Таможенное регулирование и таможенное дело в таможенном союзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 01:54, курсовая работа

Описание работы

Единая таможенная территория - территории Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств - участников таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Файлы: 1 файл

1171935_2C113_otvety_po_tamozhennomu_pravu.docx

— 133.09 Кб (Скачать файл)
  1. Таможенное регулирование и таможенное дело

в таможенном союзе

Евразийского экономического сообщества

Единая таможенная территория - территории Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств - участников таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Таможенное регулирование – деятельность по установлению, изменению и дополнению правил в таможенной сфере (далее - таможенные правила).

Соблюдение этих правил является условием реализации лицами прав на перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза.

Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза (ч.2.ст.1 ТК ТС).

Таможенное законодательство таможенного союза помимо Таможенного кодекса включает в себя регулирующие таможенные правоотношения международные договоры государств участников союза и решения Комиссии таможенного союза.

В Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ).

К предмету регулирования таможенного законодательства относятся таможенные правила.

Таможенное законодательство находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями законодательства, допускает отсылки к другим смежным отраслям.

Обеспечение соблюдения таможенных правил возложено законодательством на таможенные органы государств – участников таможенного союза, наделенные соответствующими полномочиями.

Таможенное дело (в широком понимании) – это теория и практика регулирования перемещения товаров через таможенные границы государств.

Теоретические основы таможенного дела находятся на стадии научной разработки.

Практика таможенного дела включает в себя деятельность институтов государственной власти по формированию и реализации таможенной политики.

Таможенное регулирование, как и таможенное дело – определенные виды деятельности. Деятельность по установлению таможенных правил – это таможенное регулирование, деятельность по обеспечению соблюдения данных правил – таможенное дело.

Общее руководство  таможенным  делом в  Российской  Федерации, в соответствии со ст.3 ФЗ « О таможенном регулировании в РФ», осуществляет Правительство  Российской  Федерации.

Непосредственную реализацию задач в области  таможенного  дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области  таможенного  дела ( в настоящее время Федеральная таможенная служба Российской Федерации – далее – ФТС РФ).

Разработкой политики в области таможенного дела занимается Министерство финансов РФ.

 

  1. Понятие, предмет и метод таможенного права

Таможенное право — отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу.

Таможенное право является комплексной отраслью права, поскольку включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового уголовного, международного права. 

Таможенное право, как совокупность юридических норм, объединяет все правила, касающиеся вопросов перемещения лицами товаров через таможенную границу.

Данные правила могут содержаться не только в ТК ТС, но и в международных договорах, федеральных законах РФ, которые затрагивают лишь отдельные аспекты перемещения товаров через границу. Например, Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Закон «О ввозе и вывозе культурных ценностей».

Предмет таможенного права — общественные отношения в таможенной сфере. Эти отношения, связаны: 1) с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, 2) с их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, 3) с временным хранением, 3) с таможенным декларированием, 4) с выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, 5) с проведением таможенного контроля, 6)с уплатой таможенных платежей, 7) с отношениями между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами, 8) с преступлениями и иными правонарушениями в таможенной сфере и ответственностью за их совершение; 9) с участием государств – участников таможенного союза в международно-правовом сотрудничестве в таможенной сфере.

Методы таможенного права. Основной метод таможенного права – административно-правовой (императивный) метод.

Таможенный кодекс таможенного союза подробно регулирует все таможенные процедуры на той или иной стадии взаимодействия таможенных органов и лиц. Однако специфика таможенного дела предполагает довольно жесткий порядок перемещения товаров через таможенную границу. Альтернатива действий лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается в строго определенных параметрах.

Эти альтернативные действия дают возможность регулировать их с помощью гражданско-правового (диспозитивного) метода, который предполагает равенство сторон правоотношения. Стороны имеют возможность обращения в суд для разрешения спорной ситуации.

 

  1. Принципы таможенного права

Принципы таможенного права — это его основные начала, главные идеи, которые проходят через все нормы таможенного права. В принципах выражена специфика отрасли таможенного права.

Общие принципы таможенного права:

  • Законность — означает, что все участники отношений в таможенной сфере обязаны действовать в строгом соответствии с законодательством таможенного союза и государств – участников таможенного союза.
  • Равноправие — все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу, на осуществление внешнеэкономической деятельности на условиях, не противоречащих законодательству таможенного союза.
  • Сочетание публичных и частных интересов — таможенные органы, осуществляя фискальную и правоохранительную функции (п.п.4,8, ч.1 ст.6 ТК ТС) преследуют публичные цели (формирование дохода бюджета, борьба с правонарушениями в области таможенного дела), должны ориентироваться и на частноправовые начала – обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу (п.6 ч.1 ст.6 ТК ТС)

Помимо принципов, присущих всем отраслям права, для таможенного права характерны и специальные принципы:

  • Охрана интересов государств, входящих в таможенный союз и его граждан – обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств - участников таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира , окружающей среды, в соответствии с п.7 ч.1 ст.6 ТК ТС – является одной из основных задач таможенных органов.
  • Обоснованность и минимальная необходимость требований таможенных органов. Таможенные органы обеспечивают соблюдение прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу (п.6 ч.1 ст.6 ТК ТС) и, при проведении таможенного контроля, ограничиваются только теми формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства (ч.1 ст.94 ТК ТС)
  • Свобода выбора таможенной процедуры – это начало установлено положением ст.203 ТК ТС и характеризуется тем, что лицо, перемещающее товары, вправе в любое время выбрать любую таможенную процедуру для перемещаемых товаров, а также изменить ее на другую. При этом не имеют значения номенклатура товара, его количество и страна происхождения.
  • Обязательность соблюдения запретов и ограничений – то есть мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - участников таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - участников таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств -участников таможенного союза (п.8 ч.1 ст.4 ТК ТС), применяется при помещении товаров под любые таможенные процедуры.

 

  1. Система и источники таможенного права

 Таможенное право состоит из Общей и Специальной части.

 Общая часть таможенного права включает основные положения, понятие, особенности, методы и систему таможенного права, его институты, правовой статус таможенных органов и их должностных лиц, ответственность в таможенном праве.

Специальная часть таможенного права содержит такие институты как таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные процедуры, особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров.

Источники таможенного права (внешние формы его выражения) – это правовые акты различных государственных органов, в которых установлены нормы таможенного права.

Таможенное регулирование Конституцией РФ отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. В составе таможенного законодательства нет правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Источниками таможенного права являются следующие нормативные правовые акты:

- Конституция Российской Федерации (напр., ст. ст. 71, 74 и ряд иных статей);

- Международные договоры Российской Федерации в области таможенного дела: Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1979 г. в редакции от 26 мая 1999 г.; Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (заключена в Брюсселе 14 июня 1983 г.); Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г. с поправками 1997 г.; Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961 г.; ряд иных международных договоров и соглашений.

- Таможенный кодекс таможенного союза (ТК ТС);

- Федеральные законы Российской Федерации: Федеральный закон  Российской  Федерации от 27 ноября 2010 г. №  311 - ФЗ  «О  таможенном   регулировании  в  Российской  Федерации»;

- Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. ст. 188, 189, 190, 194);

- Кодекс Российской  Федерации об административных  правонарушениях (гл. 16).

 

  1. Таможенные правоотношения: понятие, особенности

Таможенные правоотношения — это отношения его участников, урегулированные нормами таможенного права.

Особенности таможенных правоотношений:

  • Объект регулирования — общественные отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу;
  • Индивидуализация – в них вступают две или более стороны, каждая из которых является конкретным субъектом, наделенным юридическими правами и обязанностями;
  • Публичный характер. Возникновение таможенных правоотношений связано с волеизъявлением одной из сторон.
  • Охраняются от нарушений принудительной силой государства (административными и судебными органами).

Структура таможенного правоотношения состоит из объекта, субъектов и содержания.

Объект таможенных правоотношений — порядок перемещения товаров через таможенную границу.

Субъектами таможенных правоотношений являются их конкретные участники – таможенные органы и лица, перемещающие товары через таможенную границу, либо осуществляющие деятельность, связанную с таким перемещением.

Виды таможенных правоотношений:

  • Регулятивные таможенные правоотношения выражаются в правомерном поведении участников.
  • Охранительные – возникают при нарушении субъектом таможенного законодательства.
  • Прямые таможенные правоотношения складываются при непосредственном перемещении товаров через таможенную границу.
  • Косвенные – при осуществлении деятельности в связи или по поводу перемещения товаров через таможенную границу.
  • Простые таможенные правоотношения возникают между двумя субъектами.
  • Сложные – между тремя и более.

 

  1. Таможенные органы

как субъекты таможенных правоотношений

Субъектами таможенных правоотношений являются их конкретные участники – таможенные органы и лица, перемещающие товары через таможенную границу, либо осуществляющие деятельность, связанную с таким перемещением.

Таможенные органы обеспечивают на таможенной территории таможенного союза решение следующих основных задач:

1) содействие  реализации единой торговой политики  таможенного союза;

2) обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - участников таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

3) совершение  таможенных операций и проведение  таможенного контроля, в том числе  в рамках оказания взаимной административной помощи;

4) взимание  таможенных платежей, а также  специальных, антидемпинговых и  компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

5) обеспечение  в пределах своей компетенции  соблюдения мер таможенно-тарифного  регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

6) обеспечение  в пределах своей компетенции  соблюдения прав и законных  интересов лиц в области таможенного  регулирования и создание условий  для ускорения товарооборота  через таможенную границу;

Информация о работе Таможенное регулирование и таможенное дело в таможенном союзе