Договорно-правовая база таможенного союза и единого экономического пространства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Основу международного сотрудничества в сфере осуществления перевозок через таможенные границы государств составляют международные соглашения в этой сфере. Основными принципами и целями вынесения государствами-участниками таможенных отношений совместных решений, принятых в форме международных актов, являются:
определение направлений таможенного сотрудничества;
унификация нормативно-правовых актов, установление единых правил таможенного оформления;
установление согласованных видов, методов и форм таможенного контроля;
унификация таможенных льгот;

Содержание работы

Введение 3
1.Организация и правовая основа международного таможенного сотрудничества 5
2. Основные направления международно-правового сотрудничества РФ в таможенной сфере 9
2.1 Сотрудничество России со странами дальнего зарубежья 9
2.2 Сотрудничество России со странами ближнего зарубежья 12
3. Договорно-правовая база таможенного союза и единого экономического пространства 15
Заключение 35
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

ТАможенная право Курсач.docx

— 57.56 Кб (Скачать файл)

6. Соглашение между Правительством  Российской Федерации и Правительством  Республики Индии о сотрудничестве  и взаимной помощи в таможенных  делах (Москва, 25 марта 1997 г.) и  другие аналогичные соглашения. [7]

 

2.2 Сотрудничество  России со странами ближнего  зарубежья

Важное место в сотрудничестве занимают отношения со странами Содружества  независимых государств (СНГ), созданного 21 декабря 1991 года.

В состав Содружества входят Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина.

Экономическое пространство СНГ остается сферой торговых интересов  Российской Федерации. С другой стороны, Российская Федерация является зоной  национальных интересов государств СНГ.

Общая заинтересованность России и государств СНГ в экономическом  росте несомненна, тем более, что такой рост вытекает из взаимозависимости экономик всех государств Содружества, поскольку экономическая инфраструктура изначально создавалась как единая. Для значительного количества товаров рынки государств СНГ были и остаются практически единственным рынком потребления.

Важнейшим направлением международного правового сотрудничества России и  стран СНГ является создание зоны свободной торговли.

Понятие зоны свободной торговли дано в Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»: «Зона свободной торговли – это таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами либо группами государств отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с данных таможенных территорий, в отношении практически всей внешней торговли такими товарами в пределах данных таможенных территорий, за исключением возможности применения при необходимости таких мер. При этом участники зоны свободной торговли не осуществляют какой-либо существенной координации в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования внешней торговли товарами с третьими странами».

Соглашение о создании зоны свободной торговли было подписано 15 апреля 1994 года (Сторонами, подписавшими Соглашение являлись Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Украина).

Оно предусматривало постепенную  отмену таможенных пошлин, налогов  и сборов, имеющих эквивалентное  действие, и количественных ограничений  во взаимной торговле; устранение других препятствий для свободного движения товаров и услуг; координацию  торговой политики в отношении стран, не являющихся участниками Соглашения; гармонизацию законодательства Сторон для эффективного функционирования зоны свободной торговли.

Экономическое содержание Соглашения: Стороны не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие  эквивалентное действие, а также  количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из Сторон, подписавших Соглашение, и  предназначенных для таможенной территории других Сторон Соглашения. Страна происхождения товара определяется в соответствии с Правилами определения  страны происхождения товаров, которые  являются неотъемлемой частью Соглашения. Исключения из данного торгового режима должны оформляться документами, являющимися частью Соглашения.

Все сборы и платежи (кроме  таможенных пошлин, налогов), устанавливаемые  Сторонами в связи с вывозом  или ввозом товаров во взаимной торговле, не должны превышать в разумных пределах прямых фактических затрат. Также  Стороны договорились о том, что  не будут прямо или косвенно облагать происходящие с таможенной территории Сторон товары налогами и сборами фискального характера в размере, превышающем их уровень для национальных товаров.

Кроме этого у Сторон возникает обязательство о принятии мер к максимальному упрощению и унификации таможенных формальностей, в частности, путем введения единых форм таможенной и товаросопроводительной документации.

Важное значение для международно-правового  сотрудничества России со странами СНГ  имеет «Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» от 29 марта 1996г. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ДОГОВОРНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

 

Первые правовые и организационные  основы формирования Таможенного союза  были определены еще во второй половине 1990-х гг., когда Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией были приняты Соглашение о Таможенном союзе от 6 января 1995 г., Соглашение о Таможенном союзе  от 20 января 1995 г. и Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом  пространстве от 26 февраля 1999 г., носившие в целом рамочный, декларативный характер. Данные международные договоры определили цели, принципы и механизм функционирования Таможенного союза, этапы его создания. Однако непосредственное формирование и развитие международно-правовой базы и институциональной основы Таможенного союза началось с 2007 г., когда Межгоссовет ЕврАзЭС в рамках трех государств – Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации – был наделен статусом Высшего органа Таможенного союза и была создана Комиссия Таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза, основной задачей которого являлось обеспечение условий его функционирования и развития.

Так, 6 октября 2007 г. Межгосударственным Советом ЕврАзЭС (Высшим органом Таможенного союза) на уровне глав государств были приняты первые три международных договора, направленные на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза: Договор о Комиссии Таможенного союза, Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним.

В целях дальнейшего формирования институциональной основы Таможенного  союза на уровне глав правительств принято Соглашение о Секретариате Комиссии Таможенного союза –  рабочем органе Комиссии, основной функцией которого является организационно-правовое обеспечение ее деятельности, и утверждены Правила процедуры Комиссии Таможенного  союза, устанавливающие порядок  подготовки и проведения заседаний  Комиссии, процедуру принятия решений, их опубликования и вступления в  силу.

В период с 6 октября 2007 года по 18 ноября 2011 года система органов  Таможенного союза была представлена следующим образом: Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (Высший орган Таможенного  союза), Комиссия Таможенного союза  и Суд Евразийского экономического сообщества. Также были созданы четыре структуры, не входящие в систему  органов Таможенного союза, но выполняющие  ряд важных функций, обеспечивающих его функционирование, – Экспертный совет в рамках Таможенного союза, Комитет по вопросам регулирования  внешней торговли, Координационный  комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и Координационный  совет по информационным технологиям.

С 1 июля 2011 года Таможенный союз заработал в полном объеме. С 1 января 2012 года введен в действие пакет из 17 международных договоров  Единого экономического пространства подписанный главами государств 9 декабря 2010 года, в соответствии с  которыми Комиссии будут преданы  функции не только в сфере внешнеторговой, но и экономической политики в  целом. Тем самым продиктована необходимость  совершенствования институциональной  основы Таможенного союза и Единого  экономического пространства.

В связи с этим, главами  государств Таможенного союза 18 ноября 2011 года в Москве подписаны Договор  о Евразийской экономической  комиссии, Декларация о евразийской экономической интеграции, Решение о Регламенте Евразийской экономической комиссии. [10]

В соответствии со статьей 1 Договора о Евразийской экономической  комиссии от 18 ноября 2011 года Стороны  учредили Евразийскую экономическую  комиссию как единый постоянно действующий  регулирующий орган Таможенного  союза и Единого экономического пространства.

Основной задачей Комиссии является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза  и Единого экономического пространства, а так же выработка предложений  в сфере интеграции в рамках Таможенного  союза и Единого экономического пространства.

Комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных Договором, международными договорами, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого  экономического пространства, а также  решениями Высшего Евразийского экономического совета в следующих  сферах:

  • таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • техническое регулирование;
  • санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;
  • зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов в отношении с третьими странами,
  • статистика внешней и взаимной торговли;
  • макроэкономическая политика;
  • конкурентная политика;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • государственные и (или) муниципальные закупки;
  • взаимная торговля услугами и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
  • трудовая миграция;
  • финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг);
  • иные сферы.

Комиссия состоит из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии. Порядок  деятельности Совета и Коллегии регулируется Регламентом работы Комиссии, утверждаемым Высшим Евразийским экономическим  советом на уровне глав государств.

В рамках своей деятельности Комиссия вправе образовывать структурные  подразделения (Департаменты Комиссии), представительства Комиссии в Сторонах, по решению Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств в третьих странах и их объединениях, а также и при международных организациях.

Комиссия пользуется правами  юридического лица. Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для  Сторон, и рекомендации, не носящие  обязательного характера.

Решения Комиссии входят в  договорно-правовую базу Таможенного  союза и Единого экономического пространства и подлежат непосредственному  применению на территориях Сторон.

Решения и рекомендации Комиссии принимаются Советом и Коллегией  в пределах полномочий установленных  Договором и в порядке, предусмотренном  Договором и Регламентом.

Разграничение полномочий и  функций Совета Комиссии и Коллегии Комиссии определяется Регламентом.

В случае, если иное не предусмотрено международными договорами, решения Комиссии вступают в силу не ранее, чем по истечении 30 календарных дней с даты их официального опубликования.

Решения Комиссии, улучшающие положение физических и (или) юридических  лиц, а также решения Комиссии, принимаемые в исключительных случаях, требующих оперативного реагирования, могут предусматривать иной срок вступления в силу, но не менее 10 календарных  дней с даты официального опубликования.

Порядок принятия и вступления в силу решений Комиссии в исключительных случаях, требующих оперативного реагирования, а также решений улучшающих положение  физических и (или) юридических лиц, настоящей статьи, устанавливается  Регламентом.

Решения Комиссии, ухудшающие положение физических и (или) юридических  лиц, обратной силы не имеют. Решения  Комиссии, улучшающие положение физических и (или) юридических лиц, могут иметь  обратную силу, если прямо предусматривают  это.

Решения Комиссии подлежат опубликованию на официальном сайте  Комиссии в сети Интернет, за исключением  решений Комиссии, предусмотренных  Регламентом, и направляются Сторонам не позднее 3 календарных дней со дня  принятия решения. Дата публикации решения  Комиссии на официальном сайте Комиссии в сети Интернет признается датой  официального опубликования данного  решения.

Комиссия в пределах своих  полномочий обеспечивает реализацию международных  договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого  экономического пространства, а также  выполняет функции депозитария  международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного  союза и Единого экономического пространства.

Комиссия может быть наделена Высшим Евразийским экономическим  советом правом подписывать международные  договоры от имени Сторон по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии.

Информация о работе Договорно-правовая база таможенного союза и единого экономического пространства