Направления совершенствования организации страховой деятельности ТОО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – найти современные пути и направления совершенствования страхового рынка в Республике Казахстан. Объект исследования – структура страхового рынка, виды оказываемых услуг.
Предмет исследования – анализ деятельности страховой компании, пути совершенствования оказываемых услуг и их настоящее состояние.

Содержание работы

Введение
1.Страхование как специфическое звено финансовой системы.
1.1. Экономическая необходимость страхования
1.2. Общие основы и принципы классификации в страховании
1.3. Обязательное и добровольное страхование.
2. Становление и развитие страхового дела в Республике Казахстан
2.1. Основные этапы организации и развития страхового дела в Казахстане.
2.2. Основные принципы и особенности организации страхования в современных условиях.
2.3. Государственное регулирование страховой деятельности
3. Направления совершенствования организации страховой деятельности ТОО «……»
3.1. Пути совершенствования страховой деятельности
3.2. Использование маркетинга в страховании 63
3.3. Возможности использования зарубежного опыта организации
страховой деятельности в отечественной практике
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая ДКБРазвитие страхового дела в РК.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

    Преобладающей организационной формой страховой деятельности является акционерное страхование, а в качестве страховщиков выступают акционерные общества, которые, согласно Указу Президента .РК "О страховании", являются единственной формой негосударственной страховой организации.

    Порядок создания и деятельность страховых акционерных обществ регулируется единым законом Республики Казахстан "Об акционерных обществах" с некоторыми дополнениями и исключениями, предусмотренными страховым законодательством.

   Одной из форм организации страховой защиты является взаимное страхование, которое объединяет страхователей в целях взаимопомощи, т.е. каждый страхователь  является  одновременно и членом общества взаимного страхования. Разновидностью взаимного страхования может быть  кооперативное страхование. особенно распространенное в системе потребительской кооперации в 20-30-е годы. Общества взаимного (кооперативного) страхования в отличии от акционерных, как правило, являются некоммерческими.

    Важным для развития отечественного страхового рынка является вопрос об отношении к деятельности иностранных страховых организаций.

   Действующим Указом Президента Республики Казахстан «О страховании» введены существенные ограничения в деятельности иностранных страховщиков на территории Республики Казахстан.

   Так, суммарный зарегистрированный уставный капитал страховых (перестраховочных) организаций с иностранным участием не может превышать двадцати пяти процентов совокупного уставного капитала всех страховых (перестраховочных) организаций Республики Казахстан. Под иностранным участием подразумевается факт приобретения более одной трети акций страховой (перестраховочной) организации нерезидентом Республики Казахстан или аналогичным ему юридическим лицом - резидентом Республики Казахстан.

  Деятельность иностранных страховых(перестраховочных) организаций в чистом виде, в том числе иностранных страховых посредников, в качестве непосредственного страховщика на территории Республики Казахстан запрещается. Указом также установлено, что иностранные граждане, лица без гражданства, предприятия с иностранным участием, филиалы и представительства иностранных юридических лиц, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Казахстан, производят страхование рисков, связанных с этой деятельностью, только в страховых организациях Республики Казахстан.

   Непременным условием нормального развития рыночной экономики является конкуренция во всех сферах деятельности. То же условие в полной мере применимо и к страховому рынку. Различные страховщики вступают между собой в соперничество за привлечение клиентов (страхователей) путем предложения им наиболее выгодных условий для заключения договоров страхования. Здоровая конкуренция побуждает страховщиков расширять ассортимент страховых услуг, разрабатывать новые и совершенствовать действующие условия страхования, ориентированные на конкретные социально-экономические группы населения, предприятия различных форм собственности и отраслей хозяйствования.

   Конкуренция выражается также в снижении тарифных ставок, рассрочке уплаты страхового платежа, оптимальном определении ущерба, оперативной выплате страхового возмещения и т.п.

   Из конкуренции вытекает и право дееспособных граждан заниматься страховой деятельностью, создавать страховые организации. Однако страхование - специфическая сфера деятельности, в которой задействованы жизненные интересы многих юридических и физических лиц, имеющих договоры страхования, гарантирующие страховую защиту на случай наступления непредвиденных, порой чрезвычайных событий. Поэтому она должна быть надежной, свободной от пагубных влияний недобросовестной конкуренции.

   Например, в конкурентной борьбе непозволительно снижать страховые тарифы до уровня, при котором ставится под угрозу финансовая устойчивость страховщика. Для того, чтобы на страховом рынке не появлялись спекулятивные страховые организации необходима жесткая законодательная система регулирования страховой деятельности.

   Составной частью организационных мероприятий по становлению рынка страховых услуг должна быть максимально полная база информации о деятельности каждого страховщика, включающая в себя, наряду с другими, сведения о размере уставного капитала, страховых резервов, составе акционеров, активах и пассивах баланса. Только при таких условиях потенциальный страхователь будет иметь возможность выбрать прочно стоящую на ногах страховую организацию и доверить ей свою судьбу.

    Конкуренция среди страховых организаций отнюдь не исключает предпосылок для многостороннего сотрудничества. Так, в страховании особо крупных и опасных рисков никак нельзя обойтись без соцстрахования или перестрахования на взаимных началах. Развитым видом сотрудничества в этой области являются страховые пулы, представляющие собой добровольные объединения страховщиков для поместного проведения страхования определенных рисков.

   Формой сотрудничества страховых организаций является создание союзов и ассоциаций страховщиков. Созданный в Республике Казахстан Союз страховщиков имеет своей целью оказание методической и организационной помощи страховщикам, участие в подготовке проектов законодательных и нормативных актов по страхованию, организацию семинаров и курсов повышения квалификации страховых работников, выработку рекомендаций по укреплению финансовой устойчивости страховщиков и т.д.

   Необходимость в страховании, вообще, появилась давно. Это было связано с развитием торговых и экономических, гражданских и правовых отношений в мире. Как предприятия, так и частные лица всегда пытались сократить ущерб от различных внешних непредсказуемых явлений. Поэтому, с возникновением потребности в уменьшении влияния рисков, появлялись и специальные лица и учреждения, бравшие на себя ответственность по этим рискам за определённую плату. С развитием новых экономических отношений, в Республике Казахстан возникла необходимость у различных предприятий и субъектов экономики в обеспечении должной защиты своей деятельности. В процессе своей деятельности предприятие подвергается различным видам рисков. Они (риски) связаны: с природными явлениями, деятельностью персонала организации, деятельностью заинтересованных лиц, отношениями с государственными органами и т.д. Чтобы обезопасить и сократить возможный ущерб от этих рисков, предприятие вынуждено организовывать специальные фонды или прибегать к помощи страховых фирм и организаций. В данный момент, страхование в Казахстане не достаточно развито. И поэтому возникает задача в должном обеспечении развития этой стороны экономическо-общественных отношений. На данный момент в государстве наметился небольшой экономический рост. В связи с этим будут развиваться предприятия и расти доход населения. Также будет увеличиваться вероятность экономических рисков, как у предприятий, так и у населения. Необходимо заметить, что и сейчас существуют огромные риски, но они связаны в большей степени с несовершенством общей законодательной базы и общественных отношений в целом. С ростом дохода у населения возникает возможность застраховаться. Следовательно, будет развиваться рынок социального и соответствующих страхований. Сейчас, в РК не выработаны основные принципы и глубокие правила ведения таких видов страхования. Важно выработать эти методы хотя бы в виде нормативных актов. На данный момент в РК принят закон, регламентирующий основные положения страховой деятельности. Это очень важный момент. Наряду с законом, существует множество различных нормативных актов, в которых определяются различные моменты создания и распределения, как страховых фондов, так и связанных с ними. Необходимо дальше развивать нормативную базу. Личное страхование в процессе своего развития стало неотъемлемой частью жизни во многих странах, позволяющее приобрести уверенность человека в завтрашнем дне. Оно используется во многих странах в той или иной форме. Вся система личного страхования создается ради основной цели: гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия, повышение качества и расширение объема личной помощи посредством: 1. радикального увеличения ассигнований на здравоохранение; 2.децентрализации системы управления фондами здравоохранения; З.материальной заинтересованности и ответственности работников в конечных результатах своего труда; 4.экономической заинтересованности предприятий в сохранении здоровья работающих; 5.экономической заинтересованности каждого человека в сохранении своего здоровья. Эффективность личного страхования была доказана во всем мире, где системы здравоохранения, основанные на личном страховании, уже существуют десятки лет. Однако только в США действует добровольная форма личного страхования. В странах Европы функционирует система, предусматривающая наличие обязательного личного страхования и дополняемая добровольным в определенной степени. По мнению подавляющего большинства экспертов , такая система является наиболее правильной и оптимальной. Страховые компании в Казахстане появились в 1990 году. Их достаточно упрощенный порядок открытия страховых организаций после принятия в 1992 г. Закона РК «0 страховании», в том числе незначительный размер уставного капитала, создание благоприятных условий для их деятельности, включая налоговые льготы, явились причиной возникновения «страхового бума» в Казахстане. Если в конце 1991 г. были зарегистрированы единицы, то  в апреле 1994 г. их насчитывалось более 500 организаций. При всем положительном влиянии данного Закона, необходимо отметить и ряд недостатков: - неадекватно низкий уровень требований к страховым организациям; -разрешения заниматься иными видами предпринимательства помимо основной деятельности; - недостатки налогового регулирования. На 1.01.2000 г. 70 страховых организаций имели лицензии на право осуществления своей деятельности, однако, к концу 2000 г. только 42 организации заключали договоры страхования, в том числе одна страховая организация по страхованию жизни, 3-е с иностранным участием и 3 - со 100% участием государства. Для сравнения: в Великобритании страховой деятельностью занимаются более 800 компаний, в Нидерландах - более 275, в России -972 организации.

   Политика Национального банка РК была направлена на увеличение капитализации и финансовой устойчивости страховых организаций, что привело к сокращению их количества. В течении одного года 28 лицензий было либо сдано добровольно, либо отозвано в принудительном порядке. Некоторые страховые организации объединились. Согласно новому Закону уход с рынка страховой организации возможен лишь после разрешения Агентства Республики Казахстан по финансовому надзору, который должен проконтролировать выполнение всех имеющихся у нее обязательств, полного расчета с кредиторами. Уменьшение количества страховых организаций близко к монополизации рынка и отсутствию здоровой конкуренции. Однако в то же время увеличение капитализации страховых компаний способствует их финансовой устойчивости и капитализации рынка. На сегодня в Казахстане осуществляют лицензированную деятельность 40 страховых организаций, в том числе – 5- по страхованию жизни, 6- с участием нерезидентов РК,12 страховых брокеров, 33 актуария. В республике действуют более 300 филиалов и представительств страховых организаций, имеется разветвленная сеть страховых агентов (их реестр ведется страховыми компаниями самостоятельно и полные данные по их количеству отсутствуют). В Восточно-Казахстанской области открыто наибольшее количество - 46 филиалов, это связано с функционированием таких гигантов, как АО 1<Казцинк», титаномагниевый комбинат, Ульбинский металлургический завод.

 

 

 

 

 

 

2.3. Государственное регулирование страховой деятельности

   Страховые правоотношения конкретизируются и детализируются специальным страховым законодательством. В бывшем СССР не было необходимости в принятии отдельного закона о страховании, поскольку существовала государственная монополия на страховое дело. Правовое регулирование страховых отношений ограничивалось несколькими статьями в Гражданском кодексе союзных республик. Практически единственными нормативными правовыми актами были постановления Совета Министров СССР и ведомственные инструкции и указания Министерства финансов СССР. Только в условиях развития страхового рынка, где множество страховщиков - продавцов "страхового товара", потребовалось рациональное государственное регулирование страховой деятельности. Формирование цивилизованного страхового рынка должно базироваться на специальном страховом законодательстве, которое, прежде всего, призвано защищать интересы страхователей и создавать равные условия для всех страховщиков, исключать возможность проявления авантюризма, особенно опасного в страховом деле. Страховое законодательство призвано защищать интересы не только клиентов, но и самих страховых организаций от возможного банкротства, монополизма нарождающихся страховых структур. Оно необходимо также для соблюдения финансовой устойчивости операций, которые проводят страховые организации, целесообразности инвестиций средств, которыми они располагают, и регулирования отношений не только страховщика со страхователями и государством, но и отношений между страховщиками. Процесс создания системы законодательного регулирования страхового бизнеса в Республике Казахстан затянул-(Я. Первый Закон "О страховании в Республике Казахстан"был принят лишь 3 июля 1992 г. и введен в действие с 1 сентября. Закон в целом получился не совсем удачным. Наряду с прочими недостатками в нем отсутствовало главное -не были предусмотрены механизмы регистрации страховых организаций, лицензирования страховой деятельности и контроля со стороны государства. В основном по этой причине закон не работал. Он не обеспечил честную конкурентную борьбу. Зачастую, соперничая между собой, страховые компании переступали грань, за которой страдали интересы страхователей. В определенной мере недостатки и упущения действовавшего Закона "О страховании в Республике Казахстан" были поправлены Указом Президента Республики Казахстан от 16 апреля 1994 г. }'й 1658 "Об организационно-правовых мерах по формированию и развитию страхового рынка". В соответствии с этим Указом был образован Департамент страхования при Министерстве финансов Республики Казахстан с полномочиями лицензионного и надзорного органа в страховании. По существу первым законодательным актом, заложившим прочный фундамент для формирования правовой базы страхования, стал Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О страховании", принятый 3 октября 1995 года. Он создал реальные условия для свободной добросовестной конкуренции как государственных, так и частных страховых организаций, открыл внутренний страховой рынок для иностранных инвестиций. На сегодняшний день законодательство о страховании в Республике Казахстан состоит из соответствующих статей Гражданского кодекса (особая часть), Указа Президента Республики Казахстан от 3 октября 1995 г., имеющего силу Закона, "О страховании" (в дальнейшем именуемого - Указ "О страховании" или Указ), законодательных актов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента и правительства Республики Казахстан, а также уполномоченного государственного органа. На характеристике Указа "О страховании", который является основным законодательным актом, регулирующим страховые отношения, остановимся подробнее.

   В целом Указ представляет собой комплексное правовое образование, состоящее, с одной стороны, из норм гражданского (частного) права, регулирующих собственно страховые отношения, а с другой - из норм административного, финансового и иного (публичного) права, регулирующих отношения по организации страхового дела. Нормы публичного права, как уже упоминалось выше, являются односторонне-властными и устанавливают четкие обязанности, нормативы и запреты, направленные в конечном итоге на защиту прав потребителя страховых услуг -страхователя, обеспечение финансовой устойчивости страховщика, строгого соблюдения им действующего законодательства. Отсюда и используемые формулировки типа: "запрещается", "только", "обязаны соблюдать", "не более", "не может превышать" и т.п. Нарушение этих требований и норм влечет за собой жесткие последствия, вплоть до отзыва лицензии на право осуществления страховой деятельности. Вся совокупность установленных законодательством требований и норм составляет сущность государственного регулирования страховой деятельности, аспекты которого рассмотрим в следующем разделе. Нормы гражданского права характеризуются более "мягким" общедозволительным порядком правового регулирования, устанавливают права и обязанности участников страховых отношений - страховщика, страхователей, страховых брокеров, застрахованных, выгодоприобретателей, а также общие требования к содержанию договора страхования. Обязанности страховщика достаточно многогранны. Для приема на страхование материальных ценностей страховщик производит осмотри страховую оценку соответствующих объектов и предметов, начисляет и получает причитающиеся страховые платежи, выдает страхователю страховой полис. При наступлении страхового случая - составляет страховой акт, определяет размер ущерба и страхового возмещения, производит причитающиеся выплаты, предъявляет регрессные иски о взыскании выплаченного страхового возмещения с третьих лиц, виновных в нанесении страхователю ущерба, решает вопрос об отказе в выплате. По личному страхованию страховщик выполняет аналогичные действия с учетом особенностей таких нематериальных объектов страхования, как жизнь, здоровье, трудоспособность человека.

    Страхователь, в свою очередь уплачивает страховой платеж, сообщает страховщику сведения, необходимые для заключения договора страхования, имеет право досрочно расторгнуть договор. При наступлении страхового случая страхователь обязан сообщить о нем страховщику, выполнить действия, связанные со спасанием пострадавшего имущества и приведением его в порядок, представить сведения об обстоятельствах и причине страхового случая, о размере ущерба и др.; имеет право на претензии к страховщику, разрешаемые в установленном порядке. Заключение договора в пользу застрахованных или выгодоприобретателей, т.е. лиц имеющих право на получение страхового возмещения, не освобождает страхователя от выполнения его обязанностей.

   В Указе определено место в страховых отношениях страховых и перестраховочных брокеров как посредников между страховщиком и страхователем. Брокером может быть юридическое или физическое лицо, осуществляющее свою деятельность на основании соответствующей лицензии. По статусу брокер обычно является представителем страхователя и должен подыскать ему страховщика, соответствующего предъявленным требованиям по финансовой устойчивости, условиям страхования и размеру страховых тарифов. Обязанностью брокера является также содействие страхователю в получении возмещения и защита его законных интересов в различных инстанциях. Указом предъявляются определенные требования к форме и содержанию договора страхования. Договору отводится основное место в системе страховых отношений, поскольку именно в форме договора практически осуществляется страхование. Договор страхования заключается в письменной форме путем:

- составления сторонами  одного документа;

- присоединения страхователя  к типовым условиям (правилам  страхования) разработанным страховщиком  в одностороннем порядке (договор  присоединения);

- выдачи страховщиком страхователю страхового свидетельства (полиса, сертификата и т.п.);

- иным способом, позволяющим  документально подтвердить наличие  волеизъявления сторон на заключение  до-говора и достижения ими  соглашения по всем существенным  его условиям; Договор страхования должен содержать:

- наименование юридического  лица, его местонахождение и банковские  реквизиты страховщика; - фамилию, имя  и адрес страхователя (если им  является физическое лицо), наименование, местонахождение и банковские  реквизиты (если им является юридическое лицо);

- указание объекта страхования;

-указание страхового случая;

- размеры страховой суммы  и страхового возмещения, порядок  и сроки его выплаты;

- размеры страхового  платежа, порядок и сроки его  уплаты;

- срок действия договора;

- указание о застрахованном и выгодоприобретателе, если они являются участниками страхового отношения.

    По соглашению сторон в договор могут быть включены иные условия.

 Если договор страхования  содержит условия, ухудшающие положение  страхователя по сравнению с теми, которые предусмотрены законодательством, действуют правила, установленные законодательством.

Договор страхования вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента уплаты страхователем страхового платежа, а при уплате его в рассрочку - первого страхового взноса, и прекращает свое действие с момента выплаты: страхового возмещения по первому случившемуся страховому случаю, если договором или законодательством об обязательном страховании не предусмотрены исключения.

Информация о работе Направления совершенствования организации страховой деятельности ТОО