ЕАИС в таможенных органах РФ в настоящее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Целями работы являются:
-изучение внедрения программных комплексов и автоматизированных рабочих мест в область деятельности таможенных органов;
-изучение единых автоматизированных информационных систем как основных инструментов деятельности сотрудников таможенных органов;
-анализ данных, на основе которых можно сделать выводы, наглядно демонстрирующие повышение эффективности деятельности сотрудников таможенных органов использующих ЕАИС.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................................2
Глава 1. Возинкновение единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) в таможенных органах России.........................................................................................................3
Информационное обеспечение деятельности таможенных органов..........................................................................................................................3
Результативность внедрения информационных технологий в структуру таможенных органов РФ.............................................................................................7
Глава 2. ЕАИС в таможенных органах РФ в настоящее время................................................13
ЕАИС в таможенных органах РФ.................................................................13
Переход на электронное декларирование как метод повышения результативности работы таможенных органов......................................................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................

Файлы: 1 файл

таможенное право.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Учитывая постоянный рост международной торговли, особую важность приобретает унификация таможенного  законодательства, в том числе, порядка  электронного документооборота на основе международных принципов и стандартов. Согласно принципам Международной конвенции от 17.05.73 «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (Киотская конвенция 1999), упрощение и гармонизация таможенных процедур могут быть достигнуты при максимальном практическом использовании информационных технологий. В соответствии со стандартом 7.4 Киотской конвенции «Применение информационных технологий» законодательство должно предусматривать электронные способы обмена коммерческой информацией в качестве альтернативы требованиям предоставления документов на бумажном носителе. Согласно Федеральному закону от 3 ноября 2010 года № 279-ФЗ, Российская Федерация присоединилась к Киотской конвенции.

С 2005 года таможенные органы Европейского союза работают исключительно на основе электронного декларирования. В своем докладе на международной конференции «Таможня и бизнес: международные и региональные аспекты сотрудничества», состоявшейся 21 октября 2010 года, исполнительный директор Российско-Германской Внешнеторговой палаты Александр Маркус сообщил, что чрезвычайно трудно подготовить по запросу российской таможни экспортную декларацию, поскольку в странах ЕС давно не применяется декларирование на бумажном носителе. Таможня Германии использует современную информационную систему ATLAS, которая существенно ускоряет процесс таможенного оформления. Посредством системы ATLAS, которая установлена во всех таможенных органах Германии, предприятия напрямую общаются с таможней.

Одним из элементов системы  электронного декларирования является предварительное информирование. Европейский союз с 1 января 2011 года вводит обязательное предварительное информирование таможенных органов ЕС перевозчиками, осуществляющими ввоз товаров на территорию государств-членов ЕС в рамках Новой компьютеризированной транзитной системы стран ЕС (NCTS). Законодательством таможенного союза в отличие от стран Европейского союза на сегодняшний день не определены случаи обязательного предоставления таможенным органам предварительной информации. Согласно части 3 статьи 42 ТК ТС случаи и порядок предоставления предварительной информации определяются в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза. Однако в связи с введением обязательного предварительного информирования в странах ЕС транзит товаров между территорией Калининградской области и остальной территорией Российской Федерации будет возможен только при обязательном представлении предварительной информации о товарах в таможенные органы ЕС.

Условно технологии электронного декларирования в зависимости от этапов становления данной системы имеют следующую классификацию: ЭД-1 и ЭД-2 (электронное декларирование посредством сети Интернет). Электронное декларирование дает таможенным органам возможность осуществлять удаленный выпуск товаров, что также является одним из главных достижений таможенной службы. В рамках выставки «Таможенная служба 2010», проводимой 21 октября 2010 года, говорилось о планах реализации технологии ЭД-3, представляющей собой интеграцию платежной системы «Зеленый коридор» в технологию электронного декларирования. Здесь следует отметить, что помимо платежной системы «Зеленый коридор» осуществляет работу платежная система «Таможенная карта».

Основным документом, регламентирующим вопросы электронного документооборота в России, является Федеральный закон от 10.01.02 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Таможенное декларирование в электронной форме с использованием таможенной декларации предусмотрено частью 3 статьи 179, а также частью 5 статьи 180 Таможенного кодекса таможенного союза (далее ТК ТС). Согласно части 5 статьи 183 ТК ТС при таможенном декларировании товаров документы могут представляться в виде электронных документов. Часть 1 статьи 43 ТК ТС дает возможность совершения таможенных операций с использованием информационных систем и информационных технологий, основанных на электронных способах передачи информации. Таким образом, новое таможенное законодательство позволяет таможенным органам и участникам ВЭД максимально исключить использование бумажных носителей и влияние человеческого фактора при совершении таможенных операций.

В соответствии с Федеральной  целевой программой «Электронная Россия», в настоящее время осуществляется перевод в электронный вид  процесса предоставления государственных  услуг по выдаче документов, связанных с таможенным оформлением товаров. Вместе с тем, в соответствии с переходными положениями Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании» до 1 января 2014 года таможенное декларирование может производиться по выбору декларанта в письменной и электронной форме.

Нововведения, связанные  с использованием электронного декларирования в РФ, стали внедряться несколько  лет назад. Заместитель председателя ФТС России Леонид Лозбенко в своем  выступлении 15-16 октября 2004 г. в штаб-квартире Всемирной таможенной организации в Брюсселе (Бельгия) на международном деловом форуме «Таможенный кодекс России: новый этап на пути к ВТО» сделал акцент на двух приоритетных принципах взаимодействия таможни и бизнеса: предварительном предоставлении информации из страны отправления и электронном декларировании внутри России. Однако вплоть до начала 2010 года доля таможенных деклараций, выпущенных в электронном виде, в общем количестве оформленных в РФ таможенных деклараций была незначительна. В своем докладе на заседании «круглого стола» в Государственной Думе 11 ноября 2010 года Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Константин Чайка приводит следующие цифры: если в начале 2010 года в электронном виде оформлялось 13, 8 % всех деклараций (в том числе 2, 6 % в сети интернет), то в начале ноября доля электронного декларирования достигла 43% (в том числе 39% в сети интернет). Очевидно, что резкий скачок количества оформляемых электронных деклараций произошел только в 2010 году.12

Анализ действующего законодательства, а также изучение практического  опыта применения процедуры электронного декларирования, позволяют выделить текущие проблемы в применении данной процедуры.

1. Не налажена система  межведомственного обмена информацией между контролирующими органами РФ.

2. Информационные системы  государств-участников таможенного  союза до настоящего времени  не интегрированы друг с другом.

3. Не налажена система  обмена информацией государств-участников  таможенного союза с иностранными государствами, в том числе, не завершена процедура интеграции Российской автоматизированной системы транзита с Новой компьютеризированной транзитной системой Европейского союза (NCTS).

Указанные проблемы связаны  не только с деятельностью таможенных органов. 1 октября 2010 года в Интернет-интервью начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрий Некрасов сообщил Интернет-сайту «GZT.RU», что разрешительные документы, которые декларант получает в лицензирующем органе, в органе по сертификации, в ветеринарном, санитарном ведомстве, выдаются и имеют юридическую силу только на бумаге. Несмотря на то, что декларант подает электронную декларацию, он должен представить в таможенный орган бумажный экземпляр этих разрешительных документов, фактически дублируя все документы и сведения, представленные в электронном виде.13

Чем вызваны проблемы внедрения  электронного декларирования? Ответ  на этот вопрос прозвучал 26 октября 2010 года в рамках II Международной практической конференции «Современное управление границей. Международный опыт и возможность его применения в России» от заместителя генерального директора ОАО «Концерн «Сириус» В.Н. Слобожанова, который, основываясь на своем многолетнем опыте работы в области информационных технологий, сообщил, что в России технических проблем нет - есть проблемы организационные.

Таможня вынуждена гнаться  за показателями, в то время как  не налажена система обмена электронными документами и сведениями в масштабах  государства. Проблема электронного декларирования в России более глубокая и должна решаться путем налаживания информационного взаимодействия между различными ведомствами. Определенные шаги в этом направлении уже предприняты.

В частности, полноценная  работа по совершению таможенных операций без использования бумажных носителей может быть налажена путем создания Единой автоматизированной информационной системы таможенного союза, которая должна стать одним из сегментов Межведомственной интегрированной автоматизированной системы. Положение о межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системе федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ (МИАИС) было утверждено 29 декабря 2008 года постановлением Правительства РФ № 1057. МИАИС представляет собой государственную территориально распределенную информационную систему, обеспечивающую в автоматизированном режиме взаимодействие информационных систем контрольных органов и иных информационных систем. Одной из целей формирования данной системы является технологические обеспечение межведомственного информационного взаимодействия по принципу «одного окна» и «одной остановки». В настоящее время данная система находится в стадии реализации.14

18 ноября 2010 года Комиссия  таможенного союза одобрила проект  Решения «О Концепции создания  Интегрированной информационной  системы внешней и взаимной  торговли Таможенного союза и  первоочередных мерах по ее  реализации». Концепция разработана  на основе Решения комиссии таможенного союза от 25.06.2009 № 61 «О разработке Комплекса мероприятий по созданию интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли». Важным является тот факт, что Концепция предусматривает технико-экономическое обоснование создания и функционирования единой информационной системы, а также межгосударственный и межведомственный обмен данными и электронными документами.

Совершение таможенных операций при декларировании товаров  в электронной форме регламентировано приказом ГТК России от 30.03.2004 № 395. Приказом ФТС России от 14.07.10 № 1331 снят запрет на электронное декларирование товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в виде лицензирования и (или) квотирования, в том числе лекарственных средств.

Решением Комиссии таможенного союза 14.10.2010 № 421 утверждены структуры и форматы электронных копий декларации на товары и транзитной декларации, корректировки декларации на товары. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 № 450 «О структурах и форматах электронных копий декларации таможенной стоимости и формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей» вступает в силу через месяц после официального опубликования на сайте Комиссии таможенного союза (опубликовано 22.11.2010). Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 257 предусмотрена разработка Инструкции о порядке представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа (в настоящее время данная инструкция не опубликована).15

Несмотря на текущие  трудности, применение информационных технологий в таможенном деле уже дает свои положительные результаты. Процессы экономической интеграции, ускорение и рост товарооборота неизбежно оказывают влияние на формирование системы электронной таможни. В свою очередь, в современных условиях развития информационного общества электронная таможня должна развиваться в рамках системы электронной торговли, которая открывает новые возможности повышения эффективности коммерческих операций за счет использования информационных технологий в управлении бизнес-процессами.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Итак, в соответствии с целью  данной работы, можно сделать вывод  о том, важнейший фактор повышения  эффективности производства в любой  отрасли является улучшение управления. Совершенствование форм и методов управления происходит на основе достижений научно-технического прогресса, дальнейшего развития информатики, занимающейся изучением законов, методов и способов накопления, обработки и передачи информации с помощью различных технических средств.

В соответствии с материалом данной работы, основными проблемами, останавливающими развитие информационного обеспевения  деятельности таможенных органов являются:

1. Не налажена система межведомственного  обмена информацией между контролирующими  органами РФ.

2. Информационные системы  государств-участников таможенного  союза до настоящего времени  не интегрированы друг с другом.

3. Не налажена система  обмена информацией государств-участников  таможенного союза с иностранными  государствами, в том числе,  не завершена процедура интеграции Российской автоматизированной системы транзита с Новой компьютеризированной транзитной системой Европейского союза (NCTS).

Решением данных проблем занимаются контролирующие и информационно-технические  органы ФТС РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. "Таможенный кодекс Таможенного союза"(приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)(ред. От 16.04.2010)
  2. Малышенко Ю.В. Информационные таможенные технологии: учебник. Часть 1/ Ю.В. Малышенко, В.В. Федоров. – М.: РИО РТА, 2007 – 352с.
  3. Рассолов М.М. Таможенное право / Под ред. Эриашвили Н.Д.. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 462 стр.
  4. К.А. Корняков «Новый этап развития таможенного дела в России», правовая информационная база «Консультант Плюс»
  5. Матвеева В. А. Сборник извлечений из нормативных правовых актов по вопросам документационного и информационного обеспечения деятельности таможенных органов. – М.: Издательство Российской таможенной академии, 2010.
  6. Афонин П.Н. Информационные таможенные технологии Учебник-ил.\ Изд.: Троицкий мост-2012 г.
  7. Игнатюк А.З. Таможенное право таможенного союза\курс лекций — Изд.:Амалфея-2011г.
  1. Таможенное право: Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по специальности "Юриспруденция" - 4-е изд.,перераб. и доп. - ("Dura lex, sed lex") (ГРИФ) /Бочаров С.Н., Кардашова И.Б., Килясханов И.Ш., Под ред. И.Ш. Килясханова, И.Б. Кардашовой, С.Н. Бочарова

Информация о работе ЕАИС в таможенных органах РФ в настоящее время