Планирование в управлении таможенным делом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.
Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 49.37 Кб (Скачать файл)

Введение

Эффективная деятельность любой  системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им. 

Системы управления в таможенных органах имеют своей главной  целью достижение единодействия  всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.

Практика показывает, что  управление без специальных управленческих знаний иногда приводит в таможенных органах к существенным просчетам в оперативно-служебной деятельности, наносит определенный вред в деле обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и защиты ее экономических интересов.

Для того чтобы оптимально организовать выполнение задач и  функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, необходимо знание основных теоретических положений, раскрывающих сущность и содержание управления.

С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Задачи выработки цели, моделирования будущей деятельности по достижению цели, ее программирования реализуются выполнением таких управленческих работ как: определение цели управления; выявление проблемы, мешающей достижению цели; выработка и принятие управленческих решений на достижение поставленной цели; разработка организационного плана реализации принятого решения; согласование разработанного плана; утверждение его старшим начальником.

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (РТУ); тактическом (таможни, таможенные посты).

Планирование деятельности таможенной службы является одной из важнейших тем, необходимых для  развития международной торговли. Актуальность темы данной работы состоит в том, что грамотное и эффективное  планирование направлений деятельности таможенных органов к значительному  увеличению внешнеторгового оборота  и улучшению международной инвестиционной репутации страны.

Объект – изучить планирование в управлении таможенным делом.

Предмет – рассмотреть  планирование в управлении таможенным делом на примере таможенных органов  Российской Федерации.

Целью работы является выявление  особенностей планирования труда таможенного дела. Исходя из цели, выделим следующие задачи: 
- выявить особенности планирования в таможенном деле;

- рассмотреть анализ планирования  деятельности таможенных органов; 
- выявить сущность методики планирования;

- рассмотреть организацию  контроля за исполнением планов;

- предложить мероприятия  по совершенствованию планирования в таможенном деле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты планирования в управлении таможенным делом

    1. Понятие планирования в таможенном деле

Планирование – это одна из составных  частей управления, заключающаяся в  разработке и практическом осуществлении  планов, определяющих будущее состояние  экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Выделяется планирование отдельных сфер деятельности, видов ресурсов, например, производственное планирование, финансовое планирование, социальное планирование. Планирование в директивной форме присуще  централизованно управляемой экономике, где ведущую роль играют государственные  планы. В экономике рыночного  типа более распространено бюджетное  планирование, планирование на уровне компаний, фирм, а также государственное  планирование, которое носит преимущественно  индикативный, ориентирующий характер. В планировании используются как  экономико-математические, балансовые методы, так и экспертные оценки. Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на то органами, лицами1.

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей  их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации  и контроля, ориентировано на выработку  стратегических планов. Процесс стратегического  планирования обеспечивает основу для  управления организацией.

В настоящее время стратегическое планирование заняло своё место в  ряду функций управления предприятием. Во многом оно приобрело новое  содержание, обогатилось за счет синтеза  с гуманизированным подходом. Сегодня, наряду с формальными, количественными  методами, стратегическое планирование использует творческий интуитивный  подход. Не являясь универсальным  способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности организации.

Стратегическое планирование состоит из ряда взаимосвязанных  этапов. Сначала проводится исследование внешней и внутренней среды организации, потом определяются основные ориентиры  фирмы, на следующей ступени, в рамках стратегического анализа, фирма  сравнивает результаты первого и  второе этапов, определяет возможные  варианты стратегий, затем выбирает один из вариантов и формулирует  собственную стратегию, на последнем  этапе фирма подготавливает окончательный  стратегический план, исходя из ранее  проведенных разработок, предложений  нижестоящих уровней2.

Стратегия представляет собой  детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для  того, чтобы помочь организации достичь  своих целей.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности планирования в управлении

таможенным делом

С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Задачи выработки цели, моделирования будущей деятельности по достижению цели, ее программирования реализуются выполнением таких управленческих работ как: определение цели управления; выявление проблемы, мешающей достижению цели; выработка и принятие управленческих решений на достижение поставленной цели; разработка организационного плана реализации принятого решения; согласование разработанного плана; утверждение его старшим начальником.

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (региональное таможенное управление); тактическом (таможни, таможенные посты).

Кроме того оно соответствует  установившимся календарным циклам функционирования таможенной системы  — долгосрочное (от 5 и более лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и текущее (до одного года).

Сам по себе готовый и  утвержденный план еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен. Для этого нужны соответствующие условия —их создает другая функция управления — организация3.

Под организацией понимается основная функция управления, посредством реализации которой и создаются условия для выполнения разработанных в процессе планирования планов. В процессе реализации данной функции субъектом управления создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых решений, в том числе утвержденных планов.

Функция управления "организация" в таможенных органах реализуется  посредством выполнения таких управленческих работ (операций) как постановка задач  по выполнению решений и разработанных планов; организация взаимодействия; подготовка исполнителей, включающая их обучение, а также проведение других мероприятий по всестороннему обеспечению выполнения планов. 

 Под регулированием  следует понимать основную функцию управления, посредством которой возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании.

Реализация функции управления "регулирование" включает исполнение таких управленческих работ (операций) как анализ результатов контроля; принятие решения на регулирование; доведение решений в виде задач до исполнителей; организация регулирования; проведение регулирования; проверка действенности регулирования.

Сущность функции учета  состоит в накоплении, систематизации и первичной обработке информации о текущем состоянии управляемой системы, направлении и темпах ее движения, о достигнутых результатах и переменных проблемах. Для того чтобы определить правильно ли выполняются планы, каковы условия и результаты их выполнения, существует контроль4.

Контроль — это основная функция управления, посредством реализации которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах деятельности подчиненных в тот или иной момент времени. Контроль за реализацией принятых решений направлен на выявление соответствия таможенной деятельности поставленным задачам, своевременное внесение в зависимости от изменений обстановки необходимых коррективов в ранее принятые решения и утвержденные планы

Главной задачей контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и вскрытие причин, их порождающих, а также положительных моментов, дальнейшее развитие которых может послужить существенному повышению эффективности всей деятельности таможенного органа.

Конкретные задачи и методы контроля производны от оперативно-служебной обстановки. Контроль ведется в двух направлениях: с одной стороны, начальник таможенного органа контролирует работу своих заместителей и непосредственно подчиненных начальников отделов, таможенных постов и других структурных подразделений, а с другой — совместно с ними по единому плану проверяет деятельность структурных подразделений.

Для реализации функции "контроль" требуется выполнить такие управленческие работы как определение объектов, сроков, методов контроля; определение исполнителей контроля и их подготовка; подготовка объекта контроля; осуществление контроля; обработка данных контроля и их реализация. Контроль необходим не только при рассмотрении результатов исполнения управленческих решений, но и для анализа и оценки управления в целом.

Все эти функции управления находятся в неразрывной связи  друг с другом и представляют собой единое целое. Таким образом, управление в таможенных органах — это комплексная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации всей оперативно-служебной деятельности, на всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени.

 

    1. Сущность методики планирования

Исходными документами для  планирования деятельности таможенных органов ФТС являются: 

- Таможенный кодекс Таможенного союза; 

- Указы Президента РФ  и постановления Правительства  РФ ; 

- Закон Российской Федерации  "О службе в таможенных органах  РФ"; 

- нормативные и иные  документы вышестоящих таможенных  органов; 

- аналитические материалы,  сформированные по методике анализа  и оценки деятельности таможенных  органов РФ. 

Планирование деятельности таможенного органа включает в себя:

- оценку оперативной обстановки  в регионе деятельности, ее изменения  и динамику; 

- оценку результатов ранее  запланированных и проведенных  мероприятий; 

- определение основных  направлений и задач таможенного  органа на планируемый период; 

- определение основных  организационных, оперативных и  иных мер, необходимых для решения  основных задач, рациональное  распределение и использование  имеющихся сил и средств; 

- определение форм взаимодействия  отдельных подразделений при  выполнении планируемых мероприятий;

- установление конкретных  сроков исполнения мероприятий  и лиц, ответственных за их выполнение5.

Все мероприятия плана  должны соответствовать целевой  установке вводной части и  содержать практические меры, направленные на безусловное выполнение заданий  ФТС России по пополнению доходной части федерального бюджета, совершенствованию  процедур таможенного оформления и  таможенного контроля, усилению правоохранительной деятельности таможенных органов, укреплению кадрового состава подразделений  таможенных органов, наращиванию материально - технической базы и т.д. 

Информация о работе Планирование в управлении таможенным делом