Система нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в работе выступает таможенное дело. Предметом является система нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
Цель данной работы состоит в изучении современной системы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Для достижения данной цели в работе решаются данные задачи:
рассмотреть понятие, сущность и элементы системы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
исследовать особенности применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее ТС);
рассмотреть перспективы применения, нетарифных мер в регулировании внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе.

Содержание работы

Введение 3
1. Система нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза: понятие, содержание, методы и меры
1.1 Понятие, сущность и методы нетарифного регулирования 5
1.2 Нормативно правовая база и меры нетарифного регулирования в Таможенном союзе 8
2. Особенности применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Тамрженного союза 16
2.1 Применение запретов и ограничений 16
2.2 Применение нетарифного регулирования 20
2.3 Проблемы и перспективы применения нетарифных мер в регулировании внешнеэкономической деятельности Таможенного союза 24
Заключение 28
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

Система нетарифного регулирования.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Аналогичные перечни подконтрольных товаров, единые требования и формы документов существуют и в сфере применения ветеринарно-санитарных мер18, а также в области фитосанитарного контроля.19

Однако, необходимо отметить, что перечень подкарантинной продукции предусматривает два вида продукции:

  • с высоким фитосанитарным риском;
  • с низким фитосанитарным риском.

Обязательному сопровождению фитосанитарным сертификатом подлежит только подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском.

        2.2 Применение нетарифного регулирования

 

С 1 июля 2010 года на территории государств-членов Таможенного союза действуют на альтернативной основе: национальный режим технического регулирования и единый режим технического регулирования.

Единый режим технического регулирования  предусматривает ведение в действие союзных технических регламентов, которые будут иметь прямое действие на всей территории Таможенного союза, а также применение единых форм подтверждающих документов (декларация о соответствии; сертификат соответствия20). Также Комиссией Таможенного союза было принято Решение «О новой редакции единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках ТС с выдачей единых документов.21

 В данный перечень вошли товары, на которых в настоящий момент распространяется единый режим подтверждения соответствия до вступления в силу союзных технических регламентов.

Квотирование означает введение количественных и стоимостных ограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров или странам. Такие ограничения, как правило, налагаются на вывоз из страны товара. Квота — это разрешенное, строго установленное количество любого товара, вывоз которого не только разрешается, но и по возможности поощряется.

Виды квотирования:

  • индивидуальное, предполагающие распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по традиционным странам-поставщикам;
  • тарифные, характеризующиеся как установление определенного объема товаров, при импорте которых применяются ставки таможенных пошлин, установленные таможенным тарифом, но при превышении квот вводятся увеличенные ставки таможенных пошлин;
  • сезонные, которые устанавливаются на определенное время года, как правило, связанные с пиком производства внутри страны аналогичных товаров;
  • глобальные, не устанавливающие каких-либо приоритетов для импортера и оставляющие ему право свободного выбора партнера при заключении контрактов поставок в пределах установленных квот.

Лицензирование — разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров, свободное перемещение которых через таможенную границу не допускается. Данная мера применяется как самостоятельно, так и в совокупности с квотированием. Лицензия представляет собой официальный документ, который разрешает осуществление экспортных или и импортных операций в течение установленного срока.

Оформление лицензии требуется при перемещении каждого вида товара независимо от количества наименований, включенных внешнеторговый контракт. Лицензии бывают двух видов:

  • генеральная (оформляется на каждый вид экспортируемого или импортируемого товара с указанием его количества и стоимости без определения конкретного покупателя или продавца товара);
  • разовая (выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одно контракту сроком до 12 текущих месяцев начиная с даты выдачи лицензии)22.

Технические барьеры включают в себя контроль над импортом на предмет его соответствия национальным стандартам безопасности качества. Посредством сертификации независимый от изготовителя (продавца, и испонителя) и потребителя (покупателя) орган по сертификации удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям технических регламентов. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать установлены техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям. Сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуги соответствуют определенным стандартам или другой научно-технической документации. Главная цель сертификации — это подтверждение безопасности товара, которым будут пользоваться внутри страны. Перечень ввозимых на таможенную территорию РФ товаров, подлежащих обязательной сертификации, утверждается ФТС РФ.

Экспортный контроль23 предполагает введение системы обязательной регистрации внешнеторговых контрактов на экспорт стратегически важных сырьевых товаров. Экспортному контролю подлежат:

  • отдельные виды сырья, материалов, оборудования, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники;
  •    химикаты и технологии, которые могут быть использованы при создании химического оружия;
  • оборудование, материалы двойного использования, применяемые в ядерных целях;
  • генетические материалы, которые могут быть использованы при создании бактериологического и токсического оружия.

Межведомственным координационным органом является Комиссия по экспортному контролю РФ. Она разрабатывает меры по совершенствованию системы экспортного контроля, координирует работу, но разработке списков товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, осуществляет международное сотрудничество в данной Области, выполняет иные функции.

Важнейшим элементом регулирования  внешней торговли Таможенного союза является применение инструментов защиты внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. К таким инструментам относятся специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, используемые в международной торговой практике для эффективной нейтрализации ущерба промышленности от демпингового, субсидируемого или возросшего импорта товаров из иностранных государств. Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные расследования на единой таможенной территории Таможенного союза (ТТ ТС) проводятся Департаментом защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии (орган, проводящий расследования).

Заявления о проведении расследований  представляются в орган, проводящий расследования, от имени отрасли  экономики государств – членов Таможенного союза в соответствии с требованиями Соглашения.

 

2.3 Проблемы и перспективы применения нетарифных мер в регулировании ВЭД Таможенного союза

 

В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах.

Совершенствование нетарифного регулирования  внешнеторговой деятельности РФ предполагает его гармонизацию с нормами и правилами ВТО, изменение и дополнение законодательной базы с целью упрощения порядка лицензирования и процедуры выдачи лицензий, а также создания необходимых правовых условий для реализации российскими предпринимателями прав и возможностей по продвижению российских товаров на мировой рынок. На случаи установления торговыми партнерами России дискриминационных ограничений в отношении экспорта российских товаров в действующее законодательство вносятся изменения и дополнения, предусматривающие принятие ответных мер.

Все это позволит в перспективе  получить для российских участников внешнеэкономической деятельности на мировых рынках более справедливые и недискриминационные условия, будет содействовать развитию экспортных возможностей России и улучшению структуры ее экспорта.

В настоящее время Правительство  России уделяет большое внимание проекту Федеральной программы  развития экспорта России, основной целью которой является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоёмких товаров, технологий.

Основные направления таможенной политики на 2012 год и плановый период 2013 года подготовлены Минэкономразвития России во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период»24 и в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года.

Согласно данному документу  реализация таможенной политики в 2012 г. и в плановый период 2013 года будет осуществляться в качественно иных мирохозяйственных, торгово-политических и рыночных условиях, отличающихся тем, что:

  • посткризисное восстановление мировой экономики и мировых товарных рынков будет характеризоваться высокой нестабильностью, значительными колебаниями конъюнктуры и цен, что существенно повышает требования к обоснованности, оперативности и гибкости внешнеторговой и таможенной политики;
  • ускорятся технологические и структурные изменения в мировой экономике, расширится и усложнится ассортимент торговли, еще более возрастет конкурентоспособность новых центров силы из числа развивающихся стран, что потребует совершенствования структуры и других качественных параметров таможенного тарифа, упорядочения системы преференций, повышения эффективности таможенного администрирования;

Согласно основным направлениям необходимо обеспечить эффективность и оперативность механизма функционирования наднациональных органов Таможенного союза, полностью отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в целом, так и перед каждой из стран-участниц. Это требует внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон в рамках ТС и учитывать их в рамках решений наднациональных органов.

Одновременно настройка таможенно-тарифного  и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.

Усиление глобальной конкуренции  вызовет необходимость расширения спектра используемых мер поддержки  конкурентоспособности российских производителей на внутреннем и внешнем рынках. Среди них - реализация среднесрочных планов действий со странами - основными торговыми партнерами России, определяющих, в том числе отраслевые приоритеты взаимного сотрудничества, формирование и обеспечение эффективной работы Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, государственное содействие реализации приоритетных инвестиционных проектов с иностранным участием, активное противодействие дискриминации отечественных экспортеров на внешних рынках.

Однако данные меры повышения эффективности нетарифного регулирования могут быть нивелированы действиями зарубежных партнеров протекционистского характера. Так, по состоянию на 3 сентября 2012 г. Минэкономразвития России зафиксированы 72 ограничительные меры, применяемые иностранными государствами для защиты своего внутреннего товарного рынка, в том числе: антидемпинговая пошлина — 39, специальная защитная пошлина — 3, нетарифные меры — 16, технические барьеры — 4, квотное ограничение — 3, дополнительный налог — 2, акциз на дискриминационной основе — 3, ограничение по номенклатуре — 1, запрет на импорт — 1. Также проводятся 5 расследований, из них 4 антидемпинговых и 1 специальное защитное расследование, а также 11 пересмотров антидемпинговых мер.25

Реализация основных целей торговой политики, связанная с повышением эффективности мер нетарифного регулирования, должна подкрепляться соответствующими правовыми и организационными мерами.

Таким образом, применение мер нетарифного регулирования в условиях разбалансированности внутреннего рынка в России представляется оправданным и необходимым. Осуществляя централизованный подход, важно учитывать и интересы субъектов ВЭД. Важнейшая задача в рамках совершенствования таможенного законодательства — не препятствовать, а способствовать развитию позитивных процессов в международной торговле. Нетарифные ограничения направлены на оптимизацию ВЭД, защиту российской экономики, охрану интересов отечественных потребителей.

 

Заключение

 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Нетарифное регулирование – комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений, которые установлены международными договорами государств-членов таможенного союза, решениям Комиссии таможенного союза и нормативными актами государств-членов таможенного союза.

Виды мер, применяемые для нетарифного  регулирования ВЭД: запрет ввоза и (или) вывоза, количественные ограничения ввоза (вывоза) - квотирование, предоставление исключительного права на ввоз (вывоз) товаров - лицензирование, разрешительный порядок ввоза (вывоза) и иные меры регулирования.

Особой мерой нетарифного регулирования  является предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров которые регистрируются в специальных перечнях и определяются федеральными законами.

В соответствии с федеральным законом  могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

Информация о работе Система нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза