Понятие и особенности государственного управления таможенным делом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть специфику таможенного дела, как объекта управления.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
рассмотреть систему управления таможенным делом;
изучить модели управления таможенным делом;
рассмотреть управление таможенными институтами;
определить понятие и особенности государственного управления таможенным делом
проанализировать особенности таможенного дела в РФ

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...……….3
1. Таможенное дело как объект управления……...............………...…5
1.1 Система управления таможенным делом……………...…………...…5
1.2 Управление таможенными институтами………………………...……8
2. Модели управления таможенным делом…………………………..19
2.1 Теоретическая модель управления таможенным делом………...…..19
2.2 Формализация модели внешнеэкономической и таможенной деятельностью……………………………………………………………..24
3. Понятие и особенности государственного управления таможенным делом………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………4

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 182.53 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………...……….3

1. Таможенное дело как объект управления……...............………...…5

1.1 Система управления таможенным делом……………...…………...…5

1.2 Управление таможенными институтами………………………...……8

2. Модели управления таможенным делом…………………………..19

2.1 Теоретическая модель управления таможенным делом………...…..19

2.2 Формализация модели внешнеэкономической и таможенной деятельностью……………………………………………………………..24 

3. Понятие и особенности государственного управления таможенным делом………………………………………………………28

Заключение……………………………………………………………….38

Список использованной литературы…………………………………40

Приложение………………………………………………………………41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Большие изменения, произошедшие в политической и социально-экономической  жизни современной России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления.

Одной из таких областей является внешнеэкономическая деятельность нашего государства, проводником которой  является таможенное дело и таможенная политика. Они с начала экономических  преобразований, приобретают качественно  иное, более важное значение, становясь  регуляторами и средствами формирования новых экономических отношений  и связей.

 С переходом к рыночной  экономике возникает и постепенно  реализуется новая демократическая  концепция таможенного дела, учитывающая  прогрессивные явления и тенденции  в развитии экономических отношений  в стране и мировой цивилизованный  таможенно-правовой опыт, и соответствующее  ему российское таможенное законодательство.

 Таможенное законодательство  представляет собой один из  наиболее обширных блоков в  системе российского законодательства  и включает в себя нормативные  акты органов государственной  власти различных уровней.

Актуальность  темы заключается в том, что Россия страна с огромным природным и техническим потенциалом к которой приковано внимание всего мира. Огромный товарооборот России определяет возрастание роли и значения таможенного дела и в целом таможенной деятельности как инструмента внешнеэкономической деятельности тесно связанных с внутренней и внешней политикой Российской Федерации.

Цель работы – рассмотреть специфику таможенного дела, как объекта управления.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

  • рассмотреть систему управления таможенным делом;
  • изучить модели управления таможенным делом;
  • рассмотреть управление таможенными институтами;
  • определить понятие и особенности государственного управления таможенным делом
  • проанализировать особенности таможенного дела в РФ

Предмет исследования в представленной работе – таможенное дело, объект исследования – управление таможенным делом.

В ходе исследования использовались учебные пособия по менеджменту, таможенному делу, нормативные акты в области таможенного дела, материалы  интернета (официального сайта ФТС) и др.

 

 

 

 

 

 

1.   Таможенное дело как объект управления

1.1 Система управления таможенным  делом

 

Таможенное дело в явном виде содержит в себе все признаки управляемой  и управляющей систем. В первом случае речь идет об управлении таможенным делом, о системе управления таможенным делом. Во втором — о таможенном деле как институте управления, о системе таможенных методов и средств, о таможенных органах России как инструменте таможенного регулирования и контроля (рисунок 1).

Система управления таможенным делом (СУТД) представляется в данном случае органами управления — субъектом управления и собственно таможенным делом как объектом управления.

 

Рисунок 1 - Таможенное дело в качестве объекта и субъекта управления.1

 

Таможенное дело как  объект управления — это система таможенных институтов, организаций (таможенных органов), процессов (деятельности таможенных органов), таможенных услуг и таможенного персонала. Соответственно, управление таможенным делом — это управление данными объектами.

В силу сложной природы такого явления, как таможенное Дело, наличия различного рода факторов воздействия, синергетических  эффектов, процессов самоорганизации  и саморазвития, однозначно определить субъект — структуру органов управления таможенным делом — достаточно проблематично. В зависимости от принимаемого подхода к структурированию собственно таможенного дела проявляется и адекватная структура органов управления. Если рассматривать процесс структуризации с этапа формирования таможенных институтов и идентифицировать факторы и условия формирования институциональной среды с уровня международных организаций, то в соответствующей иерархии выстраиваются и субъекты управления таможенным делом. Например, начиная с государственного уровня, формируется следующая иерархия: президент, исполнительные, законодательные и судебные органы власти России; ЦА ФТС; РТУ, таможни, таможенные посты, структурные подразделения таможенных органов России.

Таможенное дело как  институт управления также имеет в своем составе две базовые подсистемы: собственно таможенное дело как управляющую подсистему и сферу ВЭД как объект управления.

Таможенное дело как субъект  управления — это институт управления сферой внешнеэкономической деятельности, участниками ВЭД, товарами и транспортными  средствами, перемещаемыми через  таможенную границу — объектами  управления. Такое управление осуществляется в форме таможенного регулирования  и контроля; в объеме административного  регламентирования — это система  таможенного администрирования (СТА).

С позиции теории систем — управление таможенным делом является вложенной системой по отношению к системе таможенного администрирования. Поэтому в широком смысле, управляя таможенным делом, мы регулируем процессы в сфере ВЭД и по каналам обратной связи контролируем полученные результаты. Далее, анализируя их, по мере необходимости, принимаем решения по изменениям собственно в таможенном деле и/или в сфере ВЭД.

В такой постановке речь идет об управлении таможенным администрированием. И, в представленном подходе, такое управление начинается с международного уровня, например с уровня ВТО (Брюссель), содержание которого, в частности, раскрывают такие ключевые документы, как Киотские протоколы и Рамочные стандарты безопасности и содействия торговле. В них отражены единые принципы и процедуры организации и реализации таможенного администрирования для всех администраций мира, подписавших данные документы. Заканчивается такое управление на уровне таможенного инспектора, принимающего в ходе взаимодействия с участниками ВЭД конкретные решения по таможенным вопросам в рамках административных регламентов исполнения государственных функций и регламентов предоставления государственных услуг.

Таможенное дело находится в  процессе непрерывного развития. Это  гармонизированный процесс концептуальных, правовых, организационных, технологических  и иных динамических изменений системно- эволюционного характера.

Основные факторы развития: интеграция российской экономики в мирохозяйственные  связи, перспектива вступления России во Всемирную торговую организацию, масштабы и характер деятельности хозяйствующих  субъектов, идеология всемерного содействия развитию торговой деятельности. Все  это объективно выдвигает в число  приоритетных направлений практическую реализацию новой философии таможенного  дела — «контроль-сервис», предполагающей развитие таможенной службы Российской Федерации для повышения качества таможенных услуг, предоставляемых государству, обществу и участникам внешнеторговой деятельности.

Перспектива развития Федеральной  таможенной службы определяет и существенные изменения в содержании таможенных услуг, в организации и технологиях таможенной деятельности. Наряду с исторически сложившимися традиционными процедурами таможенного регулирования и контроля формируются и внедряются новые таможенные технологии и инструменты: управления рисками, таможенного аудита, информационного взаимодействия с государственными структурами России и с таможенными администрациями других стран, системного анализа внешнеэкономической и таможенной деятельности, управления таможенными услугами в международной цепи поставки товаров, таможенной логистики.

В целом таможенное дело и как  объект, и как субъект управления является открытой, динамично развивающейся  системой, представляет собой сложный  предмет для изучения и требует  соответствующего уровня подготовки специалиста  по таможенному делу.

 

1.2 Управление таможенными  институтами

 

Условия институциональных изменений  таможенных администраций мира наиболее адекватно и последовательно изложены в Киотской конвенции и Рамочных стандартах ВТО (Брюссель). В стратегии Федеральной таможенной службы планируется поэтапное осуществление институциональных изменений на основе требований, содержащихся в данных документах. В конечном итоге ставится задача по созданию новой прочной институциональной платформы на межнациональном уровне, которая позволит активизировать мировую торговлю, повысить уровень ее защищенности от террористических посягательств и увеличить вклад таможенных служб и торговых партнеров в процесс повышения социально-экономического благосостояния государств.2

Основной путь — создание общих  правил взаимодействия для национальных таможенных служб, определение четких единообразных правовых норм для регулирования таможенных процедур в странах — членах ВТО (Брюссель).

Для выполнения этих норм национальные таможенные службы должны быть так  организованы и их деятельность так  скоординирована, чтобы обеспечивалось тесное взаимодействие всех участников ВЭД в странах, подписавших ту или иную конвенцию.3

Основные параметры институциональной  среды таможенных органов первоначально  заложены в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции). Конвенция разработана в целях устранения расхождений в таможенных правилах и процедурах Договаривающихся Сторон, которые могут препятствовать развитию международной торговли и других видов международного обмена.4

В Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли определен фундамент для модернизации таможенных служб мира. В них содержится перечень требований, предъявляемых к таможенным администрациям в новых институциональных условиях (рисунок 2).5

Рисунок 2 - Требования ВТО, предъявляемые к таможенным администрациям

Наряду с указанными требованиями также следует отметить наличие  ряда требований, имеющих ключевое значение для процесса институционализации  таможенных органов России (таблица 16).

 

 Таблица 1 - Требования, имеющие ключевое значение для направления процесса институционализации таможенной службы России

 

 п/п

Направление(сфера) регламентации

Содержание требования

1

Комплексное управление цепью поставок товаров

Таможенная администрация должна следовать комплексным процедурам таможенного контроля, изложенным в Таможенных рекомендациях ВТО по комплексному управлению цепью поставок товаров

2

Право досмотра груза

Таможенная администрация должна иметь право досматривать груз, происходящий из страны, покидающий ее, проходящий транзитом (в том числе остающийся на борту транспортного средства) или переваливаемый на территории страны

3

Использование современных технологий в досмотровом оборудовании

Оборудование для неинтрузивного досмотра (НИД) и обнаружения радиации должно быть в наличии и применяться там, где оно имеется, для проведения досмотров в соответствии с оценкой рисков. Такое оборудование необходимо для оперативного, не прерывающего поток законной торговли досмотра контейнеров или грузов повышенного риска

4

Системы управления рисками

Таможенная администрация должна создать систему управления рисками  с целью выявления потенциально опасных грузов и автоматизировать такую систему. Такая система  должна включать механизм валидации оценок угроз и решений по отслеживанию грузов, а также определения наиболее эффективных методов работы

5

Груз или контейнер повышенного риска

Грузовые или контейнерные отправки повышенного риска — это такие  отправки, по которым недостаточно информации для того, чтобы считать  их отправками низкого риска, отправки, в отношении которых тактическая разведка представила данные, свидетельствующие о них, как об отправках повышенного риска, или отправки, признанные отправками повышенного риска по методике балльной оценки рисков на основе элементов данных, характеризующих безопасность.

6

Предварительная электронная информация

Для того чтобы обеспечить адекватную оценку рисков, таможенная администрация должна своевременно требовать предварительную электронную информацию о грузовых или контейнерных отправках

7

Целевой отбор и коммуникация

Таможенные администрации должны предусмотреть возможность совместного целевого отбора, проверки и использования стандартных наборов критериев целевого отбора, а также создать совместимые механизмы для коммуникаций и/или обмена информацией; эти элементы будут способствовать созданию в будущем системы взаимного признания контроля

8

Показатели эффективности

Таможенным администрациям следует  вести статистическую отчетность, содержащую показатели эффективности, включая, помимо прочего, количество досмотренных партий грузов, количество выделенных в отдельную  подгруппу отгрузок повышенного риска, количество проведенных досмотров отгрузок повышенного риска, количество досмотров отгрузок повышенного риска с использованием технологий НИД, количество досмотров отгрузок повышенного риска с использованием НИД и физических средств, количество досмотров отгрузок повышенного риска с использованием только физических средств, продолжительность таможенного оформления, а также положительные и отрицательные результаты. Эта отчетность должна обобщаться ВТО

9

Оценка безопасности в портах

Таможенная администрация должна сотрудничать с другими компетентными  органами в проведении оценки безопасности перемещения товаров по международной  цепи поставок товаров и считать  своим долгом оперативное устранение выявленных слабых мест

10

Морально- этические качества персонала

Следует поощрять таможенные администрации  и другие компетентные органы к проведению программ по предотвращению фактов несоблюдения сотрудниками морально- этических норм, а также по выявлению таких  фактов и борьбе с ними

11

Досмотр в целях безопасности при  отправке

В целях обеспечения безопасности таможенные администрации по обоснованному  запросу импортирующей страны должны досматривать контейнеры и грузы  повышенного риска при отправке

Информация о работе Понятие и особенности государственного управления таможенным делом