Сотрудничество таможенных органов Республики беларусь и российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Выявить направления сотрудничества – цель курсовой работы. Для реализации данной задачи перед исследователем были поставлены следующие задачи:
выяснить, как осуществлялось формирование направлений и правовых основ сотрудничества, т.е. рассмотреть сотрудничество в рамочных условиях экономической интеграции, правовое регулирование оказания взаимной административной помощи;
определить современные направления сотрудничества таможенных органов Республики Беларусь и Российской Федерации (обмен информацией между таможенными органами, оказание взаимной административной помощи по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, подготовка и обучение кадров);
рассмотреть таможенное администрирование данных стран (особенности национального законодательства государств, основные направления совершенствования).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
3
1. ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ И ПРАВОВЫХ ОСНОВ

СОТРУДНИЧЕСТВА………………………………………………………………
5
1.1. Сотрудничество в рамочных условиях экономической интеграции ………
5
1.2. Правовое регулирование оказания взаимной административной помощи

таможенными органами Республики Беларусь и Российской Федерации …….
9
2.СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ............................................................................................................
13
2.1. Обмен информацией между таможенными органами и иными

государственными органами………………………………………………………
13
2.2. Правовая помощь и взаимодействие таможенных органов по уголовным

делам и делам об административных правонарушениях ……………………….
16
2.3.Подготовка и обучения кадров как лидирующая сфера сотрудничества…
19
3. ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………...
23
3.1. Особенности национального законодательства государств-членов

Таможенного союза………………………………………………………………...
23
3.2. Основные направления совершенствования на 2012-2015 годы…………..
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 65.67 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Факультет международных отношений

 

 

Кафедра таможенного дела

 

Синцова

Елена Леонидовна

 

Сотрудничество таможенных органов Республики беларусь и российской федерации

 

 

Курсовая работа

 

Специальность «Таможенное дело»

 

Научный руководитель:

 кандидат экономических наук,

доцент Т.Ф. Цеханович

 

                                                                 _____________________

(подпись)

                                                                  «____»____________2013 г.

 

 

 

 

Минск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

  

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

3

1. ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ  И ПРАВОВЫХ ОСНОВ

 

СОТРУДНИЧЕСТВА………………………………………………………………

5

1.1. Сотрудничество в рамочных условиях экономической интеграции ………

5

1.2. Правовое регулирование  оказания взаимной административной  помощи

 

таможенными органами Республики Беларусь и Российской Федерации …….

9

2.СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОТРУДНИЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ

 

ФЕДЕРАЦИИ............................................................................................................

13

2.1. Обмен информацией между таможенными органами и иными

 

государственными органами………………………………………………………

13

2.2. Правовая помощь и взаимодействие таможенных органов по уголовным

 

делам и делам об административных правонарушениях ……………………….

16

2.3.Подготовка и обучения кадров как лидирующая сфера сотрудничества…

19

3. ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………...

23

3.1. Особенности национального законодательства государств-членов

 

Таможенного союза………………………………………………………………...

23

3.2. Основные направления совершенствования на 2012-2015 годы…………..

25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….    28

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..30

 

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….32

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Стремление к торгово-экономическому единению в современном мире свойственно всем континентам. XX век ознаменовал появление новой формы межгосударственной экономической интеграции - таможенных союзов. Так и на пространстве бывшего Советского союза осознали первостепенную важность интеграционных процессов, способных в перспективе принести ощутимую и долгосрочную выгоду для их участников. Это очень актуально в условиях мирового финансового кризиса, когда государства ищут различные способы минимизации возможных потерь для национальных экономик и пути дальнейшего развития.

  Сотрудничество Республики Беларусь с иными государствами  в таможенной сфере является основой национальной политики государства, направленной на экономическую безопасность страны, защиту национальных интересов. Формирование Таможенного  союза с Российской Федерацией и Республикой Казахстан явилось для Республики Беларусь бесспорным геополитическим и экономическим приоритетом. В рамках региональных сообществ с единой системой идейных и экономических ценностей возникла необходимость действовать сообща. Рассматривая процесс развития взаимоотношений Республики Беларусь и Российской Федерации в таможенной сфере, наиболее актуальным на сегодняшний день является определить, как и по каким направлениям осуществляется  взаимодействие таможенных органов государств-участников Таможенного союза.

Объектом исследования является деятельность таможенных органов Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Таможенного союза, предметом исследования – их взаимодействие.

Выявить направления сотрудничества – цель курсовой работы. Для реализации данной задачи перед исследователем были поставлены следующие задачи:

  • выяснить, как осуществлялось формирование направлений и правовых основ сотрудничества, т.е. рассмотреть сотрудничество в рамочных условиях экономической интеграции, правовое регулирование оказания взаимной административной помощи;
  • определить современные направления сотрудничества таможенных органов Республики Беларусь и Российской Федерации (обмен информацией между таможенными органами, оказание взаимной административной помощи по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, подготовка и обучение кадров);
  • рассмотреть таможенное администрирование данных стран (особенности национального законодательства государств, основные направления совершенствования).

При написании курсовой работы были использованы многочисленные источники, как например, издания Сиротского А.Н., Игнатюка А.З.,  но большей частью  были задействованы нормативно-правовые акты (соглашения о правилах взаимодействия таможенных органов в целях регулирования отношений на наднациональном уровне).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ И ПРАВОВЫХ ОСНОВ СОТРУДНИЧЕСТВА
    1. . Сотрудничество в рамочных условиях экономической интеграции

 

Сотрудничество  Республики Беларуси и Российской Федерации  - одно из проявлений общемировой тенденции к интеграции стран и народов. Такие глобальные проблемы человечества,  как  международный терроризм, нелегальная миграция, распространение наркотиков, экологическая безопасность  придают этой тенденции особую актуальность и значимость и способствуют сознанию союзов в целях решить данные проблемы.

Еще  в середине 90-х годов Беларусь и Россия одними из первых государств-участников Содружества Независимых Государств осознают необходимость тесной двусторонней интеграции.  6 января 1995 года они заключают Соглашение о Таможенном Союзе. В  том же году правительствами двух государств подписывается Протокол о введении режима свободной торговли  между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Таким образом, во взаимной торговле государств отменяются и в дальнейшем не применяются тарифные и количественные ограничения. Кроме того, ликвидируются границы между двумя государствами [1].

Точкой отсчета нового этапа единения народов Беларуси и России принято считать 2 апреля 1996 года, когда президентами двух стран  подписывается Договор об образовании Сообщества Республики Беларуси и Российской Федерации. В соответствии с данным договором возникает необходимость создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов двух государств.  8 декабря 1999 года в г. Москве подписывается Договор о создании Союзного государства, что послужило формированию Высшего Государственного Совета1, Пограничного, Таможенного комитетов и других государственных органов [2].  Кроме того, принимается Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Одним из мероприятий данной Программы является Проведение единой торговой и таможенно-тарифной политики в отношении третьих стран, международных организаций и объединений, которое осуществляется в три этапа.  На первом этапе в период до 2002 года:

• завершается  формирование единого таможенного пространства;

• унифицируются таможенные тарифы, льготы по уплате таможенных пошлин, правила и критерия определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости, таможенные процедуры, порядок таможенного оформления и таможенного контроля, экспортного и валютного контроля, меры нетарифного регулирования.

На втором этапе в период с 2002 до 2004 года завершается унификация:

• национальных нормативно-правовых актов, касающихся регулирования внешней торговли;

• таможенного законодательства;

• нормативно - правовых актов, обеспечивающих защиту экономических интересов государств в торговле с третьими странами;

• правоотношений в области косвенного налогообложения во внешней торговле.

На третьем этапе сроком до 2005 года принимаются идентичные нормативно-правовые акты государств-участников в области торговой и таможенной политики:

• таможенные кодексы;

• законы о таможенном тарифе;

• законы о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности;

• законы о мерах по защите экономических интересов государств - участников при осуществлении внешней торговли;

• законы о валютном регулировании и валютном контроле [3].

Ликвидация границ между  Республикой Беларусь и  Российской Федерацией способствовала переносу всех видов контроля на внешнюю границу Союзного государства. Стороны реализуют План мероприятий по упрощению перемещения товаров и транспортных средств на территории Союзного государства, утвержденный постановлением Совета Министров Союзного государства от 27 февраля 2009 года № 3 Плана мероприятий по упрощению перемещения товаров и транспортных средств на территории Союзного государства.

Основными мероприятиями данного плана являются:

• перенос таможенного контроля с белорусско-российской границы на    внешнюю границу Союзного государства;

• перенос транспортного контроля с белорусско-российской границы на внешнюю границу Союзного государства;

• формирование общего рынка автомобильных транспортных услуг         Союзного государства;

• перенос ветеринарного и фитосанитарного контроля на внешнюю        границу Союзного государства [4].

Новым форматом интеграции между нашими странами стало решение о создании Таможенного союза Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан и принятие 6 июля 2010 года Таможенный кодекса, как основополагающего документа дальнейшего сотрудничества данных государств.

Создание Таможенного союза, а также формирование зон свободной торговли и единого экономического пространства, безусловно, меняет всю национальную  законодательную систему  Республики Беларуси и Российской Федерации, в частности характер взаимодействия таможенных органов данных государств.

Особенностью совместной работы таможенных органов стало разработка единой нормативной базы по таможенному делу как одного из важнейших условий формирования единой таможенной территории [5].

Основными направлениями работы таможенных органов являются:

• разработка и реализация комплекса мер обеспечения единства управления таможенными органами;

• унификация таможенных законодательств и процедур таможенного оформления;

• организация надежного таможенного контроля на внешних границах и борьба с таможенными правонарушениями.

15 июня 1999 г. руководителями  таможенных органов двух государств  было утверждено Положение о  взаимодействии таможенных органов  Беларуси и России в борьбе  с таможенными правонарушениями. Двустороннее сотрудничество и  взаимодействие таможенных органов  двух стран в борьбе с таможенными  правонарушениями осуществляется  по следующим направлениям: создание  и совершенствование нормативной  базы двустороннего сотрудничества  в сфере борьбы с нарушениями  таможенного законодательства; проведение  совместных организационно-практических  мероприятий; информационное и научное  обеспечение правоохранительной  деятельности; кадровое обеспечение; материально-техническое и финансовое  обеспечение.

Таможенные органы Беларуси и России проводят свою таможенную политику в соответствии с основной целью таможенной системы — построением прочного экономического фундамента Союзного государства Беларуси и России [6].

Таким образом, взаимодействие таможенных органов в правоохранительной сфере содействует обеспечению экономической безопасности двух стран, противодействию преступным посягательствам в области внешнеэкономической деятельности.

    1. Правовое регулирование  оказания взаимной административной  помощи таможенными органами Республики Беларусь и Российской Федерации

Глобализация ведет к усилению таких угроз национальному благосостоянию отдельного государства и международной безопасности в целом, как совершение различных видов контрабанды, финансирование международного терроризма, распространение контрафактной продукции. Указанные проблемы невозможно решить силами таможенного ведомства одного государства. Поэтому необходимо более активное сотрудничество  государств, а конкретнее, таможенных органов данных государств, с целью организации совместного противостояния  трансграничной преступности, контроля над начислением и уплатой таможенных платежей, обеспечения  надлежащего применения запретов, ограничений  и мер валютного контроля в отношении конкретных видов товаров, а также обмена информацией и опытом в данных областях [7].

Информация о работе Сотрудничество таможенных органов Республики беларусь и российской федерации