Сотрудничество таможенных органов Республики беларусь и российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Выявить направления сотрудничества – цель курсовой работы. Для реализации данной задачи перед исследователем были поставлены следующие задачи:
выяснить, как осуществлялось формирование направлений и правовых основ сотрудничества, т.е. рассмотреть сотрудничество в рамочных условиях экономической интеграции, правовое регулирование оказания взаимной административной помощи;
определить современные направления сотрудничества таможенных органов Республики Беларусь и Российской Федерации (обмен информацией между таможенными органами, оказание взаимной административной помощи по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, подготовка и обучение кадров);
рассмотреть таможенное администрирование данных стран (особенности национального законодательства государств, основные направления совершенствования).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
3
1. ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ И ПРАВОВЫХ ОСНОВ

СОТРУДНИЧЕСТВА………………………………………………………………
5
1.1. Сотрудничество в рамочных условиях экономической интеграции ………
5
1.2. Правовое регулирование оказания взаимной административной помощи

таможенными органами Республики Беларусь и Российской Федерации …….
9
2.СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ............................................................................................................
13
2.1. Обмен информацией между таможенными органами и иными

государственными органами………………………………………………………
13
2.2. Правовая помощь и взаимодействие таможенных органов по уголовным

делам и делам об административных правонарушениях ……………………….
16
2.3.Подготовка и обучения кадров как лидирующая сфера сотрудничества…
19
3. ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………...
23
3.1. Особенности национального законодательства государств-членов

Таможенного союза………………………………………………………………...
23
3.2. Основные направления совершенствования на 2012-2015 годы…………..
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 65.67 Кб (Скачать файл)

Формирование Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, с единого нормативно-правового регулирования. В 2009 году Высший орган Таможенного союза, Комиссия Таможенного союза2 и правительства Сторон  проводят комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы Таможенного союза. Основным документом,  регулирующего отношения  сотрудничества является Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый  2 июля 2010г.

При подготовке Таможенного кодекса стороны руководствовались положениями  Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция). Данная конвенция предусматривает необходимость  использования предварительной информации и обеспечения ее передачи в электронном виде [8].

 На ее основе разработана Глава 17 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) о взаимной административной помощи таможенных органов участников Союза, которая не имеет правовой аналогии в законодательстве государств-членов Таможенного союза. Согласно статье 124  ТК ТС, обмен информацией  между таможенными органами  производится в  соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, в том числе с использованием информационных систем и информационных технологий.

В настоящее время в систему международных актов, которые регламентируют информационное воздействие, входят следующие документы:

  1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999);
  2. Рамочные стандарты безопасности  и содействия  мировой торговле, 2005 (стандарты №4,5,6);
  3. Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и преследовании таможенных правоотношений (Найроби, 9 июня 1977);
  4. Рекомендации Всемирной таможенной организации по оказанию взаимной помощи, обмену информацией (1953,1967 и др.);
  5. Правила оказания взаимной административной помощи таможенными органами Европейского сообщества.

Особый интерес представляет практика применения Правил Европейского Сообщества, поскольку они доказали свою эффективность [8].

Правилами установлена компетенция таможенных органов на национальном и наднациональном уровне, указаны форма и  алгоритм передачи данных («на постоянной основе» и срочные однократные запросы»). Кроме того, данными правилами разработан комплекс мер по защите полученных сведений  (в частности создание специального органа, надзирающего за соблюдением законности в данной сфере, действует механизм защиты от несанкционированного   доступа, предусмотрена выплата компенсации пострадавшему лицу); введены ограничения, налагаемые на использование информации по критериям « сроки хранения», «субъекты, имеющие доступ», «действия с информацией»; установлены требования к передаваемым сведениям  (получение способами, разрешенные законодательством, с  соблюдением прав и свобод человека). На основании Правил была создана Информационная таможенная система, в составе которой выделена База данных (далее - БД) идентификации таможенных объектов. Формирование отдельной  БД произведено для того, чтобы повысить эффективность координации оперативных действий  таможенных органов. Статьей 41 б Правил устанавливаются  ограничения для сведений, вносимых в БД, а именно информация:

  • о физических и юридических лицах, проходящих по уголовному делу или делу об административном правонарушении в качестве подозреваемых, обвиняемых или лиц,  в отношении которых вынесен приговор о привлечении к административной ответственности;
  • о ходе расследования;
  • об органе, ведущем уголовное или административное расследование.

Указанные положения,  применяются в ходе разработки международных договоров государств-участников Таможенного союза Беларуси, Российской Федерации, регламентирующие оказание взаимной административной помощи в части обмена данными [8]. Одним из таких  договоров является Соглашение об оказании взаимной административной помощи  таможенных органов государств-членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года. На основании  данного Соглашения таможенные органы предоставляют друг другу по собственной инициативе или по запросу информацию. Целью является обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств-членов Таможенного союза, а также для предупреждения нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательств государств-членов Таможенного союза, в том числе документы или их заверенные копии.

Таким образом, правовую основу оказания взаимной административной  помощи таможенными органами Республики Беларусь и Российской Федерации  составляет Таможенный кодекс Таможенного союза, Соглашением об оказании взаимной административной помощи, созданные на основе международных нормативно-правовых актов, главное преимущество среди которых имеют Правила оказания взаимной административной помощи таможенными органами Европейского Сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                    2.2. Обмен информацией между таможенными органами и

иными государственными органами государств-членов              Таможенного союза

 

Одной из самых важных задач деятельности  таможенных органов каждого государства является эффективное осуществление таможенного контроля над перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Данная  задача не может быть решена без использования современных таможенных технологий, а также взаимодействия таможенных органов союзных государств в области обмена информацией.

В соответствии с Соглашением о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств-членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года таможенные органы одного государства-члена Таможенного союза предоставляют информацию, которая получена из официальных данных, иному государственному, в том числе таможенному органу другого государства на безвозмездной основе.

Обмен информацией с использованием информационных технологий и систем, создаваемых в рамках Таможенного союза, осуществляется на уровне Центральных таможенных органов. В Республики Беларусь таким органом является  Государственный таможенный комитет, в Российской Федерации – Федеральная таможенная служба. 

  Состав и порядок обмена информацией между таможенными органами государств-членов Таможенного союза определяется заключенными международными соглашениями и  иными международными нормативными правовыми актами государств-членов Таможенного союза. 

Для целей реализации данных требований таможенными органами государств – членов Таможенного союза  разрабатываются    Технические условия и (или) Технологии информационного взаимодействия [9].

Технические условия обмена информацией - документ, который определяет структуру и формат сведений, которыми обмениваются Центральные таможенные органы в целях реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств - членов Таможенного союза, регламент обмена, сроки и способы обмена, а также  лиц, ответственных за подготовку, передачу и получение информации.

 В рамках  Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 19 октября 2011 года об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств-членов Таможенного союза Центральные таможенные органы предоставляют друг другу на регулярной основе в сроки, установленные Техническими условиями обмена информацией, следующую информацию, не относящуюся к сведениям, составляющим государственную тайну:

  • информацию из баз данных электронных копий деклараций на товары, оформляемых таможенными органами с 1 января 2011 года, по согласованным позициям (Приложение A);
  • информацию из баз данных электронных копий таможенных приходных ордеров, оформляемых с 1 января 2011 года, по согласованным позициям (Приложение B);
  • информацию из баз данных электронных копий предварительных решений, принимаемых таможенными органами государств - членов  Таможенного союза с 1 января 2011 года, по согласованным позициям (Приложение C) [10].

   Таможенные органы  и иные государственные органы  государств-членов Таможенного союза   обязаны:

  • обеспечивать достоверность передаваемой информации и, в случае необходимости, оперативно вносить в нее изменения;
  • своевременно предупреждать о невозможности передачи информации в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.  

Также необходимо отметить, что информации предоставляется после обеспечения ее технической готовности, в электронном виде, на русском языке, в некоторых случаях допускается использование латинского алфавита. Каждый Центральный таможенный орган принимает необходимые меры по защите от неправомерного распространения информации, предоставляемой ему другим Центральным таможенным органом, в соответствии с настоящим Соглашением.

Центральные таможенные органы обеспечивают ограничение круга лиц, имеющих доступ к информации, получаемой в результате взаимного обмена, а также ее защиту. 

Информация, полученная в рамках настоящего Соглашения, не подлежит передаче третьим лицам без письменного согласия Центрального таможенного органа, представившего такую информацию.

Таможенные органы и иные государственные органы государств-членов Таможенного союза, намеревающиеся прекратить передачу информации, должны выразить свое намерение об этом в письменном виде и не менее чем за шесть месяцев [10].

 Обмен информацией  между таможенными органами государств-членов  Таможенного союза и другими государственными органами – один из приоритетных инструментов деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля.

 

 

2.2. Правовая помощь и взаимодействие таможенных органов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях

В правоохранительной деятельности наиболее важными задачами таможенных органов Республики Беларусь, а также  Российской Федерации являются:

  • выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений (далее – АП) и преступлений в соответствии с национальным  законодательством данных государств;
  • обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств - членов Таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля над перемещением через таможенную границу валюты государств-членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков [1].

Борьба с таможенными правонарушениями составляет важнейшую часть функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства. Криминализация внешнеэкономической деятельности продолжает оставаться негативным фактором, несущим в себе значительную угрозу национальной безопасности.

К существенным факторам, которые на современном этапе оказывают влияние на деятельность таможенных органов по борьбе с нарушениями таможенного законодательства, можно отнести:

    • начало функционирования Единого экономического пространства;
    • формирование тройственного Таможенного союза
    • вступление в силу Таможенного кодекса Таможенного союза и иных международных договоров.

Вышеперечисленные факторы привели к существенным изменениям в правовом статусе таможенных органов. Ускорившаяся экономическая интеграция повлекла увеличение объема внешнеторговой деятельности и, как следствие, рост числа нарушений таможенного законодательства, которые совершают по предварительному сговору лица, находящиеся на территории нескольких союзных государств.

Предпосылками формирования эффективной системы оказания взаимной административной помощи является действие единого порядка обмена информацией по запросам таможенных служб государств-участников Таможенного союза в связи с производством по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества 5 июля 2010 г. решением N 50 принял Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

Сферой применения данного Соглашения является правовая помощи и взаимодействие таможенных органов Республики Беларусь и Российской Федерации в целях раскрытия преступлений, привлечение виновных лиц к уголовной, административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства союзных государств, контроль, за соблюдением которого возложен на таможенные органы. Для проведения таможенными органами отдельных процессуальных действий, а также поручений о проведении таких действий, предоставление необходимой информации и документов Территориальными или Центральными  таможенными органами другого государства осуществляется на основе специального запроса в письменной форме. Срок исполнения запроса – 1 месяц со дня получения, с пометкой "срочно" – не более 2 недель.

Запрашиваемый таможенный орган проводит все указанные в запросе, поручении действия и направляет ответ на запрос, поручение, а также соответствующие материалы и документы (заверенные копии) непосредственно запрашивающему таможенному органу на имя руководителя таможенного органа [11].

Информация о работе Сотрудничество таможенных органов Республики беларусь и российской федерации