Таможенно-банковский валютный контроль во внешнеторговом обороте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности системы таможенно- банковского валютного контроля.
Объектом является валютный контроль, осуществляемый таможенными органами.
Предметом являются теоретические и практические аспекты таможенно-банковского валютного контроля.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Валютный контроль: понятие, цели, нормативное закрепление…….4
1.1 Этапы развития валютного контроля в Российской Федерации…………………………………………………………………………4
1.2 Понятие и необходимость валютного регулирования и валютного контроля………………………………………………………………………….13
1.3 Виды валютного контроля…………………………..........................15
Глава 2. Таможенно-банковский валютный контроль во внешнеторговом обороте……………………………………………………………………………17
2.1 Система таможенно – банковского валютного контроля………...17
2.2 Валютный контроль над экспортными поставками……………….22
Глава 3. Проблемы осуществления и перспективы развития системы валютного контроля………………………..........................................................24
3.1 Проблемы осуществления валютного контроля в связи с формированием Таможенного союза…………………………..........................24
3.2 Новый этап развития валютного регулирования в России………..27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 74.25 Кб (Скачать файл)

Большую роль таможенно – банковский валютный контроль играет в создании основ будущей глобальной системы  валютного контроля Российской Федерации, которая для обеспечения экономической  безопасности государства в период становления рыночных отношений  должна охватить все виды валютных операций. Значимость участия таможенных органов в создании системы валютного  контроля в стране была отмечена на заседании Коллегии ГТК России 31 января 1997г., на которой осуществление  валютного контроля было признано одним  из приоритетных направлений деятельности таможенных органов в 1997г.

Технологическая схема валютного  контроля основана на возможностях уполномоченных банков и таможенных органов, осуществляющих функции агентов валютного контроля в период таможенного оформления товаров и проведения банковских операций с дальнейшим сопоставлением и анализом этих двух информационных потоков в рамках автоматизированной информационной системы9.

При появлении позитивных тенденций  в развитии экономики государства  можно прогнозировать использование  указанной информационной системы  не только в качестве составной части  системы административного контроля, но и в первую очередь в целях  получения достоверных данных, характеризующих  результаты происходящих в стране макроэкономических процессов.

В связи с расширением сферы  действия и, как следствие, увеличением  объема контролируемых внешнеторговых и банковских операций валютный контроль как система мер непрерывно развивается. Так за период с 1994 по 1996 гг. (11 месяцев) количество уполномоченных банков и  их филиалов, участвующих в реализации технологии контроля, возросло с 3400 до 8625, а контролируемый объем экспортных операций возрос с 36,3 до 56,3 млрд. долл. США. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами в торговом обороте, включает в себя несколько  этапов:

–    предварительный контроль документов, представляемых при таможенном оформлении товаров;

–    автоматизированный контроль полноты и сроков расчетов за выполненные поставки товаров;

–    целевые проверки участников внешнеэкономической деятельности по фактам возможных нарушений таможенных правил, связанных с непоступлением в установленном порядке валютной выручки от экспорта товаров.

В системе таможенно – банковского  валютного контроля наиболее отлажен  как организационно, так и методологически  действующий с 1 января 1994г. контроль за поступлением в страну валютной выручки от экспорта товаров.

Анализ данных таможенной статистики внешней торговли и информации, полученной в результате действия системы валютного  контроля, показывает, что под контролем  находится основная часть экспортных операций. Показатель охвата таможенно  – банковской системой валютного  контроля указанных операций возрос с 73% в 1995 г. до 81,7% в 1996 г.

С 1 января 1996 г. введена в действие система контроля за обоснованностью  платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

Доля контролируемых операций (на общую сумму 14,5 млрд. долл. США) в  общем объеме поставок из-за рубежа (на сумму 23,1 млрд. долл. США) за шесть  месяцев 1996 г. с учетом данных таможенной статистики составляет 62,7%.

Для установления случаев нарушений  законодательства используется окончательная  проверка данных автоматизированной системы. В настоящее время проведение проверок в рамках системы таможенно  – банковского валютного контроля по фактам незачисления валютной выручки  осуществляется таможенными органами, а в случае необходимости проверки обоснованности валютных платежей –  федеральной службой России по валютному  и экспортному контролю (ВЭК России).

С 1994 г. таможенными органами проведено  более 57 тыс. проверок информации о  незачислении в установленном порядке  на счета в уполномоченных банках экспортной валютной выручки, в ходе которых выявлено более 111 тыс. случаев  нарушений установленного порядка  зачисления экспортной валютной выручки  на сумму более 7,7 млрд. долл. США.

В связи с тем, что зачисление валютной выручки от экспорта товаров  является обязательным требованием  таможенного режима экспорта товаров, незачисление валютных средств в  российские уполномоченные банки представляет собой нарушение не только валютного, но и таможенного законодательства. За все время действия системы  валютного контроля заведено 20,8 тыс. дел о нарушениях таможенных правил, на участников внешнеэкономической  деятельности наложено штрафных санкций  на сумму 3286,3 млн. руб.

Анализ действующей  системы валютного контроля позволил выявить  некоторые положительные тенденции, которые дают основания говорить о росте ее эффективности. При этом наиболее показательным является наблюдаемое стабильное ежемесячное снижение уровня непоступления валютной выручки на 0,2%.

Организация валютного контроля, в  области контроля за перемещением через  таможенную границу валюты, ценных бумаг, иных валютных ценностей в 1998г. проводилась по следующим основным направлениям:

1. Перемещение через границу  Российской Федерации драгоценных  металлов и драгоценных камней.

1.1. Установлено требование осуществления  таможенного оформления необработанных  природных алмазов и бриллиантов,  аффинированного золота и серебра  исключительно на специализированных  таможенных постах.

1.2. Принято участие в подготовке  проекта указа Президента Российской  Федерации "О порядке ввоза  на территорию Российской Федерации  и вывоза с территории Российской  Федерации драгоценных металлов  и драгоценных камней".

1.3. ГТК России совместно с  Центральным Банком Российской  Федерации подготовлено и введено  в действие положение "Об  особенностях таможенно – банковского  контроля за экспортом кредитными  организациями аффинированного  золота и серебра" (приказ ГТК  России от 27 мая 1998г. №348). Данное  положение устанавливает особенности  оформления паспортов сделок  при экспорте слитков и регулирует  вопросы обмена информацией о  ввозе слитков между Банком  России и ГТК России.

На постоянной основе через отдел  специальной информации ГТК России осуществлялся учет экспорта драгоценных металлов Внешторгбанком и Банком России, а также контроль за поступлением валютной выручки от их продаж.

2. Перемещение через границу  Российской Федерации иностранной  валюты10.

С 1 января 1998г. введена в действие система персонифицированного учета  таможенными органами перемещения  через границу Российской Федерации  физическими лицами крупных сумм наличной иностранной валюты.

За период январь – сентябрь 1998г. физическими лицами ввезено в  Российскую Федерацию наличной иностранной  валюты на сумму 1657,4 млн. долл. США, вывезено наличной иностранной валюты на сумму 8201,51 млн. долл. США.

Значительное количество (около 30%) граждан, выезжающих из России, вывозит  валюту суммами, не превышающими 2 – 2,5 тыс. долл. США, что составляет от 1 до 2% от общего объема вывозимой валюты. Данные суммы, в основном, носят накопительный  характер и вывозятся для личного  использования во время пребывания за границей в период отпуска, туристических  либо частных поездок.

В части, касающейся вывоза крупных  сумм валюты, необходимо отметить, что  около 2% выезжающих граждан вывозят  иностранную валюту в сумме, свыше 50000 долл. США. Данные суммы явно превышают  личные потребности физического  лица, в связи, с чем существует вероятность их использования для  коммерческой деятельности и не исключен их криминальный характер.

Учитывая, что ограничение вывоза наличной иностранной валюты может  быть введено только законодательным  актом, активизировано решение данного  вопроса в рамках проводимой работы по внесению изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О  валютном регулировании и валютном контроле". Подготовлены замечания  и предложения к проекту изменений  в данный закон.

В настоящее время в целях  совершенствования действующего порядка  подготовлена новая редакция положения, устанавливающего порядок перемещения  наличной иностранной валюты уполномоченными  банками и иными юридическими лицами.

 

2.2 Валютный контроль над экспортными поставками

 

      Расширение  внешнеторговых  контактов и либерализация внешнеэкономических связей привели к такой ситуации, когда на внешний рынок стали выходить предприятия и организации, не обладающие достаточным опытом в этой сфере деятельности. Одним из последствий упразднения государственной монополии на внешнюю торговлю стали серьезные валютно-финансовые проблемы, связанные с неполной репатриацией валютной выручки от экспорта товаров из России.    

Созданный в России механизм валютного контроля имеет своей основной целью обеспечение  полного и своевременного поступления  экспортной валютной выручки в РФ в интересах оздоровления федерального бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.    

При организации контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров  работа таможенных органов осуществляется в несколько этапов :    

·предварительный  контроль     

·информационно-аналитический  контроль    

·окончательный  документальный контроль    

Предварительный контроль включает в себя определение  правильного оформления паспорта сделки, грузовой таможенной декларации и достоверности  содержащейся в них информации, а  также контроль соответствия условий  внешнеторговой деятельности действующему законодательству11.    

Информационно-аналитический  контроль обеспечивает формирование учетной  карточки валютного контроля и направление  ее в уполномоченные банки для  проведения работы по идентификации  поступившей валютной выручки, получение  и обработку учетных карточек, заполненных банком, сопоставление и анализ информации о фактически поступивших денежных средствах, а также выявление нарушителей валютного и таможенного законодательства.    

Учетная карточка, поступившая в банк, содержит информацию о стоимости товара и дате его вывоза за пределы РФ. После зачисления соответствующих валютных средств уполномоченный банк вносит в учетную карточку информацию о движении средств за данный товар .    

При осуществлении окончательного документального  контроля таможенными органами проводятся целевые проверки экспортеров по возможным фактам не поступления валютной выручки. В случае подтверждения таких фактов применяются санкции, установленные Таможенным кодексом ТС.    

Помимо  учетных карточек экспортируемых товаров  базовым документом таможенно-банковского контроля является паспорт экспортной сделки. Он оформляется экспортером по каждому внешнеторговому контракту, попадающему под действие валютного контроля.    

Паспорт сделки оформляется на каждый заключенный  экспортером договор в двух экземплярах уполномоченным банком, на транзитный валютный счет в котором впоследствии должна поступить от импортера-нерезидента вся валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. Наряду с оформленным и подписанным от его имени паспортом, оригинал и надлежащим образом заверенная копия внешнеторгового контракта.

На основании которого был составлен паспорт сделки.     

Паспорт сделки содержит следующую  обязательную информацию:    

·реквизиты  уполномоченного банка     

·реквизиты  экспортера    

·реквизиты  иностранного покупателя     

·реквизиты  и условия контракта     

Каждому паспорту сделки присваивается свой номер.     

Паспорт сделки на каждый внешнеторговый контракт оформляется  и подписывается в двух экземплярах. Один экземпляр остается в уполномоченном банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля (досье формируется уполномоченным банком по каждому паспорту сделки и представляет собой специальную подборку документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров) за поставкой, другой экземпляр возвращается экспортеру.     

Подписание  паспорта сделки экспортером означает, что он принял на себя ответственность :    

·за полное соответствие сведений, приведенных  в паспорте, условиям контракта, на основании которого он был составлен     

·за зачисление в полном объеме и в  установленные сроки выручки  от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен  паспорт сделки, на валютный счет экспортера в уполномоченном банке в который  он предоставляет паспорт сделки для оформления

 

 

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

 

3.1 Проблемы осуществления валютного контроля в связи с формированием Таможенного союза

         С 01.07.2011г. отменено таможенное оформление товаров, происходящих с территории государств – участников Таможенного союза и выпущенных для свободного обращения на единой таможенной территории стран – участников Таможенного союза.

       При осуществлении взаимной торговли и перемещении товаров между Российской Федерацией, Республикой Беларусь или Республикой Казахстан резидентом заполняется Статистическая форма учета перемещения товаров, которая подается им в таможенные органы не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка (получение) товаров.

Информация о работе Таможенно-банковский валютный контроль во внешнеторговом обороте