Таможенный тариф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой.
Объект исследования – таможенные тарифы как важнейший инструмент современной торговой политики.
Цель – рассмотреть и проанализировать таможенные тарифы и тенденции их развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность таможенного тарифа………………………………..5
1.1.Таможенно-тарифное регулирование: сущность и характеристика….5
1.2.Понятие, признаки и элементы таможенного тарифа…………………9
1.3.Характеристика закона РФ «О таможенном тарифе»………………..18
Глава 2.Виды таможенных тарифов……………………………………20
2.1.Классификация таможенных тарифов. Дифференцированный
таможенный тариф………………………………………………………….20
2.2.Таможенные тарифы зарубежных стран: Сравнительная
характеристика………………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………36
Библиографический список………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

курсовая Таможенный тариф.docx

— 67.79 Кб (Скачать файл)

Для регулирования внешней  торговли во всех странах мира используются как тарифные, так и нетарифные меры. В соответствии с требованием  Всемирной торговой организации  таможенный тариф должен стать основным инструментом регулирования внешней торговли.

 

Необходимо учитывать, что  основным принципом этой организации  является максимальная либерализация  мировой торговли путем снижения торговых и таможенных пошлин. Также  следует отметить, что самые развитые государства - США, Япония, и, отчасти, Канада - образуют в рамках ВТО так называемый большой квартет. Эти страны, являясь крупнейшими производителями, занимают, соответственно, ведущие места по объемам внешнеторгового оборота. Из этого следует, что необходимо рассмотреть системы внешнеторгового, прежде всего таможенного регулирования крупнейших участников международной торговли.9

 

Таможенный тариф США.

Импортный таможенный тариф  США имеет восьмизначную номенклатуру на основе Гармонизированной системы  описания и кодирования товаров (ГС). Он содержит две колонки ставок пошлины (как адвалорных, так и  специфических). Вторая колонка - это ставки, установленные Законом о тарифе 1930 г. и с тех пор остающиеся неизменными. Эти ставки применяются к товарам, происходящим из стран, которым США не предоставили режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Ими облагался импорт из бывшего СССР, а затем России (до заключения в 1992 г. соглашения о предоставлении РНБ). Эти ставки применялись также (по состоянию на 1992 г.) к товарам Афганистана, Албании, Вьетнама, Камбоджи, КНДР, Кубы, Лаоса, Латвии, Литвы, Монголии, Румынии, Эстонии (данные перечислены в Законе о торговле). Установленные законом ставки составляют, как правило, от 25 до 60 %, но на некоторые товары (например, текстиль) они достигают 90%65.10

 

Первая колонка тарифа включает две подколонки. Первая из них содержит так называемые «общие» ставки, применяемые к странам, которым предоставлен РНБ. Для предоставления этого режима по американским законам не требуется заключения каких-либо особых соглашений, им автоматически пользуются все, не поименованные специально в законе государства. Право России на РНБ в соответствии с поправкой Джексона-Вэника к Закону о торговле 1974г. должно ежегодно подтверждаться, однако президент США внес предложение об отмене данной поправки.

 

Средневзвешенный уровень  применяемых ставок пошлин составляет 3% для сельскохозяйственной и 5% для  промышленной продукции. Для некоторых  категорий товаров (табак, овощи, керамика, бензольные химикаты, текстиль и одежда) уровень средневзвешенных ставок значительно выше (иногда достигает 20%). Самыми высокими пошлинами на практике оказываются специфические. В 1989г. адвалорный эквивалент специфических пошлин на некоторые изделия табачной промышленности достигал 1775%, на какао и изделия из него - 338%, на некоторые виды наручных и настольных часов- 151%66.

 

На определенные виды товаров (сахар, некоторые сорта молока, сливок, тунец, зеленые оливки и т.д.) установлены  тарифные квоты. При ввозе товаров  в пределах этих квот ставки пошлин понижаются на 70-75%.

 

Ввоз молока, масла, некоторых  видов овощей и фруктов, произрастающих в США, облагается сезонными пошлинами. Допускается также временное  понижение и временное увеличение ставок пошлин на некоторые товары, в том числе ввозимые из отдельных  стран (как, например, увеличение пошлин на говядину, консервированные томаты, фруктовые соки - из Европейского Союза (ЕС), на кожаные изделия и машины для обработки информации из Японии).

 

Вторая подколонка первой колонки тарифа содержит преференциальные ставки пошлин, применяемые в соответствии с американской схемой Общей системы преференций (ОСП). США применяют ОСП с 1976г. С 1993 года она охватывает около 4100 товарных позиций по восьмизначной квалификации ГС, ввозимые из 131 развивающейся страны и территории (включая 32 наименее развитых государства).

 

Страна, пользующаяся преференциями, может быть исключена из схемы  ОСП, если она достигла определенного (установленного американским законодательством) уровня ВНП на душу населения, а также, если наблюдается значительный прогресс в ее экономическом развитии и  торговле. Отдельный продукт выводится  из сферы действия преференций, если его поставки из данной страны превышают 50% (иногда - 25%) всего американского  импорта этого товара, или если стоимость импорта превысила  предварительно установленную величину (в 1992г.- 101 млн. долл.)67.

 

Перечень товаров и  стран, подпадающих под режим  ОСП, пересматривается ежегодно.

 

 

Таможенный тариф ЕС.

 Единый таможенный  тариф ЕС ежегодно издается  Комиссией Европейского Союза  в двух вариантах официальное  издание и интегрированное (расширенное)  издание, содержащее более полную  информацию.

 

В основе тарифа с 1 января 1988 г. лежит восьмизначная номенклатура (хххххх - 6 -значный код товара; хх - дополнительная детализация), сформулированная на основе ГС. В интегрированном тарифе номенклатура расширена до 13 знаков. Девятая цифра, обозначенная в едином тарифе звездочкой, зарезервирована для статистических целей отдельных стран-членов ЕС. Цифры 10-13 детализируют тарифные позиции, обеспечивая возможность регулирования импорта отдельных категорий товаров, не заполняющих целиком всю тарифную позицию.

 

Официальное издание тарифа имеет двухколонную структуру. Первая колонка содержит автономные (законодательно установленные) ставки пошлин. Эти ставки являются максимальными и применяются  редко. Пошлины на большинство товаров  составляют от 4 до 25%, хотя обложение  автотранспортных средств достигает 29%,сахара -80%, табачных изделий - 180%. Масличные  семена, корм для скота, некоторые  животные продукты, минеральные продукты (кроме топлива), дерево, резина импортируются  беспошлинно70.

 

Во второй колонке указаны  конвенциональные ставки. Эти ставки применяются к товарам стран, пользующихся РНБ и являющихся членами  ВТО, а также стран, с которыми ЕС заключил соглашение о предоставлении данного режима. Практически ставки РНБ применяются к товарам  любого происхождения. Эти Ставки для  продуктов питания и сельскохозяйственной продукции на 10-13% ниже автономных ставок, а среднеарифметический их уровень  составляет 12,4%. Для остальных товаров  ставки РНБ составляют от 25 до 70% от автономных, а их средний уровень - 6,4% .

 

В интегрированном тарифе приводятся сведения не только о таможенных пошлинах, но и о других регуляторах  внешней торговли. В седьмой колонке  этого тарифа собраны фактически применяемые ставки пошлин: там, где  установлены ставки РНБ, применяются  данные ставки, если же на данный товар  конвенциональной ставки нет, пошлина  взимается по автономной ставке. Ставки РНБ отсутствуют на такие «чувствительные» товары, как мясо, птица, молочные продукты, зерновые, сахар, вино и крахмал71. Кроме  того, в данной колонке отмечены те товары, которые облагаются импортными сборами вместе с таможенными  пошлинами или вместо них. Наконец, данная колонка содержит ставки пошлин, применяемых к товарам, которые  ввозятся в пределах тарифных квот. Пониженные пошлины в рамках таких  квот применяются к крупно рогатому скоту, говядине, некоторым видам рыбы, плодам цитрусовых, некоторым фруктам, фруктовой мякоти и сокам, кофе, бобам какао, срезанным цветам и цветочным бутонам, газетной бумаге в рулонах, текстилю, некоторым ремесленным изделиям их железа и стали, а также цветным металлам. Там же указаны временно пониженные пошлины на ряд товаров из некоторых стран.

 

Тарифные преференции. ЕС имеет шесть схем предоставления преференций. Наиболее общая из них - схема Общей системы преференций (ОСП), предоставляемых развивающимся  странам. Ставки пошлин в ОСП приводятся в восьмой колонке интегрированного тарифа. Происхождение товаров, подпадающих под данную схему, должно соответствовать правилам, определенным соглашением о ОСП, и подтверждаться сертификатом происхождения по форме «А». Необходимо также соблюдение требования прямой отгрузки товара из страны-экспортера ЕС. Таможенными пошлинами не облагаются все произведенные в развивающихся странах промышленные изделия и полуфабрикаты, за исключением некоторых «чувствительных» товаров, выведенных за пределы схемы ОСП (черные металлы, текстиль). Ввоз их ограничивается определенными квотами или может быть предметом ограничений в соответствии с защитной оговоркой (т.е. для защиты национальной экономики). Для 47 наименее развитых стран, а также для Боливии, Колумбии, Эквадора, Перу, Коста-Рики, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа и Панамы некоторые количественные ограничения не применяются, и преференции действуют в расширенном объеме. Зато для Китая и Гонконга ограничения более жесткие.11

 

Таможенно-тарифная политика Японии.

 Японский импортный  таможенный тариф содержит четыре  вида ставок пошлин - общие, временные,  ставки и преференциальные. Общие  ставки являются максимальными  и реже всего используемыми.  Временные ставки установлены  Законом о временных тарифных  мерах. Общие и временные ставки  относятся к категории законодательно  установленных ставок.

 

Уровень их варьируется от 0% до 55%. Сравнительно высок (40-50%) уровень  пошлин на некоторые мясные и молочные продукты, овощи, фрукты, алкогольные  напитки и текстиль. При этом временные  ставки, как правило, ниже общих. Законодательно установленные ставки применяются к импорту из стран, которым не предоставлен РНБ (КНДР, Вьетнам, Непал, Ливан, Андорра, Албания, Экваториальная Гвинея, Ботсвана, Лесото и Свазиленд)75.

 

Ставки ВТО - это ставки пошлин, согласованные на многосторонних торговых переговорах. К товарам  из стран, которые пользуются РНБ, применяются  либо ставки ВТО, либо временные ставки, если они ниже. Средний уровень  ставок с 1992 года составляет 3,4% .

 

В рамках тарифных квот установлены  пошлины на мясной крупный рогатый  скот, сыр для промышленной переработки, патоку для изготовления спирта, изделия, содержащие какао, для изготовления шоколада, томатное пюре и пасту  для изготовления соусов, ананасы  в воздухопроницаемых контейнерах, неденатурированный этиловый спирт для изготовления алкогольных напитков, кожу и кожаную обувь. Устанавливаются сезонные пошлины на апельсины, бананы и грейпфруты. Преференциальные пошлины применяются в рамках системы ОСП. Они затрагивают 77 сельскохозяйственных позиций четырехзначной классификации ГС. Преференции распространяются и на все промышленные товары, за исключением 27 позиций по четырехзначной классификации ГС (нефтяные масла, шелк-сырец, шелковая пряжа, желатин и клей из костей и шкур, шелковые ткани, хлопковая пряжа, хлопковые ткани, одежда и ее принадлежности из кожи, фанера, обувь с резиновыми подошвами и верхом и ее части). Треть аграрных продуктов и большинство промышленных изделий, на которые распространяются преференции, ввозятся беспошлинно76.

 

Японская схема ОСП - одна из самых широких по числу охваченных стран. Она распространяется на 134 государства  и 25 территорий. Все товары из 41 наименее развитых стран ввозятся беспошлинно  без количественных ограничений. Тем  не менее, Япония, в отличие от большинства  западных стран, не предоставила преференций  России, и российские товары облагаются по ставкам РНБ77.

 

С 1 апреля 1993 года японская схема ОСП распространена на Чехию, Словакию и Словению. В 1995 году рассмотрен вопрос о ее распространении на Украину, Белоруссию, Казахстан, Туркменистан, Армению, Грузию, Молдавию, Латвию, Эстонию, Албанию, Македонию.

 

Рассмотренные системы таможенного  регулирования зарубежных стран  дают возможность сделать следующие  принципиальные выводы. В последние  два десятилетия многосторонние торговые переговоры в рамках ГАТТ, завершившиеся созданием ВТО, привели  к существенной либерализации торгово-политического  режима в мировой торговле и таможенной практике.

Обзор конкретной ситуации (таможенных режимов отдельных стран, различных барьеров на путях важнейших  торговых потоков, а также модификация  самих средств регулирования  торговли) показывает, что за средними величинами, которыми охотно оперируют  исследователи и международные  организации, скрываются существенные ограничения, разноплановые и разнохарактерные, начиная с высоких ставок пошлин на отдельные товары и кончая многочисленными  нетарифными ограничениями, появившимися именно в последние два десятилетия, а также системой раздела рынков, осуществляемой посредством деловой ограничительной практики. Все это свидетельствует о серьезных препятствиях, часто дискриминационного характера, которые продолжают использоваться многими, в первую очередь крупнейшими торговыми странами - Соединенными Штатами и Европейским Союзом. Все это необходимо четко представлять при изучении в критическом использовании зарубежного опыта таможенной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Данная курсовая работа была посвящена раскрытию основных вопросов в сфере таможенно-тарифной политики Российской Федерации.

    Были рассмотрены основные признаки , элементы  и виды таможенного тарифа, дана характеристика  нормативной базы таможенного тарифа, раскрыта сущность таможенного тарифа и его значение  в таможенно- тарифной политике  Российской  Федерации. Также кратко рассмотрены таможенные тарифы развитых зарубежных стран.

   Значение таможенно- тарифного регулирования на современном этапе велико. В нем важнейшая роль отводится Закону "О таможенном тарифе", в котором устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу России.

    Таможенный тариф регулирует и поддерживает отечественного производителя, а также защищает интересы российской экономики. Благодаря таможенному тарифу РФ должна изменять структуру импорта товаров, вследствие чего должна создаваться развитую, рыночную экономику, с преобладанием производства готовой продукции и использованием современных технологий.

Информация о работе Таможенный тариф