Пути совершенствования развития внешней торговли России услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 15:59, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является анализ внешней торговли России услугами.
Для реализации данной цели автор поставил перед собой следующие задачи:
1. Определить понятие международной торговли услугами.
2. Проанализировать развитие внешней торговли России услугами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Методологические аспекты внешней торговли услугами…………………………………………………………………………6
1.1 Понятие международной торговли услугами………………………………….6
1.2 Развитие внешней торговли России услугами………………………………..12
Глава 2 Состояние и развитие внешней торговли России услугами……………………………………………..........................................15
2.1 Участие российских экспортеров в международной торговле услугами…..15
2.2 Географическая структура внешней торговли России услугами, важнейшие торговые партнеры…………………………………………………………………23
Глава 3 Пути совершенствования развития внешней торговли России услугами……………………………………………...25
3.1 Проблемы внешней торговли России услугами……………………………...25
3.2 Пути развития внешней торговли России услугами………………………....27
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованных источников………………………………36

Файлы: 1 файл

ТЭО.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

В ГАТС применен классификатор услуг, разработанный на базе Единого классификатора продукта, подготовленного статистической комиссией ООН.

Здесь указано более 160 видов услуг, сгруппированных в 12 разделов:

1. Деловые услуги (46 отраслевых  видов услуг);

2. Услуги связи (25 видов);

3. Строительные и инжиниринговые  услуги (5 видов);

4. Дистрибьюторские услуги (5 видов);

5. Общеобразовательные услуги (5 видов);

6. Услуги по защите окружающей  среды (4 вида);

7. Финансовые услуги, включая страхование (17 видов);

8. Услуги по охране здоровья  и социальные услуги (4 вида);

9. Туризм и путешествия (4 вида);

10. Услуги в области организации  досуга, культуры и спорта (5 видов);

11. Транспортные услуги (33 вида);

12. Прочие услуги.

Отметим, что транспортные услуги - все виды транспортного обслуживания водным, воздушным и прочими видами транспорта (железнодорожным, автомобильным, трубопроводным и космическим), осуществляемого резидентами одной страны для резидентов другой страны. Транспортные услуги включают пассажирские и грузовые перевозки, а также вспомогательные и дополнительные транспортные услуги [12, C. 17].

Поездки представляют собой совокупность расходов на приобретение товаров и услуг физическими лицами на территории зарубежных стран для личного потребления при осуществлении временных выездов (путешествий) с постоянного места жительства. Поездки включают в себя деловые и личные поездки.

Прочие услуги охватывают следующие виды услуг: услуги связи, строительные услуги, страховые услуги, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные платежи, услуги в сфере культуры и отдыха, государственные услуги, а также прочие деловые услуги.

Важная особенность международной торговли услугами заключается в ее тесной связи с традиционной торговлей товарами. Экспорт комплектного оборудования, например, сопровождается целым комплексом сопутствующих инжиниринговых услуг: проектные услуги, разработка технологий, шеф-монтажные работы и пр. В свою очередь торговля услугами активно содействует развитию торговли товарами. Так, маркетинговые исследования и анализ рынков, финансовая поддержка, совершенствование транспортного обеспечения и прочие виды подобных услуг способствуют расширению торговли товарами и повышению ее эффективности.

Оказание услуг осуществляется следующими способами: 

- с территории РФ на территорию иностранного государства; 

- с территории иностранного государства на территорию РФ; 

- на территории РФ иностранному заказчику услуг; 

- на территории иностранного государства российскому заказчику услуг; 

- российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства; 

- иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории РФ, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории РФ; 

- российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства; 

- иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории РФ [13, C. 50].

Международная торговля услугами зависит от множества факторов, характеризующих взаимоотношения государств между собой (например, от степени либерализации движения капитала, гарантий инвестиций, свободы передвижения, гармонизации законодательства и др.) и является показателем уровня развития экономических отношений как между конкретными государствами, так и развитости международных экономических отношений в целом. Чем выше уровень экономического развития договаривающихся государств, тем большее развитие, как правило, получает и международная торговля услугами.

Таким образом, под торговлей услугами следует понимать деятельность, отвечающую определенным критериям. К этим критериям, прежде всего, относятся ее рыночный характер (т.е. осуществление на основании договора, на возмездной, конкурентной основе) и, как конечный результат, удовлетворение потребностей заказчика.

В международной торговле могут перемещаться из страны в страну не только сами услуги, но также производители и потребители услуг. Отсюда экспортом услуг считается не только оказание услуг производителем в другой стране (стране потребления), но и потребление услуг иностранными лицами в той стране, где они производятся. 

 

 

 

1.2. Развитие внешней торговли России услугами

 

 

 

На мировых рынках услуг наша страна выступает в роли нетто-импортера, постоянно имея в торговле ими отрицательный баланс. Это объясняется неразвитостью в нашей стране транспортной и туристической инфраструктур, слабостью финансовых, консультационных, аудиторских и иных подобных организаций, что ограничивает возможности предоставления соответствующих услуг иностранным потребителям [5, C. 88].

22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации. В рамках ВТО действует Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), представляющее многосторонний свод принципов и правил международной торговли услугами, соблюдение которых обязательно для всех стран-членов ВТО.

Среди основных документов, которые были необходимы для присоединения РФ к ВТО, входит:

- доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна будет выполнять после присоединения,  описание торгового режима присоединяющейся страны и ее законодательства;

- перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования).

Для каждого сектора, включенного в Перечень, прописываются обязательства, определяющие условия поставки услуг четырьмя основными способами: трансграничная поставка, потребление за рубежом, коммерческое присутствие, перемещение физических лиц.

Позиции России на мировом рынке услуг значительно уступают её позициям на рынке товаров. По данным Всемирной торговой организации, в 2013 г. Россия находилась на 23 месте в мире среди экспортеров услуг и на 12 месте среди экспортеров товаров.

Доля России в мировом экспорте услуг в 2013 г. составляла 1,2%, что говорит о низкой степени вовлеченности российских компаний сферы услуг в международную торговлю, а также свидетельствует о недостаточном развитии данного сектора в системе внешнеэкономических связей страны. При этом потенциал развития российского экспорта услуг значительно выше, чем для большинства готовых изделий [19, C. 152].

Рост поставок услуг может стать одним из важных направлений диверсификации экспорта и снижения доли его сырьевой составляющей.

Характерная для мировой экономики тенденция увеличения доли сферы услуг в ВВП наблюдается и в России.

Так, доля доходов и занятость в этой сфере услуг возросла до 60%, однако, экспорт услуг составляет только 10% совокупного вывоза страны, что отражает диспропорции развития данного сектора экономики.

Стоимость импорта услуг постоянно и в растущих размерах опережает стоимость экспорта – соответственно, увеличивается сальдо по этому разделу платежного баланса.

В 2013 г. отрицательное сальдо России в торговле услугами достигло своего исторического максимума, составив – 37 млрд. долл. В последние годы происходил заметный рост коэффициента несбалансированности торговли услугами (отношение сальдо к обороту): этот показатель вырос с 19% в 2002 г. до 25% в 2013 г.

Вывод: В сфере импорта коммерческих услуг (102 млрд. долл., рост на 13%) страна поднялась на одну строчку и заняла 14 место в мире, а ее удельный вес увеличился до 2,5% по сравнению с 2,3% в 2012 годом.

Таким образом, Россия в 2013 году осталась на 22 месте в мире среди экспортеров услуг, несмотря на прирост его объема в 10%.

Вместе с тем, значение сектора услуг для экономики России растет (доля в ВВП этого сектора – свыше 60%), однако доля экспорта услуг в совокупном вывозе страны остается практически неизменной – 10-11%, что значительно ниже среднемирового уровня в 19%.

В ближайшие годы рост поставок услуг может стать важным направлением диверсификации российского экспорта и снижения доли его сырьевой составляющей. Однако для этого требуется адекватная государственная поддержка, которая сегодня носит точечный характер и направлена, главным образом, на отрасли промышленности [11, C. 69].

Необходимо отметить, что согласно платежному балансу Российской Федерации экспорт услуг оценен в 32,9 млрд. долларов США. Стоимость транспортных услуг изменилась незначительно и составила 9,9 млрд. долларов США.

 

 

Рис. 1. Структура экспорта и импорта услуг  в 2013 году (в %)

 

Таким образом, российским экспортерам услуг для реализации имеющегося потенциала развития необходимо расширять круг поставляемых услуг с ориентацией на их новые и наукоемкие виды, повышать конкурентоспособность традиционных услуг, в том числе транспортных и туристических, и более активно внедряться на перспективные рынки услуг, в частности, создавая там дочерние компании и филиалы.

Значимость экспорта услуг особенно велика в связи с низкими темпами роста мировой торговли, с одной стороны, и отсутствием потенциала роста экспортных поставок таких традиционных российских экспортных товаров как нефть, нефтепродуктов и металлургическая продукция, с другой.

 

 

 

Глава 2 Состояние и развитие внешней торговли России услугами

 

 

2.1 Участие российских экспортеров в международной

торговле услугами

 

 

 

Транспорт – единственный вид российских услуг, по которому стоимость экспорта устойчиво превосходит стоимость импорта,  обеспечивая активное сальдо платежного баланса по этой позиции. Среднегодовые темпы прироста российского экспорта транспортных услуг в 2 раза превышают общемировые.

Однако этот благоприятный показатель является не столько результатом высокой конкурентоспособности российских транспортных услуг на мировом рынке, а объясняется в основном географическими причинами и значительным объемом вывоза углеводородных ресурсов трубопроводным транспортом, а также металлов и угля железнодорожным транспортом. Так, на международные грузовые перевозки, обслуживающие, в основном, российский экспорт энергоносителей, приходится около 45% экспорта транспортных услуг [16, C. 49].

По видам транспорта первым по значимости источником поступлений является воздушный транспорт, на авиаперевозки приходится около 60% поступлений. Вторым источником являются водные перевозки  (морские и речные), которые дают примерно 25% транспортных доходов. Наземный транспорт обеспечивает почти 1/5 поступлений от транспорта в целом.

Среди стран–потребителей российских транспортных услуг лидируют Швейцария, Германия и Кипр, в том числе услуг воздушного транспорта – Германия, Китай, Великобритания, услуг водного транспорта – Кипр, Швейцария, Виргинские острова. Ведущие позиции таких стран, как Швейцария, Кипр и Виргинские острова объясняются главным образом тем, что в них располагаются посреднические структуры, оплачивающие перевозку российскими судами грузов иностранных фрахтователей.

Доля стран СНГ превышает долю дальнего зарубежья только в торговле услугами железнодорожного транспорта, что обусловлено географической близостью стран Содружества к нашей стране и конкурентным преимуществом железнодорожного транспорта как более дешевого вида по сравнению с другими.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день перед Россией стоит задача удержания позиций на мировом рынке услуг воздушного транспорта. Россия испытывает растущую конкуренцию на международных линиях, прежде всего со стороны низко-затратных авиакомпаний  (в секторе эконом-класса) и известных зарубежных авиакомпаний (в секторе бизнес-класса). Многие иностранные авиакомпании строят грузовые терминалы в российских международных аэропортах. Все это сужает рынок для отечественных перевозчиков и лишает Россию части доходов от транзитных перевозок воздушным транспортом через территорию РФ [3, C. 19].

В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года отмечается, что качество транспортных услуг и конкурентоспособность в мире достигли высокого уровня развития. В сегментах транспортного рынка, услуги которых имеют спрос, конкуренция перешагнула стадию соревнования за качество транспортных услуг [2].

На этом фоне усиливаются требования к экологичности транспорта. Для российской транспортной системы эти уровни развития пока не достижимы. Необходимо стимулирование поэтапного повышения качества транспортных услуг, интеграции технологий транспортного обслуживания, повышения конкурентоспособности перевозчиков и операторов транспортных узлов. Вслед за этим можно ожидать оптимизации ценовой доступности транспортных услуг. В качестве ограничений должны выступать заданные уровни безопасности и экологичности транспорта.

Для обеспечения доступности услуг транспортного комплекса необходимо решение задач по строительству железнодорожных линий для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения и обновлению парка пассажирских вагонов, формированию единой автодорожной сети круглогодичной доступности, обеспечению роста перевозок морским транспортом грузов и пассажиров на социально значимых маршрутах, развития аэропортовой сети (аэропорты-хабы, внутри-российские узловые и местные аэропорты); комплексное развитие транспортных узлов, включая терминально-логистические центры;  обеспечение транспортной безопасности.

Информация о работе Пути совершенствования развития внешней торговли России услугами