Совершенствование единой системы тарифных преференций таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении роли таможенных преференций в процессе формирования современной торговой политики на основе Таможенного союза.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические и организационно-правовые основы применения тарифных преференций
Проанализировать практику применения тарифных преференций
Предложить пути совершенствования единой системы тарифных преференций таможенного союза

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические и организационно-правовые основы применения тарифных преференций………………………………………………………………………….6
1.1 Понятие, виды, сущность тарифных преференций……………………..6
1.2 Тарифные преференции как инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД………………………………………………………………...16
1.3 Роль и значение механизма определения страны происхождения товаров в системе тарифных преференций………………………………………20
2. Анализ практики применения тарифных преференций………………………26
2.1 Порядок и условия предоставления тарифных преференций……….26
2.2 Практика применения тарифных преференций……………………….32
3. Совершенствование единой системы тарифных преференций таможенного союза………………………………………………………………………………...38
3.1 Формирование и направления развития системы преференций Таможенного союза………………………………………………………………..38
3.2 Пути совершенствования предоставления тарифных преференций..56
Заключение………………………………………………………………………….63
Список использованных источников……………………………………

Файлы: 1 файл

Diplom_83_str.doc

— 2.57 Мб (Скачать файл)

Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных  таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с РФ зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций ТС. Тарифные преференции — это определенные преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров (в виде освобождения от уплаты пошлины, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз).

Россия предоставляет  тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств — членов ТС, международными договорами РФ.

Условия предоставления тарифных преференций.

1. Приложением № 4 Решения  Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств № 18 от 27 ноября 2009 г. на таможенной территории ТС утвержден перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. В Приложении №4 товары определяются исключительно кодом товара по ТН ВЭД ТС, а наименование товара приведено только для удобства пользования.

2. Тарифные преференции  в отношении товаров, происходящих  из развивающихся или наименее  развитых стран пользователей  единой системы тарифных преференций ТС, предоставляются, если товар соответствует критериям происхождения, и только при одновременном условии:

в отношении товара соблюдаются  правила непосредственной закупки  и прямой поставки, что подтверждено документами;

таможенным органам  страны ввоза представлен сертификат о происхождении товара, срок действия которого не истек, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его оформлению или декларация о происхождении товара;

странами ввоза/вывоза соблюдены требования к административному сотрудничеству.

Товар рассматривается  как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит товар и на которую распространяется тарифные преференции.

Прямой поставкой считается  поставка товаров транспортируемых из стран - пользователей единой системы  тарифных преференций ТС на таможенной территории ТС без провоза через  территорию другого государства.

Правилу прямой поставки отвечают товары, закупленные импортером на выставках или ярмарках, при выполнении условий:

товары были поставлены с территории развивающейся или  наименее развитой страны, на которую  распространяются тарифные преференции, на территорию страны проведения выставки или ярмарки и оставались под таможенным контролем при их проведении;

товары с момента  их отправки на выставку или ярмарку  не использовались в каких-либо иных целях, кроме демонстрационных;

товары ввозятся на таможенную территорию ТС в том же состоянии, в котором они были отправлены на выставку или ярмарку, без учета изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Правилу прямой поставки отвечают товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем. В качестве документального подтверждения нахождения товаров под таможенным контролем могут рассматриваться транспортные документы, удостоверяющие маршрут перемещения из экспортирующей страны через страны транзита, или документ, выданный таможенными органами страны транзита, дающий точное описание товаров, указывающий даты перевалки/перегрузки товаров, названия транспортных средств и удостоверяющий условия, при которых товары находились в стране транзита.

Административное сотрудничество. Комиссия ТС получает от стран информацию о наименованиях и адресах уполномоченных органов стран, которые удостоверяют и верифицируют сертификаты, декларации о происхождении товаров, вместе с образцами оттисков печатей, используемых этими органами. Образцы оттисков печатей должны быть представлены в оригинале и быть четкими для целей проведения их однозначной идентификации на предмет подлинности. При обнаружении таможенным органом государства   члена ТС признаков, указывающих на то, что сертификат не выдавался или сертификат (декларация) о происхождении товара содержит недостоверные сведения, таможенный орган государства   члена ТС вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу страны с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации) о происхождении товара и достоверность содержащихся в нем сведений или предоставить дополнительные либо уточняющие сведения, в том числе о выполнении критерия происхождения товаров, или копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат. В запросе указываются причины его направления и другая дополнительная информация, указывающая на то, какие сведения в сертификате (декларации) о происхождении товара могут быть недостоверными, за исключением случаев проведения верификации на основе выборочности.

При направлении таможенным органом государства   члена  ТС запроса в уполномоченные органы стран до получения результатов  верификации тарифные преференции  в отношении ввозимых товаров  не предоставляются. Полученные результаты должны однозначно свидетельствовать о том, что документы, подтверждающие страну происхождения товаров, являются подлинными и (или) товары, указанные в запросе, являются товарами, происходящими из страны, на которую распространяется преференции.

Товары, происхождение которых не установлено или происхождение которых установлено, но при этом в отношении них не могут быть предоставлены тарифные преференции, ввозятся в страну ввоза в соответствии с требованиями тарифного регулирования государств   членов ТС. В отношении таких товаров могут предоставляться (восстанавливаться) тарифные преференции, при условии представления таможенному органу страны ввоза надлежащего удостоверения их происхождения (предоставление сертификата и при необходимости других документов, подтверждающих страну происхождения товаров) до истечения 12 месяцев со дня регистрации таможенной декларации в стране ввоза (кроме случаев установления фальсификации сертификата) и соблюдения условий предоставления тарифных преференций.

3. Россия предоставляет  тарифные преференции, в том числе на основании международных договоров, заключенных в двухстороннем порядке. В Перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет РНБ, входят 140 государств (Приложение  к приказу ФТС России № 2601 от 22 декабря 2011 г. «О предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации»).

Развивающиеся или наименее развитые страны, из которых происходят товары, которым предоставляются  преференции, должны быть одновременно странами, в торгово-политических отношениях с которыми РФ предусматривает РНБ (при одновременном выполнении условий непосредственной закупки и прямой поставки).

Применение ставок ввозных  таможенных пошлин:

1. В отношении товаров,  происходящих из стран, в торгово-политических  отношениях с которыми РФ предусматривает РНБ, а также, если страна происхождения не установлена, но не имеется признаков того, что страной происхождения товаров является страна, в торгово-политических отношениях с которой Россия РНБ не предусматривает применяются ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС.

2. Применяются ставки  ввозных таможенных пошлин ЕТТ  ТС, увеличенные вдвое, за исключением  случаев предоставления тарифных  преференций на основании положений  международных договоров государств   членов ТС в рамках ЕврАзЭС,  международных договоров РФ, в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают РНБ, а также, если при осуществлении контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенным органом обнаружены признаки того, что данные товары происходят из страны, торгово-политические отношения с которой не предусматривают РНБ.

4. В таможенном деле  применяются формы:

сертификат о происхождении  товара по форме «А» (установлен Соглашением  между Правительствами РФ, Республики Беларусь и РеспубликиКазахстанот 12 декабря 2008 г.«О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран»);

сертификат о происхождении  товара по форме «СТ-1» (установлен Соглашением  от 20 ноября 2009 г. «О Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ»);

сертификат о происхождении  товара по форме «СТ-2» (установлен Протоколом между Правительством РФ и Правительством Республики Сербии от 22 июля 2011 г.)

В удостоверение происхождения  товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяются тарифные преференции, лицо, перемещающее товары, представляет оригинал сертификата о происхождении товара по форме «А» или декларации о происхождении товара.

Для стран-участниц СНГ  и Грузии требуется представление сертификата по форме СТ-1.

Для Республики Сербии требуется  представление сертификата по форме  СТ-2.

Сертификат о происхождении  товара - документ, однозначно свидетельствующий  о стране происхождения товаров  и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

Декларация о происхождении  товара представляет собой заявление  о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров.

В качестве декларации о  происхождении товара используются коммерческие счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ТС или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.

 

2.2 Практика применения тарифных преференций

 

Россия активно  развивает свои торговые отношения  со странами, которым при ввозе  их товаров на таможенную территорию РФ предоставляется преференциальный режим.

Основными торговыми  партнерами из числа развивающихся  и наименее развитых стран являются: Китай, Индия, Бразилия, Республика Корея, Турция, Таиланд, Шри-Ланка, Аргентина, Гвинея, Мавритания и др.

Основную долю преференциальных товаров в Россию импортирует КНР. Удельный вес основных товарных групп в импорте России из КНР (в %) показано в таблице 2.

 

 

 

 

Таблица 2 - Доля преференциальных товаров, ввозимых в Россию из КНР (%)

Товарные группы/гг.

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Мебель, матрацы

0,5

0,5

1,0

1,2

1,2

1,4

1,8

Керамические  изделия

1,0

1,1

1,2

1,0

1,3

1,2

1,3

Продукты из овощей и фруктов

0,6

1,5

1,6

1,4

1,1

1,1

1,6

Фрукты

1,0

0,9

1,2

0,9

0,7

0,7

0,6

Мясные продукты

0,6

1,1

1,1

0,8

0,7

0,7

0,8

Овощи, горох, фасоль

0,7

0,7

1,0

1,0

0,8

0,7

0,8

Мясо

0,2

1,6

3,7

1,9

1,3

0,6

0.2

Зерновые

2,6

0,7

1,5

1,2

0,4

0,3

0,4


 

Таблица 3 - Динамика импорта зеленого кофе по странам-производителям в 2009-2011 годах, %.

Страна происхождения

Доля в структуре  импорта, %

2009 год

2010 год

2011 год

1

Индия

15,1

18,6

27,3

2

Вьетнам

33,8

24,7

16,6

3

Бразилия

7,1

9,6

12,0

4

Танзания

0,2

0,5

7,0

5

Индонезия

17,9

13,7

6,7

6

Уганда

3,8

2,9

4,5

7

Кот Д’ивуар

7,3

11,9

4,4

8

Эфиопия

1,1

1,2

3,8

9

Никарагуа

1,1

0,8

3,1

10

Колумбия

1,3

2,2

2,9

Информация о работе Совершенствование единой системы тарифных преференций таможенного союза