Пути совершенствования развития внешней торговли России услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 15:59, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является анализ внешней торговли России услугами.
Для реализации данной цели автор поставил перед собой следующие задачи:
1. Определить понятие международной торговли услугами.
2. Проанализировать развитие внешней торговли России услугами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Методологические аспекты внешней торговли услугами…………………………………………………………………………6
1.1 Понятие международной торговли услугами………………………………….6
1.2 Развитие внешней торговли России услугами………………………………..12
Глава 2 Состояние и развитие внешней торговли России услугами……………………………………………..........................................15
2.1 Участие российских экспортеров в международной торговле услугами…..15
2.2 Географическая структура внешней торговли России услугами, важнейшие торговые партнеры…………………………………………………………………23
Глава 3 Пути совершенствования развития внешней торговли России услугами……………………………………………...25
3.1 Проблемы внешней торговли России услугами……………………………...25
3.2 Пути развития внешней торговли России услугами………………………....27
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованных источников………………………………36

Файлы: 1 файл

ТЭО.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Методологические аспекты внешней торговли услугами…………………………………………………………………………6

1.1 Понятие международной торговли услугами………………………………….6

1.2 Развитие внешней торговли России услугами………………………………..12

Глава 2 Состояние и развитие внешней торговли России услугами……………………………………………..........................................15

2.1 Участие российских экспортеров в международной торговле услугами…..15

2.2 Географическая структура внешней  торговли России услугами, важнейшие торговые партнеры…………………………………………………………………23

Глава 3 Пути совершенствования развития внешней торговли России услугами……………………………………………...25

3.1 Проблемы внешней торговли России услугами……………………………...25

3.2 Пути развития внешней торговли России услугами………………………....27

Заключение……………………………………………………………………..33

Список использованных источников………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Одной из основных тенденций развития международных экономических отношений второй половины XX века и начала XXI века является значительный рост сферы услуг.

Многое свидетельствует о том, что международная торговля услугами становится все более важным фактором экономического развития. Это связано прежде всего с расширением использования в хозяйстве всех стран широкого ассортимента деловых услуг, основным потребителем которых выступает предпринимательский сектор, стремящийся таким путем повысить эффективность деятельности своих предприятий за счет привлечения квалифицированных иностранных специалистов.

В последние десятилетия эта торговля не только сравнительно быстро увеличивается и значительно дополняет мировой товарооборот, но и во многом благоприятствует его росту и развитию национальных хозяйств. В частности, международная торговля услугами содействует повышению эффективности материального и нематериального производства, созданию новых рабочих мест, пополнению доходов бюджета и поступлению иностранной валюты для осуществления необходимого импорта. Путем привлечения лучших в мире специалистов и фирм можно, например, добиться более быстрого подъема промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи и т.д.

Таким образом, международная торговля услугами является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся сфер международных экономических отношений, что требует ее надлежащего регулирования. Однако до настоящего времени международно-правовое регулирование международной торговли услугами не отвечает потребностям её участников: либерализация международной торговли услугами находится на достаточно низком уровне; степень монополизации торговли услугами гораздо выше, чем торговли товарами.

Между тем либерализация торговли услугами влечет за собой развитие конкуренции и, как следствие, понижение уровня цен, улучшение качества обслуживания, увеличение возможности выбора потребителем услуг, привлекает больше новшеств, инвестиций, приводит к более высокой занятости населения.

Позиции России в международной торговле услугами в целом в настоящее время, в силу ряда объективных причин и ее исторического прошлого, относительно слабые (уступают позициям в международном товарообороте) и не позволяют в полной мере реализовать экономические преимущества этой торговли. Вместе с тем, потенциал сферы услуг в нашей стране, базирующийся прежде всего на высококвалифицированных кадрах, представляется существенным.

Международная торговля услугами, несмотря на значительно возросшие масштабы, относится к наименее изученным сегментам мирового рынка. До сих пор не существует ни общепризнанного определения международной торговли услугами, ни достаточно полной и достоверной статистики об этой торговле, ни подробных данных о ее «товарной» структуре (регулярно публикуются сведения лишь об операциях двух традиционных секторов - поступлениях и платежах, связанных с иностранным туризмом и трансграничными перевозками). Поэтому представление о современной международной торговле услугами базируется на оценочных и не всегда сопоставимых (по годам и отдельным позициям) ограниченных стоимостных показателях, что существенно осложняет ее анализ.

Степень разработанности темы. В России подготовлен ряд исследований, в которых рассматриваются некоторые вопросы международной торговли услугами, но эти исследования либо в значительной степени устарели, либо касаются лишь отдельных аспектов избранной темы.

Среди материалов, опубликованных в периодической печати, необходимо отметить статьи Сабельникова JI. «Международная торговля услугами в мировой экономике и политике», а также Алдакушкиной Е. «Современная международная торговля услугами». Важную методологическую роль в понимании актуальных проблем российской торговли услугами сыграли публикации и рабочие материалы ВНИКИ и Центра торговой политики.

Целью исследования является анализ внешней торговли России услугами.

Для реализации данной цели автор поставил перед собой следующие задачи:

1. Определить понятие международной торговли услугами.

2. Проанализировать развитие внешней торговли России услугами.

3. Изучить особенности участия российских экспортеров в международной торговле услугами.

4. Рассмотреть географическую структуру внешней торговли России услугами, выявить важнейших торговых партнеров.

5. Выявить проблемы и пути совершенствования развития внешней торговли России услугами.

Предметом исследования является методология изучения международной торговли услугами, ее значение и статистическая база, а также специфика развития и регулирования этой торговли, в том числе в условиях переходной российской экономики.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды известных российских и зарубежных экономистов по вопросам развития и регулирования международных экономических отношений и внешней торговли России, в частности, Забелина В., Филипповой  И.А., Фомичева В.И.

Методологическую основу исследования составляет комплекс научных методов исследования, таких, как правовой, формально-юридический, системно-структурный.

Структура работы определяется ее целями и задачами и включает введение, три главы, объединяющих шесть параграфов, заключение и библиографический список.

 

 

Глава 1 Методологические аспекты внешней торговли услугами

 

 

    1. Понятие международной торговли услугами

 

 

 

Услуги − весьма специфический товар, чаще всего лишенный овеществленной формы, однако, как и обычный товар, предназначенный удовлетворить ту или иную потребность покупателя.

Услуги − результат разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги, при этом момент завершения производства услуг совпадает с моментом предоставления этих услуг потребителям.

Сфера услуг − огромный и динамично развивающийся сегмент мирохозяйственных связей. 

В международной практике торговля услугами рассматривается как совокупность различных видов деятельности, производящих в основном неовеществленный, нематериальный продукт, хотя существуют определенные виды услуг и в материализованных формах: например, программы для электронно-вычислительной техники, информационные материалы по маркетинговым и прочим исследованиям и др.

Внешняя торговля услугами − оказание услуг (в том числе выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг и доставку услуг (работ).

Под международной торговлей услугами понимается совершение операций между резидентами и нерезидентами страны. Определение понятий резидент и нерезидент соответствует понятиям,  приведенным в Федеральном Законе Российской Федерации № 173-ФЗ  «О валютном регулировании и валютном контроле» [1].

Торговля услугами имеет существенные особенности, вытекающие из своеобразия ее предмета. Если товар является материализованным продуктом экономической деятельности, то услуга представляет собой саму такую деятельность, обеспечивающую корпоративному либо индивидуальному ее потребителю доступ к тем или иным условиям воспроизводства. Это могут быть товары, финансовый капитал, рабочая сила, производственные мощности, богатства природы, знания и информация, культура, личные блага.

Международная торговля услугами не охватывает характеристики так называемых факторных услуг, которые отражают не столько плату за содействие в доступе к основным факторам производства – капиталу и рабочей силе, – сколько цену самих этих факторов. Поскольку «деятельность» сама по себе не поддается хранению, накоплению и пересылке, выпуск услуг обычно совпадает с их потреблением, а международная торговля услугами за вычетом отдельных ее разновидностей типа международной транспортировки, как правило, предполагает перемещение за рубеж либо потребителя, либо продуцента «сервиса» [10, с. 61].

Рост экономической роли услуг и их специфика стимулировали разработку специальной системы норм, призванных регулировать международные связи в данной сфере и ускорить их либерализацию, – Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) [25], которое служит неотъемлемой частью соглашений Всемирной Торговой Организации (далее - ВТО).

Разработка документов ГАТС потребовала изменения в подходах ко многим связанным с «невидимым экспортом» методическим и организационно-экономическим вопросам.

Впервые в мировой практике в тексте Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) дано такое определение термина «торговля услугами», как их трансграничное перемещение, а также как их производство и потребление иностранными юридическими и физическими лицами на таможенной территории страны-участницы. В соответствии с этим определением под международными торговыми операциями в сфере услуг ГАТС подразумевает четыре вида поставок:

- трансграничные поставки с  таможенной территории одной  страны на территорию другой  страны, причем в момент оказания  услуги поставщик услуги и ее потребитель находятся по разные стороны таможенной границы (например, пересылка доклада о выполненном маркетинговом исследовании);

- поставка услуг на таможенной  территории одной страны потребителям  из других стран (туристические, медицинские, образовательные услуги и пр.);

- услуги, предоставляемые посредством  присутствия юридического лица - поставщика услуг одной страны  на таможенной территории другой  страны (банковские, консультационные  и прочие услуги);

- услуги, предоставляемые физическим  лицом одной страны, временно присутствующим на таможенной территории другой страны (консультации, аудиторские услуги и др.).

Торговля услугами относится к наиболее контролируемым государством сферам внешнеэкономических отношений, поскольку она включает важные сектора для развития хозяйства, поддержания благоприятной социальной обстановки в стране и с точки зрения военно-стратегических интересов. Особенно большое внимание правительства обращают на масштабы и влияние коммерческого присутствия иностранных поставщиков услуг, в первую очередь финансовых, транспортных и коммуникационных [6, C. 133].

Основные страны-поставщики услуг и прежде всего США выступили инициаторами международного соглашения по упорядочению и либерализации мирового рынка услуг и в конце концов добились заключения ГАТС, которое распространяет на торговлю услугами универсальные правила, в большинстве случаев сходные с правилами ГАТТ, предназначенными для торговли товарами. При всем большом значении ГАТС для установления справедливой конкуренции на мировом рынке услуг наибольшие выгоды оно сулит крупным поставщикам услуг, и это уже стало проявляться в первые же годы функционирования Соглашения.

Разработанные на многосторонней основе общие правила торговли услугами на мировом рынке еще не охватывают все ее сектора и все меры регулирования. В настоящее время указанные правила проходят своего рода «обкатку» на практике. Уже выявлена необходимость их некоторой корректировки, в частности, в пользу стран с переходной экономикой и с менее развитой сферой услуг.

Основными источниками информации при формировании статистики внешней торговли услугами Российской Федерации являются сведения, содержащиеся в статистической отчетности Банка России и Росстата. 

Определение показателей внешней торговли услугами, порядок их сбора и формирования соответствуют методологическим положениям статистики платежного баланса и основываются на «Руководстве по платежному балансу и международной инвестиционной позиции» Международного валютного фонда  и  «Руководстве по статистике международной торговли услугами» ООН.

В случае отсутствия в силу объективных причин необходимых сведений в статистической отчетности или их несоответствия требованиям статистики платежного баланса Банк России при составлении показателей внешней торговли услугами проводит досчеты и оценки показателей на основании дополнительной информации министерств,  ведомств,  отдельных предприятий, данных стран-партнеров [21, C. 199].

Банк России при публикации данных по внешней торговле услугами придерживается принципа конфиденциальности: например, в тех сферах услуг, где работают компании-монополисты, информация не раскрывается.

Информация о работе Пути совершенствования развития внешней торговли России услугами