Место таможенной системы в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования – дать анализ понятия, признаков ВЭД, выявить общие тенденций изучения государственного регулирования ВЭД РФ.
Задачи, поставленные перед автором при исследовании механизма регулирования ВЭД, состоят в следующем:
раскрыть понятие и сущность ВЭД, а также ее правовые основы;
рассмотреть систему государственных органов, осуществляющих государственное регулирование ВЭД;
определить особенности методов государственного регулирования ВЭД;
выявить место таможенной системы в механизме регулирования ВЭД на примере Алтайской таможни;
проанализировать результаты работы Алтайской таможни в механизме регулирования ВЭД РФ.

Содержание работы

Введение __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
I. Теоретико-методологические основы регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
1.1. Сущность и содержание регулирования внешнеэкономической деятельности, а также его правовые основы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
1.2. Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью, и их основные функции _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 11
1.3. Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ 15
II. Место Алтайской таможни в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 19
2.1. Общая характеристика Алтайской таможни _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _19
2.2. Специфика работы Алтайской таможни _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 22
2.3. Результаты работы Алтайской таможни в системе регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ 24
Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ 27
Список использованных источников _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ 29

Файлы: 1 файл

Курсовая №3.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

Порядок квотирования:

  1. устанавливается квота в целом по всей стране;
  2. квота распространяется по министерствам и ведомствам;
  3. распределение по конкретным предприятиям;
  4. контроль таможенной стоимости [6, с. 18-19].

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ сертификация определяется как форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требования технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию порядка осуществления ВЭД в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов [4, ст. 1].

Основными целями экспортного контроля являются:

  1. защита интересов Российской Федерации;
  2. реализация требований международных договоров РФ в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;
  3. создание условий для интеграции экономики РФ в мировую экономику;
  4. противодействие международному терроризму [4, ст. 4].

Ковалева И.В., Хренова  Ю.В. к нетарифным методам регулирования ВЭД относят также паратарифные методы. Паратарифные методы - платежи, которые взимаются с  иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сбор. В некоторых странах имеются весьма специфичные формы паратарифных платежей: сбор в фонд развития экспорта, сбор на охрану окружающей среды, сбор при ввозе в страну пластиковых контейнеров (решение проблем по экологии), налог на защиту растений и др. [11, с. 24]

II. Место Алтайской таможни в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации

2.1. Общая характеристика Алтайской  таможни

Таможенная служба, бесспорно, оказывает огромное влияние на развитие экономики России. Хронический бюджетный  дефицит и растущие потребности государства в финансовых ресурсах сделали таможенную службу одним из основных источников пополнения доходной части государственного бюджета России. Наряду с выполнением фискальной функции, таможенная служба оказывает влияние на развитие внешнеэкономических связей, контролирует качество ввозимой продукции, участвует в обеспечении защиты экономических интересов России, в конечном счете — национальной безопасности страны. Этим занимается не только высший орган таможенной системы РФ – ФТС, -  но и таможни субъектов РФ [20].

В нашей стране как федеративном государстве права регионов (субъектов РФ) в области ВЭД представляют собой неотъемлемую и составную часть общих прав регионов в экономической сфере, формирующих экономические основы нашей страны [7, с. 38].

На территории Алтайского края, например, функции проведения таможенной политики РФ  и обеспечения  защиты экономических интересов  РФ возложены на Алтайскую таможню  и таможенные посты. Автор предлагает подробнее рассмотреть Алтайскую таможню и ее место в системе регулирования ВЭД РФ ниже.

Необходимость создания таможни была вызвана нарастающим  и постоянно увеличивающимся  потоком ВЭД в крае, и 12 сентября 1991 года приказом Таможенного комитета СССР №92 была образована Алтайская региональная таможня, первым начальником которой стал Виктор Абрамович Маметьев. Зоной деятельности таможни была определена территория Алтайского края общей площадью 169,1 тысяч кв. км, с населением около 3 миллионов человек и административной границей с Республикой Казахстан – 850 км. Предстояло в сжатые сроки на ровном месте создать действенную структуру для надежного прикрытия границы, исходя из чего к концу 1992 года штатная численность таможни увеличилась до 44 человек, а еще через полгода в Алтайской таможне работали уже свыше 250 сотрудников [21].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Герб Алтайской таможни

 

Рис. 3. Флаг Алтайской  таможни

Сегодня Алтайская таможня - это девять таможенных постов: пять приграничных (Славгородский, Кулундин-ский, Михайловский, Рубцовский, Горнякский), один авиационный (аэропорт Барнаул), три внутренних (Барнаульский, Бийский, Зэринский), 25 отделов и восемь отделений общей штатной численностью около 1000 человек. Это мощная структура со специализированными подразделениями, стоящая на страже экономических интересов Алтайского края и всей страны, а также безопасности и здоровья населения, ведь одной из функций таможни является борьба с терроризмом, контрабандой, незаконным ввозом наркотиков, оружия, несертифицированных товаров народного потребления, лекарств, продуктов [14, с. 26].

В зону деятельности Алтайской  таможни входят 12 городов и 60 районов  Алтайского края, из них 12 приграничных районов. Площадь региона деятельности – более 169,1 тыс. км2.  Рубежи зоны деятельности – граничит с Новосибирской и Кемеровской областями, Республикой Алтай. Сопредельным государством является Республика Казахстан. Протяженность алтайского участка таможенной границы с Республикой Казахстан составляет 843,6 км [14, с. 27].

Одной из функций Алтайской таможни является борьба с терроризмом, контрабандой, незаконным ввозом наркотиков, оружия, несертифицированных товаров народного потребления, лекарств, продуктов и т.д. [16].

Штат Алтайской таможни - больше тысячи человек. Более половины работает непосредственно на таможенных постах, около сорока процентов - аппарат таможни. Алтайская таможня одна из крупнейших в Сибири: и по региону деятельности, и по протяженности таможенной границы с сопредельным государством - Казахстаном и, соответственно, по численности личного состава [17].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Специфика работы Алтайской таможни 

И специфика работы разных таможен РФ на границе и внутри страны очень отличается.

Если брать в пример четыре таможни первой категории Западной Сибири - Алтай, Омск, Иркутск, Красноярск. Но если Красноярск и Иркутск - это внутренняя территория, то Алтай и Омск - это граница страны.

Доля экспорта во внешней  торговле Алтайского края составляет около 80%. Экспортная политика в регионе по-прежнему определяется наличием предприятий сельского хозяйства, а также лесоперерабатывающего, машиностроительного и нефтехимического производства. Поэтому лес, кокс, продукция машиностроения и сельского хозяйства - наши главные экспортные товары. А доля импорта в краевом товарообороте составляет соответственно чуть менее 20%. Как в предыдущие годы, за границей закупаются технологическое оборудование, продукция сельского хозяйства, животноводства, продукты питания, сырье, минеральное топливо [14, с.26].

Деятельность  различных подразделений направлена на борьбу с контрабандой, незаконным перемещением через таможенную границу Российской Федерации наркотиков, оружия, валютных и культурных ценностей, сырьевых ресурсов, товаров и транспортных средств, а также на охрану объектов таможенной инфраструктуры и обеспечение безопасной работы сотрудников таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей. За годы работы сотрудники службы не раз показывали высокий уровень квалификации и мастерства при проведении специальных операций и мероприятий по пресечению контрабанды и иных преступлений и правонарушений в сфере таможенного дела [18].

В Алтайской таможне  продолжает развиваться электронное  декларирование, которое является одним  из приоритетных направлений деятельности таможенных органов на современном  этапе. С применением электронной формы декларирования на Барнаульском таможенном посту Алтайской таможни в 2008 году оформлено 824 грузовых таможенных деклараций (ГТД), доля электронных ГТД в общем объеме декларирования поста за год составила 7,13%. С сентября 2008 года начато оформление ГТД с применением электронной формы на Кулундинском таможенном посту, где до конца отчетного года успели уже оформить 103 электронных ГТД. В декабре 2008 года начато применение электронной формы декларирования на Рубцовском таможенном посту, до конца года там выпущено первых 18 электронных ГТД [23].

На сегодняшний день доля таможенных платежей в доходной части федерального бюджета государства  составляет более 50%. Ежедневно Федеральная  таможенная служба приносит государству 12,8 миллиардов рублей. Так, за 2007 год таможенными органами России перечислено 3 триллиона 253,82 миллиардов рублей. Свой вклад вносят и алтайские таможенники. За первое полугодие 2008 года Алтайской таможней перечислено в доход федерального бюджета 1 млрд. 364 млн. 770 тыс. рублей таможенных платежей, т.е. каждый сотрудник Алтайской таможни пополнил государственную казну примерно на 1,3 млн. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Результаты работы Алтайской  таможни в системе регулирования  внешнеэкономической деятельности Российской

Федерации

В 2007 году в  результате оперативно-розыскных мероприятий  с участием службы силового обеспечения Алтайской таможни выявлено 27 уголовных преступлений, связанных с контрабандой товаров народного потребления, боеприпасов, продуктов питания и автомобилей. Кроме того, по материалам оперативно-розыскных мероприятий возбуждено 111 дел об административных правонарушениях. Задержано товаров на общую сумму около 35 млн. руб. Выявлено 14 фактов незаконного оборота наркотических средств, изъято более 11 кг наркотических веществ, из них: около 1 кг - гашиш, более 5 кг - марихуана, около 3 кг – героин [18].

Рис. 4. Товарооборот по Алтайскому краю за 2007-2008гг.

Благодаря таможенному контролю с начала 2007 года было выявлено 27095 единиц контрафактной продукции, подготовлено и направлено 258 запросов представителям правообладателей товарных знаков как внесенных, так и не внесенных в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. По мере поступления заявлений от правообладателей (либо их законных представителей) с просьбой привлечь виновных к ответственности по фактам незаконного использования чужого товарного знака, Алтайской таможней направлено 162 поручения на возбуждение дел об административных правонарушениях по ст. 14.10 КоАП РФ - «незаконное использование чужого товарного знака». Общая сумма штрафа по рассмотренным делам составила 131 тыс. руб., общая стоимость товаров, конфискованных по решению суда, - 2,03 млн. руб [15].

По состоянию на 1 января 2009 года  задолженность по таможенным платежам и пени перед Алтайской таможней по 80 участникам ВЭД составила 27,510 млн. руб., что на 38,621 млн. руб. меньше, чем на начало 2008 года [23].

 

Задолженность

Юридические лица

Физические лица

ИТОГО (руб.)

На 01.01.2008

58 279 541,54

7 853 146,16

66 132 687,70

Образовавшаяся 

13 799 698,40

2 327 932,27

16 127 630,67

Погашенная 

3 545 612,44

998 648,29

4 544 260,73

Исключенная

48 957 398,54

1 247 945,23

50 205 343,77

На 01.01.2009

19 576 228,96

7 934 484,91

27 510 713,87


Таб. 1. Задолженность  по таможенным платежам и пени перед  Алтайской таможней

C начала текущего года  в регионе деятельности Алтайской  таможни внешнеторговые операции  осуществляли 360 участников ВЭД,  что на 2 участника меньше, чем  за аналогичный период 2008 года.

За январь 2009 года Алтайской  таможней в доход федерального бюджета перечислено 203,009 миллиона рублей таможенных платежей, это на 66,173 миллиона больше, чем в январе прошлого года (увеличение на 48%).

В целом, внешнеторговый оборот Алтайского края за январь 2009 года составил 74,170 миллиона долларов и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 2 % (на 1,802 миллиона долларов). При этом стоимостный объем экспорта уменьшился на 6% от прошлогоднего показателя и составил 59,851 миллиона долларов, а стоимость импорта выросла на 14% и составила 14,318 миллиона долларов.

Товарооборот со странами ближнего зарубежья за январь в сравнении  с аналогичным периодом 2008 года уменьшился на 15,986 миллиона долларов (на 40 %). А со странами дальнего зарубежья, наоборот, вырос на 40% (на 14,183 миллиона долларов) и составил 49,892 миллиона долларов [23].

За январь 2009 года Алтайской  таможней оформлено 1098 ГТД – это на 436 деклараций меньше, чем за январь 2008 года [22].

Результаты  работы Алтайской таможни за 17 лет:

    • оформлено более 250 тыс. ГТД;
    • через таможенное оформление прошло более 80 млн. тонн грузов;
    • стоимость грузов составила более 6,3 млрд. руб.;
    • оформлено более 15 тыс. транспортных средств;
    • оформлено более 21 тыс. дел об административных правонарушениях, по которым наложено штрафов более чем на 300 млн. руб. [14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Данная курсовая работа состоит из введения, двух основных глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников и 4 рисунков, 1таблицы и написана на тридцати страницах.

Таким образом, из данного курсового исследования мы поняли, что внешнеэкономическая деятельность — внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.

Выводы автора:

  • внешнеэкономический фактор относится к числу важнейших источников повышения эффективности общественного производства, с помощью которого создаются условия для рационального использования капитала, внедрения в экономику достижений научно-технического прогресса, выхода страны на передовые рубежи мировой экономики и науки;
  • рыночные преобразования обозначили важную роль государственного регулирования деятельности субъектов внешнеэкономических отношений, как на федеральном, так и на региональном уровне;
  • основными методами государственного регулирования ВЭД в России выступают таможенно-тарифное регулирование, меры, направленные на стимулирование экспорта и привлечение иностранных инвестиций,  административные меры, включая таможенное администрирование;
  • усложнение процессов экономического взаимодействия и взаимоотношений отдельных стран и их группировок (экономических союзов различного типа) привели к созданию сложных механизмов их координации и регулирования не только на международном уровне, но и в отношении отдельных стран и субъектов.

Информация о работе Место таможенной системы в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности