Система таможенно-банковского валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:35, реферат

Описание работы

По своей сущности валютная политика – это совокупность определенных принципов, направлений и мероприятий, определяемых государством в сфере международных валютных отношений.
Реализация на практике валютной политики России направлена на:
– укрепление валютно-финансового механизма, повышение платежеспособности и кредитоспособности России;
– привлечение на выгодных для России условиях иностранных инвестиций и противодействие нежелательной, с позиции России, утечки за границу отечественного и иностранного капитала;
– укрепление национальной валюты – российского рубля, создание условий для конвертируемости российского рубля, поддержание стабильности его курса, превращение российского рубля в единственное законное платежное средство на территории России и недопущение развития "доллоризации" экономики России.

Содержание работы

Введение.
1. Нормативная и правовая база таможенно – банковского валютного контроля
2. Система таможенно – банковского валютного контроля.
3. Валютный контроль как важная функция выполняемая российской таможенной службой.
4. Нарушения валютного и таможенного законодательства
Заключение.
Литература

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 30.62 Кб (Скачать файл)

Реферат: Система таможенно - банковского валютного контроля.

 План

 Введение.

 

1. Нормативная и правовая  база таможенно – банковского  валютного контроля

 

2. Система таможенно –  банковского валютного контроля.

 

3. Валютный контроль как  важная функция выполняемая российской  таможенной службой.

 

4. Нарушения валютного  и таможенного законодательства

 

 Заключение.

 

 Литература

 

 Введение.

 

 Эффективное функционирование  национальной экономики в системе  мирохозяйственных связей предполагает  выработку каждой страной собственной  валютной политики.

 По своей сущности  валютная политика – это совокупность  определенных принципов, направлений  и мероприятий, определяемых государством  в сфере международных валютных  отношений.

 Реализация на практике  валютной политики России направлена  на:

 – укрепление валютно-финансового  механизма, повышение платежеспособности  и кредитоспособности России;

 – привлечение на  выгодных для России условиях  иностранных инвестиций и противодействие  нежелательной, с позиции России, утечки за границу отечественного  и иностранного капитала;

 – укрепление национальной  валюты – российского рубля,  создание условий для конвертируемости  российского рубля, поддержание  стабильности его курса, превращение  российского рубля в единственное  законное платежное средство  на территории России и недопущение  развития "доллоризации" экономики  России.

 На основе валютной  политики государство определяет  свое отношение к валютному  регулированию.

 Валютное регулирование  – это, с одной стороны, процесс,  а с другой – порядок государственного  управления валютной сферой в  экономике.

 Осуществляя валютное  регулирование, государство регламентирует  систему международных расчетов, выполняемых российскими участниками,  и устанавливает сферу и порядок  проведения валютных операций; порядок  формирования и использования  валютного резерва страны; порядок  создания и использования валютных  фондов, хозяйствующих субъектов  (предприятий, организаций, фирм  и т.д.); сферу и порядок осуществления  валютного контроля.

 В условиях перехода  экономики страны на рыночные  отношения и в непростой обстановке  реализации необратимых рыночных  реформ в том числе и во  внешней торговле качественно  меняется роль, место и функции  российской таможенной службы.

 В период 1993-1996 гг. в  связи с приданием таможенным  органам Российской Федерации  статуса, необходимого для осуществления  валютного контроля, ГТК России  было установлено, что реализация  новых функций отнесена к числу  первоочередных задач, характеризующих  внешнюю составляющую таможенной  экономической деятельности.

 Валютный контроль  является механизмом административного  надзора со стороны государства  за соблюдением правил и норм  валютного регулирования.

 В соответствии с  таможенным законодательством одной  из функций таможенных органов  является осуществление валютного  контроля, т.е. контроля за соблюдением  установленных правил и порядка  проведения валютных операций.

 

 Нормативная и правовая  база 

 таможенно – банковского  валютного контроля

 

 Правовой основой для  осуществления таможенными органами  Российской Федерации таможенно  – банковского валютного контроля  при перемещении товаров через  таможенную границу Российской  Федерации являются Таможенный  кодекс Российской Федерации  (раздел 6, гл.29. ст. 198-201), а также Закон  Российской Федераций "О валютном  регулировании и валютном контроле" (от 09.10.92г.).

 Статья 198 Таможенного  кодекса Российской Федерации  определяет Государственный таможенный  комитет в качестве органа  валютного контроля, а таможенные  органы – в качестве агентов  валютного контроля, подотчетных  ГТК России.

 Возложение на российское  таможенное ведомство обязанностей  осуществлять таможенно – банковский  валютный контроль является вполне  логично поскольку таможенные  органы осуществляют таможенное  оформление и контроль товаров,  перемещаемых через таможенную  границу Российской Федерации  на основании представления участниками  внешнеэкономических связей на таможнях Грузовых таможенных деклараций (ГТД) как первичных контрольных документов.

 В отсутствии государственной  концепции построения и развития  валютного контроля ГТК России  совместно с Банком России  определили, методически проработали  и реализовали основные этапы  построения системы таможенно  – банковского валютного контроля.

 В период 1994-1996 гг. были  разработаны и введены в действие:

- инструкция о порядке  осуществления валютного контроля  за поступлением в Российскую  Федерацию валютной выручки от  экспорта товаров (№30 от 26.07.95г.);

- инструкция о порядке  осуществления валютного контроля  за обоснованностью платежей  в иностранной валюте за импортируемые  товары (№19 от 12.10.93г.)

 В целях повышения  эффективности указанных технологий  валютного контроля и уменьшения  экономических потерь государства  при исполнении участниками внешнеэкономической  деятельности товарообменных операций  с ноября 1996 г. введено государственное  регулирование внешнеторговых бартерных  сделок ( указ Президента Российской  Федерации от 18.08.96 №1209 "О государственном  регулировании внешнеторговых бартерных  сделок"; положение об осуществлении  контроля и учета внешнеторговых  бартерных сделок, предусматривающих  перемещение товаров через таможенную  границу Российской Федерации  от 27.05.97 №1315).

 Система таможенно  – банковского валютного контроля

 

 Первым реальным шагом  по осуществлению валютного контроля  в России в условиях особого  внимания к экспорту, ориентированному  на сырьевые товары как основному  источнику поступления валютных  ресурсов, стало введение технологии  таможенно – банковского валютного  контроля за поступлением валютной  выручки от экспорта товаров.

 С 1994 г. валютный  контроль как направление работы  таможенной службы получил реальное  воплощение в рамках созданной  ГТК России совместно с Банком  России автоматизированной системы  таможенно – банковского валютного  контроля за валютными операциями, осуществляемыми в процессе внешнеторговой  деятельности российскими лицами. При этом значение таможенных  органов в организации этой  системы трудно переоценить, поскольку  сама технология контроля реализована  на основе информационного и  технологического потенциала ГТК  России.

 Большую роль таможенно  – банковский валютный контроль  играет в создании основ будущей  глобальной системы валютного  контроля Российской Федерации,  которая для обеспечения экономической  безопасности государства в период  становления рыночных отношений  должна охватить все виды валютных  операций. Значимость участия таможенных  органов в создании системы  валютного контроля в стране  была отмечена на заседании  Коллегии ГТК России 31 января 1997г., на которой осуществление валютного  контроля было признано одним  из приоритетных направлений  деятельности таможенных органов  в 1997г. 

 Технологическая схема  валютного контроля основана  на возможностях уполномоченных  банков и таможенных органов,  осуществляющих функции агентов  валютного контроля в период  таможенного оформления товаров и проведения банковских операций с дальнейшим сопоставлением и анализом этих двух информационных потоков в рамках автоматизированной информационной системы.

 При появлении позитивных  тенденций в развитии экономики  государства можно прогнозировать  использование указанной информационной  системы не только в качестве  составной части системы административного  контроля, но и в первую очередь  в целях получения достоверных  данных, характеризующих результаты  происходящих в стране макроэкономических  процессов.

 В связи с расширением  сферы действия и, как следствие,  увеличением объема контролируемых  внешнеторговых и банковских  операций валютный контроль как  система мер непрерывно развивается.  Так за период с 1994 по 1996 гг. (11 месяцев) количество уполномоченных  банков и их филиалов, участвующих  в реализации технологии контроля, возросло с 3400 до 8625, а контролируемый  объем экспортных операций возрос  с 36,3 до 56,3 млрд. долл. США. В табл.1 приводятся данные, отражающие динамику  развития показателей рассматриваемого  направления валютного контроля.

 Таблица 1

 Наименование показателя  Значение показателя по годам,  млрд. долл. США

1994-й 1995-й 1996-й (11 месяцев)

 Объем экспортных операций, охваченных системой валютного  контроля 36,3 57,1 56,3

 Сумма поступлений  валютных средств 34,8 51,8 33,3

 Сумма валютной выручки: -подлежащая зачислению в уполномоченные  банки в соответствии с требованиями  валютного законодательства 36,1 56,8 32,8

-не поступившая в предусмотренные  валютным законодательством сроки  1,3 5,0 1,7

 

 Валютный контроль, осуществляемый  таможенными органами в торговом  обороте, включает в себя несколько  этапов:

 – предварительный  контроль документов, представляемых  при таможенном оформлении товаров;

 – автоматизированный  контроль полноты и сроков  расчетов за выполненные поставки  товаров;

 – целевые проверки  участников внешнеэкономической  деятельности по фактам возможных  нарушений таможенных правил, связанных  с непоступлением в установленном  порядке валютной выручки от  экспорта товаров.

 В системе таможенно  – банковского валютного контроля  наиболее отлажен как организационно, так и методологически действующий  с 1 января 1994г. контроль за  поступлением в страну валютной  выручки от экспорта товаров.

 Анализ данных таможенной  статистики внешней торговли  и информации, полученной в результате  действия системы валютного контроля, показывает, что под контролем  находится основная часть экспортных операций. Показатель охвата таможенно – банковской системой валютного контроля указанных операций возрос с 73% в 1995 г. до 81,7% в 1996 г.

 С 1 января 1996 г. введена  в действие система контроля  за обоснованностью платежей  в иностранной валюте за импортируемые  товары. Данные о произведенных  платежах по импортным контрактам  в ходе погашения их товарными  поставками приведены в табл.2 (по состоянию на декабрь 1996г.)

 Доля контролируемых  операций (на общую сумму 14,5 млрд. долл. США) в общем объеме поставок  из-за рубежа (на сумму 23,1 млрд. долл. США) за шесть месяцев  1996 г. с учетом данных таможенной  статистики составляет 62,7%.

 Таблица 2

 Наименование показателя  Значение показателя, млрд. долл. США

 Общая сумма осуществленных  платежей, 20,2

 в том числе авансовых  13,6

 Общая сумма платежей: - подлежащих погашению поставками  товаров в установленные сроки  5,6

 из них не погашенных  в установленные сроки 1,2

 

 Для установления случаев  нарушений законодательства используется  окончательная проверка данных  автоматизированной системы. В  настоящее время проведение проверок  в рамках системы таможенно  – банковского валютного контроля  по фактам незачисления валютной  выручки осуществляется таможенными  органами, а в случае необходимости  проверки обоснованности валютных  платежей – федеральной службой  России по валютному и экспортному  контролю (ВЭК России).

 С 1994 г. таможенными  органами проведено более 57 тыс.  проверок информации о незачислении  в установленном порядке на  счета в уполномоченных банках  экспортной валютной выручки,  в ходе которых выявлено более  111 тыс. случаев нарушений установленного  порядка зачисления экспортной  валютной выручки на сумму  более 7,7 млрд. долл. США.

 В связи с тем,  что зачисление валютной выручки  от экспорта товаров является  обязательным требованием таможенного  режима экспорта товаров, незачисление  валютных средств в российские  уполномоченные банки представляет  собой нарушение не только  валютного, но и таможенного  законодательства. За все время  действия системы валютного контроля  заведено 20,8 тыс. дел о нарушениях  таможенных правил, на участников  внешнеэкономической деятельности  наложено штрафных санкций на  сумму 3286,3 млн. руб.

 Анализ действующей  системы валютного контроля позволил  выявить некоторые положительные  тенденции, которые дают основания  говорить о росте ее эффективности.  При этом наиболее показательным  является наблюдаемое стабильное  ежемесячное снижение уровня  непоступления валютной выручки  на 0,2%.

Информация о работе Система таможенно-банковского валютного контроля