Совершенствования административно-правового регулирования института таможенной экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 02:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование развития института экспертизы в таможенном деле, и разработка рекомендаций по совершенствованию административно – правового регулирования экспертной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать исторические и правовые основы формирования экспертизы в таможенном деле российского государства (XI - XIX вв.);
2. Рассмотреть общие сведения о таможенной экспертизе, этапы и цели проведения;
3. Охарактеризовать роль эксперта и специалиста в таможенном контроле;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСПЕРТИЗЫ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ………………………………………………………………………………...9
1.1.Исторические и правовые основы формирования экспертизы в таможенном деле российского государства (XI - XIX вв.)……………….9
1.2. Особенности назначения и выполнения экспертиз товаров и транспортных средств, в сфере таможенного дела………………………..12
1.3. Организация экспертной деятельности в системе таможенных органов Российской Федерации…………………………………………………..20
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ЭКСПЕРТИЗЫ В ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ………………….24
2.1 Правовое регулирование в судебно-экспертной деятельности………24
2.2 Нормативно-правовое регулирование назначения и проведения экспертиз при таможенном контроле……………………………………………..28
2.3. Основные положения административного права об экспертном обеспечении производства по делам об административных правонарушениях43
ГЛАВА3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАМКАХ ТС……………..50
3.1. Анализ экспертного обеспечения таможенной деятельности в филиале ЦЭКТУ г. Ростов - на Дону…………………………………………….50
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию административно-правового регулирования института таможенной экспертизы……………….....54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………

Файлы: 1 файл

33__33__33__33__33_DIPLOM_33__33__33__33__33__33.docx

— 97.25 Кб (Скачать файл)

Если требования к процедуре назначения и проведения таможенных экспертиз определены ТК ТС, то порядок отбора выборок и взятия проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы необходимо разрабатывать и утверждать в рамках Комиссии Таможенного союза.

 Также кроме процедуры назначения и проведения таможенных экспертиз необходимо выделить процедуру назначения и проведения исследования проб (образцов) товаров в таможенных целях при осуществлении таможенного контроля, т.к. данные исследования могут проводить не только должностные лица таможенных органов, но и декларанты.

Для исключения фактов получения противоречивых заключений экспертов в разных государствах-участниках при исследовании одного и того же образца (пробы) товара в Таможенном союзе должны быть урегулированы правовые отношения, юридические взаимодействия и формы юридических документов в сфере таможенной экспертизы.

Кроме того, необходимы нормы, по взаимному признанию, как заключений эксперта, так и методик проведения экспертиз и исследований, в том числе методик отбора выборок и взятия проб (образцов) товаров, в государствах-участниках.

Комиссия Таможенного союза на основании положений Таможенного кодекса, регулирующих таможенную экспертизу, может принимать нормативно - правовые акты, регламентирующие таможенную экспертизу, исследования товаров в таможенных целях и применение специальных знаний сведущих лиц.

На наш взгляд, в связи с этим Комиссии Таможенного Союза целесообразно создать рабочую группу из представителей экспертно-криминалистических подразделений таможенных органов государств-участников Таможенного союза по подготовке:

  • проекта Порядка назначения и проведения экспертиз и исследований в таможенных целях для государств-участниц Таможенного союза;
  • единой системы стандартизации в экспертно - криминалистических подразделениях таможенных органов Таможенного союза (в том числе экспертных методик исследования товаров);
  • переподготовки должностных лиц экспертно - криминалистических подразделений таможенных органов Таможенного союза по единым учебным программам, а также взаимное признание результатов аттестации претендентов в эксперты на право самостоятельного проведения определенных видов экспертиз в таможенных целях;
  • порядка взаимной апробации методик исследований и их сертификации в государствах-участниках.

Следующей проблемой является подготовка судей по таможенным вопросам на единой таможенной территории Таможенного Союза.   Известно, что объективная реальность, связанная с решением таможенных вопросов опережает в своем развитии законодательный процесс. Она более подвижна и поэтому быстрее учитывает изменяющуюся правовую действительность. Судье при рассмотрении конкретных дел зачастую приходится разрешать возникающие правовые вопросы, которые законодатель не всегда успевает урегулировать в связи с их специфичностью, узостью, и изменчивостью.

В связи с пробелом в праве у судьи зачастую не оказывается под рукой необходимого закона, а отказать в правосудии он не может и обязан разрешить спор. Рассматривая сложные таможенные вопросы, основываясь при этом на общих принципах права, судья зачастую не может принять правильное решение. В этом случае, по нашему мнению, целесообразно провести ряд реформ связанных с созданием специализированных таможенных судов, которые занимались бы исключительно разрешением споров в сфере таможенного дела.

Недостаточно изученными остаются также вопросы судебно-экспертных технологий в плане разработки понятийного аппарата, определения места и роли их в деятельности судебно - экспертных учреждений. Это же можно сказать и о технологиях экспертиз в таможенных целях.

Так же актуальна проблема  низкой эффективности разработанных профилей риска, которые в качестве меры  гармонизации рисков предусматривают назначение и проведение таможенной экспертизы. Таким образом, недопустимо сводить применение таможенной экспертизы при осуществлении таможенного контроля только к назначению экспертизы в случаях, когда это прямо предусмотрено соответствующими профилями риска. Нельзя ограничивать право должностных лиц таможенного органа,  осуществляющих таможенный контроль, предоставленное ч. 1 ст. 138 ТК ТС - назначать таможенную экспертизу в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания.

Иными словами назрела необходимость решения проблемы административно-правового регулирования современного института экспертизы товаров в таможенных целях. И очевидно для этого потребуется разработка оптимальной модели функционирования таможни, Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) ФТС России, иных экспертных учреждений и арбитражных судов на основе действующего законодательства.

К изложенной проблеме потребуется системный подход, включающий в себя как разработку понятийного аппарата для осуществления экспертных технологий для таможенных целей, так и регламентирование порядка назначения и проведения таможенных экспертиз. Безусловно, здесь важно общее понимание важности данного вопроса экспертно-криминалистическими службами государств Таможенного союза.

На заседании коллегии Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления 12 февраля 2014 года, были определены в качестве приоритетных на этот год следующие задачи:

1. Дальнейшее проведение  организационно-штатных мероприятий  с целью оптимизации структуры  ЦЭКТУ в соответствии с потребностями  таможенных органов в экспертно-криминалистическом  обеспечении.

2. Разработка и внедрение  комплекса программных средств, обеспечивающего назначение и  выполнение таможенных экспертиз  в электронном виде.

3. Введение в практику  для целей таможенного контроля  заключения специалиста, которое  позволит таможенным органам  иметь стратегически важный для  судебного процесса вопрос назначения  таможенной экспертизы в конкретном  судебном процессе.

4. Разработка плана мероприятий (основных задач) по реализации II этапа (2015-2017 гг.) Концепции развития  ЦЭКТУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В заключение проделанной работы можно сделать следующие основные выводы. В условиях ежегодного роста объемов внешней торговли и увеличивающейся нагрузки на таможенные органы проведение таможенной экспертизы оказывает все большее значение для таможенного дела.

Таможенная экспертиза – разрешение вопросов,  возникающих при производстве таможенного оформления: или при проведении таможенного контроля, либо в стадии принятия таможенными органами предварительного решения, либо в иных таможенных целях, если разрешение таких вопросов требует специальных знаний.

Экспертиза проводится в таможенных лабораториях, а также в иных соответствующих организациях или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами.

Таможенные лаборатории являются экспертно-исследовательскими учреждениями ЦЭКТУ,  выполняющие судебные и иные экспертизы для таможенных и других органов федеральной власти, в предусмотренных законодательством России случаях.

До недавнего времени таможенная служба Российской Федерации не имела своих   экспертных   учреждений   и   пользовалась   услугами   государственных экспертных учреждений других министерств и ведомств, в частности, судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции, экспертно-криминалистических подразделений Министерства внутренних дел и судебно-медицинских учреждений Министерства здравоохранения, а также научно-исследовательских институтов других министерств и ведомств России и коммерческих экспертных предприятий. Здесь под коммерческими экспертными предприятиями понимаются предприятия Торгово-промышленной палаты РФ, которые выполняют экспертные функции, а также другие коммерческие предприятия, образованные в соответствии с законодательством России, в уставе которых предусмотрена экспертная деятельность. С появлением Центральной таможенной лаборатории и особенно после создания сети региональных таможенных лабораторий у Государственного таможенного комитета России появилась возможность оперативно и квалифицированно осуществлять экспертно-исследовательскую деятельность в таможенном деле.

Современные методы исследования объектов экспертизы, основанные на интеграции в судебную экспертизу новых технологий, использование сложных приборных комплексов, заставляет руководителей экспертных организаций разрабатывать и внедрять в практику работы экспертов экспертно-исследовательские технологии.

В связи с вопросами совершенствования механизмов экспертизы товаров в целях повышения эффективности таможенного контроля с учетом факторов риска, недопустимо сводить применение таможенной экспертизы при осуществлении таможенного контроля только к назначению экспертизы в случаях, когда это прямо предусмотрено соответствующими профилями риска. Нельзя ограничивать право должностных лиц таможенного органа,  осуществляющих таможенный контроль, предоставленное ч. 1 ст. 138 ТК ТС - назначать таможенную экспертизу в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания. 

Для того, чтобы таможенные лаборатории могли проводить экспертные исследования образцов (проб) товаров на предмет выявления соответствия (несоответствия) исследуемых свойств требованиям, предъявляемым к этим товарам, в частности, по фальсификации и контрафакции, необходимо иметь четкие определения, что является фальсифицированным и контрафактным товаром или продуктом, а также критерии отнесения исследуемых объектов к данным классам объектов, и, наконец, методики их диагностирования и идентификации, а для этого необходимы разработки новых стандартов и технических регламентов.

Увеличение финансирования таможенных лабораторий и таможенных органов, ответственных за проведение таможенных экспертиз за счет средств федерального бюджета, в целях совершенствования механизмов экспертизы товаров.

Развитие нормативно - правовой базы института таможенной экспертизы сегодня имеет большое значение для системы таможенного контроля в целом.

Таможенная экспертиза в первую очередь направлена на выявление фальсификата и контрабанды, а это есть, обеспечение здоровья и безопасности граждан. Так же за счет проведения экспертиз  производятся доначисления пошлин и налогов в Федеральный бюджет Российской Федерации, что благотворно сказывается на экономическом состоянии страны. Поэтому очень важно постоянно развивать механизмы контроля экспертной деятельности таможенных органов для обеспечения безопасности и здоровья граждан.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур – Киотская конвенция (ред. Протокола от 26.06.1999).
  2. Федеральный закон РФ от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в ред. от 05.05.2014)
  3. Федеральный закон РФ от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 25.11.2013 № 317-ФЗ)
  4. Федеральный Закон РФ от 27. 12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 23.06.2014 № 160-ФЗ)
  5. Таможенный кодекс Таможенного союза. – М.: Омега-Л, 2013.
  6. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30. 12.2001.(в ред. от 03.02.2014 № 8-ФЗ)
  7. Уголовный кодекс РФ.– М.: Омега-Л, 2014
  8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. – М.: Омега-Л,2013
  9. Гражданский процессуальный кодекс РФ. – М.: Омега-Л, 2014
  10. Арбитражный процессуальный кодекс. – М.: Проспект, 2013.
  11. Приказ ФТС России от 26.02.2011 № 396 «Об утверждении формы решения, о назначении таможенной экспертизы, формы заключения таможенного эксперта (эксперта), порядка отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы и приостановления срока проведения таможенной экспертизы» (в ред. от 08.11.2012)
  12. Приказ ФТС России от 06.08.2010 № 1457 «Об  утверждении Положения об аттестации экспертов Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления на право самостоятельного производства судебных экспертиз и Положения о Главной экспертно-квалификационной комиссии Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления».(в ред. от 14.02.2011)
  13. Приказ ФТС России от 28.07.2011 № 1541 «Об утверждении Порядка согласования с таможенным органом, проводящим таможенную экспертизу, назначения таможенной экспертизы таможенным органом в иную уполномоченную организацию, проводящую таможенную экспертизу».
  14. Приказ ФТС России от 21.07.2011 № 1500 «Об утверждении Порядка принятия решения о привлечении эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы».
  15. Приказ ФТС РФ от 30.07.2010 № 1427 «Об утверждении норм затрат времени на производство экспертиз и Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по применению норм затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки экспертов Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления»).
  16. Письмо ФТС России от 18.04.2006 № 01-06/13167 «Методические рекомендации о назначении экспертиз должностными лицами таможенных органов и проведении экспертиз Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением и экспертно-криминалистическими службами - региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами».
  17. Письмо ГТК РФ от 02 09.2004 №9 17-12/32023 «О правомочии проведения таможенными органами экспертиз по определению рыночной стоимости объектов правонарушения».
  18. Приказ ГТК РФ от 25.06.1993 №9 264 «Об утверждении нормативно-методических документов. принятых коллегией по вопросу «О программе развития таможенных лабораторий ГТК России» (вместе с «Положением о порядке взятия таможенными органами Российской Федерации проб и образцов товаров. перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации»).
  19. Распоряжение ФТС РФ от 28.07.2006 № 257-р «Об утверждении регламента действий должностных лиц таможенных органов при обнаружении фактов незаконного перемещения автотранспортных средств через таможенную границу Российской Федерации».
  20. Письмо Министерства имущества России от 15.04.2002 № 41457 «О таможенных лабораториях».
  21. Аверьянова. Т.В. Судебная экспертиза. Курс общей теории. Т.В. Аверьянова. - М.: Норма, 2006. - 479 с.
  22. Андреева. Е.И. Административно-правовые аспекты проведения таможенной экспертизы негосударственными экспертными организациями. Е.И. Андреева. С.Н. Метельков, С А. Кузьмин. Административное право и процесс. -2011.
  23. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право: Учебник.- М.: «Юристъ», 2005
  24. Белкин Р. С. и др. Предупреждение экспертных ошибок. - М: ВНИИСЭ, 2008. 350 с.
  25. Глазунова. И.В. Проблемные вопросы производства экспертизы е правоохранительной деятельности таможенных органов России.  И.В. Глазунова. Таможенное дело. -2007. - М 3.
  26. Горносталь. А.А. Экспертизы товаров при осуществлении таможенного контроля. А.А. Горносталь ПВ сб.: Актуальные проблемы современного науки и образования. - Ростов н/д : МГУТУ. 2009. - С. 145- 155.

Информация о работе Совершенствования административно-правового регулирования института таможенной экспертизы