Таможенно-тарифная политика России. Протекционизм и фритредерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить таможенно-тарифное регулирование и методы его осуществления в России в рамках Таможенного Союза.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, цели и основные методы таможенно-тарифной политики;
- проанализировать эффективность создания таможенного союза с Россией и перспектив вступления в ВТО;
- раскрыть понятия протекционизма и фритредерства и определить выбор современной России.

Содержание работы

Введение 3
1 Россия и таможенный союз 4
2 Понятие, цели и задачи таможенно-тарифного регулирования РФ 7
2.1 Цели и задачи таможенно-тарифного регулирования РФ 8
3 Виды таможенно-тарифного регулирования в РФ и их характеристика 9
3.1 Таможенный тариф и таможенные платежи 9
3.2 Таможенные режим 10
4 Нетарифное регулирование 12
4.1 Меры прямого ограничения. 13
5 Современна таможенно-тарифная политика и выбор России. Фритредерство или протекционизм? 18
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Таможенно-тарифная политика России Протекционизм и фритредерство.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

"Петербургский государственный университет путей сообщения"

________________________________________________________________

 

Кафедра "Экономическая  теория"

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: Мировая экономика. Часть 2.

 На тему: «Таможенно-тарифная политика России. Протекционизм и фритредерство».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 
группы ФМ-807 
факультета ЭСУ 
Тихомирова М.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2011 

Оглавление

 

 

 

Введение

 

Характер и  задачи внешнеэкономического, в том  числе тарифного регулирования  тесно связано с общей экономической  обстановкой в стране, с  внутренними  и внешними условиями ее развития. Таможенно — тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших экономических методов управления.

Таможенная  политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов, что можно наблюдать в области импорта автотранспорта в России.

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших  методов регулирования экономической  политики государства. Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов. Создание Таможенного Союза безусловно повлияло на таможенно-тарифную политику Российской Федерации. Необходимо изучить произошедшие перемены, так как они напрямую влияют на изменение темпов экономического роста России.

Актуальность  данной темы очевидна. Российская Федерация  встала на путь перемен в области  таможенного регулирования. Необходимо рассмотреть выгоды для России от создания Таможенного Союза. Стирания формальных таможенных границ между странами-участницами приведет к увеличению объемов экспорта и росту экономики станны в целом.

Цель данной курсовой работы: изучить таможенно-тарифное регулирование и методы его осуществления в России в рамках Таможенного Союза.

Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть  понятие, цели и основные методы таможенно-тарифной политики;

- проанализировать эффективность создания таможенного союза с Россией и перспектив вступления в ВТО;

- раскрыть понятия  протекционизма и фритредерства и определить выбор современной России.

Предмет исследования в данной работе – таможенно-тарифное регулирование в рамках Таможенного  Союза.

Объект исследования – таможенно-тарифное регулирование  России в рамках Таможенного Союза.

1 Россия и таможенный союз

 

Таможенный  союз (Custom union) – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран;образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.

В соглашении о  создании таможенного союза оговариваются  следующие моменты:

·            снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;

·            перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;

·            устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства;

·            унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;

·            согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической  деятельности;

·            введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного  и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;

·            создание общей системы преференций.

Страны договариваются о  создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной  внешнеторговой политики. Обычно они  принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

В 2000 году Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан образовали Евразийское экономическое сообщество /ЕврАзЭС/ - международную экономическую организацию, цель которой состоит в формировании общих внешних таможенных границ, выработке единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих общего рынка. Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 года в Астане, вступил в силу 30 мая 2001 года.

Создавая ЕврАзЭС, пять государств заявили, что перед новым объединением поставлены три основные задачи - обеспечение  режима свободной торговли, формирование Таможенного союза /ТС/, образование единого экономического пространства и введение единой валюты. Важнейшей задачей обновленной организации было провозглашено совместное вступление стран - участниц во Всемирную торговую организацию /ВТО/.

В августе 2006 года на неформальном саммите ЕврАзЭС трем государствам - России, Белоруссии и Казахстану как наиболее развитым странам сообщества - было поручено подготовить пакет необходимых документов для создания ТС. Было решено, что остальные страны ЕврАзЭС будут присоединяться к нему по мере своей готовности.

Россия, Белоруссия и Казахстан, на территории которых проживают  около 180 млн человек, обладают почти 83 проц. экономического потенциала бывшего  СССР, и их объединенная экономика  может существенно возрасти за счет снятия таможенных ограничений. Совокупный ВВП трех стран составляет 2 трлн. долларов, а совокупный товарооборот - 900 млрд долларов. По мнению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 млрд долларов, для Белоруссии и Казахстана - более чем в 16 млрд долларов. Кроме того, Таможенный союз может занять ключевые позиции на мировом энергетическом и зерновом рынках, т.к. совокупные резервы нефти трех стран составляют 90 млрд баррелей, а доля в мировом экспорте пшеницы - 17 проц.

Таможенный союз - единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно- тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в союз. В связи с этим государствам-участникам ТС необходимо унифицировать свои торговые отношения с третьими странами. Так, у России насчитывается порядка 120 базовых торговых договоров с другими странами, у Казахстана - 50, у Белоруссии - 40.

6 октября 2007 года в  Душанбе Россия, Белоруссия и  Казахстан подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также утвердили План действий по его созданию. Для обеспечения условия функционирования и развития союза был создан единый наднациональный регулирующий орган - Комиссия Таможенного союза.

9 июня 2009 года  в Москве главы правительств  России, Белоруссии и Казахстана  одобрили предложения по этапам  и срокам создания единой таможенной  территории. Согласно принятым документам, ТС формально начал свою работу  с 1 января 2010 года, когда вступил в силу Единый таможенный тариф /ЕТТ/, предусматривающий одинаковые для трех стран ставки ввозных пошлин. На следующем этапе, с 1 июля 2010 года начал действовать единый Таможенный кодекс. И на третьем этапе формирования ТС - 1 июля 2011 года - весь таможенный контроль планируется вынести с внутренних границ стран - участниц ТС на внешний контур союза.

При распределении таможенных платежей Россия будет получать 87,97 проц. собираемых платежей, Белоруссия - 4,7 проц., Казахстан - 7,33 проц.

19 декабря 2009 года в Казахстане на неформальном саммите СНГ президенты России, Белоруссии и Казахстана договорились достигнуть к 1 января 2012 года самого высокого уровня экономической интеграции - создать в рамках ТС единое экономическое пространство. Президенты поручили переговорным группам разработать необходимые документы для ЕЭП к 1 июля 2011 года.

28 мая 2010 года на заседании  Высшего органа Таможенного союза  премьер- министры России и  Казахстана Владимир Путин и  Карим Масимов подписали соглашение, согласно которому Россия и Казахстан создают с 1 июля текущего года Таможенный союз на двусторонней основе. Таможенный кодекс Таможенного союза /ТКТС/ ратифицирован двумя странами.

Третье государство Таможенного  союза - Белоруссия - не принимала участие  во встрече 28 мая. Белорусская сторона объяснила это "некоторыми нерешенными спорными вопросами в рамках ТС", самым острым из которых является экспортные пошлины на российскую нефть и нефтепродукты, поставляемые в Белоруссию. Вместе с тем, Белоруссия заявила, что не отказывается от участия в Таможенном союзе. Буквально за день до сегодняшнего саммита в Астане белорусский лидер Александр Лукашенко, сообщил, что Белоруссия ратифицировала все соглашения, касающиеся Таможенного союза, в том числе Таможенный кодекс. Таким образом, Таможенный союз снова складывается в формате "тройки", как это было задумано изначально, а не российско-казахстанской "двойки", как это получалось из-за сохраняющейся особой позиции Минска по пошлинам на нефтепродукты. "Мы на сегодняшний день ратифицировали все договоры и соглашения, касающиеся Таможенного союза, - сказал Лукашенко перед приездом в Астану. - Таможенный кодекс мы ратифицировали. Мы сейчас находимся в той же системе координат, что и они /Россия и Казахстан/".

Еще одним спорным вопросом при разработке Таможенного кодекса были пошлины на ввоз автомобилей физическими лицами. В Белоруссии эти сборы ниже, чем в России и Казахстане. Стороны решили до июля 2011 года установить переходный период, в который каждая страна, по крайней мере, на год сохранит свои ставки.

Таможенный кодекс - один из важнейших документов Таможенного  союза. Его правила основаны на нормах Международной конвенции об упрощении  и согласовании таможенных процедур /Киотской/.

Новый ТКТС со всеми поправками вступил в силу в России 1 октября 2010 года. До этого времени будет действовать Таможенный кодекс РФ, за исключением тех норм, которые противоречат кодексу Таможенного союза. Для России ТКТС кодекс означает изменение правил ввоза физическими лицами товаров, приобретенных за рубежом. Если раньше без уплаты сборов можно было ввезти 35 кг товаров общей стоимостью в 65 тыс рублей, то теперь норма повышается до 50 кг, а общая стоимость товаров не должна превышает 1,5 тыс евро /примерно 57 тыс рублей/. Изменяются с 1 июля и правила ввоза алкоголя: 5 литров вместо прежних 10-ти, а объем беспошлинного алкоголя увеличился с двух до трех литров. Для декларирования товаров личного пользования теперь действует только один документ - пассажирская таможенная декларация; все остальные формы декларации упразднены.

Таможенное оформление товаров  на казахстанско-российской границе  с 1 июля отменено, остается лишь таможенный контроль. Он сохранится на т.н. переходный период для товаров, по которым стороны  договорились. Так, по просьбе Казахстана переходный период сохранен по 409 позициям Единого таможенного тарифа.

Таможенная  граница и таможенное оформление между Белоруссией и Россией  сохраняется, пока Белоруссия не ратифицирует ТКТС и не присоединится к союзу  трех стран в полном формате. [13]

Следующим этапом интеграции может стать создание общего рынка.

Общий рынок — форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства — капитала, трудовых ресурсов — через границы стран, являющихся членами общего рынка.

Общий рынок включает три основных элемента.

Первый элемент  – это таможенный союз, который  охватывает всю торговлю товарами, предусматривает запрещение импортных  и экспортных пошлин и любых сборов с равнозначным эффектом в торговых отношениях между государствами-членами, а также введение общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами.

Второй элемент  предопределяет то, что кроме таможенных пошлин и количественных ограничений  на товарооборот, внутри общего рынка подлежат ликвидации и другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик государств-членов. Условия, при которых эти ограничения устранены, получили название «принципы общего рынка» или «свободы общего рынка»: свобода движения товаров, свобода движения лиц, свобода движения услуг, свобода движения капиталов.

Третьим элементом  общего рынка является так называемая «позитивная интеграция» (в отличие  от «негативной интеграции», направленной на разрушение экономических барьеров) – проведение государствами-членами через органы Европейского сообщества общих политик: аграрной. антимонопольной, торговой и т.д.[6]

2 Понятие, цели и задачи таможенно-тарифного регулирования РФ

 

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Таможенно-тарифная политика современного государства  осуществляется посредством использования  широкого арсенала средств и способов целенаправленного воздействия на структуру, направления, характер и иные количественные и качественные параметры внешнеторговых отношений. [12]

 

Информация о работе Таможенно-тарифная политика России. Протекционизм и фритредерство