Особенности предоставления тарифных преференции в условиях функционирования Таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 14:16, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении роли таможенных преференций в процессе формирования современной торговой политики на основе Таможенного союза.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. выявить современные факторы, влияющие на формирование торговой политики региональных объединений;
2. определить соотношение национальных, региональных и глобальных факторов в формировании международной системы регулирования торговли;
3. оценить роль региональных соглашений в развитии многосторонней преференциальной системы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА……………………….……….5
1.1. Исторический путь возникновения преференций………………………...5
1.2. Понятие и содержание преференциальной системы…………………….8
1.3. Формирование и функционирование системы преференций таможенного союза……………………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРИФЕРЕНЦИЙ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ…….26
2.1. Единая система преференций таможенного союза………………………26
2.2. Порядок определение страны происхождения товара………………….35
2.3. Причины и цели создания многосторонней системы таможенных преференций……………………………………………………………………39
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА………………………………46
3.1. Направления развития системы преференций таможенного союза……46
3.2. Решение проблем и совершенствование предоставления тарифных преференций…………………………………………………………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………64

Файлы: 1 файл

диплом Гучетль Microsoft Office Word (9).docx

— 125.58 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Майкопский государственный технологический университет»

 

Специальность: «Таможенное дело»

 

                                                                                      «К защите допускаю»

                                                                                           Заведующий кафедрой

                                                                                             _________  Тазова З.Т.

                                                                                         «____»_______2013г.

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Особенности предоставления тарифных преференции в условиях функционирования Таможенного союза»

 

Студент (ка) гр. ТД-61

технологического факультета:___________________      Гучетль М.Н.

                                                                  (подпись)

Научный руководитель:          ____________________     Яхутль С.М.

                                                                  (подпись)

                                                                 

Научный консультант:            ____________________     Лозовская  Н.Н.

                                                                  (подпись)

                                                           

Нормоконтроль:                       ____________________      Чирг З.А.

                (подпись)

 

Майкоп, 2013г.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ТАМОЖЕННОГО  СОЮЗА……………………….……….5

1.1. Исторический путь  возникновения преференций………………………...5

1.2. Понятие и содержание  преференциальной системы…………………….8

1.3. Формирование и функционирование системы преференций таможенного союза……………………………………………………………………………..12

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРИФЕРЕНЦИЙ  В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ…….26

2.1. Единая система преференций  таможенного союза………………………26

2.2. Порядок определение  страны происхождения товара………………….35

2.3. Причины и цели создания многосторонней системы таможенных преференций……………………………………………………………………39

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  СИСТЕМЫ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ТАМОЖЕННОГО  СОЮЗА………………………………46

3.1. Направления развития  системы преференций таможенного союза……46

3.2. Решение проблем и  совершенствование предоставления  тарифных преференций…………………………………………………………………….51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..61

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………64

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике  таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой - как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах - участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4-6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

В России основы современного таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности стали формироваться с начала 90-х гг. На современном этапе правовые и экономические основы таможенно-тарифного регулирования России в целом соответствуют нормам и правилам ВТО. Однако остаются нерешенными проблемы открытия рынка, снижения средней ставки таможенного тарифа РФ, протекционистской защиты отечественных предприятий, а также обеспечения их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Фискальная функция таможенного  тарифа является наиболее актуальной для России, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений  в государственный бюджет (например, в США - не более 1,5%), то в российском бюджете - до 40-50% его доходной части. В настоящее время широкое  распространение получает практика таможенных преференций, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя.

 

Цель исследования состоит  в выявлении роли таможенных преференций  в процессе формирования современной  торговой политики на основе Таможенного  союза.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

1. выявить современные  факторы, влияющие на формирование  торговой политики региональных  объединений;

2. определить соотношение  национальных, региональных и глобальных  факторов в формировании международной  системы регулирования торговли;

3. оценить роль региональных  соглашений в развитии многосторонней  преференциальной системы;

4. обосновать необходимость  согласования основных инструментов  торговой политики регионального  объединения, включая таможенные  преференции;

5. исследование противоречий между современным состоянием таможенных преференций в системе экономических отношений и объективными потребностями отечественной экономики;

6. разработка предложений по совершенствованию механизма таможенных преференций в условиях Таможенного союза.

Объектом исследования является торговая политика Таможенного союза  как единый механизм регулирования  внешнеторговой деятельности на региональном уровне.

Предмет исследования представляет эволюция региональной торговой политики как средства формирования и усиления конкурентных преимуществ регионального  объединения.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

1.1. Исторический путь  возникновения преференций

 

 Понятие таможенных преференций (латин. Preferens –предпочитающий) появилось в конце прошлого века. Это благоприятная, чем обычно, таможенная процедура, предоставляемая какой-либо страной товарам, поступающих из некоторых стран или групп стран.

История возникновения таможенных преференций непосредственно связана  с историей образования и развития колониальных систем мира. Именно политика преференциальных тарифов стала  основой, на которой стала развиваться  экономика стран монополий, все  это происходило за счет ограничения  внешней торговли стран – сателлитов.

Особенно широкой системой колониальных таможенных преференций, охватившей около 100 зависимых стран  и территорий, обладали Англия, Франция, Бельгия, Голландия, для которых  колонии являлись одним из основных источников обогащения.

 Поскольку колонии  обычно экспортировали сырье,  свободно поступающие на большинство  рынков, а метрополии экспортировали  готовые товары, то политика таможенных  преференций представляла гораздо большие преимущества для метрополий, чем для колониальных продуктов.

 Таким образом, на  первоначальном этапе термин  “таможенные преференции” относился  к тому типу тарифных взаимоотношений  между колонией и метрополией,  при котором каждая сторона сохраняла свою “тарифную индивидуальность”, но оговаривала для другой льготы, не предоставляемые другим странам, в форме частичного или полного освобождения от импортных, экспортных пошлин.

 Так, например, Франция  начала создавать колониальную  систему таможенных преференций  в конце ХIХ века, оформив ее полностью в 1928 году.

 В систему таможенных  преференций Франции было вовлечено  около 30 зависимых стран и территорий.

 Ряд колоний (в их числе Алжир, Тунис, Индокитай) были включены в таможенную территорию Франции, и ввоз из третьих стран облагался пошлинами французского таможенного тарифа, тогда как торговля с метрополией велась практически беспошлинно./7/

 Некоторые другие французские  колонии имели отличный от  метрополии внешний тариф. Большинство  из них предоставляли Франции  таможенные преференции и сами  ввозили свои товары на рынке  метрополии беспошлинно или по  минимальной ставке таможенного  тарифа Франции.

 Остальные французские  владения, несмотря на их подчиненность  колониальной администрации Франции,  в силу ряда международных  соглашений должны быть облагать  все иностранные товары едиными  пошлинами, что ставило третьи  страны в одинаковое с метрополией  положение. Однако и по отношению  к товарам этих зависимых стран  Франция применяла минимальную  ставку своего таможенного тарифа.

 В 30-е годы Франция в дополнение к дополнение к таможенным преференциям стала вводить количественные ограничения на импорт товаров из третьих стран в колонии, включенные в ее таможенную территорию, устанавливать валютные ограничения по их внешним сделкам, что привело в дальнейшем к созданию валютной зоны франка, в рамках которой и стал развиваться таможенно-преференциальный режим.

Таким образом на первоначальном этапе термин «таможенные преференции» относился к тому типу тарифных взаимоотношений между колонией и метрополией, при котором каждая сторона сохраняла свою «тарифную индивидуальность», но оговаривала для другой льготы, не предоставляемые другим странам, в форме частичного или полного освобождения от импортных, экспортных пошлин.

В рамках Общей системы  преференций (ОСП) во многих развитых странах, таких как США, Канада, Япония, Австралия, Швейцария, Норвегия, страны Евросоюза, и ряда других осуществляется предоставление односторонних льгот по уплате ввозной таможенной пошлины при импорте товаров из развивающихся стран и стран с переходной (транзитивной) моделью экономики.

Российская Федерация, как  правопреемница СССР, взяла на себя обязательство по применению Общей  системы преференций и предоставляет  с 1992 года преференциальный режим в  отношении импорта отдельных  промышленных и сельскохозяйственных товаров, происходящих из 152 развивающихся  и наименее развитых стран дальнего зарубежья./12/

Отечественная система тарифных преференций для развивающихся  стран за время своего существования  неоднократно пересматривалась. Данные изменения касались пересмотра списка стран-пользователей (бенефициаров), перечня  преференциальных товаров, уровней  преференциальных ставок ввозных таможенных пошлин и установления тарифных квот на ввоз отдельных преференциальных товаров. В результате осуществленных преобразований к настоящему времени  система преференций ОСП России распространяется на импорт товаров  из 44 групп товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности (ТН ВЭД) России. В перечень преференциальных товаров входят преимущественно  сельхозпродукция, отдельные виды промышленной продукции в виде сырья и полуфабрикатов, а также изделия с низкой степенью переработки.

Внешнеторговый товарооборот России и развивающихся стран-бенефициаров ОСП за период 2001-2010 гг. утроился, составив в 2010 г. более 129 млрд. долларов США

Неуклонно растет и стоимостной объем преференциального товарного импорта в Россию из стран дальнего зарубежья, достигнув в 2010 г. значения в 10,3 млрд. долларов США.

Тем не менее, преференциальная составляющая импорта РФ из основных бенефициаров дальнего зарубежья снизилась  за период с 2003 по 2011 гг. почти на 10 %.

Таким образом, можно сделать  вывод о снижении степени использования  ОСП России экспортерами развивающихся  стран и переориентации бенефициаров на торговлю с Россией в рамках режима наибольшего благоприятствования. Роль преференциальной торговли в развитии торгово-экономических отношений  России с развивающимися странами Латинской  Америки, Юго-Восточной Азии и Африки неуклонно снижается.

В условиях роста объемов  торговли России с развивающимися странами-бенефициарами, а также ввиду поэтапного снижения ставок ввозных таможенных пошлин в  Российской Федерации, актуальной становится задача комплексного изучения аспектов функционирования, механизмов регулирования  преференциальной системы России и  международного опыта преференциальной торговли для разработки мероприятий  по совершенствованию российской преференциальной системы в целях более эффективного использования данного торгово-политического  инструмента в интересах отечественных  хозяйствующих субъектов.

Информация о работе Особенности предоставления тарифных преференции в условиях функционирования Таможенного союза