Единый таможенный тариф таможенного союза: сущность, цели, структура, принципы построения механизм практической реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 05:30, курсовая работа

Описание работы

В государственном регулировании внешней торговли Таможенного союза используются все общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования. Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины. Таможенные тарифы имеют все страны мира. Современные тарифы унифицированы на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, что облегчает пользование тарифами на разных языках и сопоставление ставок пошлин на одинаковые товары.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1: Таможенный тариф как таможенный инструмент торговой политики и государственного регулирования…………………………………………………..5
Цели, задачи и функции таможенного тарифа……………………………..7
Тарифные меры регулирования ВЭД как эффективная мера защиты внутреннего рынка………………………………………………………….17
Глава 2: Единый таможенный тариф Таможенного союза как инструмент эффективной интеграции Таможенного союза в мировую экономику…………19
2.1. Структура и принципы построения Единого Таможенного Тарифа………19
2.2. Механизм Единого Таможенного Тарифа ………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………………40
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

kursach_dlya_andreya.docx

— 76.86 Кб (Скачать файл)

Регулирующая функция содержит обширное количество экономических, политических и правовых мер, направленных на защиту внутреннего производителя от иностранных  конкурентов, привлечение в страну товаров, пользующихся спросом, участие  России в международных торговых, таможенных и иных организациях. Регулирующая и фискальная функции таможенных пошлин тесно взаимосвязаны между  собой. Они должны комплексно учитываться  при формировании и изменении  тарифа.

Исследование показывает, что в  настоящее время фискальная функция  таможенных пошлин является основной. Выполняя фискальную функцию, таможенные пошлины служат одним из основных источников наполнения доходной части  бюджета. В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ они относятся к доходам  федерального бюджета и зачисляются  в размере 100%. Важность фискальной функции  обусловлена тем, что таможенные платежи обеспечивают большую долю доходов федерального бюджета.

В России действуют:

  • Ввозной (импортный) тариф и ввозные (импортные) пошлины.

Размер взимаемой ввозной  пошлины зависит от страны происхождения  товара и от торгового режима, предоставленного той или иной страной. Внешнеторговые режимы устанавливаются на основе двусторонних торговых договоров и соглашений. Базовая ставка ввозной пошлины применяется к странам, с которыми заключены торговые договора и соглашения, предусматривающие режимы наибольшего благоприятствования. Россия предоставляет по спискам ООН преференции во взимании пошлин развивающимся странам (уменьшенный размер пошлин) и наименее развитым странам (беспошлинный ввоз товаров). Товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, облагаются пошлиной в двойном размере. 

  • Вывозные (экспортные) таможенные пошлины. 

При взимании вывозных пошлин преобладают специфические пошлины, исчисляемые в евро за единицу  продукции. Вывозные пошлины в России связаны со следующими обстоятельствами:

  • Пополнением доходной части бюджета;
  • Защитой внутреннего рынка, где рублевые цены на многие экспортные товары намного ниже, чем мировые цены в свободно конвертируемой валюте.

Вывозные пошлины распространяются на всех партнеров по внешней торговли.

Таможенная пошлина отвечает основным налоговым характеристикам:

а) уплата таможенной пошлины  носит обязательный характер и

обеспечивает государственно-властным принуждением;

б) таможенная пошлина не представляет собой плату за предоставленные  услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

в) поступления от таможенных пошлин не могут предназначаться  для покрытия конкретных государственных  расходов (принцип запрета специализации  налога).

Комплексный характер таможенного  законодательства находит свое выражение  в системе принципов правового  регулирования таможенно- тарифной политики. Часть этих принципов представляют собой административно-правовые принципы регулирования внешнеторговой деятельности и перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. К числу таких принципов российским таможенным законодательством отнесены следующие:

- принцип охраны государственной  и общественной безопасности  при перемещении товаров через  таможенную границу;

- принцип защиты экономических  интересов Российского государства;

- принцип дифференциации  в правовом регулировании таможенных  процедур.тарифный внешнеэкономический регулирование

Исторически формирование системы  нормативно-правового регулирования  в ТС началось еще в начале 1995 года с подписанием Соглашения о  Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 год, к которому 20 февраля 1995 года присоединился Казахстан. На тот момент, невзирая на мнения специалистов из таможенных ведомств, руководители приняли решение, что таможенный союз можно построить путем введения единого таможенно-тарифного регулирования  и унификации таможенного законодательства. Время показало обратное и с учетом того негативного, а может и полезного  опыта и с подписанием Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом  пространстве от 26 февраля 1999 года (вступил  в силу 23.12.1999г. в РБ, РК и 02.07.2001г. в РФ) фактически началось формирование существующей системы нормативно-правового регулирования в ТС.

Все законодательство, касающееся организации и функционирования таможенного союза условно можно  разделить на 8 блоков:

Базовые документы, определяющие суть и этапы создания ТС, его  цели, задачи(7 международных договоров).

Акты, определяющие меры таможенно-тарифного  регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении  третьих стран (9 международных договоров  и 6 решений комиссии ТС).

Акты, определяющие меры нетарифного  регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении  третьих стран(5 международных договоров  и 6 решений комиссии ТС).

Акты, касающиеся таможенного  регулирования на таможенной территории ТС( 18 международных договоров и 21 решение комиссии ТС).

Акты, определяющие единый порядок  надзора(контроля) за безопасностью  товаров(продукции) во взаимной торговле с третьими странами(12 международных  договоров и 3 решения комиссии ТС).

Акты, регулирующие вопросы  взимания налогов во внутренней торговли государств- членов ТС(5 международных  договоров).

Акты, определяющие ведение  статистики и внутренней торговли государств-членов ТС(5 международных договоров).

Акты, определяющие ведение  статистики внешней и внутренней торговли государств-членов ТС(3 международных  договора).

Акты, касающиеся органов  ТС, в частности комиссии ТС(2 международных  договора и 3 решения комиссии ТС).

 

 

Таким образом, нормативную  базу таможенного союза составляют:

  • Международные договоры государств-членов таможенного союза трех уровней (межгосударственные, межправительственные и межведомственные) - 72 договора;
  • Решения Комиссии таможенного союза (носящие нормативный характер и непосредственно принимаемые в государствах-членах таможенного союза) – более 42-х решений.

В целях формирования правовой базы таможенного союза подписаны  международные документы, направленные на унификацию таможенного администрирования, включая определение порядка  декларирования, а также таможенного  оформления и таможенного контроля товаров, уплаты таможенных платежей на единой таможенной территории, обеспечение  единообразного применения правил определения  таможенной стоимости товаров и  страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран. 6

Основными международными актами, регулирующими эти правоотношения являются вступившие в силу с 1 января 2010 года:

  • Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;
  • Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года;

Протокол от условиях и  порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого  таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года;

Протокол о единой системе  тарифных преференций таможенного  союза от 12 декабря 2008 года;

  • Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;

Далее Решениями Межгоссовета от 27 ноября 2009 года № 18 и 19 утверждены:

  • Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС);
  • Единый таможенный тариф таможенного союза;

Следующими значимым документом, регулирующим эти правоотношения является Решение Комиссии таможенного союза  от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза  Республики Беларусь, Республики Казахстан  и Российской Федерации». А также  ряд Соглашений, принятых в 2008-2009 году и определяющих единые правила определения  страны происхождения и таможенной стоимости товаров.

Основным международным  договором, в соответствии с которым  осуществляется таможенное регулирование  на таможенной территории таможенного  союза является Договор о Таможенном кодексе таможенного союза. А  также целый блок международных  договоров – это соглашения, подготовленные непосредственно в развитие ТК ТС. По состоянию на 1 августа 2010 года подписано 12 соглашений:

  • Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;
  • Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств-членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;
  • Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 21 мая 2010 года;
  • Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза от 21 мая 2010 года;
  • Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 года;
  • Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года. (Обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенные в таможенные органы Казахстана, пока не принимаются таможенными органами Беларуси и России);
  • Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях от 18 июня 2010 года;
  • Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств-членов таможенного союза определенных форм таможенного контроля от 18 июня 2010 года;
  • Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18 июня 2010 года;
  • Соглашение об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также железнодорожного подвижного состава общего пользования, осуществляющего перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза от 18 июня 2010 года;
  • Соглашение по вопросам свободных (особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года;
  • Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с выпуском таких товаров от 18 июня 2010 года.

Все перечисленные соглашения до их вступления в силу после ратификации  временно применяются с 6 июля 2010 года – дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного  союза от 27 ноября 2009 года.

    1. Задачи, цели тарифных мер регулирования ВЭД

Наряду с административно-правовыми  принципами для регулирования таможенно-тарифного  механизма используются и принципы налогового права. Их применение предполагает налоговая природа таможенной пошлины.7 Там

С помощью тарифов можно  воздействовать на формирование активного  сальдо внешнеторгового баланса, на увеличение притока валюты, а также  на развитие отдельных регионов страны. Функции тарифного регулирования  реализуются в тесной взаимосвязи  с налоговой системой, которая  частично берет на себя элемент тарифа и дополняет его.8

        Таможенный тариф по своему содержанию имеет экономический характер, предпочтение которому отдается в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения внутренних и мировых цен, реального валютного курса. В условиях дефицитной экономики таможенный тариф теряет свою эффективность и подменяется более жесткими методами нетарифного характера. Следует отметить, что в российском таможенном тарифе не встречаются так называемые мегатарифы, т.е. тарифы, ставки которых превышают 100%.

        А между тем это эффективная мера защиты внутреннего рынка страны. Так, в таможенном тарифе США количество используемых мегатарифов на агропродовольственном рынке равно 19, что составляет примерно 2% от общего количества таможенно-тарифных позиций для сельскохозяйственных товаров. Импорт сельскохозяйственной продукции ЕС ограничивается 141 мегатарифом, Японии – 142. Следует отметить, что в ЕС большинство мегатарифов относится к сельскохозяйственным товарам. Анализ показывает, что в ЕС высокие средние ставки пошлин характерны для таких групп сельскохозяйственных товаров, как сахарная свекла, сахарный тростник, заменители сахара (подсластители), зерновые культуры, мукомольно-крупяная продукция, животные корма. Мегатарифы на данные группы товаров высоки в силу того, что большая часть ставок на входящие в них товарные позиции установлена на высоком уровне. Максимальная ставка таможенного тарифа ЕС в размере 540% взимается с ввозимой измельченной или сухой сахарной свеклы. В ЕС очень высокие ставки таможенных пошлин установлены также на виноградный сок, бананы, готовые или консервированные грибы. В Японии из 142 применяемых мегатарифов 49 являются самыми высокими по сравнению с тарифами ЕС. Самая высокая средняя пошлина приходится на молочную группу и составляет 322%. Мегатарифы применяются почти к 2/3 товарных позиций данной группы, причем для 20 из них ставки пошлины превышают 500%.

Информация о работе Единый таможенный тариф таможенного союза: сущность, цели, структура, принципы построения механизм практической реализации