Анализ формирования стоимости строительной продукции на примере ОАО «Иркутскгипродорнии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 15:13, дипломная работа

Описание работы

Переход к рыночной системе хозяйствования в нашей стране обусловил существенные изменения принципов и методологии ценообразования в строительстве.
В условиях плановой экономики основой определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного цикла являлись государственные сметные нормативные базы и порядок их применения, поэтому все участники инвестиционного процесса действовали в рамках единого методического и правового подхода к ценообразованию. Сметная нормативная база, интегрированная в экономическую систему государства, в условиях стабильных цен обеспечивала необходимую точность и достоверность расчетов, позволяла накапливать теоретический и практический опыт определения и анализа стоимостных показателей различного уровня.

Файлы: 1 файл

1,2,3, заключ, список, прилож.docx

— 674.30 Кб (Скачать файл)

 

Источник: рассчитано автором на основе финансовой отчетности ОАО «Иркутскгипродорнии».

 

По данным таблицы можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в составе выручки от реализации на протяжении ряда лет, занимают проектно-изыскательские работы: 58% в 2008 г., 57% в 2009 г., 64% в 2010 г., 62% в 2011 г. Лишь в 2012 г. удельный вес СМР превысил ПИР, которые составили 41%.

Следует отметить, что на рынке проектных работ для нужд дорожного хозяйства активно работает около 200 организаций (по данным 2012 г.). Но более половины любого сектора рынка (федерального, территориального и муниципального) контролируется наиболее крупными игроками рынка.

На основе участия компаний в конкурсных торгах можно сделать вывод, что основными конкурентами ОАО «Иркутскгипродорнии» являются: ЗАО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры», ОАО «ГИПРОДОРНИИ», ОАО «Трансмост», ЗАО «Многопрофильная компания Индор», ОАО «Автодорпроект», ЗАО «Востсибтранспроект», ОАО «ВостсибТИСИЗ», ФГУП «Забайкалавтодор», ООО «СибпроектНИИ», НТ «Мостовик», ООО «Геопроект».

Важными конкурентными преимуществами ОАО «Иркутскгипродорнии» являются развитая филиальная сеть, современная материально-техническая база, высококвалифицированный персонал, наработанный образ клиентоориентированной фирмы.

В соответствии с уставными документами основными видами деятельности ОАО «Иркутскгипродорнии» является выполнение предпроектных, изыскательских и проектных работ в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Эти виды деятельности являются основными для Общества.

Кроме того, ОАО «Иркутскгипродорнии» выполняет:

  • обследование, испытание и диагностика автомобильных дорог, мостов, дорожных сооружений, промышленных и гражданских зданий и сооружений;

  • технический надзор за строительством автомобильных дорог, мостов, дорожных сооружений, промышленных и гражданских зданий и сооружений;

  • экспертизу проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, мостов, дорожных сооружений;

  • разработку нормативных и методических документов на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, мостов, дорожных сооружений;

  • разработку технико-экономических обоснований, обоснования инвестиций, бизнес-планов строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, мостов, дорожных сооружений, промышленных и гражданских зданий и сооружений;

  • производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

  • деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятники истории и культуры);

  • организацию и проведение подрядных торгов, составление тендерной документации.

Но основными приносящими доход видами деятельности являются выполнение проектно-изыскательских (ПИР) и строительно-монтажных работ (СМР), и выделение в организационной структуре двух наиболее крупных бизнес-единиц: Проектный Комплекс и Строительный Комплекс – связано именно с этим.

Традиционные для института инженерные услуги и работы предоставляет на рынке его проектный комплекс, который был выделен в составе ОАО «Иркутскгипродорнии» в 2003 г.

Отличием проектно-изыскательской деятельности от других видов производства является то, что большинство затрат предприятия составляют затраты на оплату труда персонала: в ОАО «Иркутскгипродорнии» затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды за период с 2009 по 2012 гг. неизменно составляли около 36% от общей производственной себестоимости (как представлено в табл. 2.2).

Таблица 2.2

Состав и структура затрат на производство по элементам ОАО «Иркутскгипродорнии» за период 2009–2012 гг.

Наименование показателя

2009 г.

2010 г.

за 2011 г.

за 2012 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Материальные затраты

804 248

35,9

489 609

31,1

371 944

21,5

710 287

31,4

Расходы на оплату труда

509 742

22,8

520 269

33,1

532 329

30,8

651 106

28,8

Отчисления на социальные нужды

118 525

5,3

105 036

6,7

106 378

6,2

177 238

7,8

Амортизация

40 957

1,8

44 069

2,8

41 939

2,4

37 820

1,7

Прочие затраты

763 887

34,1

415 005

26,4

674 783

39,1

685 617

30,3

Итого

2 237 359

100,0

1 573 988

100,0

1 727 373

100,0

2 262 068

100


 

Источник: рассчитано автором на основе финансовой отчетности ОАО «Иркутскгипродорнии».

При определении себестоимости каждого конкретного объекта на стадии оценки прямого заказа или принятии решения об участии в торгах – себестоимость объекта определить достаточно сложно, поскольку:

  1. готовую продукцию заказчик может отправить на доработку, в результате уточнения технического задания в процессе выполнения работ, что повлечет увеличение себестоимости, а также отсрочит окончательный платеж на неопределенный период времени;

  1. существующая система определения стоимости работ по нормативным сборникам не соответствует реальной стоимости работ, так как большинство нормативных данных устарело в связи с изменением технологий проектно-изыскательских работ. Разработать собственную систему нормативов проблематично из-за индивидуальных особенностей выполнения работ.

Неподвижность автодорог, сооружений на них при проведении инженерных изысканий приводит к необходимости передвижного характера работ. В строительстве перемещаются орудия труда, а не предметы труда как в промышленности. Появляется необходимость в дополнительных расходах на временные сооружения, например, при осуществлении работ на месте будущего строительства при проведении инженерных изысканий изыскательская партия находится на объекте в течение длительного времени и вынуждена организовать мобильный лагерь.

Передвижной характер работ определяет высокий удельный вес в структуре основных фондов транспортной техники, бурового оборудования; необходимость иметь большое количество временных или передвижных сооружений.

Длительность цикла, а проектно-изыскательские работы, как правило, осуществляются в течение достаточно длительного времени, определяет появление расчетов за этапы и комплексы работ.

Инженерные изыскания большей частью производятся на открытом воздухе, что вызывает появление сезонности, имеющей следствием, например, зимнее удорожание, так как по отдельным трассам работу можно выполнить только в летний период, а по некоторым наоборот.

Основная часть поступлений дебиторской задолженности от заказчиков приходится на конец отчетного периода, так как основными заказчиками являются государственные и муниципальные органы, и данные расходы должны быть предусмотрены в соответствующих бюджетах, и если оплата выполненных подрядчиком работ и услуг не произведена в текущем году, в котором объект подлежит сдаче и оплате согласно договору, то она автоматически переносится на срок более года, поскольку средства на оплату должны быть включены в бюджет соответствующего уровня, а включение производится только в году, следующем за отчетным, в котором услуги должны быть оплачены, в результате, фактическая оплата может быть произведена через год и более после сдачи работ.

Характерной особенностью рынка ПИР является выраженная неравномерность проведения торгов на выполнение заказов. Основная масса торгов приходится на 2-е полугодие (июнь-декабрь). Данная особенность носит устойчивый характер и связана со спецификой бюджетного процесса в России. Ее следует учитывать при планировании производственной деятельности.

Отраслевые особенности влекут за собой отраслевые риски, связанные с сокращением объемов финансирования из федерального, региональных и местных бюджетов. При этом уменьшаются не только стоимости выполняемых работ (расценок), но и сокращаются объемы самих работ. Как следствие, усиление конкурентной борьбы за новые заказы. Это особенно ясно прослеживается в последние годы.

Кроме рисков, связанных с сокращением объемов финансирования, существуют риски связанные с изменением системы управления дорожным хозяйством и как следствие прекращение финансирования проектно-изыскательских работ на время проведения данных изменений и становление новых органов управления (например, передача в 2010 г. ряда федеральных автомобильных дорог из оперативного управления Росавтодора в управление ГК «Автодор»).

Что касается строительства промышленных и гражданских зданий и сооружений, то ОАО «Иркутскгипродорнии» сравнительно недавно активно занимается данным видом деятельности, но и тут можно наблюдать успехи:

Образованный в 1996 г. Строительный комплекс «Гипродорстрой» на сегодняшний день вырос в крупное самостоятельное подразделение компании и является одной из ведущих подрядных организаций Байкальского региона, а на его базе успешно развиваются вспомогательные производства – цех деревообработки, производство светопрозрачных конструкций из ПВХ и алюминия, производство корпусной мебели. К 2003 г. объем строительных работ стал приравниваться к объемам работ проектно-изыскательского комплекса, поэтому возникла необходимость ведения раздельного учета по видам бизнеса.

Основные направления деятельности СК «Гипродорстрой»:

  • подготовка строительной площадки;

  • специальные работы в грунтах;

  • строительство «под ключ» с последующим гарантийным обслуживанием объекта;

  • возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений, из металлоконструкций, монолитного бетона, железобетонных конструкций, кирпича, камня и блоков;

  • устройство наружных и внутренних инженерных сетей и оборудования (тепло- и водоснабжения, канализационных сетей);

  • работы по устройству внутренних инженерных систем;

  • работы по защите конструкций и оборудования (гидроизоляция, кровля, теплоизоляция);

  • разработка дизайн-проектов и полная внутренняя отделка объектов;

  • изготовление корпусной мебели;

  • осуществление функций генерального подрядчика.

Деятельность СК «Гипродорстрой» уже давно вышла за пределы Иркутска. Работы ведутся и в других городах России: в Новосибирске, Красноярске, Сургуте, Сочи.

Благодаря накопленному опыту, интеллектуальному потенциалу и финансовой мощи института в последнее время произошло значительное расширение производства и направлений деятельности компании. Произошедшие в 2003 году изменения в структуре компании стали естественным результатом этого процесса и закрепили за институтом статус многопрофильной проектно-строительной компании. В настоящее время ключевыми сферами деятельности являются проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, а также консалтинговые услуги в области транспортного и промышленно-гражданского строительства.

Диверсификация является одним из возможных путей дальнейшего существования и развития. Это может быть, когда прибыль или чистый денежный поток недостаточен или нестабилен по времени по каким-либо причинам. Поскольку особенностью проектного комплекса является тот факт, что основная часть поступлений дебиторской задолженности от заказчиков приходится на конец отчетного периода, поэтому выделенный строительный комплекс и генерируемые им денежные потоки стали своевременной «подпиткой» в периоды недостаточности денежной наличности для осуществления проектно-изыскательской деятельности. Переливы капитала между строительным бизнесом и проектным значительно сокращают потребность в заемных средствах и увеличивают возможности в генерировании собственных средств предприятия. При этом Общество действует на сегменте, где ему известны все тонкости, стороны и возможности бизнеса.

2.2. Финансовая  оценка результатов деятельности  предприятия ОАО «Иркутскгипродорнии»

2.2.1. Анализ финансового  состояния предприятия

Анализ хозяйственной деятельности предприятия выполняется с целью определения ретроспективных показателей, установления факторов определяющих и влияющих на повышение эффективности работы. Анализ финансовой деятельности выполняется на основе информации представленной в финансовой отчетности, в состав которой включаются: Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет о движении капитала, Отчет о движении денежных средств, приложение ф.5 к бухгалтерскому балансу.

Информация о работе Анализ формирования стоимости строительной продукции на примере ОАО «Иркутскгипродорнии»