Правовой режим товаров и способы его регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 23:42, контрольная работа

Описание работы

Коммерческое право является одной из отраслей права, которая регулирует коммерческую, торговую деятельность. Представляет собой совокупность правовых норм, разработанных для обслуживания товарного оборота и регулирующих взаимоотношения между профессиональными предпринимателями.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….. ……..……...3
1. Общая характеристика понятия «товар», «торговый оборот»…………..4
2. Классификация товаров...………………………………………………......6
3. Правовой режим товаров…………………………………………………...8
Заключение. ……………………………………………………………………...14
Список использованной литературы ………………………………………...15

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Так, согласно ст. 13 Закона «О государственном регу­лировании внешнеторговой деятельности» одним из не­тарифных способов регулирования продажи на экспорт служит лицензирование и квотирование отдельных товаров. Предусмотрено также лицензирование закупок по импорту. Перечень лицензируемых импортных товаров невелик, и в него время от времени вносятся изменения. Конкретные процедуры оформления разрешений опре­деляются Положением «О порядке лицензирования экс­порта и импорта товаров (работ, услуг)» и Положением «О порядке проведения конкурсов и аукционов по прода­же экспортных и импортных квот» при введении Пра­вительством Российской Федерации количественных ограничений, утвержденными Постановлением Прави­тельства РФ от 31 октября 1996 № 1299.

Некоторыми федеральными законами предусмотрены количественные ограничения реализации отдельных видов товаров также на внутреннем рынке. Так, закупки этилового спирта для производства алкогольной продукции осуществляются по устанавливаемым для организаций-покупателей квотам.

Воздействие на процесс реализации товаров может оказываться путем изменения статуса, т.е. путем расширения или ограничения правоспособности лиц. Согласно ст. 49 ГК РФ коммерческие организации могут осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом.

Вместе с тем торговое законодательство может ограничивать участие субъектов в обороте определенных товаров. Так, оптовую торговлю лекарственными средствами вправе осуществлять только юридические лица. Розничной торговлей лекарствами могут заниматься только аптечные организации.

Однако на деле правоспособность организаций может расширяться или ограничиваться специальными спосо­бами. Инструментом регулирования правоспособности прежде всего служит лицензирование деятельности. Причем лицензии на осуществление определенных видов де­ятельности, регламентирующие статус организации, надо отличать от лицензий на продажу или закупку конкрет­ных видов или количеств товара.

Обязательность и порядок лицензирования определены Федеральным законом от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Закон установил исчерпывающий перечень видов лицензируемой деятельности, субъекты Российской Федерации в настоящее время лишены права изменять его.

Закон предусматривает необходимость лицензирования торговли оружием и патронами, реализации нефти, газа и продуктов их переработки; заготовки и реализации лома черных и цветных металлов, распространения лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Лицензии требуются в дополнение к обязательной государственной регистрации юридических лиц. Торговля без лицензии считается незаконным предпринимательством и влечет ответственность по ст. 171 Уголовного кодекса РФ.

Зако­нодательное и административное регулирование круга субъектов, правомочных осуществлять производство, про­дажу и приобретение соответствующих товаров, влияет на структуру торгово-хозяйственных связей, объемы про­даж, другие условия договоров, т. е. на правовой режим товаров.

Следует учитывать характер возникающей здесь си­туации. Традиционно цивилистика изучала правовые ре­жимы, установленные законом для отдельных вещей. При этом вещь бралась «сама по себе», изолированно от действующих субъектов и характера совершаемых с нею операций. Такой подход является односторонним, или, как говорят, несистемным, а потому и неточным.

В интересах обеспечения здоровья граждан введена государственная регистрация впервые производимых или ввозимых на территорию России пищевых продуктов, материалов и изделий. После экспертизы документов и проведения испытаний товаров они вносятся в Государственный реестр, который ведет Минздрав РФ. Заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации, дающее право на производство, закупку, транспортировку, реализацию. Аналогичный порядок установлен для новых видов лекарственных средств. Товары, не прошедшие государственную регистрацию, подлежат уничтожению.

Законом могут вводиться ограничения на совершение определенных видов сделок с отдельными товарами. Так, например, закон запрещает заключение договоров мены алкогольной продукции.

Практика свидетельствует о том, что различия в ста­тусе субъектов существенно влияют на возможность и порядок совершения сделок. Различия в правомочиях субъектов обусловливают разные правовые режимы ве­щей при совершении торговых операций с ними.

Различия в правовом режиме обращения товаров мо­гут создаваться и с другой стороны, а именно в связи с регулированием порядка розничной торговли. Прави­тельство РФ Постановлением от 19 января 1998 №55 утвер­дило Правила продажи отдельных видов товаров, в которые были внесены существенные изменения Поста­новлениями Правительства РФ от 20 октября 1998 № 1222 и от 02 октября 1999 № 1104. Издаются также правила розничной торговли отдельными видами товаров.

Правила адресу­ются рознице, но одновременно затрагивают оптовую тор­говлю и даже деятельность изготовителей товаров. Пра­вила требуют, в частности, чтобы предназначенный для розничной продажи товар был доведен до состояния коммерциализации. Это означает, что товар должен быть помещен в упаковку, удобную для хранения и использо­вания, снабжен соответствующей маркировкой, ярлыка­ми или этикетками и т.д.

Меры по регулированию розничной торговли непос­редственно влияют на установление торговых связей, на обращение товаров. Изготовители и потребители обя­заны учитывать правила, действующие по всей цепочке прохождения товара, чтобы не столкнуться с затрудне­ниями при реализации, не оказаться вынужденными забирать обратно свой товар для переработки или по­дыскивать другого покупателя.

Ограничение оборотоспособности товаров может производиться по иным основаниям. Они могут также устанавливаться применительно к продавцам (продажа лекарственных препаратов требует от продавца знания фармакологии, удостоверенного соответствующим документом), покупателям (например, право приобретения оружия и патронов к нему предоставлено лицам, имеющим соответствующее разрешение), по месту торговли (например, не допускается продажа алкогольной продукции в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях).

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Объектами коммерческого права являются товары. Товар традиционно определяют как продукт деятельности, предназначенный для продажи, или обмена, или иного введения в оборот. Торговый оборот обслуживает продвижение товаров от изготовителей к потребителям. Прежде всего объектами торгового оборота выступа­ют лишь материальные предметы, т. е. вещи. Сюда не включаются бестелесные объекты (так называемая ин­теллектуальная собственность), личные права.

Разработаны различные классификации товаров. Некоторые классификации товаров закреплены нормативными актами, другие су­ществуют как общепринятые на практике. Без использования классификаций в современных условиях невозможно осуществление торгово-предпринимательской деятельности. Практическое использование выбранной классификации должно в полной мере определить потребительские свойства выделенных групп товаров, которые в наибольшей мере удовлетворяют потребностям тех, для кого они предназначены.

Правовой режим товаров в торговле создается раз­личными способами. Это могут быть требования, касающиеся:

- определения правомочий, статуса продавца и поку­пателя товара;

- порядка приобретения или отчуждения различных товаров;

- порядка хранения, транспортировки, учета различ­ных товаров.

В результате комплексного, разностороннего ре­гулирования создается множество правовых режимов то­варов в коммерческом обороте. Для успешного ведения дела необходимо знать и соблюдать весь комплекс требо­ваний, регулирующих продвижение товаров на рынке. Практика свидетельствует о том, что в деле установ­ления правовых режимов, определения и классифика­ции товаров имеется много пробелов и несогласованно­сти. Унификации правил, регулирующих указанные вопросы, способствовало бы издание Торгового кодекса России.

Список использованной литературы.

1.  Нормативно-правовые акты 

 

1. Конституция Российской Федерации, 1993 г. – М.: Статут, 2009.

2. Гражданский кодекс РФ. ч.1. и ч.2 от 30 ноября 1994 № 51-Ф3. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года и ч.2. от 26 января 1996 № 14-Ф3 Принят Государственной Думой 22 декабря 1995. - М., Юристъ, 1997.

3. Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)

4. Федеральный закон от 14 апреля 1998 № 63-ФЗ «О мерах по защите эко­номических интересов Российской Федерации при осу­ществлении внешней торговли товарами» (в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 110-ФЗ, от 08.12.2003 N 164-ФЗ, от 08.12.2003 N 165-ФЗ)

5. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изменениями от 6 декабря 2011 г.)

6. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ред. от 26.07.2006)

7. Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» (с изменениями от 30 ноября 1992 г., 15 июля 1998 г., 30 декабря 2000 г.)

8. Постановление Прави­тельства РФ от 10 декабря 1992 № 959 «О поставках продук­ции и отходов производства, свободная реализация которой запрещена» (с изменениями от 2 декабря 1994 г., 16 декабря 1995 г.)

9. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров» (с изменениями от 20 октября 1998 г., 6 февраля 2002 г.)

 

2. Учебно-методическая литература

 

10. Беляева О.А. Коммерческое право России. Курс лекций (3-е изд., перераб. и доп. ). - М.: ЗАО Юстицинформ, 2009.

11. Горбухов В.А. Коммерческое право: конспект лекций. М.: ЭКСМО, 2008. 

12. Трунина Е.В. Коммерческое право. — М.: Юрист, 2006.

 



Информация о работе Правовой режим товаров и способы его регулирования