Анализ таможенно-тарифного регулирования в условиях функционирования таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с целью работы сформулированы следующие задачи:
исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
проанализировать таможенно-тарифную политику Таможенного союза;
внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Объектом является Единый таможенный тариф Таможенного союза.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы таможенно-тарифного регулирования
в рамках функционирования таможенного союза 7
Исторические аспекты становления таможенно-тарифного
регулирования 7
1.2 Таможенный союз: понятие и этапы формирования 14
1.3 Понятие и содержание таможенно-тарифного регулирования 22
2. Порядок таможенно-тарифного регулирования
в рамках таможенного союза 30
2.1 Порядок применения Единого таможенного тарифа таможенного
союза 30
2.2 Тарифные преференции 40
2.3 Порядок применения таможенных пошлин как основа
таможенно-тарифного регулирования 45
3. Анализ таможенно-тарифного регулирования в условиях
функционирования таможенного союза 55
3.1 Общая характеристика состояния внешней торговли стран
таможенного союза 55
3.2 Таможенно-тарифная политика формирования единого пространства
ЕврАзЭС
3.3 Направление совершенствования мер таможенно-тарифного
регулирования в рамках функционирования таможенного союза
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

5fan_ru_ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Согласно решению Комиссии Таможенного союза, ввозные пошлины теперь распределяются следующим образом: на долю Белоруссии приходится 4,7%, Казахстана - 7,33%, РФ - 87,97%. При таком распределении пошлин между бюджетами стран "важна каждая цифра после запятой".

Кроме того, с 1 сентября исключается код платежа 2205 (таможенные пошлины по ввозимым товарам, предназначенным для производственной или иной коммерческой деятельности). Вместо этого вводятся два других кода: 2208 и 2600. На 2208 (ввозные таможенные пошлины, налоговое обязательство по уплате которых возникло до вступления в силу соглашения) будут зачисляться суммы, не подлежащие распределению. Второй код, 2600 (ввозные таможенные пошлины, уплаченные и зачисленные в связи с ввозом товаров на территорию Беларуси в соответствии с соглашением), предназначен для ввозных таможенных пошлин, которые будут распределяться между бюджетами государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с соглашением зачет ввозных таможенных пошлин в счет уплаты иных платежей не допускается. В то же время в счет уплаты ввозных таможенных пошлин могут быть зачтены налоги и сборы, а также иные платежи, поступившие на единый счет уполномоченного органа.  
Излишне уплаченные после 1 сентября таможенные сборы, налоги, вывозные таможенные пошлины могут быть зачтены в счет уплаты ввозной таможенной пошлины (код платежа 2600).

Согласно Соглашению об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин Уполномоченные органы каждой из стран-участниц таможенного союза обособленно учитывают следующие поступления:

суммы поступлений (возвратов) ввозных таможенных пошлин на едином счете уполномоченного органа;

суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисленные на счета в иностранной валюте других стран-участниц таможенного союза;

суммы зачисленных в бюджет доходов;

суммы ввозных таможенных пошлин, поступивших в бюджет;

суммы поступивших в бюджет процентов за просрочку, установленных настоящим Соглашением;

суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисление которых на счета в иностранной валюте других Сторон приостановлено.

Экономический потенциал Союзного государства остается основой экономической интеграции в рамках Таможенного союза Москвы, Минска и Астаны. 
        Например, если Россия еще в феврале 2009-го отменила пятипроцентные экспортные пошлины на калийные удобрения, чтобы стимулировать их экспорт из РФ (ввиду резкого падения на них внутрироссийского спроса), то в Беларуси та же пошлина превышает 15 процентов. Чтобы стимулировать реализацию этой продукции в национальном АПК.

По таможенно-тарифному регулированию подкомиссия Правительства РФ рекомендует ввести в Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза новые товарные подсубпозиции. А именно разделив "вина прочие в таре вместимостью 227 литров и более" и "Прочие". И ввести на эти товары импортные пошлины соответственно в 15 и 20 процентов. Это новшество, как сказано в материалах упомянутой комиссии, "предназначено с целью недопущения недостоверного декларирования алкогольной продукции и сырья для ее производства, ввозимых на таможенную территорию РФ". Такое предложение вскоре будет уточняться в консультациях с Беларусью и с Казахстаном.20

Схожие нестыковки по импортным и особенно экспортным пошлинам есть и по ряду других товаров и услуг. Как заявил начальник аналитического управления российской Федеральной таможенной службы Владимир Ивин, "мероприятия по ратификации Таможенного кодекса Таможенного союза, а также по согласованию и принятию решений Комиссии Таможенного союза должны быть завершены в мае 2010 года. До вступления в силу этих документов необходимо завершить пересмотр национального законодательства, отменить часть нормативных правовых актов, часть привести в соответствие с новыми требованиями, а также разработать новые". В наибольшей степени такие вопросы проработаны в рамках Союзного государства. Время для согласования в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана придется максимально уплотнить.

Таможенные пошлины и налоги по-прежнему платят декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами или законодательством стран-участниц Таможенного союза возложена такая обязанность. Возможность уплаты их третьими лицами не предусмотрена. Таможенные пошлины, налоги, как и раньше, уплачиваются на счет Федерального казначейства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ таможенно-тарифного  регулирования в условиях

функционирования таможенного союза

 

 

3.1 Общая характеристика  состояния внешней торговли стран

таможенного союза

 

 

 

Несмотря на то, что Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь входят в один и тот же Таможенный союз, все равно, при анализе их внешнеторговых связей надо учитывать субъективную сторону – степень интеграции между странами, их заинтересованности друг другом и т.д. То есть правила как бы писаны, но не для всех. Так, например, между Российской Федерацией и республикой Белоруссия эти вопросы уже проработаны в связи с намерением перехода к высшей степени интеграции - созданию Союзного государства.

Одной из основных причин малоэффективности унификации таможенного регулирования на постсоветском пространстве можно по праву считать вынужденную зависимость национальных экономик наших государств от таможенных поступлений в доходную часть национальных бюджетов. 21

То есть можно сказать, что сотрудничество между двумя странами порождает новый уровень таможенного контроля и таможенного оформления, который сам в свою очередь приводит к более сильной интеграции союзных стран.

Оценка влияния таможенного союза на таможенные доходы Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан предполагает анализ динамики внешней торговли этих стран с другими странами Таможенного Союза.

Данные о внешней торговле России со странами Таможенного союза приведены в таблице 3.22

 

Таблица 3- Экспортно-импортные операции России со странами 

                    Таможенного союза в 2009-2010 годах (млн. долларов

                                      США)

Страна

экспорт

 

 

импорт 

 

 

сальдо 

 

 

В % к 2008 году

В % к 2009 году

 

2008

2009

2010

2008

2009

2010

2008

2009

2010

экспорт

импорт

экспорт

импорт

Беларусь

23507,4

16717,1

8081,7

10551,9

6713,9

4424,6

12955,5

10003,2

3657,1

71

64

107

149

Казахстан

13298,6

9146,5

5253,5

6379,5

3648,9

2659,3

6919,1

5461,6

2594,2

69

58

128

181

Итого

36806

25863,6

13335,2

16931,4

10398,8

7083,9

19874,6

15464,8

6251,3

70

61

114

160


 

 

Экспортно-импортные операции Республики Беларусь со странами Таможенного союза приведены в таблице 4.23

 

 

 

 

 

 

Таблица 4- Экспортно-импортные операции Республики Беларусь

                    со странами  Таможенного союза в 2009-2010 годах (млн.

                    долларов США)

 

страна

экспорт

 

импорт 

 

 

 

сальдо

В % к 2008 году

В % к 2009 году

2008

2009

2010

2008

2009

2010

2008

2009

2010

экспорт

импорт

экспорт

импорт

Россия

10551,9

6713,9

4424,6

23507,4

67171

8081

-12955

-10003

-3657,1

64

71

149

107

Казахстан

365,2

313,4

224,3

171,8

74,9

76,8

193,4

238,5

147,5

86

44

174

210

Итого

10917,1

7027,3

4648,9

23679,2

16792

8158,5

-12762,1

-9764,7

-3509,6

64

71

150

107


 

Взаимная торговля Республики Казахстан со странами Таможенного союза показана в таблицах 5.24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5- Экспортно-импортные операции Республики Казахстан

                    со странами  Таможенного союза в 2009-2010 году (млн.

                    долларов США)

страна

экспорт

 

импорт

 

сальдо

 

В % к 2008 году

В % к 2009 году

 

2008

2009

2010

2008

2009

2010

2008

2009

2010

экспорт

импорт

экспорт

импорт

Россия

6228,1

3547

2704,3

13765,6

18896,6

5054,5

-7537,5

-5349,6

-2350,2

57

65

178

127

Беларусь

170,8

54,7

35,2

396,2

367,1

224,6

-225,4

-312,4

-189,4

32

93

135

141

Итого

6398,9

3601,7

2793,5

14161,8

9263,7

5279,1

-7762,9

-5662

-2539,6

56

65

177

128


 

Из данных, приведенных в таблицах, следует, что в 2009 году произошел резкий спад объемов как экспорта, так и импорта стран Таможенного Союза во взаимной торговле, такая тенденция была вызвана воздействием последствий финансового кризиса. Проследим динамику торговли стран-участниц Таможенного союза.

Рисунок 5 – Динамика торговли России со странами Таможенного

                     союза

 

Рисунок 6 – Динамика торговли Беларуси со странами Таможенного

                     Союза

 

 

 

 

Рисунок 7- Динамика торговли Казахстана со странами Таможенного 

                    союза

 

 

Анализируя взаимную торговлю стран Таможенного союза можно сделать вывод о том, что наибольшую долю в общем объёме экспорта занимает экспорт Российской Федерации, как правило за счёт экспорта  нефти. Такое обстоятельство может в будущем привести к снижению поступлений в доход федерального бюджета за счет отмены вывозной пошлины на нефть во взаимной торговле со странами Таможенного Союза (таблица 7).

 

 

 

Таблица 6 – Удельный вес стран Таможенного союза в общем

                      объеме их взаимной торговли  в 2009 году, (в % к 

                      итогу)

 

Страна

Внешнеторговый оборот

Экспорт

Импорт

2008

2009

2008

2009

2008

2009

Беларусь

31,8

32,7

20,2

19,2

43,2

46,1

Казахстан

18,9

17,6

11,8

9,9

25,9

25,4

Россия

49,3

49,7

68,0

70,9

30,9

28,5

Итого

100

100

100

100

100

100


 

Исходя из данных таблицы 7, проследим долю каждой из стран в экспорте, импорте и внешнеторговом обороте Таможенного союза.

 

 

Рисунок 8 – Доля Республики Беларусь, Республики Казахстан и

Информация о работе Анализ таможенно-тарифного регулирования в условиях функционирования таможенного союза