Таможенная система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность таможенной системы РК, значение деятельности таможенных органов, а также рассмотреть организацию таможенного дела в РК.

Содержание работы

Введение
1 глава. Теоретические основы таможенной системы.
1.1.Сущность и понятие таможенной системы.
1.2.Развитие таможенной системы в Республике Казахстан.
2 глава. Анализ таможенной системы.
2.1.Перспективы вхождения Республики Казахстан в Таможенный Союз.
2.2.Пути совершенствования таможенной системы.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 60.80 Кб (Скачать файл)

     Разработан  национальный Кодекс «О таможенном  деле РК», который предусматривает  сокращение перечня обязательных  документов, предоставляемых декларантом  при декларировании товаров до 3 (трех) основных документов (документ, подтверждающий полномочия лица, подающего таможенную декларацию, коммерческие и транспортные  документы).

     Концептуальной  идеей данного законодательного  акта явилось совершенствование  таможенного законодательства, улучшение  таможенного администрирования  путем обеспечения принципов  организации таможенного администрирования  на единой таможенной территории  таможенного союза, исключение  неоднозначного толкования норм, а также имплементация норм  международного права (Кодекса  Союза), закрепление положений по  правоотношениям, не урегулированных  таможенным законодательством таможенного  союза.

     Новый таможенный  кодекс закрепил в себе предложения  независимых экспертов по исключению  служебного подлога, широты дискреционных  полномочий таможенных органов  в части норм, способствующих  коррупционным правонарушениям,  кроме того обеспечено закрепление  вопросов касающихся прав и  обязанностей третьих лиц, в  части их урегулирования подзаконными  актами наделив компетенцией  исключительно Правительство Республики  Казахстан. 

     В таможенных  органах созданы консультативные  советы по вопросам совершенствования  таможенного дела, одной из основных  задач которых является вынесение  на обсуждение проблемных вопросов, возникающих в правоприменительной  практике в сфере таможенного  дела. Таким образом предприниматели  участвуют в подготовке предложений  по совершенствованию действующего  таможенного законодательства.

     Оба кодекса  направлены на ускорение процессов  перемещения товаров для облегчения  международной торговли. Так, на  таможенной территории таможенного  союза выпуск товаров должен  быть завершен таможенным органом  не позднее 1 (одного) рабочего  дня, а в отношении отдельных  категорий товаров – за 4 часа.

     Также, в  текущем году были внесены  изменения в некоторые законодательные  акты по вопросам таможенного  дела в части передачи контрольных  функций в автомобильных пунктах  пропуска через Государственную  границу Республики Казахстан  таможенным органам Республики  Казахстан.

     Таможенная  служба стала неотъемлемой частью  экономической жизни Республики  и эффективность ее работы  неразрывно связано с внедрением  передовых информационных технологий  – это одно из ключевых направлений  развития таможенных органов.  Оно помогает совершенствовать  и облегчает сам процесс таможенного  оформления и таможенного контроля, повышает пропускные способности пунктов пропуска на государственной границе Республики Казахстан. Развитие информационных систем таможенных органов осуществляется в рамках внедрения программы формирования Электронного Правительства.

     Особая роль  в данном процессе отведена  реализации Проекта развития  таможенной службы Республики  Казахстан на 2008 – 2012 годы. Проект  охватывает все сферы деятельности  таможенной службы Республики  Казахстан и включает в себя  анализ соответствия деятельности  казахстанской таможенной службы  международным стандартам, разработку  и внедрение новых методов  и технологий в соответствии  с лучшей международной практикой,  модернизацию и развитие информационных  систем, техническое оснащение, а  также обучение должностных лиц  таможенных органов.

     В рамках  Проекта ведется работа по  внедрению интеграционной информационной  системы «Единое окно по экспортно-импортным  операциям» (ИИС Е-окно). ИИС Е-окно  – это механизм, который позволяет  сторонам, участвующим в торговых  и транспортных операциях, представлять  стандартизованную информацию и  документы с использованием единого  пропускного канала в целях  выполнения всех регулирующих  требований, касающихся импорта,  экспорта и транзита. Если информация  имеет электронный формат, то  отдельные элементы данных должны  представляться только один раз.

     Инновационные  решения в рамках реализации  Проекта позволят привести деятельность  таможенной службы Республики  Казахстан в соответствие с  международными стандартами, обеспечит  беспристрастное обслуживание участников  внешнеэкономической деятельности, увеличит объемы поступлений  в республиканский бюджет.

     Главным приоритетом  деятельности таможенных органов  в свете Послания Главы государства  от 1 марта 2006 года "Казахстан на  пороге нового рывка вперед  в своем развитии" на предстоящие  годы должно стать вхождение  таможенной службы Казахстана  в число 50 наиболее развитых  таможенных администраций мира. Первым и основным приоритетом  в Послании провозглашена успешная  интеграция Казахстана в мировую  экономику как основа качественного  прорыва в экономическом развитии  страны. Предстоящее вступление  государства в ВТО требует  реализации неординарных проектов  международного значения, развитие  индустрии производства товаров  и услуг, которые могут конкурировать  на рынке.

     Развитие таможенной  службы и модернизация таможенных  процедур являются одной из  важнейших тем, обсуждаемых в  рамках переговорного процесса  по вступлению Казахстана в  ВТО и необходимы для развития  международной торговли.

 

 

 

2 глава. Анализ таможенной  системы.

 
2.1.Перспективы вхождения Республики  Казахстан в Таможенный Союз.

 

    Таможенный союз — форма торгово-экономической интеграции Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

     Единую таможенную  территорию Таможенного союза  составляют территории Республики  Беларусь, Республики Казахстан  и Российской Федерации, а также  находящиеся за пределами территорий  государств — членов Таможенного  союза искусственные острова,  установки, сооружения и иные  объекты, в отношении которых  государства — члены Таможенного  союза обладают исключительной  юрисдикцией.

     Россия от  создания Таможенного союза может  получить прибыль в размере  около $400 млрд, а Беларусь и  Казахстан — по $16 млрд к 2015 году. Полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза. По оценкам специалистов, создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно до 15 % роста ВВП стран-участниц к 2015 году.

     Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года формируют таможенный союз.

     Высшим органом  таможенного союза являются Межгосударственные  Советы на уровне глав государств  и глав правительств.

     Стороны таможенного  союза Договором от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного  союза – единый постоянно действующий  регулирующий орган таможенного  союза.

     В 2009 году Высший орган таможенного союза, Комиссия таможенного союза и правительства Сторон проводят комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут Суда таможенного союза.

     Казахстан, Российская Федерация и Республика Беларусь продемонстрировали умение договариваться, достигать компромиссов при принятии решений, а это значит, что интеграция экономик наших стран будет успешно развиваться в интересах трех государств.

     Преимущества  Таможенного союза уже оценены  большинством представителей бизнес-сообщества  нашей страны. Подтверждением тому  служат быстрый рост объемов международного транзита, приграничной торговли и расширение кооперационных связей предприятий, что в целом способствует сокращению затрат бизнеса во взаимной торговле.

     С 1 июля 2010 запущен поэтапный переход на  единую систему технического  регулирования путем принятия  технических регламентов обязательных  на всей территории Таможенного  союза и признания процедур  подтверждения соответствия. Товары, произведенные на территории  Республики Казахстан соответствующие  техническим регламентам Таможенного  союза, будут свободно передвигаться  на территории Таможенного союза,  т.е. необходимость получения  сертификатов соответствия при  вывозе в Российскую Федерацию  и Республику Беларусь будет  отсутствовать. 

     Таможенный  союз расширил границы рынка  сбыта для отечественных производителей. При этом важным аспектом в  развитии Таможенного союза является  реализация согласованной политики  трех стран, а это в свою  очередь, обеспечит рост товарооборота  между нашими государствами, придаст  дополнительные импульсы для  экономического развития, минимизирует  торговые барьеры на едином  экономическом пространстве.

     Несомненно, благоприятное  влияние на эти процессы оказало  внедрение системы таможенного  администрирования. Внимание акцентировано  на совершенствовании существующей  системы таможенного оформления  и контроля, на приближении уровня  деятельности таможенных органов  Республики Казахстан к мировым  стандартам, на эффективность осуществления  фискальной функции по взиманию  таможенных платежей, на развитии  форм и методов борьбы с  таможенными правонарушениями, на  качественной подготовке и переподготовке  кадрового состава таможенных  органов.

     Повышение  роли таможенных органов в  обеспечении фискальных задач  и пополнении доходов республиканского  бюджета требует не только  совершенствования контрольных  мероприятий и повышения качества  организации таможенного контроля, но и обустройства таможенных  границ, содействия развитию торговли, установления партнерских взаимоотношений  с бизнесом, неукоснительного соблюдения  действующих законов и нормативных  актов, унификации тарифов и  таможенного законодательства, взаимодействия  с иными государственными органами  на национальном и международном  уровне.

     Работа в рамках Таможенного союза по согласованию стандартов, ведение единых мер нетарифного регулирования, а также отсутствие оформления на внутренних границах Таможенного союза предполагает значительное сокращение проверок со стороны государственных органов, уменьшение количества разрешительных документов и процедур, что немаловажно для участников внешнеэкономической деятельности.

     За 12 месяцев 2011 года таможенными органами в доход бюджета обеспечено поступление ТПиН в сумме 1 141 827 млн тенге. Исполнение прогнозного задания, доведенного в сумме 1 105 858 млн тенге, составило 103,3%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года перечислено больше на 418 837 млн тенге или на 57,9 % (за аналогичный период 2010 год перечислено ТПиН 722 991 млн тенге).

     Всего за 12 месяцев 2011 года, доля поступлений таможенных платежей и налогов в налоговых поступлениях республиканского бюджета (РБ) составила 36,5%, в государственном бюджете с учетом поступлений в Национальный фонд (ГБ+НФ)–17,56%. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года увеличение показателя по РБ составило 3,3 процентных пункта, по ГБ+НФ – 4,5 процентных пункта (январь-декабрь 2010 года доля в РБ – 33,2%, в ГБ+НФ – 13,4%).

     Нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин, для республик установлены в следующих размерах:

  • Республика Беларусь – 4,70%
  • Республика Казахстан – 7,33%
  • Российская Федерация – 87,97%

     Всего в бюджет Республики Казахстан зачислено импортных и защитных пошлин в сумме 272, 394 млн тенге.

     Перечисленная Республикой Казахстан сумма ввозных и защитных таможенных пошлин за 12 месяцев 2011 года в бюджет государств - участников Таможенного союза составила – 162 511 млн тенге, в том числе РФ – 154 269 млн тенге, в РБ – 8 242 млн тенге. При этом положительное сальдо составляет 122, 7 млн тенге.

     План по вывозной таможенной пошлине на сырую нефть исполнен на 105,4%, или при плане 427 535 млн тенге в бюджет поступило 450 816 млн тенге.

     Кроме того формирование Таможенного союза отразилось на проводимой государством внешнеторговой политике и таможенном администрировании на внутренних границах стран-участниц Таможенного союза.

 

 

2.2.Пути совершенствования таможенной системы.

 

     В условиях  развития рыночной экономики  таможенной службе отводится  роль государственного инструмента  регулирования внешнеэкономической  деятельности, от работы которого  зависит развитие приоритетных  направлений экономики, становление  предпринимательства, в том числе  малого и среднего бизнеса.  Значительные объемы инвестиций, рост внешней торговли и перспективы  Казахстана войти в состав  ВТО – все эти факторы предполагают  совершенствование форм и методов  регулирования таможенного дела.

Информация о работе Таможенная система Республики Казахстан