Таможенные органы как субъекты обеспечения экономической безопасности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Целью научно-исследовательской работы является исследование таможенных органов как субъекта правоохранительной деятельности, и выявить наиболее важные вопросы и направления дальнейшего развития оперативно-розыскной деятельности таможенных органов в обеспечении экономической безопасности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, признаки и задачи правоохранительной деятельности таможенных органов;
- исследовать механизм осуществления данной деятельности таможенных органов;
- изучить тенденции развития оперативно-розыскных функции таможенных подразделений на современном этапе;
- указать на проблемные вопросы темы исследования и проследить возможные пути их разрешения.
.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ………………………………………………………………...6
1.1. Таможенные органы как субъекты обеспечения экономической безопасности государства……………………………………………………….
1.2. Важнейшие задачи, приоритетные направления таможенной службы в деле обеспечения экономических интересов государства……………………11
1.3.Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов: правовая основа и принципы………………………………………………………………18
2. АНАЛИЗ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАКТИКИ В ОТРАЖЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………………….26
2.1. Деятельность таможенных органов Российской Федерации в правоохранительной сфере на современном этапе……………………………26
2.2. Анализ динамики таможенных правонарушений в экономической сфере и роли таможенных платежей в структуре доходов федерального бюджета………………………………………………………………………..…31
2.3.Направления совершенствования оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности……………………………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………47
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………50

Файлы: 1 файл

rabota.docx

— 265.58 Кб (Скачать файл)

Пресечение незаконного перемещения запрещенных и опасных товаров непосредственно на государственной границе позволит минимизировать угрозы, связанные с проникновением этих товаров на территорию страны, предотвратить негативные последствия их распространения. Именно поэтому необходимость обеспечения безопасности непосредственно на Государственной границе РФ в Концепции развития таможенных органов (утв. распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р) определена важным направлением их деятельности [140, С. 55].

Снижению угроз в сфере пограничной безопасности будет способствовать реализация разработанной ФТС России на перспективу до 2020 года Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе РФ. Данная Концепция предусматривает широкий комплекс мероприятий: развитие и совершенствование таможенной инфраструктуры, модернизацию системы таможенного оформления и таможенного контроля, оптимизацию количества и специализацию пунктов пропуска через государственную границу, реализация которых создаст условия для повышения эффективности деятельности таможенных органов в приграничных субъектах РФ в борьбе с таможенными правонарушениями и коррупционными проявлениями и в целом позволит снизить уровень криминогенности внешнеэкономической деятельности [12, С. 35].

Большую роль в данном процессе играет техническая оснащенность пунктов пропуска через Государственную границу РФ. В связи с этим ФТС России принят Приказ от 31.10.2008 N 1349 «Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации», который установил требования к оснащению таможенных органов комплексом технических средств: досмотровой рентгенотелевизионной техникой, металлодетекторами, техническими средствами для таможенного досмотра (диагностики) - и возможность применения иных форм таможенного контроля (средств поиска, технических и химических средств идентификации и др.)

Реализация принципов единства и централизации таможенного дела обеспечивается единством территории, таможенной политики, единством таможенной границы, таможенного права, единой организацией и осуществлением таможенной деятельности. Исходя из этого, все таможенные органы являются федеральными органами, служащие — федеральными служащими, имущество — федеральной собственностью, а нормы таможенного права – федеральными нормами.

В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности только эффективная таможенная система, отвечающая мировым стандартам, может стать определяющим фактором для интеграции российской экономики в мировую. Таким образом, формирование таможенной политики должно служить основным инструментом отражения угроз экономической безопасности России.

 

    1. Важнейшие задачи, приоритетные направления таможенной службы в деле обеспечения экономических интересов государства

 

Национальные экономические интересы ложатся в основу проводимой государством экономической политики, важной составной частью которой является обеспечение экономической безопасности. Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе — одному из базовых институтов государственного регулирования экономических и правовых отношений [15, С. 55].

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ) является органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ. ФТС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями. ФТС России решает возложенные на нее задачи непосредственно и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории, подведомственные ФТС России учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации. Основными задачами ФТС России являются:

  • участие в разработке таможенной политики РФ и реализация этой политики;
  • обеспечение экономической безопасности, единства таможенной территории РФ, защита экономических интересов страны;
  • организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности и законодательства по таможенному делу;
  • обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам [18, С. 41].

Таможенное государственно-правовое регулирование как неотъемлемая часть экономической политики государства зависит от общих целей государственного и экономического развития, от общей экономической стратегии государства. Таможенное регулирование предполагает использование целого спектра способов, методов, приемов регулирования, обусловленных динамичной по своей природе и характеру таможенной политикой и способных только в совокупности, в органическом единстве и взаимодействии, обеспечить должный эффект в процессе осуществления таможенного дела.

Приоритетной задачей таможенных органов является обеспечение экономической безопасности государства как важнейшей составляющей национальной безопасности. Таможенное дело, таможенная политика находятся в прямой зависимости от экономических интересов государства, обеспечивая реализацию государственной экономической и торговой политики [18, С. 42].

Таможенная политика является составной частью общей государственной политики России. В ее основе лежат цель, задачи, принципы, основные направления и механизм обеспечения экономической безопасности страны.

В таблице (Приложение 1) приведено обоснование взаимосвязи стратегических целей ФТС России и целей социально-экономического развития РФ. Достижение стратегических целей ФТС России обеспечено решением тактических задач, соответствующих сфере деятельности и функциям таможенных органов, установленных в соответствии с законодательством РФ [3, С. 1].

Таможенная политика формируется на основе правовых норм Конституции, законов и других нормативных правовых актов органов государственной власти, общепризнанных принципов и норм международного права. Она реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений (организаций) и граждан в соответствии с их правовыми полномочиями в таможенной сфере.

Основными направлениями таможенной политики являются совершенствование системы взаимодействия органов государственной власти в деле по обеспечению экономической безопасности, развитие межгосударственного таможенного сотрудничества; формирование и развитие системы научного и правового обеспечения в области таможенной политики [6, С. 245].

Экономическая безопасность как составная часть национальной безопасности страны включает выявление интересов страны в таможенной сфере; прогнозирование и оценку угроз национальной безопасности страны; разработку основных направлений таможенной политики страны; правовое регулирование обеспечения безопасности страны в таможенном пространстве; организацию пограничного, таможенного, санитарного и иных видов контроля на государственной границе; координацию деятельности общегосударственных органов власти, органов государственной власти в субъектах Федерации по развитию таможенного дела и обеспечению экономической безопасности страны и союзных государств; международное сотрудничество.

Таможенная политика направлена на использование таможенно-тарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, решение задач защиты национальной экономики и обеспечение ее безопасности, а также пополнение государственного бюджета. Таможенная политика является частью общей политики государства и концепции обеспечения безопасности данного государства, в основе которой лежат цель, задачи, принципы, основные направления и механизм обеспечения экономической безопасности страны [19, С. 78].

Задачей таможенных органов является снижение угроз, имеющихся в сфере внешнеэкономической деятельности. Так, к внешним угрозам В.А. Муталимов относит зависимость экономики страны от импорта, чрезмерную открытость экономики, преобладание экспорта ресурсов над экспортом высокотехнологической продукции; к внутренним - продолжение либерального экономического курса страны, создание условий для формирования зависимостей (финансовой, технологической, продовольственной и др.) от иностранных государств, коррупцию государственного аппарата, напряженную криминалистическую обстановку, принятие федеральными органами нормативных правовых актов, ущемляющих права граждан, наличие нормативных правовых актов с существенным криминогенным потенциалом, сращивание государственных и криминогенных структур и т.п. Современные тенденции показывают, что данные угрозы нарастают по ряду направлений [16, С. 72].

Борьба с таможенными правонарушениями составляет важнейшую часть функции таможенных служб по обеспечению экономической безопасности государства. Криминализация внешнеэкономической деятельности продолжает оставаться негативным фактором, несущим в себе значительную угрозу национальной безопасности государства.

Несмотря на то что обеспечение экономической безопасности является приоритетной задачей таможенных органов, вытекающей из самой сущности таможенного дела, фактическое участие таможенных структур в обеспечении национальной безопасности гораздо шире.

Находясь в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, таможенные органы участвуют в обеспечении пограничной безопасности.

 Как отмечается в Стратегии национальной безопасности, угрозу безопасности в пограничной сфере представляет активизация трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через Государственную границу РФ наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей, организация каналов нелегальной миграции, наличие и ввозная эскалация вооруженных конфликтов вблизи Государственной границы России, незавершенность международно-правового оформления Государственной границы РФ с отдельными сопредельными государствами [16, С. 74].

Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обязаны выявлять и пресекать незаконное перемещение через таможенную границу РФ делящихся и радиоактивных материалов и опасных отходов, обеспечивая тем самым радиационную безопасность.

В связи с переходом на рыночные условия торговли перед государством встала угроза утечки российского капитала за рубеж. Являясь агентами валютного контроля и осуществляя контроль в части зачисления средств при экспорте и возврата валютной выручки в рамках заключенных внешнеэкономических контрактов, таможенные органы тем самым участвуют в обеспечении финансовой безопасности государства. Следует согласиться с А.К. Моденовым, что сегодня только таможня способна полностью проконтролировать движение и возврат валюты в процессе реализации внешнеторговых сделок, поскольку именно она фиксирует ее перемещение через таможенную границу [14, С. 44].

В.А. Муталимов выделяет также иные виды безопасности, в обеспечении которых принимают участие таможенные органы: военная, общественная, информационная и продовольственная безопасность. Представляется, что данный перечень можно продолжить, находя в компетенции таможенных служб и иные полномочия, реализация которых в той или иной степени способствует гарантированию определенного вида безопасности [16, С. 74].

Реализуя одну из своих функций, таможенные органы могут участвовать одновременно в обеспечении нескольких видов безопасности. Например, контрабанда всегда сопряжена с отсутствием таможенного оформления товаров, а значит, с неуплатой таможенных платежей в федеральный бюджет. Пресекая контрабанду, таможенные службы противодействуют уклонению от уплаты таможенных платежей, обеспечивая тем самым экономическую безопасность государства. Выявляя контрабанду наркотиков и иных сильнодействующих веществ, оружия, взрывчатых веществ, таможенные органы обеспечивают общественную безопасность; иностранной валюты - финансовую; ядовитых отходов или иных опасных веществ, объектов флоры и фауны - экологическую; некачественных продуктов питания - продовольственную; культурных ценностей и исторических ценностей - культурную безопасность и др. [19, С. 81].

Эффективности деятельности таможенных служб как составной части сил обеспечения безопасности во многом способствует организация системы гарантий собственной безопасности таможенных органов.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что функции таможенных служб по обеспечению безопасности государства достаточно широки и многогранны. Таможенные органы призваны стоять на страже прежде всего экономических интересов государства. Защита экономической безопасности государства является одной из главных целей в деятельности таможенных органов на протяжении истории существования таможенной службы.

Так, из двадцати функций таможенных органов, обозначенных в ранее действовавшем ТК РФ, девять было посвящено обеспечению экономической безопасности и защите экономических интересов государства. Данные функции были закреплены в ранее действующих положениях о таможенных органах различного звена.

Однако, как показывает анализ компетенции таможенных органов, реализуя свои полномочия, таможенные службы участвуют в обеспечении и иных видов безопасности: финансовой, пограничной, экологической, радиационной и др. К сожалению, ни действующий ТК РФ, ни Положение о Федеральной таможенной службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459), ни Общее положение о региональном таможенном управлении и Общее положение о таможне (утверждены Приказом ФТС России от 12.01.2005 № 7), ни Общее положение о таможенном посте (утв. Приказом ФТС России от 13.08.2007 № 965) не упоминают о такой важной составляющей компетенции таможенных органов, как участие в обеспечении каких-либо видов национальной безопасности. Однако если игнорирование в вышеуказанных нормативных документах закрепления функций по обеспечению, например, финансовой, экологической, пограничной национальной безопасности еще можно объяснить тем, что они не являются основными функциями таможенных служб, то отсутствие в них положений, позволяющих установить причастность таможенных органов к защите экономических интересов страны и обеспечению экономической безопасности государства, нельзя оправдать. При сохранении прежних и появлении новых полномочий таможенных органов, направленных на решение задач по обеспечению международной, национальной безопасности, данный факт следует расценивать как существенный пробел в правовом регулировании административно-правового статуса таможенных служб, требующий скорейшего устранения.

 

1.3. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов: правовая основа и принципы

 

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) - это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно, уполномоченными законом государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Информация о работе Таможенные органы как субъекты обеспечения экономической безопасности государства