ЕАИС в таможенных органах РФ в настоящее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Целями работы являются:
-изучение внедрения программных комплексов и автоматизированных рабочих мест в область деятельности таможенных органов;
-изучение единых автоматизированных информационных систем как основных инструментов деятельности сотрудников таможенных органов;
-анализ данных, на основе которых можно сделать выводы, наглядно демонстрирующие повышение эффективности деятельности сотрудников таможенных органов использующих ЕАИС.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................................2
Глава 1. Возинкновение единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) в таможенных органах России.........................................................................................................3
Информационное обеспечение деятельности таможенных органов..........................................................................................................................3
Результативность внедрения информационных технологий в структуру таможенных органов РФ.............................................................................................7
Глава 2. ЕАИС в таможенных органах РФ в настоящее время................................................13
ЕАИС в таможенных органах РФ.................................................................13
Переход на электронное декларирование как метод повышения результативности работы таможенных органов......................................................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................

Файлы: 1 файл

таможенное право.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Однако организационно-технические  решения, составляющие основу АРМов, поддерживают технологию таможенного оформления с использованием бумажного документооборота и жестко привязаны к существующей организационной структуре управления таможенных органов.

Различные АРМы не рассчитаны на работу в едином информационном пространстве, охватывающем весь регион в целом, а используемая технология передачи данных не способна обеспечить актуализацию передачи данных в реальном масштабе времени.

Кроме того, для приема-передачи электронных документов необходимо стандартизировать интерфейс взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с автоматизированной информационной системой таможенных органов региона. При этом для работы с EDIFACT - или XML - документами может быть использована только система, способная обеспечить электронный обмен структурированными сообщениями. Использование XML - технологии позволяет применять транспортные протоколы Internet/Intranet.

Таким образом, можно выделить несколько  основных требований, предъявляемых к создаваемым комплексным средствам автоматизации регионального уровня:

открытость комплексных  средств автоматизации для внутреннего пользования и для взаимодействия с организациями околотаможенной инфраструктуры (федеральные службы, декларанты, таможенные брокеры, склады временного хранения и т. д.); соответствие основным мировым и национальным тенденциям в области стандартизации и унификации таможенных документов; обеспечение единого информационного пространства в конкретном регионе таможенной деятельности; обеспечение непрерывной связи процессов оформления товаров с взиманием таможенных платежей, а также оперативность поступления денежных средств в бюджет; полный административный контроль за деятельностью сотрудников таможенных органов (в том числе предотвращение злоупотреблений путем протоколирования действий пользователей, разграничения прав доступа и применения программных и технических средств защиты информации); полный контроль за перемещением грузов через таможенную границу России, включая получение предварительной информации о прибытии грузов на пограничную таможню; управление процессом рассылки таможенных нормативных актов; осуществление контроля их исполнения в режиме реального времени.

Важным направлением в деятельности ФТС России является развитие автоматизированной системы контроля за доставкой товаров (АСКДТ). Суть технологии контроля за доставкой товаров заключается в обмене информацией между таможней отправления груза (при импорте - это пограничная таможня) с таможней назначения груза (при импорте - это внутренняя таможня, где получатель груза должен «растаможить» груз) через региональные таможенные управления, осуществляющие контроль за этим процессом. При этом таможня отправления сообщает таможне назначения информацию об отправленных в ее адрес грузах в виде электронной копии ДКД (документа контроля доставки), заполняемого на пограничной таможне, при этом отправка ставится на контроль в соответствующем информационном модуле «Контроль доставки товаров», а таможня-получатель при получении сообщения заносит его в аналогичный АРМ тоже на контроль, но уже в ожидании прибытия. В случае прибытия груза таможня назначения отправляет в таможню отправления подтверждение о прибытии груза и снимает отправку с контроля, а таможня отправления при получении уведомления о прибытии груза, в свою очередь, также снимает отправку с контроля. Региональное управление ведет базу данных подтвержденных и неподтвержденных грузов для контроля за процессом доставки.

Например, информация между  таможнями в Северо-Западном таможенном управлении России передается по ведомственной сети передачи данных через центральный узел в Санкт-Петербургском региональном отделе ГНИВЦ ФТС России (СПб РО ГНИВЦ), а обмен с таможнями других регионов обеспечивается через ведомственную компьютерную сеть и сети передачи данных общего пользования, причем передаваемая информация предварительно шифруется.

Итак, данная АП сочетает в себе как элементы «вертикального» характера (передача данных в региональное управление для выполнения контрольных функций), так и элементы «горизонтального» характера (прием/передача данных других таможен через региональный уровень).

Целью создания информационно-расчетной системы контроля таможенных платежей  является повышение эффективности учета и контроля таможенных платежей путем отработки и внедрения новых таможенных технологий, решения задач автоматизации полного цикла управления процессами взимания таможенных и иных платежей, обеспечения информационной поддержки принятия решения по снижению рисков и оценки качества принятых решений по управлению процессами взимания таможенных платежей. Ранее автоматизация деятельности по учету и контролю таможенных платежей проводилась путем создания комплексов программных средств, реализующих (или частично реализующих) отдельные функции задач, решаемых таможенными органами. 5

  • 1.2. Результативность внедрения информационных технологий в структуру таможенных органов РФ

 

Существовавшая технология учета  и контроля таможенных платежей не отвечала современным требованиям по оперативности и достоверности, предъявляемым к таможенным технологиям, не позволяла проводить дальнейшее повышение эффективности собираемости таможенных платежей. Модернизация существовавшего программного обеспечения, реализующего данную технологию, была не целесообразна. Информационно-расчетная система контроля таможенных платежей строится на основе изменения таможенных технологий учета и контроля таможенных платежей в сторону максимальной централизации учета и контроля таможенных платежей. Совершенствование таможенных технологий учета и контроля таможенных платежей направлено на централизованный учет денежных средств, перечисляемых участниками внешнеэкономической деятельности на счета таможенных органов, а также централизованное списание денежных средств, поступивших на счета таможенных органов, в доход федерального бюджета. Предлагаемая технология предполагает введение центрального хранилища операционной информации, включающей в себя лицевые счета участников ВЭД, информацию о товаре, перемещаемом через таможенную границу, информацию о документе контроля, платежном документе, плане счетов, а также об участнике ВЭД и таможенном инспекторе, производящем таможенное оформление товара. В ходе разработки была построена информационная система, подкрепленная средствами визуализации о всех происходящих процессах в таможенных органах, а также аналитическими выкладками об имеющихся тенденциях и динамике собираемости таможенных платежей.

На уровне ФТС пользователь сможет не только наглядно проследить реальную динамику собираемости платежей, но сопоставить ее с предыдущим периодом, аналогичным периодом предыдущего года, выяснить, за счет каких видов платежей наблюдается рост или падение исполнения контрольного задания, проследить, за счет оформления каких товаров и в каких объемах обеспечено поступление того или иного вида платежей, проследить работу не только РТУ, таможни, но и таможенного поста и даже ОТО и ТК, выяснить, кто и как оформлял те или иные товары.

Переход управления и организации  таможенного дела от многочисленных разрозненных программных средств (от программных АРМов до программных систем) к разработке и внедрению комплексных средств автоматизации таможенной деятельности позволяет значительно повысить эффективность использования информационного пространства, людских, финансовых и технических ресурсов. Примером такого комплексного средства автоматизации является АИСТ-РТХХI.

Используя мировой опыт, накопленный в области разработки электронных технологий и технических средств, российские специалисты 000 «ЭКСИ-СОФТ» создали комплексную автоматизированную систему таможенной деятельности «Российская таможня - XXI», заказчиком которой является ФТС России в лице Северо-Западного таможенного управления и ГНИВЦ ФТС России.  Опыт работы системы АИСТ-РТХХ1 в таможнях Санкт-Петербурга поддержан ФТС России. В настоящее время этот опыт уже распространен и в другие регионы России. В Москве и Московской области, например, формируется новый тип таможенного органа - центры таможенного оформления, которые также работают на программном продукте АИСТ-РТХХI.

Гибкость системы АИСТ-РТХХI обеспечивает универсальный механизм рассылки правовой и справочной информации. Справочная информация, которая вводится в систему на верхнем уровне управления, на каждом промежуточном уровне конкретизируется и дополняется. Наконец, информация опускается на уровень практической работы, решая конкретные задачи организаций. Именно таким путем ставки таможенных платежей, определяемые ФТС России, становятся рабочим инструментом инспектора таможни, осуществляющего фактическое оформление груза. В процессе практической работы накапливаются значительные объемы оперативной информации. Доступность этой информации для управляющих уровней является одним из факторов успешного планирования дальнейшей работы. Оперативная информация, например данные о регистрации участников ВЭД, поступает с подчиненного таможенного поста на таможню, где подвергается всестороннему контролю. Затем информация передается в региональное таможенное управление, где служит предметом учета и анализа деятельности поста и таможни. В то же время подчиненные уровни системы не имеют прямого доступа к оперативной и аналитической информации, собранной и структурированной на руководящих уровнях. Весь информационный обмен в рамках одного горизонтального уровня системы производится только через управляющий уровень.

Сегодня АИСТ-РТХХI охватывает все стороны деятельности таможенного поста, начиная с учета товаров на складах временного хранения до планирования досмотра товаров. При этом руководство таможенного поста может контролировать процесс таможенного оформления и действия подчиненных сотрудников.

Для пресечения возможной утечки информации в организации и предотвращения случаев злоупотребления служебным  положением АИСТ-РТХХI предусматривает строгое распределение полномочий и прав пользователей. Система позволяет назначать и контролировать права как отдельных пользователей, так и пользовательских групп на выполнение конкретных служебных операций. Она регистрирует все действия пользователей, и эта информация сохраняется системой. Электронные протоколы работы пользователей в системе дают возможность осуществлять контроль за всеми действиями каждого исполнителя. Помимо общего распределения полномочий среди сотрудников организации система позволяет вводить оперативные запреты на выполнение тех или иных действий. Например, руководитель таможни на основе полученной им информации устанавливает ограничения на оформление груза при некоторых условиях. Такими условиями могут быть принадлежность товара к определенной категории, перевозка или декларирование груза определенной компании и другие. И как только установленное ограничение срабатывает, система автоматически приостанавливает оформление, а исполнитель получает инструкцию незамедлительно обратиться к руководству, которое принимает решение о дальнейшей судьбе груза. Такой механизм борьбы с правонарушениями среди работников организации и ее клиентов оказывается в высшей степени эффективным.

Любая ведомственная информационная система должна быть хорошо защищена от нежелательных внешних воздействий или злонамеренных попыток проникновения. АИСТ-РТХХI гарантирует несколько уровней защиты:

уровень операционной системы; уровень  системы управления базами данных; защита рабочих мест пользователей; - обеспечение механизма безопасности при взаимодействии со сторонними организациями.

Подключение внешних информационных комплексов к любому уровню системы осуществляется через специально выделенные коммуникационные серверы. Достаточно выработать взаимно удобные протоколы обмена информацией, и система становится дружелюбной и открытой в любых внешних контактах. При этом обеспечивается быстрый и эффективный информационный обмен в полном соответствии с заранее определенными протоколами. В процессе прохождения таможенных платежей в реальном времени система поддерживает электронное взаимодействие декларанта с банком, используя подсистему «банк-клиент» и электронные чехлы и карты, обеспечивая оперативную и защищенную передачу платежной информации. Кроме того, она поддерживает электронное взаимодействие таможни с банком, обеспечивая передачу платежных поручений клиентов таможни, поручений на перечисление средств в бюджет и банковских выписок.

Разработанная система  обработки предварительного информирования о прибытии судов с грузами в Морской порт Санкт-Петербурга или грузов через Выборгскую таможню ускоряет таможенное оформление товаров, дает положительный результат как для перевозчиков (в связи с увеличением объема грузоперевозок), так и для других пользователей (Морского порта - от увеличения портовых сборов, Выборгского района - от отчислений в местный бюджет и т. д.). Путем повышения качества и полноты контроля перемещения товаров и транспортных средств с помощью системы устраняются условия для негативных проявлений (хищений), а с помощью ограничения доступа к товаросопроводительным документам устраняются прямые правонарушения.

Применение средств электронной  идентификации автомобильных перевозчиков приводит к усилению их правовой защищенности, предупреждению возможных при доставке товаров нарушений таможенных правил, ускорению процесса выпуска порожнего автотранспорта за границу, сокращению времени розыскных мероприятий при недоставке товаров.

Таким образом, система  предназначена для унификации процесса таможенного оформления грузов, ускорения прохождения грузов, повышения качества таможенного и  таможенно-банковского контроля, ускорения поступления денежных средств в бюджет РФ, минимизации затрат таможенных органов на таможенное оформление.

Опытная эксплуатация ИСО  на базе АИСТ-РТХХI в течение 1997-2001 годов подтвердила следующие ее преимущества:6

  1. Система предусматривает оперативную и безбумажную технологию обмена информацией по таможенной деятельности, включая обмен со сторонними организациями.
  2. Она существенно улучшает технологию таможенного оформления, контроля за перемещением грузов, а также технологию обработки информации в таможне.
  3. Обеспечиваемый его полный контроль за деятельностью работников таможенных органов предотвращает злоупотребления.
  4. Проверка электронного вида грузовой таможенной декларации и сопутствующих документов происходит в автоматическом режиме, что существенно ускоряет процесс таможенного оформления.
  5. Коренным образом изменяется подсистема ведения нормативно-справочной информации, что позволяет централизованно, на уровне ФТС России или Регионального таможенного управления, изменять в режиме реального времени данные по ставкам таможенных платежей, участникам ВЭД, «черным» спискам, правилам заполнения ГТД, по таможенной стоимости и различным типовым классификаторам.
  6. Информационно-справочная подсистема позволяет управлять процессом рассылки таможенных нормативных актов и контролировать их исполнение, а также обеспечивает своевременное информирование сотрудников таможенных органов об изменениях в законодательстве.
  7. Система предусматривает неразрывную связь подсистемы таможенного оформления грузов с подсистемой взимания таможенных платежей, что обеспечивает оперативность поступления денежных средств в бюджет за счет ускорения процесса таможенного оформления грузов и полноту взимания таможенных платежей, а также отсутствие потерь в потоках информации по ГТД и платежным документам.
  8. Система предполагает электронное взаимодействие декларанта (клиента) с банком таможни с использованием системы «банк-клиент», обеспечивающей оперативную и защищенную передачу информации о платежных поручениях, и банковских выписок.
  9. Благодаря выбранным программно-техническим решениям в отделе таможенного оформления обеспечивается проверка наличия денежных средств на лицевом счете участника внешнеэкономической деятельности и списание денежных средств в режиме реального времени, а также оперативная передача информации о грузовых таможенных декларациях в таможню.
  10. В таможне система позволяет интегрировать ведение плана счетов участников ВЭД с ведением бухгалтерского плана счетов отдела таможенных платежей, в полном объеме и своевременно производить перечисления в бюджет, контролировать состояние счетов таможни в банке и получать регламентированную отчетную информацию.
  11. Система реализует технологию Расчетного таможенного центра, предлагая новый уровень интеграции финансового взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД. Расчетный таможенный центр позволяет централизовать функции отделов таможенных платежей по контролю и регулированию финансовых обязательств участников ВЭД в рамках таможенного региона, а для клиентов таможни предоставляет оперативность и свободу в распоряжении собственными авансовыми денежными средствами.
  12. Применение современных технологий идентификации перевозчиков позволяет организовать контроль доставки товаров и обмен информации о перемещаемых грузах в масштабе региона или страны.
  13. Анализ деятельности таможенных органов обеспечивается применением программ получения статистических данных. Причем такого рода анализ ведется и на уровне региона, и на уровне таможни, и даже на уровне таможенного поста.
  14. Система имеет открытый интерфейс со сторонними организациями в части обмена информацией по складам временного хранения, таможенным складам, декларированию грузов, банковским документам, документам на транспортные средства. Она может обмениваться информацией с уже существующим таможенным программным обеспечением.
  15. Система полностью контролируема (локально и централизованно) со стороны администратора и других ответственных лиц.
  16. Основополагающие принципы построения системы обеспечивают целостность данных, отсутствие потерь информации, надежность, защищенность, безопасность и систему аудита благодаря применению новейших информационных технологий и программно-технических средств.
  17. Система организована таким образом, что информация, хранящаяся на таможенном посту (например, состояние грузов на складах временного хранения или количество ГТД, находящихся в оформлении), доступна ответственным работникам Регионального таможенного управления или ФТС России.
  18. Экономический эффект от внедрения системы улучшает планирование деятельности таможенного органа.

Информация о работе ЕАИС в таможенных органах РФ в настоящее время