Таможенные органы как субъекты обеспечения экономической безопасности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Целью научно-исследовательской работы является исследование таможенных органов как субъекта правоохранительной деятельности, и выявить наиболее важные вопросы и направления дальнейшего развития оперативно-розыскной деятельности таможенных органов в обеспечении экономической безопасности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, признаки и задачи правоохранительной деятельности таможенных органов;
- исследовать механизм осуществления данной деятельности таможенных органов;
- изучить тенденции развития оперативно-розыскных функции таможенных подразделений на современном этапе;
- указать на проблемные вопросы темы исследования и проследить возможные пути их разрешения.
.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ………………………………………………………………...6
1.1. Таможенные органы как субъекты обеспечения экономической безопасности государства……………………………………………………….
1.2. Важнейшие задачи, приоритетные направления таможенной службы в деле обеспечения экономических интересов государства……………………11
1.3.Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов: правовая основа и принципы………………………………………………………………18
2. АНАЛИЗ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАКТИКИ В ОТРАЖЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………………….26
2.1. Деятельность таможенных органов Российской Федерации в правоохранительной сфере на современном этапе……………………………26
2.2. Анализ динамики таможенных правонарушений в экономической сфере и роли таможенных платежей в структуре доходов федерального бюджета………………………………………………………………………..…31
2.3.Направления совершенствования оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности……………………………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………47
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………50

Файлы: 1 файл

rabota.docx

— 265.58 Кб (Скачать файл)

Снижение доходов федерального бюджета от взимания вывозных таможенных пошлин в планируемом бюджетном периоде обусловлено следующими факторами: [5, С. 12].

  • уменьшением средневзвешенных ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую (с 385,49 до 361,75 долларов США за тонну), на нефть сырую с прочих месторождений Восточной Сибири (с 182,48 до 167,23 долларов США за тонну), с месторождений Северного Каспия (с 189,16 до 167,19 долларов США за тонну) — на 138 327,3 млн рублей;

  • снижением предельного коэффициента при расчете ставки на нефть сырую с 65% до 60% — 119 493,5 млн рублей;

  • уменьшением средневзвешенных ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, в результате изменения среднегодовой цены на нефть марки «Юралс» со 108 до 100 долларов США за баррель — 74 764,0 млн рублей;

  • снижением облагаемых объемов экспорта товаров, выработанных из нефти, — на 47 688,1 млн рублей.

Постоянное колебание цен на нефть и значительный удельный вес доходов от экспорта сырья в структуре доходов федерального бюджета обусловливают необходимость пересмотра методологии формирования доходной части бюджета в двух направлениях. Во-первых, осуществленный несколько лет назад переход к трехлетнему периоду бюджетного планирования позволяет в границах одного года манипулировать бюджетными показателями (в том числе и в зависимости от изменения цен на нефть) и, таким образом, бюджет рассматривается даже не в текущем, а в оперативном режиме, что существенно искажает его стратегическую направленность. Во-вторых, видится целесообразным при формировании доходной части бюджета использование средней сложившейся за последние годы цены на нефть в целях недопущения значительных колебаний в показателях доходов, а соответственно, и необходимости корректировки расходных показателей бюджета. В тоже время при разработке возможных сценариев в рамках долгосрочного бюджетного планирования и тестирования бюджетной стабильности в условиях зависимости от сырьевого сектора должны учитываться не только изменения цен на нефть, но и такая долгосрочная тенденция, как стагнация объемов добычи нефти [5, С. 13].

С позиции эффективности бюджетной политики необходимо решение проблемы обеспечения долгосрочной бюджетной устойчивости и снижения зависимости доходов бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры. В перспективе следует перейти к практике ограничения объема используемых нефтегазовых доходов путем установления «цены отсечения», то есть цены на нефть, при превышении которой доходы нельзя использовать на расходы, а нужно сберегать. Такой подход будет способствовать более быстрому осуществлению бюджетной консолидации и достижению сбалансированного, устойчивого бюджета [5, С. 14].

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в условиях значительного колебания показателей доходности бюджета в зависимости от результатов внешнеэкономической деятельности, приоритетным направлением финансовой политики государства является не только решение проблем бюджетно-налогового регулирования, но и повышение эффективности таможенной политики. Дополнительные возможности увеличения доходной части федерального бюджета позволят успешно решать задачи макроэкономической стабильности и интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.

 

 

 

 

 

2.3.Направления совершенствования  оперативно-розыскной деятельности  таможенных органов Российской  Федерации по обеспечению экономической  безопасности

 

Таможенная служба современной России была создана 25 октября 1991 года. В Указе Президента РСФСР, которым была образована российская таможенная служба, утверждались основные цели ее создания: «В целях обеспечения экономической основы суверенитета и государственной безопасности Российской Федерации образовать Государственный таможенный комитет РСФСР». Сложность задачи формирования современной российской таможни обусловливалась, прежде всего тем, что в связи с распадом СССР России досталось 20 % действующих таможен, тогда как доля товарооборота во внешней торговле превышала 50 процентов.

За прошедшие годы сделано немало. Тем не менее, действующая в РФ таможенная система нуждается в поэтапном совершенствовании.

Переход Российской Федерации на инновационный принцип развития экономики, формирование благоприятных перспектив эффективной интеграции РФ в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности формируют предпосылки для совершенствования таможенной деятельности и разработки стратегии развития таможенной службы РФ на долгосрочную перспективу.

Следует отметить, что в настоящее время экономика России по степени открытости достигла уровня развитых стран Западной Европы. Однако будучи слабо интегрированной в международное разделение труда она все больше приобретает черты периферийной экономики, ориентированной на экспорт топлива и сырья и импорт высокотехнологичной машиностроительной продукции и готовых потребительских товаров. Поэтому проблемы импортной зависимости и сырьевой ориентации экспорта продолжают оставаться весьма острыми, а исследование этих проблем актуальными.

Для обеспечения выгодной интеграции России в международное экономическое пространство требуется поиск новых подходов к исполнению возложенных на таможенную службу функций, что включает в себя расширение взаимодействия таможенных органов с деловыми кругами, совершенствование порядка информирования и консультирования участников ВЭД по вопросам таможенного дела и дальнейшее развитие партнерских взаимоотношений с ними, формирование нормального делового климата в России. Кроме того, обеспечению безопасности способствует повышение эффективности таможенного контроля товаров и транспортных средств посредством развития экспертно-криминалистической службы, совершенствование ее методической и материально-технической базы, внедрение новых экспертно-исследовательских технологий [13, С. 59].

Для достижения качественно нового уровня таможенного администрирования, соответствующего возрастающему объему и многообразию внешнеторговой деятельности России, международной практике таможенного дела, проводится кардинальная модернизация информационной системы ФТС России и техническое переоснащение таможенных органов, а также реализация положений концепции информационно-технической политики ФТС России и концепции построения ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России.

В связи с вышесказанным существует необходимость в разработке таможенно-тарифной системы, позволяющей создать условия для промышленного подъема в России. В современных условиях таможенно-тарифное регулирование внешней торговли играет исключительно важную роль в торгово-политическом механизме, поскольку оно применяется в целях защиты национальной экономики, выполнения международных обязательств, поддержания стабильности международной торговой системы. Поэтому эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности РФ, защите ее экономических интересов [14, С. 58].

Таможенно-тарифная политика России должна корректироваться в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями, становясь при этом более гибкой и приспособленной к современной экономической ситуации, и особенно это актуально в связи с вступлением России в ВТО, что имеет для нашей страны важное политическое и социально-экономическое значение [9, С. 64].

Развитие таможенной политики в деле обеспечения экономической безопасности страны предполагает проведение трех групп важнейших мероприятий: [20, С. 12]

  • совершенствование нормативной правовой базы, определяющей полномочия и регламентирующей деятельность в таможенном пространстве страны, а также устанавливающей ответственность за нанесение ущерба ее национальным интересам;
  • разработка и реализация государственных целевых комплексных программ, укрепляющих экономическую безопасность страны;
  • прогнозирование развития обстановки, выработка и реализация мер по рационализации механизма деятельности общегосударственных и других органов исполнительной власти в таможенном пространстве.

В последнее десятилетие деятельность таможенной системы России в большей степени ориентирована на выполнение фискальной (тактической) функции в ущерб стратегической функции по обеспечению экономической безопасности. В фискальной системе государства таможенные платежи выступают как устойчивая и в тоже время специфическая группа поступлений. С одной стороны, они отождествляемы с налоговыми платежами (в частности с косвенными налогами), как по истории возникновения, так и по механизму изъятия. С другой стороны, в отличие от налогов таможенные платежи носят четко выраженный конъюнктурный характер, что не свойственно налогам [20, С. 15].

Динамика экспорта и импорта России в 2004-2012 гг., трлн. руб. (в ценах 2012 г.)

Существующие противоречия между необходимостью формирования доходов государства и потребностями экономического развития являются следствием того, что до сих пор не разработана научная концепция места таможенных пошлин в системе экономических отношений, в их применении отсутствует системность, не расставлены нужные акценты при определении величины таможенных пошлин и уровня их дифференциации.

Зависимость доходной части федерального бюджета России от внешнеэкономической деятельности на 30–40% (из них 80% за счет вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты) высвечивает серьезные проблемы, как в налогово-бюджетной политике, так и в таможенном механизме. В связи с этим видится необходимым проведение более детального анализа конъюнктурной составляющей в механизме формирования доходов федерального бюджета как с позиции анализа динамики объемов таможенных платежей и их структуры, так и с позиции факторов, оказывающих влияние на эти процессы.

Чтобы соответствовать требованиям ВТО, России придется серьезно снижать импортные пошлины на сельскохозяйственную продукцию, лекарства, продукцию машиностроения, промышленные самолеты, а на высокотехнологичное оборудование — обнулять.

Таким образом, вступление в ВТО способствует сокращению таможенных доходов [17, С. 9].

С позиции повышения эффективности таможенного механизма, представляется необходимым усиление его стимулирующей функции, направленное на развитие экономики страны, создание благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности при сбалансированном использовании методов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Стимулирующие воздействие таможенного механизма на экономику, в том числе в обеспечении фискальных задач и пополнении доходов федерального бюджета, может быть реализовано за счет оптимизации комплекса методов и инструментов таможенного механизма:

  • совершенствования практики планирования и прогнозирования таможенных платежей, в частности, переход в прогнозировании доходов от экспорта сырья с метода «от достигнутого» к многофакторному анализу и планированию, учитывающему не только количественные составляющие (цены на сырье, курс иностранной валюты, натуральный объем экспорта, ставки таможенных платежей, льготы и преференции), но и качественные характеристики (политические риски, изменение нормативно-правовой базы и т.д.);

  • повышения результативности финансового контроля (контроля за полнотой и своевременностью уплаты таможенных платежей, контроля таможенной стоимости с целью снижения потерь от недостоверного декларирования, проверки правомерности применения налогоплательщиком нулевой ставки НДС при экспорте товаров), в том числе за счет усиления взаимодействия таможенных и налоговых органов;

  • активизации применения элементов риск-менеджмента с учетом факторов риска внутренней и внешней среды: рисков системы таможенных органов (профессиональная компетентность сотрудников, надежность технической системы таможенной инфраструктуры) и рисков, вязанных с поведением участников внешнеэкономической деятельности (соблюдение таможенного законодательства и финансовая устойчивость участников ВЭД).

Сегодня необходимо активнее внедрять в работу ведомства современные системы электронного документооборота и декларирования грузов, оснащать пункты пропуска новейшим оборудованием, готовить квалифицированных специалистов.

Предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности таможенных органов РФ в сфере экономической безопасности сводятся к следующему:

  1. Объединение таможенных территорий ряда государств СНГ в единую таможенную территорию и перенос таможенного контроля на внешние границы обусловили необходимость крупных изменений в существующих правовых нормах.
  2. Серьезным изменениям должны быть подвергнуты все составные части государственно-правового регулирования межгосударственных отношений в рамках единого экономического пространства.

Предстоит на практике реализовать заложенную в Таможенном кодексе концепцию оценки и управления рисками. Для эффективного таможенного контроля представляется необходимым усилить координацию работы, оперативное взаимодействие с другими государственными органами.

В связи с вступлением России в ВТО правительству страны необходимо разработать научно-обоснованную концепцию социально-экономического развития страны в целом, план-проект вступления России в ВТО с оценкой последствий нашего участия в этой организации, а также более совершенную таможенно-тарифную систему, разработанную с учетом национальных интересов страны и способствующую повышению уровня экономической безопасности России.

От эффективности деятельности таможенных органов существенно зависит эффективность обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследование роли и места оперативно-розыскной деятельности таможенных органов в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что экономическая безопасность страны обеспечивается, прежде всего, эффективностью государственного управления экономикой. Успех в достижении целей социально-экономической политики и стратегии обеспечения национальной экономической безопасности обусловлен функционирующей системой общественных отношений, совокупностью материальных и духовных ценностей, представлениями о возможностях и путях реализации наиболее важных интересов жизнедеятельности. Это не означает абсолютной защищенности от заранее определенной угрозы (совокупности угроз) экономическим интересам, но предполагает возможность оценки вероятности наступления угрожающего события или изменения состояния жизнедеятельности, а также тяжести их последствий.

Информация о работе Таможенные органы как субъекты обеспечения экономической безопасности государства