Правовой режим импорта товаров по законодательству Таможенного союза и Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 21:22, дипломная работа

Описание работы

Целями данной работы является изучение вопроса:
правового регулирования импорта товаров по законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации и характеристика действующего правового режима в этой сфере;
рассмотрение возможных направлений развития законодательства в будущем.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Правововые основы регулирования импорта товаров 6
1. Определение импорта по действующему законодательству 6
2. Законодательства, регулирующие импорт товаров 12
Глава II. Таможенное регулирование импорта товаров 20
1. Таможенное регулирование импорта товаров 20
2. Таможенно-тарифное регулирование импорта товаров 27
3. Нетарифное регулирование импорта товаров 55
Глава III. Перспективы развития правовых режимов импорта 64
1. Тенденции развития таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле 64
2. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование в условия Евразийского экономического союза и вступления России во Всемирную Торговую организацию. 71
Библиография 85

Файлы: 1 файл

Диплом Алешин..doc

— 694.50 Кб (Скачать файл)

ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ  ТОРГОВЛИ

 

Международно-правовой факультет

Дневное отделение

Кафедра публичного права

 

 

 

 

Студент: Алешин А.А.

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Допускается к защите

Зав. кафедрой:

д.ю.н., профессор

 

_____________Шумилов В.М.

 

«____»______________2012г.

 

 

 

 

                                               Москва 2012

Научный руководитель:

 

к.ю.н., доцент

 

_____________Халипов С.В.

 

«____»______________2012г.

 

 

 

 

 

 




Правовой режим  импорта товаров по законодательству Таможенного союза и Российской Федерации

 

Оглавление

 

 

Введение

Ниже  представлена работа на тему «Правовой  режим импорта товаров по законодательству Российской Федерации и законодательству Таможенного союза», посвященная  вопросам правового регулирования  импорта товаров на таможенную Территорию таможенного союза с учетом национального законодательства Российской Федерации.

Актуальность данной темы обосновывает сразу несколькими  факторами.

Во-первых, в настоящее  время Россия является участником такого интеграционного объединения, как Таможенный союз, где помимо нее участвуют Республика Беларусь и Республика Казахстан. Таможенный союз подразумевает существование единого таможенного пространства, объединяющего территорию трех указанных выше государств. Такое объединение имеет большое значение не только для стран-участниц, но и для многих других государств постсоветского пространства, так как Таможенный союз представляет собой один из этапов на пути создания Евразийского Экономического Союза, крупного регионального объединения, по своей структуре, напоминающего Европейский Союз. «Процессы региональной интеграции на постсоветском пространстве осуществляются в рамках наиболее приемлемой для всех стран региона модели многоуровневой, поэтапной, разноскоростной интеграции. Многоуровневую систему интеграции образуют европейский и азиатский вектор интеграции, этапность четко прослеживается в процессе перехода от зон свободной торговли к таможенному и экономическому союзу. Разноскоростная интеграция подразумевает последовательное присоединение к Таможенному союзу других государств с параллельной проработкой вопросов создания единого экономического пространства»1. С 1 января 2012 года на территории стран-участниц Таможенного союза начало действовать Единое экономическое пространство. Данные тенденции к объединению оказывают значительное влияние на законодательство, причем как на национальном уровне, так и на наднациональном. Первостепенной целью создания Таможенного союза являлось улучшение условий торговли между тремя государствами, а это требует объединенного регулирования в сфере таможенного дела. На настоящий момент нормативно-правовая база уже сформирована, однако отдельные вопросы, в том числе и в сфере импорта товаров, требуют дальнейшего рассмотрения. В силу перечисленных выше причин таможенное законодательство постоянно претерпевает изменения, настоящая работа имеет своей целью описать и охарактеризовать действующий правовой режим импорта товаров в соответствии с актуальным законодательством.

Во-вторых, нельзя упускать из виду такое важное событие, как вступление России во Всемирную Торговую организацию, которое, в силу своей продолжительности, можно назвать историческим. На настоящий момент Россия находится в состоянии перехода и по прогнозам уже в августе-сентябре сможет стать полноправным членом данной международной организации. Членство в ВТО подразумевает значительные изменения в законодательстве государств-участников. С точки зрения импорта товаров, наиболее важными являются изменения, касающиеся размеров ввозных пошлин, которые, несомненно, должны быть снижены в ближайшие годы после вступления России в ВТО.

Целями данной работы является изучение вопроса:

  1. правового регулирования импорта товаров по законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации и характеристика действующего правового режима в этой сфере;
  2. рассмотрение возможных направлений развития законодательства в будущем.

 

Для достижения поставленных целей были сформулированы следующие  задачи:

  1. дать определение объекту исследования с точки зрения законодательства, а именно термину «импорт товаров»;
  2. определить нормативно-правовую базу, регулирующую исследуемый вопрос;
  3. определить и охарактеризовать методы регулирования импорта, предусмотренные законодательством Таможенного союза и Российской Федерации
  4. рассмотреть основные направления развития таможенного права в сфере импорта с учетом уже сложившихся тенденций, а также в свете вступления России во Всемирную торговую организацию и создания Евразийского Союза.

 

 

Глава I. Правовые основы регулирования импорта товаров

  1. Определение импорта по действующему законодательству

 

Происхождение слова  «импорт», которое было заимствовано в русский язык из английского (англ. «import»), в различных источниках описывается по-разному, однако оба варианта корнями уходят в латынь и, в действительности, близки друг к другу. Первая версия сводится к глаголу «importare», что означает «ввозить, приводить, вводить», вторая же основывается на предположении, что данный термин обязан своему существованию такому слову, как «importo», что в переводе означает «ввозить в порт страны». Если продолжить рассмотрение данного термина с точки зрения теории, то следует обратиться к помощи толкового словаря; так в словаре Ожегова и Шведова «импорт» определяется как «ввоз товаров, капиталов, технологии из-за границы»2.

Что касается законодательного определения термина «импорт» в  Российской Федерации, то в первую очередь  необходимо обратиться к Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»  от 8 декабря 2003 года. В данном законе в пункте 10 статьи 2 закреплено следующее определение:

«Импорт товара - ввоз товара … без обязательства об обратном вывозе»3.

В данном случае необходимо обратить внимание на такие слова, как  «без обязательства об обратном вывозе», которые дают основания полагать, что под импортом подразумевается не только ввоз товара на единую таможенную территорию Таможенного союза, но и последующее придание ему того правового статуса, который позволит свободно его реализовать и/или использовать. В такой ситуации, как один из возможных вариантов, существует возможность поместить ввозимые товары под процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отличие, например, от таможенной процедуры временного ввоза.

Несомненно, с момента  вступления России в состав Таможенного союза, создание которого было закреплено Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза4, основополагающим документом в области таможенного регулирования является именно Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в рамках вышеуказанного Договора. Стоит заметить, что термин «импорт» в том его значении, которое закреплено в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в данном документе не используется, по всей видимости, в силу своей сложности с точки зрения именно таможенного регулирования. Взамен Таможенным кодексом Таможенного союза вводятся два взаимосвязанных понятия (при условии рассмотрения ввоза товара с его последующим выпуском для внутреннего потребления).

Во-первых, подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза закреплен такой термин, как «ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза», который определяется как «совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами»5. В подпункте 22 пункта 1 этой же статьи указано и то, что подразумевается под «пересечением таможенной границы»: «ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза»6. Как видно из изложенного, данные нормы более детально раскрывают первую часть определения термина «импорт», данного в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Во-вторых, глава 30 Таможенного  кодекса Таможенного союза посвящена  такой таможенной процедуре, как выпуск для внутреннего потребления. Здесь же в статье 209 определяется и содержание данной процедуры: «таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено настоящим Кодексом»7. Возникает вопрос, какие же товары следует считать «иностранными» в контексте вышеуказанного определения. В этой связи вновь необходимо обратиться к статье 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, по которому, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1, к «иностранным» относятся товары, не являющиеся товарами Таможенного союза. Перечень условий, по которым товары признаются товарами Таможенного союза, зафиксирован в подпункте 37 пункта первого данной статьи:

«Товары таможенного  союза - находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары:

- полностью произведенные  на территориях государств - членов  таможенного союза;

- ввезенные на таможенную  территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза;

- изготовленные на  территориях государств - членов  таможенного союза из товаров,  указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза»8.

Стоит дополнить, что процедура выпуска для внутреннего потребления является, хотя и основной, но все же не единственной таможенной процедурой, применимой в рамках импорта, но об этом будем сказано в следующей главе.

Необходимо так же отметить, что, несмотря на отсутствие определения термина «импорт» в Таможенном кодексе Таможенного союза, существуют соглашения, заключенные на уровне государств-участников Таможенного союза, содержащие определение рассматриваемого термина. К ним относится, например, Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран", где в статье 1 «Основные понятия» закреплено следующее:

«Импорт товара - ввоз товара на таможенную территорию государства Стороны или на единую таможенную территорию с таможенных территорий третьих стран без обязательства об обратном вывозе»9.

 

Из сказанного видно, что данное определение по содержанию полностью совпадает с тем, что  дано в указанном выше законе. Важен тот факт, что данный термин и его содержание закреплены исключительно в интересах того соглашения, где они содержаться, поэтому его применение, например, к положениям Таможенного кодекса, с юридической точки зрения, невозможно.

Таким образом, исходя из нормативных определений, изложенных выше, можно вывести следующее, основанное на законодательстве, понятие термина «импорт товаров».

Импорт товаров  – это ввоз иностранных товаров  на территорию Таможенного союза для их последующей реализации или использования.

Конечно, данный вопрос несет  скорее теоретическое значение, нежели практическое. Однако же в настоящий  период времени, основной характеристикой  которого является такой процесс, как  глобализация, необходимо четко понимать, как именно следует трактовать заимствованные термины, и что отечественный законодатель имеет в виду, когда их использует.

Интересен тот факт, что  употребления термина «импорт» в  нормативно-правовых актах Российской Федерации – скорее исключение, чем правило; так он встречается в уже упомянутом Федеральном Законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", а так же в Федеральном Законе "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"; в последнем данное понятие употребляется исключительно как часть составных терминов: «демпинговый импорт», «субсидируемый импорт» и т.п. – при этом отдельно данный термин не расшифровывается. Что касается других правовых актов, взамен «импорта товаров», законодатель в подавляющем большинстве случаев использует такой термин, как «ввоз товаров», который, по своему существу, представляет собой непосредственный перевод заимствованного термина, однако, как уже было сказано выше, с учетом тех правовых реалий, которые актуальны на настоящий момент, этот перевод не раскрывает сущность термина полностью и требует некоторых уточнений.

 

  1. Законодательства, регулирующие импорт товаров

 

Для того чтобы рассмотреть  вопрос правового регулирования  импорта товаров и получить общее  представление о действующем на настоящий момент правовом режиме импорта, необходимо четко определить, во-первых, правовые акты, которые содержат нормы, регулирующие данный аспект внешнеэкономической деятельности, а во-вторых, их систему, потому как понимание иерархии источников права и того, как они между собой взаимодействуют, позволит избежать потенциальных коллизий и противоречий.

Информация о работе Правовой режим импорта товаров по законодательству Таможенного союза и Российской Федерации