Место таможенной системы в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования – дать анализ понятия, признаков ВЭД, выявить общие тенденций изучения государственного регулирования ВЭД РФ.
Задачи, поставленные перед автором при исследовании механизма регулирования ВЭД, состоят в следующем:
раскрыть понятие и сущность ВЭД, а также ее правовые основы;
рассмотреть систему государственных органов, осуществляющих государственное регулирование ВЭД;
определить особенности методов государственного регулирования ВЭД;
выявить место таможенной системы в механизме регулирования ВЭД на примере Алтайской таможни;
проанализировать результаты работы Алтайской таможни в механизме регулирования ВЭД РФ.

Содержание работы

Введение __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
I. Теоретико-методологические основы регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
1.1. Сущность и содержание регулирования внешнеэкономической деятельности, а также его правовые основы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
1.2. Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью, и их основные функции _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 11
1.3. Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ 15
II. Место Алтайской таможни в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 19
2.1. Общая характеристика Алтайской таможни _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _19
2.2. Специфика работы Алтайской таможни _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 22
2.3. Результаты работы Алтайской таможни в системе регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ 24
Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ 27
Список использованных источников _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ 29

Файлы: 1 файл

Курсовая №3.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)


АЛТАЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА

 

Регистрационный №_________

«___»_________________200_г

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине Экономика таможенного дела

Тема работы  Место таможенной системы в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности

 

 

 

Выполнила студентка 261 группы

юридического факультета

                 Жорина

        Ольга Геннадьевна

Домашний адрес: г. Барнаул 

ул. Попова, 62 – 126

Телефон 89635029919

Научный руководитель:

к.э.н., доцент

               Торгашова

      Наталья Александровна

«Таможенное дело и ВЭД»

Оценка_______________________

«___»____________________200_г

Подпись______________________

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул, 2009

Содержание:

 

Введение  __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3

I. Теоретико-методологические основы регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5

1.1. Сущность и содержание регулирования внешнеэкономической деятельности, а также его правовые основы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5

1.2. Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью, и их основные функции _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 11

1.3. Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ 15

II. Место Алтайской таможни в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 19

2.1. Общая характеристика Алтайской таможни _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _19

2.2. Специфика работы Алтайской таможни _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  22

2.3. Результаты работы Алтайской таможни в системе регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _  24

Заключение  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ 27

Список использованных источников _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __   29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Словосочетание «внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД) стало широко употребляться в нашей стране в последней четверти XX века. В 60—70-е гг. отечественная внешняя торговля значительно расширилась и усложнилась [12, с. 19].

В наши дни ВЭД перестает быть просто разновидностью хозяйственной  деятельности и превращается в неотъемлемую часть самого экономического существования  и производственного процесса, как отдельных субъектов хозяйствования, так и целых национальных экономик и их составляющих частей – регионов [7, с. 3].

Одними из наиболее острых и актуальных задач, стоящих перед современной Россией, являются максимальное использование внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом для обеспечения выхода страны из экономического кризиса, осуществления структурной перестройки экономики, повышение ее эффективности за счет интегрирования экономики Российской Федерации в мировую экономику [19].

В связи с необходимостью осуществления  вышеперечисленных задач к настоящему времени существенно обогатилось научное знание о важных сторонах и аспектах государственного регулирования ВЭД: о формах, о целях регулирования ВЭД, о его современных инструментах на федеральном и региональном уровнях, о влиянии глобализации мировой экономики на ВЭД нашего государства и т.д.

Автор данной курсовой работы считаем эти вопросы очень важными и актуальными, т.к. если до конца не разобраться не только в теоретико-методологических основах государственного регулирования ВЭД, но в специфике организации и управления ВЭД на региональном уровне,  невозможно будет понять механизм государственного воздействия на эффективность ВЭД в целом. Этим и обусловлен выбор темы данной работы.

Цель курсового  исследования – дать анализ понятия, признаков ВЭД, выявить общие тенденций изучения государственного регулирования ВЭД РФ.

Задачи, поставленные перед автором при исследовании механизма регулирования ВЭД, состоят в следующем:

  • раскрыть понятие и сущность ВЭД, а также ее правовые основы;
  • рассмотреть систему государственных органов, осуществляющих государственное регулирование ВЭД;
  • определить особенности методов государственного регулирования ВЭД;
  • выявить место таможенной системы в механизме регулирования ВЭД на примере Алтайской таможни;
  • проанализировать результаты работы Алтайской таможни в механизме регулирования ВЭД РФ.

Объект курсового исследования – теория и практика государственного регулирования ВЭД; деятельность РФ, направленная на содействие развития ВЭД субъектов РФ. Предметом являются приоритетные направления и методы государственного воздействия на внешнеэкономическую составляющую, повышающую эффективность экономики страны и ее регионов.

Важно отметить, что данная тема неплохо проработана в современной литературе: очень большое количество не только отечественных, но и зарубежных авторов – Танци В., Стровский Л.Е., Ковалева И.В., Алексеев И.С., Ростовский Ю.М., Арустамов Э.А., Герчикова И.Н. - уделяют свое внимание рассмотрению аспектов регулирования ВЭД не только на региональном уровне, на уровне Российской Федерации, но и на мировом уровне (различные статьи и научные работы, учебные пособия и т.д.). Следует отметить, что в РФ хорошо развита нормативно-правовая база, затрагивающая  актуальные вопросы, посвященные ВЭД.

Для проведения исследований данной изучаемой темы используются следующие методы: сравнительный; изучение нормативно-правовой базы; аналитический; логический; изучение монографических публикаций, статей и научных работ; обобщения.

 

I. Теоретико-методологические основы регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации

1.1. Сущность и содержание регулирования  внешнеэкономической деятельности, а также его правовые основы

Термин «внешнеэкономическая деятельность» впервые был законодательно закреплен в Конституции СССР 1977 году, где было записано: «внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности» с указанием их ведения на основе государственной монополии. Однако само понятие ВЭД тогда не было раскрыто [12, с. 20].

Содержание понятия  ВЭД в российском законодательстве было расшифровано сравнительно недавно, а именно в ФЗ от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», где записано: «Внешнеэкономическая деятельность — внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)» [4, ст. 1].

Не всеми авторами дается такая трактовка понятия ВЭД. Например, Арустамов Э.А и Андреев Р.С. под ВЭД понимают сферу самостоятельного производства, организационно-экономической и коммерческой деятельности предприятия, связанную со взаимодействием с зарубежными партнерами ВЭД [6, с. 11]. Стровский Л.Е. дает следующее определение: ВЭД – это существенная составляющая, важнейшее направление рыночной экономики [13, с. 3]. Воронков О.Н. и Пузакова Е.П. подразумевают под ВЭД особый вид деятельности, осуществляемая в разнообразных формах, оформляемая особыми документами, имеющая специфическую международную и российскую нормативную правовую базу [9, с. 3].

Управление как общее  и универсальное понятие означает воздействие на субъектов, а через них - на результаты их деятельности. Содержание управления определяется его сферой (в нашем случае - ВЭД), а также уровнем (государственный, региональный, отраслевой, предприятия и т. д.) [6, с. 24].

Необходимость   государственного   регулирования ВЭД признана и подтверждена практикой хозяйствования промышленно развитых и новых индустриальных стран. Государственное регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В условиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер исполнительного, контролирующего и, конечно, законодательного   характера [6, с. 26].

 Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным. Правовое регулирование ВЭД - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется её практика [6, с. 34]. Эта совокупность представлена:

    • международными правилами и нормами, подписанными РФ. международными договорами России с другими странами;
    • национальным   законодательством   по   ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами [6, с. 34].

К основным нормативно-правовым актам, регулирующим ВЭД в РФ относят:

  • Таможенный кодекс РФ – закрепляет, что таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД [1, ст.1];
  • ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 22.07.2005 № 117-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ) - в данном законе конкретизируется понятие внешнеторговая деятельность (ВТД): это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. В данном законе выделено четыре группы объектов (предметов) ВТД: товары, услуги, информация и интеллектуальная собственность. Заметим, что такая классификация объектов торговли вполне применима как для внешней торговли, так и для внутренней торговли. В законе конкретизировано содержание внешней торговли по каждому из перечисленных объектов [12, с. 20];
  • ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.06.2004 №58-ФЗ, от 18.07.2005 №90-ФЗ) - устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и т.д. [6, с. 43];
  • Закон «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 года №5003-1 (в ред. ФЗ от 07.08.1995 № 128-ФЗ, от 23.12.2003 № 186-ФЗ) –таможенный тариф в соответствии с данным законом определен как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД РФ. Он применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза товаров с этой территории [8, с. 8];
  • ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9 июля 1999 года №160-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от 29.04.2008 № 58-ФЗ) – закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ [3] и т.д.

Важнейшие направления  государственного регулирования и  содействия развитию ВЭД определяются целями государственной политики и вытекают из задач, стоящих на каждом конкретном этапе развития. В современных условиях основными направлениями являются: разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны; контроль и регулирование ВЭД; оказание финансового и организационно-техническою содействия фирмам, осуществляющим ВЭД [10, с. 632].

Государственное регулирование  ВЭД в России должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

  1. единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;
  2. единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;
  3. перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
  4. чёткое разграничение прав и ответственности РФ и её субъектов в области управления ВЭД;
  5. обеспечение равенства всех участников ВЭД [6, c. 50];
  6. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в ВЭД, нанесения ущерба ее участникам и экономике страны [5, с. 144].

Многообразная ВЭД осуществляется государственными, производственно-коммерческими и общественными структурами, которые в совокупности составляют внешнеэкономический комплекс (ВЭК) страны.

ВЭК включает следующие звенья:

  • государственные органы, ведающие вопросами ВЭД (федеральные, региональные, субъектов РФ);
  • хозяйственные комплексы, отрасли (подотрасли) и отдельные предприятия, производящие экспортную продукцию и потребляющие импортную продукцию;
  • хозяйствующие субъекты (юридические и физические лица), совершающие экспортно-импортные операции;
  • организации, содействующие ВЭД;
  • заграничные учреждения, занимающиеся торгово-экономическими вопросами [12, с. 31].

Участников  ВЭД можно классифицировать и по-иному:

1. по характеру внешнеторговых  операций:

  • экспортёры;
  • импортёры;
  • специализированные посредники;
  • комиссионеры;
  • таможенные брокеры;
  • агенты [6, с. 12-13].

Информация о работе Место таможенной системы в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности