситуации, подготовку принятия решения, принятие решения, нормативно-правовое обеспечение решения, корректировку структур-стратегии деятельности, контроль реализации решения.

Цикл тактического управления включает: корректировку требований на планируемом интервале деятельности, определение состава актуальных оптимальных структур-стратегий, выбор структур – стратегий деятельности ЕС ТО на заданном временном интервале, разработку предложений по локальной модернизации ЕС ТО и (или) СТО, планирование оперативно – стратегических мероприятий, контроль реализации оперативно – стратегических мероприятий ( в том числе и при осуществлении оперативного управления ).

Информация о работе Структура и основное содержание системного управления таможенным делом