Анализ таможенно-тарифного регулирования в условиях функционирования таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с целью работы сформулированы следующие задачи:
исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
проанализировать таможенно-тарифную политику Таможенного союза;
внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Объектом является Единый таможенный тариф Таможенного союза.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы таможенно-тарифного регулирования
в рамках функционирования таможенного союза 7
Исторические аспекты становления таможенно-тарифного
регулирования 7
1.2 Таможенный союз: понятие и этапы формирования 14
1.3 Понятие и содержание таможенно-тарифного регулирования 22
2. Порядок таможенно-тарифного регулирования
в рамках таможенного союза 30
2.1 Порядок применения Единого таможенного тарифа таможенного
союза 30
2.2 Тарифные преференции 40
2.3 Порядок применения таможенных пошлин как основа
таможенно-тарифного регулирования 45
3. Анализ таможенно-тарифного регулирования в условиях
функционирования таможенного союза 55
3.1 Общая характеристика состояния внешней торговли стран
таможенного союза 55
3.2 Таможенно-тарифная политика формирования единого пространства
ЕврАзЭС
3.3 Направление совершенствования мер таможенно-тарифного
регулирования в рамках функционирования таможенного союза
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

5fan_ru_ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

- выступление на переговорах  о членстве в ВТО единым  фронтом. Это позволило бы нашим  странам добиваться определённых  уступок,  выдвигать скоординированные  встречные требования, оперативно и согласованно решать возникающие в ходе переговоров вопросы. Объединённые в единый Таможенный союз экономики таких стран, как Республика Беларусь, Российская Федерация и Республика Казахстан, могли бы вести переговоры о вступлении в ВТО на значительно более выгодных условиях. Прежде всего, это касается определения предельного уровня тарифных ставок импортных пошлин, который при нормальном стечении бизнеса не будет повышаться и постепенное снижение уровня таможенного тарифа. При этом следует учитывать, что ставки ввозных пошлин, связанные в национальном перечне тарифных уступок какой-либо страны, согласно режиму наибольшего благоприятствования, распространяется на всех членов ВТО.

Вступление в ВТО поодиночке положило бы конец интеграции на постсоветском пространстве. Так как правила ВТО запрещают отдавать одному члену организации предпочтение перед другим. Иначе говоря, если снизить или вообще отменить тарифы для Белоруссии и Казахстана, обязательно надо сделать то же самое и для третьих стран. Но существует лазейка, сделанная для крупных экономических блоков, таких, как Европейский союз, НАФТА и др. Они не заинтересованы, чтобы правила ВТО разрушили их взаимную торговлю. Поэтому ВТО разрешает вступать в свой состав «таможенным территориям», то есть экономическим союзам государств. «Таможенная территория» рассматривается как единое целое и потому может быть сопоставима с другими государствами. Иначе говоря, если Россия снизит тарифы для Белоруссии и Казахстана в рамках единой таможенной территории, она не будет обязана по правилам ВТО делать то же самое для Китая. Появляется возможность коллективного протекционизма. Это когда протекционистские меры принимаются одновременно всеми, и они направлены не по отношению к другим членам союза, а по отношению к товарам из стран, находящихся за его пределами. 8

- обеспечение более надёжной  защиты от внешней конкуренции  и создание надёжных барьеров  для контрабанды и реэкспорта. Экономический кризис и здесь  внёс свои негативные коррективы. По данным Департамента экономической безопасности только за зиму 2009 года количество преступлений, связанных с контрабандой и контрафактной продукцией, выросло на 82 % по сравнению с 2008 годом. Для всего рынка российской лёгкой промышленности в лучшем случае 20 % - это доля легальных отечественных производителей. Введение общего таможенного тарифа в отношении третьих стан, создание единой таможенной границы по внешним границам трёх государств позволит членам Таможенного союза утроить усилия по формированию эффективно работающей системы государственного контроля за прохождением грузов через таможенную границу (в том числе стратегического сырья и продукции двойного применения) и за полнотой уплаты таможенных платежей.

Таможенный союз  – экономическое объединение государств, основывающееся на следующих принципах:

- наличие единой таможенной территории государств-участников Таможенного союза. Формирование единой таможенной территории осуществляется путём:

а) отмены в торговле между государствами-участницами таможенного союза товарами, происходящими с их территории, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а так же количественных ограничений;

б) установление и применение в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;

в) формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями на основе положений между странами-участницами Таможенного союза;

г) наличие однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования в унифицированном законодательстве.

Целями создания Таможенного Союза являются:

- обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле без применения таможенных пошлин и ограничений экономического характера;

- создание благоприятных условий торговли Таможенного союза с третьими странами;

- развития экономической интеграции Сторон;

- применение единого таможенного тарифа и других единых мер регулирования торговли товарами с третьими странами.

     Высшим органом таможенного союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств.

 Стороны таможенного союза Договором от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза (рис. 3).



 



 

 

 

 

Рисунок 3 – Функции Комиссии Таможенного союза

Таможенный союз является торгово-экономическим объединением, которое в соответствии с общепризнанными международными нормами и правилами предполагает:

- единую таможенную территорию;

- общий таможенный тариф в  торговле с третьими странами;

- режим, не допускающий каких-либо тарифных и нетарифных ограничений (лицензирование, квотирование) во взаимной торговле, за исключением случаев, предусмотренных договором о его создании;

- упрощение и последующую отмену  таможенного контроля на внутренних  таможенных границах;

- однотипные механизмы регулирования  экономики и торговли, базирующиеся  на универсальных рыночных принципах  хозяйствования и гармонизированном  экономическом законодательстве;

- союзные органы управления;

- единую таможенную политику  и единые таможенные процедуры.

 

 

1.3 Понятие и содержание таможенно-тарифного регулирования

 

 

 

Таможенно-тарифное регулирование исторически стало первой формой государственного регулирования внешней торговли.

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Таможенно-тарифное регулирование предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими таможенных границ.9

Тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций.

Таможенно-тарифное регулирование рассматривается ГАТТ в качестве основного механизма регламентирования внешнеторговых операций стран-участниц. Благодаря деятельности международных организаций и объединений национальные системы тарифного регулирования большинства стран имеют много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международной торговли.

Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

- инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

- свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

- конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в Таможенном союзе тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН.

Обычно таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют в отношении 
товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины промышленно развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) общую систему преференций.

При этом основным инструментом таможенно-тарифного метода государственного внешнеторговой деятельности является таможенная пошлина. Доля таможенных пошлин в общем объёме поступлений в государственный бюджет может значительно различаться в зависимости от конкретной страны. В США и промышленно развитых странах Европы она колеблется от 1 до 5 %. В Российской Федерации таможенная пошлина остаётся одним из наиболее «доходных» источников: в разные годы она давала от четверти до трети всех налоговых поступлений в доходную часть бюджета.

Наряду с несомненно высоким фискальным значением таможенной пошлины, она продолжает оставаться эффективным инструментом протекционистской политики.

Предметом таможенной пошлины являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Для идентификации трансграничного оборота товаров используется товарная номенклатура, именуемая в Российской Федерации «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации» (ТН ВЭД России). С её помощью происходит таможенно-тарифное регулирование – процедура, в ходе которой товару, перемещаемому через таможенную границу, присваивается классификационный код по действующей номенклатуре (осуществляется «кодировка товара») и тем самым определяется принимаемая в конкретном случае ставка таможенного тарифа.10

Действующий в Таможенном союзе Таможенный тариф построен в соответствии с товарной номенклатурой – ТН ВЭД России, использующей 10-значные кодовые обозначения.

Применяемая в целях таможенно-тарифного регулирования Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) определяется Комиссией Таможенного союза. При этом, закрепляя за Комиссией полномочия по определению ТН ВЭД России, законодатель устанавливает основной принцип создания и развития действующей товарной номенклатуры – соответствие принятым в международной практике системам классификации товаров.

Ставка таможенной пошлины – один из наиболее важных элементов таможенной пошлины, подтверждающая её налоговую природу. Ставка таможенной пошлины представляет собой величину начислений за единицу измерения базы обложения таможенной пошлиной.

Система таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе допускает применение следующих видов ставок таможенных пошлин:

- адволорных, начисляемых  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров;

- специфических, начисляемых  в установленном размере за  единицу облагаемых товаров;

- комбинированных, сочетающих  оба названных вида таможенного  обложения.

Размеры ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин определяются Комиссией Таможенного союза. Соответствующие полномочия Комиссии позволяют осуществлять оперативное регулирование внешнеторговой деятельности и быстро (в отличие от законодательной процедуры) реагировать на изменения конъюнктуры международных товарных и валютных рынков и в соответствие с колебаниями экономической конъюнктуры уменьшать или увеличивать размер ставки таможенной пошлины, обеспечивая тем самым надёжный уровень таможенно-тарифной защиты экономики и отечественного производителя.

В соответствии с направлением товарных внешнеторговых потоков применяются импортные (ввозные) и экспортные (вывозные) таможенные пошлины. Что касается транзитных (провозных) таможенных пошлин, то в современной практике они не применяются (случаи введения транзитных таможенных пошлин встречаются  в наименее развитых из развивающихся стран, где они используются преимущественно в фискальных целях).

Как уже отмечалось ранее, таможенная пошлина (ввозная и вывозная) является основным инструментом анализируемого нами таможенно-тарифного метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Как следует из самого названия метода, механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности с применением таможенной пошлины опирается на использование таможенных тарифов.

Информация о работе Анализ таможенно-тарифного регулирования в условиях функционирования таможенного союза