Совершенствования административно-правового регулирования института таможенной экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 02:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование развития института экспертизы в таможенном деле, и разработка рекомендаций по совершенствованию административно – правового регулирования экспертной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать исторические и правовые основы формирования экспертизы в таможенном деле российского государства (XI - XIX вв.);
2. Рассмотреть общие сведения о таможенной экспертизе, этапы и цели проведения;
3. Охарактеризовать роль эксперта и специалиста в таможенном контроле;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСПЕРТИЗЫ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ………………………………………………………………………………...9
1.1.Исторические и правовые основы формирования экспертизы в таможенном деле российского государства (XI - XIX вв.)……………….9
1.2. Особенности назначения и выполнения экспертиз товаров и транспортных средств, в сфере таможенного дела………………………..12
1.3. Организация экспертной деятельности в системе таможенных органов Российской Федерации…………………………………………………..20
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ЭКСПЕРТИЗЫ В ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ………………….24
2.1 Правовое регулирование в судебно-экспертной деятельности………24
2.2 Нормативно-правовое регулирование назначения и проведения экспертиз при таможенном контроле……………………………………………..28
2.3. Основные положения административного права об экспертном обеспечении производства по делам об административных правонарушениях43
ГЛАВА3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАМКАХ ТС……………..50
3.1. Анализ экспертного обеспечения таможенной деятельности в филиале ЦЭКТУ г. Ростов - на Дону…………………………………………….50
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию административно-правового регулирования института таможенной экспертизы……………….....54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………

Файлы: 1 файл

33__33__33__33__33_DIPLOM_33__33__33__33__33__33.docx

— 97.25 Кб (Скачать файл)

В группе эксперты работают в условиях формального равенства. Однако для успешной работы комиссии один из экспертов может играть роль эксперта-организатора, или ведущего эксперта. Однако необходимо иметь в виду, что ни при каких условиях процессуальные функции организатора экспертного исследования не могут отличаться от функций каждого из членов экспертной группы. Любое неравноправие экспертов, наделение одного из них обязанностью (и правом) производить окончательную оценку результатов исследований, проведенных другими экспертами, разрушает гарантии объективности и достоверности экспертизы, обезличивает процесс формирования экспертных выводов. Эксперт-организатор назначается в целях координации деятельности экспертов, разработки общего плана исследования и руководства совещанием экспертов. Кроме этих основных обязанностей он должен определить последовательность изучения объектов экспертизы, когда она связана с уничтожением или видоизменением вещественных доказательств, составить конкретный, план исследования.\19\

Комплексной экспертизой называется комиссионная экспертиза, выполняемая экспертами разных специальностей. При производстве такой экспертизы каждый из экспертов проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формировании данного вывода.

При производстве такой экспертизы каждый из экспертов проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода.

При производстве комплексной экспертизы решение вопроса невозможно без одновременного совместного участия специалистов в различных областях знания в формулировании одного общего вывода. Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной экспертизы, производит исследования и подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность. Выводы по общим вопросам, которых, как правило, в комплексной экспертизе в сфере таможенного дела немного, подписываются всеми экспертами. При этом предполагается, что каждый эксперт обладает не только узкой специализацией, но и знаниями в пограничных областях наук и техники, которые использованы при даче заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАМКАХ ТС

 

3.1. Анализ экспертного  обеспечения таможенной деятельности  филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на Дону

 

В 2013 году экспертно-криминалистическая служба - филиал ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону провела 3718 таможенных экспертиз с выдачей соответствующего документа (заключение эксперта). Было исследовано 68 612 объектов. При осуществлении таможенного контроля выполнено 1768 экспертиз, т. е. 48.2%, в том числе по профилям риска, 379 экспертиз (21.4

%). Таким образом, основная  экспертно-исследовательская работа  проводится экспертно - криминалистическими подразделениями на стадии таможенного оформления и таможенного контроля.

Из 1768 экспертиз, выполненных, при осуществлении таможенного контроля, 507 экспертиз (28.7 %) выявили признаки правонарушения в сфере таможенного дела. По результатам этих экспертиз возбуждено 64 дела об административных правонарушениях, 23 уголовных дела, доначислено в федеральный бюджет по результатам проведенных таможенных экспертиз 49,48 миллионов рублей. Данные показатели говорят о высокой результативности выполнения таможенных экспертиз товаров при осуществлении таможенного контроля.

По общероссийским профилям риска выполнено 227 таможенных экспертиз при осуществлении таможенного контроля. По результатам 61 экспертизы (26.9 %) выявлено 244 правонарушения в сфере таможенного дела. По региональным профилям риска выполнено 152 таможенные экспертизы.  По результатам 46 экспертиз (30.2%) выявлено 213 правонарушений в сфере таможенного дела. Всего, при выполнении таможенных экспертиз по профилям риска, недостоверное декларирование и иные правонарушения в сфере таможенного дела выявлены по результатам проведения 107 экспертиз (28.23%). Данный показатель практически не отличается от доли экспертиз, выявивших правонарушения в сфере таможенного дела. В общем количестве экспертиз, выполненных при осуществлении таможенного контроля (28.7 %). Это свидетельствует о низкой эффективности разработанных профилей риска, которые в качестве меры гармонизации рисков предусматривают назначение и проведение таможенной экспертизы. Таким образом, недопустимо сводить применение таможенной экспертизы при осуществлении таможенного контроля только к назначению экспертизы в случаях, когда это прямо предусмотрено соответствующими профилями риска. Нельзя ограничивать право должностных лиц таможенного органа,  осуществляющих таможенный контроль, предоставленное ч. 1 ст. 138 ТК ТС - назначать таможенную экспертизу в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания.

Количество экспертно-исследовательских работ, которые не имеется возможности выполнить в 2013 г. составило 12, или 0.32% от общего количества экспертно - исследовательских работ. Из этих двенадцати одиннадцать экспертиз не выполнено по причине отсутствия аттестованных экспертов и одна - по причине отсутствия аттестованных методик.

Доля экспертно-исследовательских работ, выполненных выносными подразделениями службы в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза,  в общем количестве экспертно-исследовательских работ в 2013 г. составляет 47.5%. При этом доля экспертиз, выявивших правонарушения в сфере таможенного дела, составила 35.5%, а среди экспертиз, выполненных по профилям риска - 41.3%, что значительно выше, чем по всего экспертно-криминалистическим подразделениям Службы в целом. Данный факт свидетельствует о целесообразности дальнейшего развития системы выносных подразделений экспертно-криминалистических служб - филиалов ЦЭКТУ.

Из 3718 таможенных экспертиз по видам составили:

  • идентификационная 1291 (34,7%)
  • товароведческая 1733 (46,6%)
  • в том числе товароведческая стоимостная на стадии таможенного контроля 422 (11,4)
  • криминалистическая - 136 (3.7 %):
  • геммологическая -78 (2.1 %):
  • экспертиза объектов интеллектуальной собственности - 60 (1.6 %):
  • экспертиза наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров - 61 (1.6 %);
  • комплексная - 263 (6.5 %):
  • комиссионная -5 (0.1 %).

Из общего количества экспертиз, материаловедческих было выполнено 63(1.4%). Из них 17 не представилось возможным выполнить из за недостаточного материально-технического обеспечения.

За 2013 г. службой выполнено 422 товароведческих экспертизы по определению рыночной стоимости товаров в ходе таможенного контроля. В ходе 199 экспертиз (47.2% от выполненных), выявлена вероятность занижения таможенной стоимости.

В 2013 году ЭКС - филиал ЦЭКТУ - выполнила 50 криминалистических экспертиз на стадии таможенного оформления и таможенного контроля. Из них 17 технико-криминалистических экспертиз документов, 2 трасологические, 30 экспертиз наркотических средств.  По результатам 13 экспертиз (26.0%)  выявлены правонарушения. Из распределения экспертиз по видам товаров следует, что наиболее часто экспертизы при осуществлении таможенного контроля назначаются в отношении:

  • овощей и фруктов - 58 экспертиз, по результатам 33 экспертиз (56.8 %) выявлено недостоверное декларирование;
  • сахара -143 экспертизы, по результатам 4 экспертиз (2.8%) выявлено недостоверное декларирование;
  • продуктов переработки овощей и фруктов - 154 экспертизы, по результатам 87 экспертиз (54.5%) выявлено недостоверное декларирование:
  • алкогольных и безалкогольных напитков -67 экспертиз, по результатам 7 экспертиз (10.4%) выявлено недостоверное декларирование;
  • табака и его промышленных заменителей - 43 экспертизы, по результатам 2 экспертиз (4.7%) выявлено недостоверное декларирование;
  • минеральных продуктов - 43 экспертизы, по результатам 9 экспертиз (20.9 %) выявлено недостоверное декларирование;
  • нефти и нефтепродуктов -92 экспертизы, по результатам 24 экспертиз (26.1 %) выявлено недостоверное декларирование.
  • продукции химической промышленности -212 экспертиз, по результатам 52 экспертиз (24.5 %) выявлено недостоверное декларирование.
  • полимерных материалов, каучука, резины и изделий из них - 194 экспертизы, по результатам 75 экспертиз (38.7 %) выявлено недостоверное декларирование;
  • бумаги и картона - 47 экспертиз, по результатам 21 экспертизы (44.7 %) выявлено недостоверное декларирование;
  • химических нитей и волокон - 122 экспертизы, по результатам 59 экспертиз (48,4%) выявлено недостоверное декларирование;
  • текстильной продукции - 77 экспертиз, по результатам 27 экспертиз (35.1 %) выявлено недостоверное декларирование;
  • черных и цветных металлов и изделий из них - 119 экспертиз, по результатам 29 экспертиз (24.4 %) выявлено недостоверное декларирование;
  • машин и механизмов - 92 экспертиз, по результатам 22 экспертиз (23.9 %) выявлено недостоверное декларирование;
  • транспортных средств - 59 экспертиз, по результатам 11 экспертиз (18.6%) выявлено недостоверное декларирование.

По результатам выполненных в 2013 году при осуществлении таможенного контроля экспертиз таможенными органами доначислено в федеральный бюджет таможенных платежей на 75,6 миллиона рублей.

Проведенный обзор показывает целесообразность использования статистических данных для определения основных направлений совершенствования организационно-правовых механизмов экспертно-криминалистической деятельности в системе таможенных органов.

 

 

3.2. Разработка рекомендаций  по совершенствованию административно-правового  регулирования института таможенной  экспертизы

 

 

На основе проведенного анализа современного экспертного обеспечения Филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на Дону, а так же исследования нормативно-правовой базы института экспертизы были выявлены следующие проблемы:

В первую очередь - недостаточное материально-техническое обеспечение. Эта проблема является актуальной для многих государственных структур из-за недостаточного финансирования со стороны государства. Для проведения сложных испытаний при осуществлении таможенной экспертизы специалистам часто требуется дорогостоящее оборудование (измерители, анализаторы, и т. п.), а так же специализированные лаборатории. На наш взгляд эту проблему можно решить двумя способами. Во-первых, следует увеличить финансирование таможенных лабораторий и таможенных органов, проводящих таможенные экспертизы за счет средств федерального бюджета. Во-вторых, можно привлекать сторонние коммерческие организации, обладающие нужными ресурсами, к проведению таможенных экспертиз посредством заключения договоров. Но в данном случае возможно возникновение ситуации с недобросовестным установлением цены такой сделки со стороны коммерческой организации, возможностью разорвать контракт. Мы считаем, чтобы избежать подобных недоразумений, нужно вносить коррективы в Гражданский кодекс по части прав, обязанностей и ответственности в договорах с Федеральной Таможенной Службой – но в свою очередь это очень сложный и длительный процесс.

Другой не менее важной проблемой является нехватка аккредитованных специалистов и недостаток аккредитованных методик. При наличии большого количества экспертных организаций выполняющих экспертизы в таможенных целях нет правового документа, который регламентировал бы общие правовые аспекты назначения и производства экспертиз в таможенных целях.

По нашему мнению создание единой методической экспертной базы государств-участников Таможенного союза необходимо для дальнейшего развития экспертного обеспечения в рамках таможенного союза.

В соответствии с ТК ТС и Договором о создании единой таможенной территории таможенные экспертизы на этой территории должны соответствовать стандартным требованиям (должны быть унифицированы, обладать взаимозаменяемостью и совместимостью). В свою очередь в соответствии с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото) порядок назначения и проведения таможенных экспертиз должен соответствовать международным требованиям, в том числе международным методикам проведения экспертных исследований товаров.

Информация о работе Совершенствования административно-правового регулирования института таможенной экспертизы