Практическая работа по «Таможенному праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 14:56, практическая работа

Описание работы

Правовая норма — это юридическое правило, санкционированное и закрепленное в соответствующих актах государства — в Конституции, федеральных законах, указах Президента, постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации, актах государственных органов.
Норма таможенного права – это установленное или санкционированное государством правило, регулирующие отношения в таможенной сфере, реализация которого подкрепляется, в случае невыполнения, принудительными мерами.
Норму таможенного права можно определить в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

практ там 1.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

Практическое задание 1

 

При выполнении данного задания необходимо дать ответ на 2-3 вопроса (на выбор) по каждой теме семинара.

 

Семинар 1. Нормы и источники таможенного права

 

Вопросы:

 

  1. Понятие, виды и структура норм таможенного права.

Правовая норма — это юридическое правило, санкционированное и закрепленное в соответствующих актах государства — в Конституции, федеральных законах, указах Президента, постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации, актах государственных органов.

Норма таможенного права – это установленное или санкционированное государством правило, регулирующие отношения в таможенной сфере, реализация которого подкрепляется, в случае невыполнения, принудительными мерами.

Норму таможенного права можно определить в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Также норма таможенного права выражает сущность регулируемого ею общественного отношения, являющегося кирпичиком конкретного акта таможенного правового регулирования.

Нормы таможенного права при их классификации можно разделить на нормы материального и нормы процессуального права.

Все без исключения авторы, характеризуя правовые нормы различных отраслей права, помимо перечисленных выше признаков, выделяют такие понятия, как структура правовых норм; действие правовых норм во времени, действие их в пространстве и по кругу лиц.

Так, например, структура правовой нормы состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. То же самое можно сказать о таможенно-правовой норме.

Гипотеза содержит указание на фактические условия, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом.

Диспозиция определяет само правило поведения, предписываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.

В санкции нормы указываются неблагоприятные последствия, угрожающие нарушителям установленного данной нормой правила. Типичными в таких случаях санкциями являются меры административной и дисциплинарной ответственности, а также меры пресечения.

 

2. Классификация  источников таможенного права.

Под источниками таможенного права следует понимать совокупность нормативно-правовых актов различных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права.

Конституция Российской Федерации, будучи ее основным законом, предопределяет характер таможенного дела в целом и относит таможенное регулирование (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ) к ведению федеральных органов государственной власти, из чего следует, что источниками таможенного права, как уже упомянуто, являются только федеральные нормативно-правовые акты.

Классификацию источников права принято проводить по признаками их правовых свойств — по юридической силе нормативно-правовых актов. В этой связи источники таможенного права можно расположить в следующей последовательности:

-  Конституция РФ, нормы  которой являются нормами прямого  действия и закрепляют исходные  начала и основные принципы таможенного дела в Российской Федерации;

-  международно-правовые  договоры и иные соглашения  по таможенному делу, участниками  которых является Российская  Федерация (в силу положений ст. 15 Конституции РФ эти акты по  юридической силе стоят выше  актов внутреннего российского законодательства);

-  федеральные законы (в том числе и законы сводного  характера — кодексы), нормы которых  рассчитаны на длительный период  действия, и так или иначе регулируют  общественные отношения в сфере  таможенного дела;

- подзаконные нормативно-правовые акты (их еще можно охарактеризовать как текущие нормативно-правовые акты) по вопросам таможенного дела, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, а также совместные акты ГТК РФ с другими министерствами и ведомствами.

Правовые обычаи,  также можно отнести к системе источников таможенного права в качестве вспомогательного звена.

 

Семинар 2. Государственное регулирование внешнеторговой

деятельности

Вопросы:

      1. Основные принципы и правила перемещения товаров через таможенную границу Таможенного Союза.

Перемещение товаров через таможенную границу — это ввоз товаров на таможенную территорию или вывоз товаров с этой территории (ст. 8 ТК).

В общеупотребительном смысле под товарами имеют в виду продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. В таможенном праве под товарами понимается любое движимое имущество, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу в соответствии с законодательными актами, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства (за исключениями, предусмотренными таможенным законодательством). При этом не имеет значения, для чего эти товары перемещаются: для продажи, бартера, демонстрации, потребления и т.д.

Валюта — это денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки.

Валютными ценностями являются: иностранная валюта; выраженные в иностранной валюте платежные документы (чеки, векселя и др.); фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства; драгоценные металлы: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий и др.) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий; природные драгоценные камни: алмазы, рубины и др. в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных изделий из этих камней.

Порядок перемещения валюты и валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь осуществляется в соответствии с валютным законодательством Республики Беларусь.

Электрическая, тепловая и иные виды энергии как предметы, обладающие количественной и качественной определенностью, являются объектом гражданского права, поэтому ТК Республики определенно называет все виды энергии движимым имуществом в смысле объекта таможенного права.

Что касается транспортных средств, то товаром в таможенном праве признается категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами, запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами и охлаждающими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.

При перемещении через таможенную границу отдельных видов товаров следует учитывать определенную специфику, выраженную в необходимости прохождения дополнительных формальностей, позволяющих ввезти или вывезти тот или иной предмет.

Вбольшинствеслучаевданнаяспецификаобусловленаналичиемразрешительногопорядка перемещения через границу некоторых категорий товаров (например, особенности перемещения через таможенную границу культурных ценностей устанавливаются законодательством Республики Беларусь).

В рамках таможенного права можно провести следующую классификацию товаров:

2) в зависимости от  направления следования:

— ввозимые товары;

— вывозимые товары;

— транзитные товары.

2) в зависимости от  страны происхождения:

— отечественные товары;

— иностранные товары;

2) в зависимости от  цели таможенного контроля:

— товары, находящиеся под таможенным контролем;

— товары, выпущенные в свободное обращение.

2) в зависимости от  предназначения:

— предназначенные для обращения в торговом обороте

— предназначенные для обращения во внеторговом обороте.

2) в зависимости от  принципов перемещения:

— товары, ограниченные к перемещению,

— товары, не ограниченные к перемещению,

— товары, запрещенные к перемещению и др.

В таможенном праве существенное значение имеет происхождение товара.

Правила определения страны происхождения товаров применяются во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, установленных в соответствии с законодательством о внешнеторговой деятельности, зависит от страны происхождения товаров.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными ТК. При этом под страной происхождения товаров могут пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

По запросу декларанта или иного заинтересованного лица таможенные органы принимают предварительное решение о происхождении товара из конкретной страны (о стране происхождения товара).

Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

—полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на его морском дне;

—продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

—животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

—продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней животных;

—продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

—продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученные судном данной страны или судном, арендованным (зафрахтованным) ею;

—продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны либо судна, арендованного (зафрахтованного) ею, исключительно из указанной продукции;

—продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

—отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

—продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;

—товары, изготовленные в данной стране исключительно из указанной продукции.

Основные критерии достаточной переработки:

1) если в производстве  товаров участвуют две страны  и более, страной происхождения  товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки.

2) если в отношении  отдельных видов товаров или  какой-либо страны особенности  определения страны происхождения  товаров, ввозимых на таможенную территорию, особо не оговариваются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, применяется основной критерий достаточной переработки: изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров.

3) для определения страны  происхождения товаров также  используются в порядке, устанавливаемом  Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, следующие критерии достаточной переработки:

—выполнение необходимых условий, определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;

—изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленная стоимость достигают фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

4) независимо от положений, установленных выше, не отвечают критериям достаточной переработки:

—операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки;

—операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

Информация о работе Практическая работа по «Таможенному праву»