Правовой режим товаров и способы его регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 23:42, контрольная работа

Описание работы

Коммерческое право является одной из отраслей права, которая регулирует коммерческую, торговую деятельность. Представляет собой совокупность правовых норм, разработанных для обслуживания товарного оборота и регулирующих взаимоотношения между профессиональными предпринимателями.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….. ……..……...3
1. Общая характеристика понятия «товар», «торговый оборот»…………..4
2. Классификация товаров...………………………………………………......6
3. Правовой режим товаров…………………………………………………...8
Заключение. ……………………………………………………………………...14
Список использованной литературы ………………………………………...15

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)


9

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Юго-Западный государственный университет»

 

 

 

 

Кафедра трудового права, гражданского

и арбитражного процесса

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  

                

по дисциплине          «Коммерческое право»

 

на тему: «Правовой режим товаров и способы его регулирования»

 

 

 

 

 

Специальность (направление подготовки)              030501 «Юриспруденция»

 

Автор работы                 Пономарев В.А.                                 ________________

                                        (инициалы, фамилия)                        (подпись, дата)

Группа ЮР- 83з

 

 

 

 

 

Руководитель работы      ст. преподаватель Чаплыгин           _____________

                                              (инициалы, фамилия)                    (подпись, дата)

 

Работа защищена ____________________

                                             (дата)

Оценка _____________________________

 

 

 

 

 

 

 

Курск-2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение   ………………………………………………………….. ……..……...3

1.      Общая характеристика понятия «товар», «торговый оборот»…………..4

     2. Классификация товаров...………………………………………………......6

     3. Правовой режим товаров…………………………………………………...8

Заключение. ……………………………………………………………………...14

Список использованной литературы    ………………………………………...15

 

 


Введение

 

Коммерческое право является одной из отраслей права, которая регулирует коммерческую, торговую деятельность. Представляет собой совокупность правовых норм, разработанных для обслуживания товарного оборота и регулирующих взаимоотношения между профессиональными предпринимателями.

Объектами коммерческого права являются товары. Необходимым и существенным признаком объектов коммерческого права является их коммерческая оборотоспособность, т.е. способность служить объектом торговых оборотов и менять собственника.

В коммерческом праве термин «товар» имеет не всеобщее, а более узкое значение. Многое из того, что выступает товаром в гражданско-правовом значении, не входит в круг объектов торгового права, не относится к коммерческой деятельности.

В рыночной экономике товаром в конечном счете является все, что может быть объектом возмездных сделок. Статус товара приобрели предприятия, рабочая сила. Постепенно това­ром становится земля, природные ресурсы. Товар традиционно определяют как продукт труда, произведенный для продажи.

Торговля охватывает лишь процесс перехода товара от изготовителя к покупателю, она не включает в себя актов потребления вещей. Поэтому для коммерческой де­ятельности под пра­вовым режимом понимается совокупность правил, регу­лирующих порядок приобретения, использования и от­чуждения различных объектов.

Способы правового режима товаров в торговле  достаточно разнообразны и ин­тересны.

 

 

 

 

1.      Общая характеристика понятия «товар», «торговый оборот».

 

Определение понятия «товар» содержится в ряде законов. Так, в Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» товар определен как продукт деятельности, предназначенный для продажи, или обмена, или иного введения в оборот.

Торговый оборот обслуживает продвижение товаров от изготовителей к потребителям. Вместе с тем торговый оборот — это лишь один из участков имущественных отношений.

Прежде всего объектами торгового оборота выступа­ют лишь материальные предметы, т. е. вещи. Сюда не включаются бестелесные объекты (так называемая ин­теллектуальная собственность), под которыми понима­ются авторские права, изобретения, «ноу-хау» и др. Не входят в сферу торгового оборота личные права.

В торговые отношения не включаются сделки по снабжению теплом, электроэнергией, водоснабжению. Формально порядок реализации этих ресурсов подчи­нен общим требованиям купли-продажи. Однако особен­ности содержания и порядка исполнения договоров с такими объектами столь значительны, что их невозмож­но относить к актам торгового оборота в традиционном его значении (например, в ст. 2 Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. исключается продажа электро­энергии из сферы своего регулирования).

Среди вещей в предметном, материальном виде также не все входят в состав объектов торгового права. Статья 130 ГК РФ восстановила существовавшее в дореволю­ционном праве деление имущества на движимое и не­движимое. К недвижимости отнесены земельные участ­ки и все, что прочно связано с землей: здания, сооружения, многолетние насаждения. К недвижимости отнесены также некоторые иные объекты.

Поскольку недвижи­мое имущество не может свободно перемещаться, сделки с ним традиционно не включаются в торговые кодексы. В Венской конвенции 1980 г. также указано, что она не распространяется на некоторые виды недвижимости. Та­ким образом, недвижимость — это не товар коммерчес­кого права, хотя и товар гражданского права.

Правда, вопрос о недвижимости не так уж бесспорен. В последний период в западной юридической литературе приходится сталкиваться с утверждениями о неоправданности исключения недвижимости из круга объектов торгового оборота, высказывается мнение, что продажа недвижимости должна рассматриваться как часть торго­вого оборота, относящаяся к сфере коммерческой деятель­ности.

Такие взгляды представляются весьма спорными. Сделки по купле-продаже зданий, иной недвижимости во всем мире требуют более строгого оформления — в нотариальной или, как минимум, в простой письменной форме с соответствующей регистрацией.

Что касается торговых договоров, то для них принят более простой порядок совершения, включая устный. Кроме того, сдел­ки с недвижимыми объектами для собственников носят разовый, а не повторяющийся, не систематический харак­тер. Условия каждого договора приходится вырабатывать индивидуально. Поэтому едва ли верно требовать отне­сения сделок с недвижимостью к торговому, а не к граж­данскому праву.

Аналогично обстоит дело с ценными бумагами. К ним относятся все виды акций, облигаций, иных документов, дающих право на получение денег и дивиденда. Торго­вое законодательство не включает операции с ними в свою сферу.

От собственно ценных бумаг надо отличать товаро­распорядительные документы, которые лишь по недо­разумению иногда именуют ценными бумагами. Товаро­распорядительные документы используются в торговом обороте и относятся к объектам торгового права.

 

 

 

2. Классификация товаров

 

Без использования классификаций в современных условиях невозможно осуществление торгово-предпринимательской деятельности. Разработаны различные классификации товаров. Некоторые классификации товаров закреплены нормативными актами, другие су­ществуют как общепринятые на практике.

По цели использования товары бывают:

1) товары потребительского назначения;

2) товары производ­ственного назначения.

Товары данного рода нередко на­зывают продукцией производственно-технического на­значения или просто продукцией. Термин «продукция производственно-технического назначения» длительное время был закреплен советским законодательством, что создало определенную традицию. Сейчас данное понятие в нормативных актах не встречается, реже стал исполь­зоваться при обозначении объектов торговли и термин «продукция».

При классификации товаров производственного назначения обычно принимают во внимание участие этих товаров в процессе производства, а также их относительную ценность. С учётом сказанного выделяют:

- основное и вспомогательное оборудование;

- сырьё, материалы и готовые детали;

- полуфабрикаты;

- стационарные сооружения;

- вспомогательные материалы и услуги.

По направлению использования товары подразделя­ют на:

- товары потребительского назначения (их име­нуют также товарами широкого потребления, реже - товарами личного потребления);

- продовольственные товары;

- промышленные товары.

 

По периоду их использования товары делятся на:

- товары краткосрочного, или разового, пользования;

- товары длительного пользования.

По способу покупки:

- товары первой необходимости;

- товары повседневного спроса;

- товары предварительного выбора;

- товары особого спроса;

- товары производственного назначения.

Для торгово-предпринимательской деятельности пер­востепенное значение имеют общегосударственные клас­сификации товаров. 

Но всегда важно учитывать, что практическое использование выбранной классификации должно в полной мере определить потребительские свойства выделенных групп товаров, которые в наибольшей мере удовлетворяют потребностям тех, для кого они предназначены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правовой режим товаров

 

Правовой режим товаров в торговле создается раз­личными способами, они достаточно разнообразны и ин­тересны. Это могут быть требования, касающиеся:

- определения правомочий, статуса продавца и поку­пателя товара. Здесь через регулирование правоспособ­ности оказывается влияние на характер операции с имуществом;

- порядка приобретения или отчуждения различных товаров;

- порядка хранения, транспортировки, учета различ­ных товаров, также создающие разные правовые режи­мы.

С юридико-технической точки зрения режим товаров может создаваться путем издания законодательных и ад­министративно-распорядительных актов, касающихся действий с товаром. Не меньшее влияние на режим това­ров могут оказывать заключаемые международные до­говоры.

Статья 8 Конституции РФ 1993 г. устанавливает, что в Российской Федерации гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Вместе с тем, интересы охраны здоровья населения, государственной безопасности и иные публичные интересы в определенных случаях требуют ограничения оборота товаров. Такое ограничение устанавливается законом, в котором определяются виды ограничиваемых в обороте объектов и порядок ограничения их оборотоспособности.

Статья 129 ГК РФ, регулирующая оборотоспособность объектов гражданских, а соответственно, и торговых правоотношений, в самом общем виде называет три режима обращения товаров. Это свободно отчуждаемые товары, ограниченные в обращении и изъятые из оборота.

Режимные требования к товарам связаны с общественными свойствами объекта торговли.

Режимные требования, связанные с вещественными свойствами объектов, могут диктоваться интересами го­сударства и общественной безопасности. Так, в целях го­сударственного контроля за движением определенных объектов указом Президента РФ от 22 февраля 1992 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производ­ства, свободная реализация которых запрещена» утвержден Перечень изделий, свободная реализация которых зап­рещена.

В этой связи следует различать:

- товары, не изъятые из оборота;

- товары, ограниченные в обороте (валютные ценности, драгоценные металлы, наркотические средства);

- товары, изъятые из оборота (ткани и органы человека, стратеги­ческие материалы, вооружение, взрывчатые вещества, ра­кетная техника, шифровальная техника).

На практике это имущество может продаваться и прода­ется, но в специальном порядке. Постановлением Прави­тельства РФ от 10 декабря 1992 № 959 «О поставках продук­ции и отходов производства, свободная реализация которой запрещена» установлен порядок поставок таких изделий на основании:

- разрешений на использование;

- квот, выдаваемых соответствующими министерствами или органами власти субъектов Российской Федера­ции.

Установление режимных требований зачастую дикту­ется экономическими интересами государства, целями защиты отечественных производителей. Это касается эк­спортных поставок и закупок по импорту. Здесь исполь­зуются разнообразные приемы, создающие особые пра­вовые режимы коммерческой деятельности.

Различаются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

1) таможенно-тарифное регулирование;

2) нетарифное регулирование;

3) запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью;

4) меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

Тарифные и нетарифные способы ре­гулирования внешнеторговых операций предусмот­рены Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Федеральным законом от 14 апреля 1998 № 63-ФЗ «О мерах по защите эко­номических интересов Российской Федерации при осу­ществлении внешней торговли товарами» предусматривают антидемпинговые, компенсационные меры, ограничение импорта товаров, меры по защите при экспорте товаров, специальные меры.

Информация о работе Правовой режим товаров и способы его регулирования