Место таможенной системы в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования – дать анализ понятия, признаков ВЭД, выявить общие тенденций изучения государственного регулирования ВЭД РФ.
Задачи, поставленные перед автором при исследовании механизма регулирования ВЭД, состоят в следующем:
раскрыть понятие и сущность ВЭД, а также ее правовые основы;
рассмотреть систему государственных органов, осуществляющих государственное регулирование ВЭД;
определить особенности методов государственного регулирования ВЭД;
выявить место таможенной системы в механизме регулирования ВЭД на примере Алтайской таможни;
проанализировать результаты работы Алтайской таможни в механизме регулирования ВЭД РФ.

Содержание работы

Введение __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
I. Теоретико-методологические основы регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
1.1. Сущность и содержание регулирования внешнеэкономической деятельности, а также его правовые основы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
1.2. Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью, и их основные функции _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 11
1.3. Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ 15
II. Место Алтайской таможни в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 19
2.1. Общая характеристика Алтайской таможни _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _19
2.2. Специфика работы Алтайской таможни _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 22
2.3. Результаты работы Алтайской таможни в системе регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ 24
Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ 27
Список использованных источников _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ 29

Файлы: 1 файл

Курсовая №3.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

2. по организационно-правовым формам:

  • коммерческие организации;
  • некоммерческие организации;
  • хозяйственные товарищества;
  • общественные организации;
  • артели;
  • потребительские кооперативы;
  • государственные, муниципальные предприятия, объединения [6, с. 13].

Сам механизм государственного регулирования ВЭД может быть структурирован следующим образом:

 




 

Рис.1. Механизм государственного регулирования ВЭД

Механизм  целеобразования - совокупность принципов и нормативов, предопределяющих состав и величину целевых параметров по всей совокупности интересов [9, с. 352].

Экономический механизм образует базис, объективную основу механизма государственного регулирования ВЭД и представлен системой экономических отношений, складывающихся во внешнеэкономической сфере по поводу реализации государственных, корпоративных, индивидуальных целей и интересов.

Механизм  управления представляет собой направляющее воздействие государственных органов власти на внешнеэкономическую сферу с использованием определенного инструментария на основе созданной правовой базы.

Таким образом, в механизм управления ВЭД включены нормативные правовые основы, инструменты воздействия и государственные органы власти [9, с. 352].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью, и их основные функции

Высшим  уровнем ВЭД следует считать деятельность главных органов законодательной, исполнительной и судебной власти: Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ. Эти органы издают законы, указы, постановления и распоряжения, которыми устанавливаются правила осуществления ВЭД, обязательные для всех российских организаций и физических лиц [12, с. 31].

Президент РФ наделен  следующими функциями в части осуществления ВЭД:

    • осуществлять общее руководство государственной внешнеэкономической политикой;
    • подписывать   международные  соглашения,   представлять РФ на соответствующих международных форумах;
    • регулировать военно-техническое сотрудничество;
    • определять условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов [11, с. 13].

Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, разрабатывает и принимает федеральные законы в области осуществления ВЭД [12, с. 32].

Правительство РФ выполняет  следующие функции в области управления ВЭД:

    • проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляет разработку соответствующих программ;
    • участвует в организации и проведении международных переговоров;
    • участвует в формировании экспортного и импортного режимов;
    • осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом;
    • регулирует величины ставок таможенного тарифа;
    • принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта [11, с. 13].

В структуре  органов исполнительной власти в последние годы нет специального внешнеэкономического ведомства. Но целый ряд федеральных органов исполнительной власти ведают конкретными вопросами ВЭД в пределах своей компетенции (отраслевые), установленной Правительством РФ [12, с. 33].

На Министерство экономического развития РФ возложены такие регулирующие функции в области регулирования ВЭД:

    • выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение её проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами;
    • разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;
    • осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;
    • сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;
    • осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД [6, с. 65-66].

Федеральная таможенная служба (ФТС), преобразованная из Государственного таможенного комитета и переданная в ведение Минэкономразвития России, осуществляет функции:

    • контроля и надзора в области таможенного дела;
    • агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями [12, с. 33].

Министерство финансов РФ в области ВЭД:

    • регулирует кредитно-денежную сферу;
    • по соглашению с другими ведомствами вносит в Правительство РФ предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин;
    • определяет методические основы разработки платежного баланса;
    • регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД [6, с. 65].

Центральный банк (ЦБ) возглавляет банковскую систему страны. В нее входят Внешторгбанк, Внешэкономбанк и Российский экспортно-импортный банк. ЦБ лицензирует ведение валютных операций российскими коммерческими банками.

Определенные  полномочия в области ВЭД имеют Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство промышленности и Торговли РФ, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство природных ресурсов РФ и ряд других органов исполнительной власти [12, с. 33].

Минэкономразвития руководит  деятельностью своих территориальных органов в округах и отдельных регионах РФ, а также региональных управлений Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекции).

ФТС имеет региональные таможенные управления, которые руководят работой сотен таможен и таможенных постов на всей территории страны. Эти территориальные таможенные организации постоянно взаимодействуют с администрацией субъектов РФ и представителями Президента РФ в соответствующих округах.

Некоторые подразделения  Минфина имеют региональные представительства. На всей территории страны функционируют территориальные главные управления (филиалы) ЦБ и расчетно-кассовые центры. Во ВЭД активно включились субъекты РФ в лице их органов представительной и исполнительной власти, а также муниципальные органы. Субъекты РФ наделены многими полномочиями в области ВЭД, причем некоторые вопросы ВЭД являются предметом совместного ведения федеральных органов и субъектов РФ. Во многих регионах в составе местной администрации были образованы управления (департаменты, отделы) внешнеэкономических связей (внешнеэкономического сотрудничества), а в некоторых достаточно крупных субъектах РФ [12, с. 33-34].

Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности осуществляется через уполномоченные органы государственной  власти, поэтому можно говорить о  государственном управлении в соответствующей сфере. Отметим, что государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой в первую очередь формы, методы и средства воздействия государства на экономические процессы в сфере внешней торговли [19].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Особенности и задачи нетарифного  и тарифного регулирования внешнеэкономической  деятельности

Различают две основные формы (методы) государственного регулирования ВЭД:

    • тарифная (экономическая);
    • нетарифная (административная) [6, с.13].

В основу тарифных методов регулирования внешней торговли положены Таможенный кодекс, Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» и другие нормативные акты, утверждаемые законодательными органами [11, с. 24].

Таможенный тариф РФ - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД [2, ст. 2].

К основным инструментам тарифного регулирования относят:

      • таможенную пошлину (экспортную или импортную);
      • таможенный сбор;
      • акцизы;
      • налог на добавленную стоимость (НДС) [6, с. 14].

Таможенная пошлина - основной вид платежа, регулирующий ВЭД. Сумма пошлины рассчитывается исходя из объёма перевозимого товара и ставок пошлины (таможенный тариф).

Для России таможенные пошлины - это существенная добавка к бюджету. Ставки таможенной пошлины дифференцированы по видам товаров. Для того, чтобы найти ставку для конкретного товара, надо знать его квалификацию по тарифной номенклатуре ВЭД (Товарная номенклатура ВЭД СНГ содержит 99 групп). Например: 44 группа - древесина и изделия из неё, 94 группа — мебель (существует дальнейшая квалификация: 44.1, 44.2, 44.3 и т.д.) [6, с. 14-15].

Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров [1, с. 11].

Таможенный сбор определяется по двум направлениям:

  • за оформлением документов (сбор за таможенное оформление устанавливается тарифами, установленными по конкретным видам товаров, продукции государства);
  • за другие услуги таможни (расценки устанавливает таможня) — например, за хранение, контроль и т.д. [6, с. 15].

Акцизы взимаются в соответствии с Федеральным Законом «Об акцизах». Ставки едины как для товаров внутрироссийского происхождения, так и для импортных товаров.

При экспорте акцизы не взимаются. К подакцизам      
относят:  этиловый спирт; алкоголь; табачные изделия; ювелирные изделия; бензин; легковые автомобили с объёмом двигателя более 2,5 тысяч см3 и др.

Ставки акцизов устанавливаются  в рублях, на физические величины в процентах [6, с. 16].

НДС - налог, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и Таможенным кодексом РФ [1, ст. 11].

Ставки НДС едины и в основном составляют 18%. По основным продуктам питания, товарам детского ассортимента - 10%.

При экспорте НДС не взимается. Взимание тарифных платежей определяется видом таможенного режима. При некоторых видах режима платежи не взимаются [6, с. 17].

 

Формы нетарифного регулирования ВЭД:

        • лицензирование;
        • квотирование;
        • обязательная сертификация товаров;
        • экспортный контроль;
        • разрешительная система ввоза (вывоза) отдельных товаров и т.д.

Арустамов Э.А. и Андреева Р.С., например, выделяют также иные формы нетарифного регулирования: контроль таможенной стоимости; контроль за поступлением таможенной выручки; контроль бартерных сделок; таможенный контроль и др. [6, с. 17].

Лицензирование состоит в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа – лицензии [11, с. 25]. Лицензия — разрешение, выдаваемое лицензиату на осуществление определенных экспортных или импортных сделок [8, с. 9].

Лицензирование применяется  на определенные периоды времени  по отдельным товарам, включенным в  перечень продукции общегосударственного назначения. Существуют 2 основных вида лицензий:

  1. генеральные лицензии - их получают специализированные внешнеэкономические организации в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями сроком до одного года;
  2. разовые лицензии - выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реализации, но не более чем на один год [13, с. 494-495].

Квотирование - количественное ограничение ввоза или вывоза товара. Больше, чем квота ввозить или вывозить не разрешается. Целесообразность квоты может определяться только угрозой экономической безопасности страны, и когда все другие формы исчерпаны. В настоящее время квоты установлены только по некоторым видам текстильных товаров и металлов.

Информация о работе Место таможенной системы в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности