Таможенный тариф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой.
Объект исследования – таможенные тарифы как важнейший инструмент современной торговой политики.
Цель – рассмотреть и проанализировать таможенные тарифы и тенденции их развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность таможенного тарифа………………………………..5
1.1.Таможенно-тарифное регулирование: сущность и характеристика….5
1.2.Понятие, признаки и элементы таможенного тарифа…………………9
1.3.Характеристика закона РФ «О таможенном тарифе»………………..18
Глава 2.Виды таможенных тарифов……………………………………20
2.1.Классификация таможенных тарифов. Дифференцированный
таможенный тариф………………………………………………………….20
2.2.Таможенные тарифы зарубежных стран: Сравнительная
характеристика………………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………36
Библиографический список………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

курсовая Таможенный тариф.docx

— 67.79 Кб (Скачать файл)

Закон состоит из 7 разделов и включает 38 статей. Все они так или иначе связаны с процедурой обложения таможенными пошлинами товаров, перемещаемых через таможенную границу. Структура Закона воспроизводит основные элементы таможенно-тарифной системы:

раздел 1 - общие положения: понятийный инструментарий, порядок  установления и виды ставок таможенных пошлин;

раздел 2 - сезонные и особые пошлины;

раздел 3 - таможенная стоимость  как база таможенного налогообложения;

раздел 4 - методы определения  таможенной стоимости и порядок  их применения;

раздел 5 - установление страны происхождения товара;

раздел 6 - тарифные льготы;

раздел 7 - приоритет норм, содержащихся в международных договорах  и соглашениях с участием Российской Федерации.6

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды таможенных тарифов.

2.1. Классификация таможенных тарифов. Дифференцированный таможенный тариф.

 

 

     Таможенные  тарифы классифицируются по различным  признакам: характеру происхождения,  направлениям, количеству ставок  для одного товара, методу исчисления, времени действия.7

 

     Прежде  всего,  тарифы делятся на простые и сложные. Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Данный тариф не предусматривает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке.

 

     Сложный тариф  предполагает определение  по  каждому товару двух и более   ставок таможенных пошлин.

 

     Сложный таможенный  тариф наиболее часто  используется  во внешнеторговой политике государств, так как позволяет  оказывать  давление на одни страны, облагая  их товары более высокими пошлинами,  или предоставлять льготы другим  государствам, развивая более тесное  экономическое сотрудничество. Общее  число товарной продукции в  тарифах развитых стран составляет  около трёх тысяч. Причём каждая  товарная позиция обычно содержит  более мелкие позиции, позволяя, таким образом, увеличивать число  товаров, облагаемых таможенными  пошлинами.

 

    Автономный  –  таможенный тариф, который вводится, изменяется и отменяется государством  в автономном режиме, т.е. без  согласования с другими государствами  или союзами других государств. Особенности: 

 

    1) решение об  отводе и вводе  принимается  государством самостоятельно в  соответствии с теми полномочиями, которыми государство обладает  как носитель таможенного суверенитета;

 

    2) правовая база  такого тарифа – исключительно  национальные нормативно-правовые  документы; 

 

    3) государство  в этом случае присоединяется  к международным соглашениям  по вопросам предоставления тарифных  преференций и другим проблемам  тарифного регулирования; 

 

    4) решение о  введении каких-либо ставок или  видов пошлин принимают уполномоченные  органы государства без каких-либо  консультаций с уполномоченными  органами стран-внешнеторговых партнеров;

 

    5) такой тариф  часто являлся  способом реализации  внешнеторговой политики – протекционизма  в области внешней торговли;

 

    6) этот тариф  часто применялся  в условиях  недостаточной открытости национальной  экономики отдельных стран, которые  характеризовались реализацией  курса на эк. замкнутость или закрытость.

 

    Конвенционный  – таможенный тариф в рамках которого решение по использованию тарифных инструментов принимается (полностью или частично) на основе соглашений с другими странами или союзами других государств. Конвенционный – систематизированный перечень ставок таможенных пошлин, которые вводятся, изменяются или отменяются на основе соглашений с другими странами-внешнеторговыми партнерами. В этом тарифе определенную долю занимают ставки таможенных пошлин, которые согласованы с другими государствами-внешнеторговыми партнерами. В отдельных случаях согласованные ставки могут быть установлены на более низком уровне, чем ставки пошлин с третьими странами. Одним из примеров введения и использования конвенционного тарифа является единый таможенный тариф государств, входящих в таможенный союз или стран экономического союза[9].

 

    Интегрированный  тариф – таможенный тариф,  который кроме информации собственно  тарифного характера содержит  сведения о применении других  инструментов государственного  регулирования экспорта или импорта  конкретные товары на национальную  или единую таможенную территорию. Этот тариф содержит:

 

    1) обычно известную  информацию собственно тарифного  характера (код товара, наименование, единицы измерения, одна или  несколько ставок ввозных или  вывозных пошлин);

 

    2) может содержать  ставки сезонных пошлин (только  на товары сезонного характера); ставки особых пошлин, если на  данный товар введены антидемпинговые,  компенсационные или специальные  пошлины;

 

    3) может быть  указано наличие или отсутствие  тарифной квоты, введенной группой  государств для какого-либо товара (группы товаров) на определенный период времени.

 

    Запретительный  таможенный тариф – тариф,  который применяется рядом государств в целях ограничения или даже полного экономического запрета ввоза или вывоза товара на таможенную территорию страны. Обычно применяется для жесткого ограничения масштаба ввоза импорта иностранного товара на территорию страны. Отсутствует формальный запрет или количественные ограничения на ввоз или вывоз товаров. Инструментом ограничения ввоза (вывоза) товаров является исключительно только таможенная пошлина соответствующего вида и ставки. Этот тариф обычно является автономным, поэтому выбор видов и ставок пошлин, а также их изменение Правительство выполняет без каких-либо консультаций с государствами-контрагентами. Полный запрет импорта  отдельных товаров государство осуществляет с помощью системы жестких защитных тарифных мер. При этом их защитный эффект усиливается за счет одновременного использования косвенных налогов, база для формирования которых включает в качестве элемента применяемые таможенные пошлины.  Этот тариф государство может применять в сочетании с мерами нетарифного регулирования, включая меры количественного ограничения ввоза (вывоза) товара (контингентирование, квотирование). Это высокая  средненоминальная и средневзвешенная ставка таможенных пошлин[9].

 

      Использование  этого тарифа уменьшает  ценовую  конкурентоспособность иностранного  товара за счет увеличения  величины косвенных налогов, которыми  облагается импортный товар, а  также торговых наценок в оптовой  и розничной торговле. В результате  применения этого тарифа резко  уменьшается ценовая  конкурентоспособность  импортного товара на внутреннем  рынке или экспорта товара  на любых секторах мирового  рынка. 

 

    По  виду внешнеторговых  операций различают: импортный  и экспортный тариф.

 

    Импортный тариф – который применяется для регулирования объема и структуры ввоза иностранных товаров на коммерческих условиях. В России эти товары ввозятся на условиях режима выпуска для внутреннего потребления.

 

    Экспортный тариф – который государство применяет для регулирования объема и структуры вывоза отечественных товаров в коммерческом режиме.

 

    По  количеству  ставок различают: одноколонный, двухколонный, многоколонный.

 

    Одноколонный  – таможенный тариф, который  государство для тарифного регулирования  внешней торговли применяет только  одну ставку пошлины для регулирования  ввоза (вывоза) товаров. Считается,  что этот тариф является простым  тарифом. В этом тарифе государство  применяет одну (единственную) ставку  пошлины для таможенного обложения  товаров. Поэтому тариф содержит  только одну колонку ставок  ввозных (вывозных) пошлин. Этот тариф  не дает возможности государству  дифференцировать ставки ввозных  (вывозных) пошлин с учетом конкретных  особенностей торгово-экономических  отношений с отдельными странами, группами стран. В рамках этого  тарифа государство лишено возможности  использовать некоторые виды  таможенных пошлин для защиты  внутреннего рынка (сезонные пошлины,  тарифные квоты и контингенты). При этом тарифе невозможно  применять тарифные преференции.  При этом тарифе государство  не может вводить тарифные  льготы при импорте отдельных  товаров. 

 

    Двухколонный (двойной  тариф) – таможенный тариф,  в рамках которого государство  предусматривает использование  2-х различных ставок таможенных  пошлин. Этот тариф обычно относят  к типу сложных таможенных  тарифов. Этот тариф предусматривает  введение только 2 ставок ввозные  (вывозные) таможенные пошлины. Порядок  введения таких ставок, их изменение, критерии ввода или отмены определяется национальным таможенным законодательством или нормативными документами Правительства каждой страны. Двойной тариф содержит 2 уровня или размера ставок пошлин, которыми облагается один и тот же товар. 1 уровень – минимальные ставки ввозных (вывозных) пошлин; 2 уровень – генеральные (максимальные) ставки таможенных пошлин. Этот тариф дает возможность в ограничительных размерах дифференцировать внешнеторговую политику государства. Применение этого тарифа (в ограничительных масштабах) дает возможность государству-импортеру вступать в таможенный союз или подписывать соглашения о создании межгосударственной зоны свободной торговли.

 

    Многоколонный  тариф. К многоколонным обычно относят тарифы, которые содержат более 2 ставок таможенных пошлин. Этот тариф может содержать ставки таможенных пошлин  и другие инструменты тарифного регулирования, которые являются автономными, а другие – конвенционными или договорными. Этот тариф содержит как минимум 3 уровня ставок таможенных пошлин. 1уровень – базовые ставки таможенного тарифа. Применяются в торговле с другими государствами или союзами государств, с которыми подписаны соглашения о взаимном предоставлении РНБ. Эти ставки являются средними по величине. 2уровень – генеральные ставки (максимальные). Самые высокие по величине. Устанавливаются через введение коэффициента корректировки базовых ставок пошлин. Обычно в качестве такого критерия корректировки используются 2 обстоятельства: наличие или отсутствие РНБ; доказанность страны происхождения товара, с помощью предоставления необходим. сертификатов (в РФ – формы А и форма СТ1). 3уровень – преференциальные ставки (более низкие чем базовая ставка). Обычно преференциальные ставки применяются в соответствии с общей системой преференций, которая была введена в начале 70-х гг. прошлого века на основе решения Генеральной ассамблеи ООН. Система этих преференций является элементом широкой программы мер по оказанию экономической помощи развивающимся и наименее развитым странам. В соответствии с общей системой рекомендовано применять пониженные ставки ввозных пошлин для товаров, которые импортируются из развивающихся стран (в размере 50% от базовой ставки); для товаров, которые импортируются из наименее развитых государств. Общей системой рекомендовано импортировать их товары на условиях беспошлинной торговли; рекомендовано развитым государствам с нулевой ставкой ввозных пошлин.

 

    Тарный  таможенный  тариф. Объект ввоза – ввозимая  тара; вывозимая тара за пределы  таможенной территории страны. Тариф  может применяться только при  условии перемещения товара через  таможенную границу. Тариф может  применяться по отношению только  к порожней таре (т.е. пустая). Тариф применяется в том случае, если тара не облагается пошлинами вместе с товаром. Возвратная тара – которая должна возвращаться экспортеру. К таре могут относиться следующие объекты: грузовые контейнеры; ж/д вагоны и платформы; грузовые автомобили; морские суда; транспортные самолеты. Критерии дифференциации определяет Правительство страны (грузоподъемность, способ перемещения, экологические характеристикии т.д.). Правительством страны может приниматься решение 1) о полной отмене тарной пошлины; 2) об увеличении такой пошлины; 3) о ее снижении, в том числе на заранее указанный период времени. 8

 

    Транзитный  таможенный  тариф – совокупность таможенных  пошлин для обложения товара  и транспортных средств, перемещаемых  чрез таможенную территорию одной  страны в процессе их движения. Тариф включает следующие элементы: перечень товаров, перемещаемых  через таможенную территорию страны в режиме транзита; ставки таможенных пошлин, которые применяет государство для обложения ввозимых транзитных товаров; виды транзитных таможенных пошлин; совокупность условий применения транзитных пошлин и транзитного тарифа. Транзитный тариф применяется только по отношению к иностранным товарам и транспортным средствам, пересекающим таможенную территорию страны в рамках таможенного режима международного транзит. Эти товары оформляются с помощью специальных транзитных документов, подтверждающих факт невозврата этих товаров на таможенную территорию страны.

 

    Так же в  России действует дифференцированный таможенный тариф, он позволяет отдавать предпочтение определенным товарам или не пропускать их в зависимости от того, в какой стране они изготовлены. Таможенный тариф обычно имеет несколько ставок пошлин на один и тот же товар (их называют соответственно двухколонными, трехколонными и т. д.), поскольку многие страны применяют дифференцированные ставки на товары, импортируемые из государств — участников региональных экономических объединений, развивающихся государств и государств, на которые распространяется и не распространяется режим наибольшего благоприятствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Таможенно-тарифная политика зарубежных стран.

 

Информация о работе Таможенный тариф