Совершенствования административно-правового регулирования института таможенной экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 02:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование развития института экспертизы в таможенном деле, и разработка рекомендаций по совершенствованию административно – правового регулирования экспертной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать исторические и правовые основы формирования экспертизы в таможенном деле российского государства (XI - XIX вв.);
2. Рассмотреть общие сведения о таможенной экспертизе, этапы и цели проведения;
3. Охарактеризовать роль эксперта и специалиста в таможенном контроле;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСПЕРТИЗЫ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ………………………………………………………………………………...9
1.1.Исторические и правовые основы формирования экспертизы в таможенном деле российского государства (XI - XIX вв.)……………….9
1.2. Особенности назначения и выполнения экспертиз товаров и транспортных средств, в сфере таможенного дела………………………..12
1.3. Организация экспертной деятельности в системе таможенных органов Российской Федерации…………………………………………………..20
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ЭКСПЕРТИЗЫ В ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ………………….24
2.1 Правовое регулирование в судебно-экспертной деятельности………24
2.2 Нормативно-правовое регулирование назначения и проведения экспертиз при таможенном контроле……………………………………………..28
2.3. Основные положения административного права об экспертном обеспечении производства по делам об административных правонарушениях43
ГЛАВА3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАМКАХ ТС……………..50
3.1. Анализ экспертного обеспечения таможенной деятельности в филиале ЦЭКТУ г. Ростов - на Дону…………………………………………….50
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию административно-правового регулирования института таможенной экспертизы……………….....54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………

Файлы: 1 файл

33__33__33__33__33_DIPLOM_33__33__33__33__33__33.docx

— 97.25 Кб (Скачать файл)

В случае удовлетворения ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или их представителя должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, выносит соответствующее решение.

При отказе в удовлетворении ходатайства должностное лицо таможенного органа должно в письменной форме мотивированно сообщить об этого лицу, подавшему ходатайство.

По результатам таможенной экспертизы выдается заключение таможенного эксперта (эксперта).

Заключение – документ, содержащий результаты проведенного исследования и выводы таможенной экспертизы.

Материалы и документы, иллюстрирующие заключение таможенного эксперта (эксперта) или нескольких экспертов,  прилагаются к заключению и служат его составной частью.

В целях таможенного контроля проводятся следующие виды таможенной экспертизы:

В зависимости от предмета и задач исследования:

  • идентификационная;
  • товароведческая;
  • материаловедческая;
  • технологическая;
  • криминалистическая и иные экспертизы, в производстве которых возникает необходимость.

В зависимости от числа привлекаемых экспертов назначается:

  • единоличная;
  • комиссионная или комплексная таможенная экспертиза.

Единоличная экспертиза – экспертиза, проводимая таможенным экспертом (экспертом) единолично.  Комиссионная экспертиза – экспертиза, проводимая комиссией таможенных экспертов (экспертов) одной специальности. При разногласиях между таможенными экспертами (экспертами) каждый из них или часть экспертов вправе представить отдельное заключение. Комплексная экспертиза – экспертиза, проводимая комиссией таможенных экспертов (экспертов) в случаях, когда для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, необходимы исследования на основе использования знаний различных специальностей, в пределах компетенции таможенных экспертов (экспертов). Каждый таможенный эксперт (эксперт) подписывает ту часть заключения, по которой проводил таможенную экспертизу. На наш взгляд, экспертизу, выполняемую одним экспертом, компетентным в различных областях специальных познаний, которые необходимы для выполнения данной экспертизы, следует также относить к комплексным экспертизам.

Положительной новеллой ТК ТС является обстоятельная регламентация порядка назначения и проведения экспертиз в зависимости от числа привлекаемых экспертов и последовательности проведения экспертиз.

В соответствии со ст. 171 Федерального закона № 311-ФЗ от 27.11. 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» результаты проведения экспертиз при осуществлении таможенного контроля, оформленные в соответствии с положениями таможенного законодательства могут быть признаны в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях и подлежат оценке судом, арбитражным судом и должностным лицом при рассмотрении указанных дел, наряду с другими доказательствами.

В итоге необходимо отметить хорошую проработанность правовых вопросов назначения и проведения экспертиз при осуществлении таможенного контроля в Таможенном кодексе Таможенного союза. В этом отношении ТК ТС стал на уровне или даже выше традиционных отраслей процессуального законодательства (гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального и уголовно-процессуального). Эффективность практической реализации урегулированных в гл. 20 ТК РФ правовых норм покажет практика работы как таможенных, органов, так и экспертно-криминалистических подразделении ФТС России.

 

 

2.3. Основные положения административного права об экспертном обеспечении производства по делам об административных правонарушениях

 

 

Источником правового регулирования отношений, возникающих в связи с назначением и выполнением экспертиз в ходе производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях в таможенной сфере (нарушениях таможенных правил), является Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (2002 г.). Ранее данные правоотношения относились к сфере таможенного законодательства и были урегулированы в Таможенном кодексе РФ 1993 г. Рассматривая правовое регулирование экспертного обеспечения по делам об административным правонарушениям в целом, необходимо отметить, что законодатель по сравнению с ранее действовавшим КоАП РСФСР (ст. 262) значительно усилил процессуальную регламентацию использования специальных знаний при производстве судебных экспертиз.

Доказательствами по делу об административном правонарушении признаются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.2). В числе прочих доказательств эти данные устанавливаются заключениями эксперта.

Экспертиза назначается в случаях, когда при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве, ремесле (ст. 26.4). Особо следует отметить, что в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ экспертиза является важнейшим, выделенным особо, процессуальным действием, необходимость проведения которого обусловливает возбуждение дела об административном правонарушении и проведение административного расследования.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства (ст. 26.1):

  • наличие события административного правонарушения;
  • лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность;
  • виновность лица в совершении административного правонарушения;
  • обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
  • характер и размер ущерба. причиненного административным правонарушением;
  • обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
  • иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Рассмотрим вкратце содержание правового института экспертизы при производстве по делам об административных правонарушениях.

Судья, орган,  должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертам или учреждениям, которым поручено проведение экспертизы. В определении указываются:

  • основания для назначения экспертизы;
  • фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть выполнена экспертиза;
  • вопросы, поставленные перед экспертом;
  • перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта;
  • сведения о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении, об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, может брать образцы почерка, товаров и иных предметов, необходимых для проведения экспертизы, о чем составляется протокол по установленной форме./6/

До направления определения о назначении экспертизы лицо, назначившее ее, обязано ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшим, разъяснить им право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответа в заключение эксперта.

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Эксперт обязан:

  • явиться по вызову судьи,  органа,  должностного лица, ведущего производство по делу об административном правонарушении;
  • дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения. Эксперт вправе:

  • знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы,  заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
  • с разрешения судьи, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
  • указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства,  которые установлены при проведении экспертизы и по поводу, которых ему не были поставлены вопросы.

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

К сожалению, КоАП РФ особо не оговаривает права судьи, органа или должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, назначать дополнительную,  повторную,  комиссионную и комплексную экспертизы, предусмотренные Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и часто используемые в правоохранительной деятельности таможенных органов,  хотя все эти понятия хорошо разработаны в юридической науке для других видов процессов. Очевидно, что основания их назначения в практике производства по делам об административных правонарушениях соответствуют общему положению ст. 26.4 КоАП РФ, согласно которому определение о назначении экспертизы выносится тогда, когда при производстве по делу возникает необходимость в использовании специальных познаний \33\.  В данном случае необходимо обратиться к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения, поручается тому же или другому эксперту.

Повторная экспертиза назначается в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения по тем же вопросам, поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.

Комиссионный характер судебной экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившими, либо руководителем экспертного учреждения. Комиссионная экспертиза проводится несколькими экспертами одного или разных специальностей.

При производстве комиссионной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме, и они совместно анализируют полученные  результаты.

Придя к общему мнению, эксперты составляют и подписывают совместное заключение или сообщение о невозможности дачи заключения. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение.

Организация и производство комиссионной судебной экспертизы возлагаются на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения либо на руководителей нескольких государственных судебно-экспертных учреждений.  В КоАП РФ прямо не предусмотрена возможность назначения комиссионной экспертизы, но поскольку согласно ч 1 ст. 26.4 КоАП РФ определение о назначении экспертизы направляется в судебно-экспертное учреждение, то далее руководитель этого учреждения может самостоятельно решить вопрос о выполнении экспертизы одним экспертом или комиссией экспертов. Однако если экспертиза назначена конкретному судебному эксперту, эксперт не вправе самостоятельно привлекать к производству экспертиз других экспертов.

Информация о работе Совершенствования административно-правового регулирования института таможенной экспертизы