Направления совершенствования организации страховой деятельности ТОО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – найти современные пути и направления совершенствования страхового рынка в Республике Казахстан. Объект исследования – структура страхового рынка, виды оказываемых услуг.
Предмет исследования – анализ деятельности страховой компании, пути совершенствования оказываемых услуг и их настоящее состояние.

Содержание работы

Введение
1.Страхование как специфическое звено финансовой системы.
1.1. Экономическая необходимость страхования
1.2. Общие основы и принципы классификации в страховании
1.3. Обязательное и добровольное страхование.
2. Становление и развитие страхового дела в Республике Казахстан
2.1. Основные этапы организации и развития страхового дела в Казахстане.
2.2. Основные принципы и особенности организации страхования в современных условиях.
2.3. Государственное регулирование страховой деятельности
3. Направления совершенствования организации страховой деятельности ТОО «……»
3.1. Пути совершенствования страховой деятельности
3.2. Использование маркетинга в страховании 63
3.3. Возможности использования зарубежного опыта организации
страховой деятельности в отечественной практике
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая ДКБРазвитие страхового дела в РК.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

   Обязательному  страхованию подлежало также государственное имущество, переданное в аренду или иной вид пользования, за счет арендаторов или пользователей. Государственное имущественное страхование не распространялось на имущество, принадлежащее на правах личной собственности иностранным гражданам. Такое имущество могло быть застраховано в добровольном порядке. Исключение было сделано также для кооперативных организаций, которым предоставлялось право на определенных условиях организовать взаимное страхование принадлежащего им имущества. Однако имущество, не охваченное взаимным страхованием, подлежало обязательному страхованию в установленном порядке. Государством предпринимались и определенные протекционистские меры по защите отечественного страхового рынка от проникновения зарубежных страховых компаний. Страхование и перестрахование имущества, находящегося на территории РСФСР, независимо от формы собственности, у иностранных страховщиков допускалось в каждом отдельном случае только с разрешения Совнаркома. Для руководства всей работой по практическому осуществлению государственного имущественного страхования учреждался особый Центральный орган в составе Наркомфина - Главное управление государственного страхования, в ведение которого передавался аппарат бывших страховых отделов ВСНХ в центре и на местах со всем имуществом, кредитами и служащими. При финотделах местных исполкомов создавались низовые органы - страховые подотделы, непосредственно осуществляющие операции по страхованию. На Наркомфин возлагалась обязанность разрабатывать и издавать положения, правила и инструкции по организации государственного имущественного страхования, а также разработать методику установления размеров страховых премий (страховых тарифов) и страховых возмещений в зависимости от изменения курса рубля. В течение более двух месяцев центром решались организационные вопросы и 16 декабря 1921г. Наркомфин утвердил Временную инструкцию по организации государственного страхования в губерниях РСФСР, в автономных и союзных республиках.

    При губфинотделах создавались губернские управления государственного страхования (губстрак). Основным ядром губернских управлений стали бывшие страховые отделы ВСНХ (преобразованные по декрету от 18 декабря 1920г. в управления комиссий по ликвидации имущественного страхования) со всеми принадлежащими им делами, кредитами, имуществом и служащими.

   На руководителя (заведующего) губстраком возлагалась персональная ответственность за правильное ведение страховых операций и организацию работы местных органов Госстраха. Он имел право устанавливать внутреннюю структурную организацию управления, порядок делопроизводства и счетоводства, утверждать страховые ликвидационные акты, принимать на работу и увольнять работников (заведующих отделениями, инспекторов и страховых агентов -по согласованию с губфинотделом), представлять интересы управления в местных государственных учреждениях.

   На губфинотделы возлагались определенные надзорные и контрольные функции. Заведующий финотделом утверждал страховые акты по крупным и сложным убыткам, страховые тарифы и условия страхования, операционные и годовые отчеты по страхованию, сметы доходов и расходов. Только через губфинотдел губстрах мог представить на рассмотрение и утверждение губисполкома проекты документов (постановления, распоряжения и т.п.), имеющие важное значение для развития страхования, затрагивающие интересы населения или органы местной власти. Заведующий губстраком назначался Главным управлением Госстраха РСФСР по представлению губфинотдела. В то же время инструкцией допускались отдельные случаи назначение Главгосстрахом заведующих губстраком по своей инициативе.

   Местные страховые органы восстанавливались применительно к районно-волостным агентствам, существовавшим до ликвидации страхового дела. В уездных городах назначались уездные страховые техники-инструктора, на которых, кроме прямых обязанностей по ведению ими страховых операций в городе и прилегающей сельской местности, возлагалось общее наблюдение за работой всех местных страховых органов в пределах уезда и представительство интересов своего уезда в местных органах государственной власти. Непременным условием для местных страховых органов было соблюдение принципа безубыточности страховых операций.

   На сельские советы и волисполкомы, по согласованию с губисполкомом, возлагались обязанности по учету, обмеру и описанию строений, регистрации перехода их от одного владельца к другому, прием заявлений о страховании и происшедших пожарах в сельской местности. Для этих целей волисполкомы выделяли специальных доверенных лиц, которые утверждались губстраком и работали под непосредственным руководством местных страховых агентов.

   Размер страховой суммы для имущества частных лиц и кооперативов, не охваченных взаимным страхованием, устанавливался по соглашению со страхователем, но не более 3/4 оценки имущества по рыночным ценам. Максимальная страхован сумма отдельного риска не должна была превышать 20 млрд.руб. Риски сверх этой суммы могли быть приняты лишь с разрешения Главгосстрахаю

   Страховые тарифы временно, до особого распоряжения, применялись по схеме бывшего земского страхования с некоторыми упрощениями и укрупнениями. Вместе с тем еще раз напоминалось о хозрасчетных началах страхования и безубыточности страховых операций. Поэтому ни в коем случае не могли применяться явно убыточные тарифы, но в то же время их размер должен был соответствовать платежеспособности населения и возможности развития страхования. Порядок организации страхового дела на территории Киргизской (Казахской) ССР устанавливался Положением о государственном имущественном страховании, утвержденном Совнаркомом КССР 14 декабря 1921г. Условия страхования имущества, порядок организации и функционирования центральных и местных органов в основном дублировались из Декрета от 6 октября 1921 г. и соответствовали Временной инструкции от 16 декабря 1921 г. С первых шагов государственное страхование в Киргизской республике столкнулось с непреодолимыми трудностями, связанными с тяжелым экономическим положением в стране, низкой платежеспособностью населения и острым дефицитом квалифицированных страховых работников.

  Следовавшие одна за другой реорганизации страховой системы помочь делу не могли. В середине 1922 г. в республике введено прямое управление Главного управления (Правления) Госстраха РСФСР, т.е. начальник Главгосстраха республики одновременно являлся уполномоченным Главгосстраха РСФСР.

   После образования Казанской АССР в 1926 г. было создано Управление уполномоченного Росгосстраха, а при нем - Объединенная Контора Правления Росгосстраха в Казахской АССР.  губернские конторы ликвидировались, вместо них учреждались губернские агентства, а в уездах - уездные.

   В марте 1928 г. Управление уполномоченного и Объединенная контора реорганизованы в Краевую контору Госстраха.

   К этому времени сложились виды страхования, которые проводились в КССР. Это - обязательное окладное и добровольное страхование строений, животных и посевов сельскохозяйственных культур, добровольное страхование средств транспорта, жизни и от несчастных случаев, гарантийное страхование. Последнее представляло собой вид имущественного страхования, по которому предприятиям, учреждениям и организациям возмещались убытки от преступных действий (рас-трат, хищений), небрежности или упущений материально ответственных работников. Неудовлетворительные результаты развития страхования привели к упразднению органов Госстраха. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 февраля 1931г. "Об изменениях в государственном страховании" вся работа по имущественному страхованию передавалась Наркомфину и его местным органам, а по личному страхованию - Гострудс-беркассам. Однако подобные шараханья из крайности в крайность привели к реальной перспективе окончательного угасания страхового дела в СССР. Поэтому уже 8 марта 1933 г. постановлением ЦК ВКП(б) "Об извращениях в работе по страхованию в деревне" органы Госстраха были восстановлены.

   В Алма-Ате было организовано Казахское управление Госстраха, в областях - управления, а в районах - инспекции Госстраха. В помощь страховым органам создавались районные (городские) страховые комиссии в составе: зампреда рай(гор)-исполкома, заврайземотделом, начальника отдела милиции и представителя ОГПУ, в обязанности которых входили участие совместно с работниками Госстраха в ликвидации убытков и политический анализ их возникновения.

  Следует отметить, что в деятельности органов Госстраха, особенно в 30-е годы, четко прослеживалась классовая линия. Тарифные стажи для единоличников, кустарей, тем более для кулаков, устанавливались в 2-4 раза выше, чем для госпредприятий, колхозов и колхозников. С классовых позиций комплектовался и страховой аппарат, квалифицированные специалисты заменялись на малограмотных, но "классово выдержанных товарищей". Сильно пострадал аппарат Госстраха в 1937-1939 гг., когда сотни специалистов были уволены и репрессированы.     Очередные реорганизации система государственного страхования претерпела в 1948 г., 1958 г. и 1968 г. В конечном итоге сложилась союзно-республиканская хозрасчетная система Госстраха, возглавляемая Главным управлением Госстраха СССР, в союзных республиках созданы Главные управления, в областях - управления, в районах - инспекции Госстраха. Такая система сохранилась вплоть до распа-да СССР и ликвидации Госстраха в Республике Казахстан.

   В этот же период стабилизировался перечень видов страхования, которые проводились в СССР и, следовательно, в Казахстане: обязательное страхование имущества колхозов (с 1979 г. и совхозов), строений и животных в хозяйствах граждан, добровольное страхование строений, животных (в дополнение к обязательному), средств транспорта (автомобильного и водного), домашнего имущества в хозяйствах граждан и имущества в кооперативных и общественных организациях; в личном страховании проводилось страхование жизни, детей (к совершеннолетию и свадебное), дополнительной пенсии, от несчастных случаев (индивидуальное и за счет предприятий).

   Мощный импульс развитию всех видов страхования был придан введением в апреле 1968 г. безналичной уплаты страховых платежей рабочими, служащими и колхозниками. Так лишь за один 1969 г. сумма платежей по страхованию жизни в Казахстане удвоилась. В 1991г., последнем году перед началом обвальной инфляции, по всем видам страхования в Республике Казахстан было собрано 1447,0 млн.руб. платежей, в том числе 658,2 млн. по добровольному страхованию среди населения. В мае 1991 г. постановлением Кабинета Министров Казахской ССР впервые в своей истории органы Госстраха республики были выведены из подчинения Министерства финансов и преобразованы в Государственную коммерческую страховую компанию. Последняя и окончательная реорганизация "старой" системы государственного страхования завершилась 17 апреля 1995 г., когда постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан Государственная коммерческая страховая компания была преобразована в Открытое акционерное общество "Страховая компания "Сенiм".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Основные принципы и особенности организации страхования в современных условиях.

   Принципы организации страхового дела в современных условиях обуславливаются, с одной стороны, общими экономическими законами функционирования рыночной экономики, с другой - своеобразием перехода к ней Республики Казахстан. Рыночная экономика, как известно, характеризуется свободой предпринимательства, разнообразием его форм, ориентацией производства и сферы услуг на потребителя в целях обеспечения максимальной прибыли. Государство не вмешивается непосредственно в процесс товарного производства и обращения, во взаимоотношения между производителем и потребителем, но вместе с тем определяет важнейшие правила функционирования рыночного хозяйства, которые сводятся к законодательно установленной системе финансовых, налоговых, правовых и иных норм.

   Таким образом, развитая рыночная экономика - это гибко регулируемая система. Одним из элементов этого регулирования выступает страхование. В свою очередь, само страхование является объектом регулирования, функционирующим в рамках общин и специфичных для него правил. Отличительной чертой процесса формирования страхового рынка в Казахстане, как и во всех республиках бывшего СССР, является зримое присутствие наследия прежней монопольной системы Госстраха (во многих странах СНГ система Госстраха в большей или меньшей степени модернизации сохранилась до сих пор). Естественно, далеко не все из этого наследия может быть принято сегодня, но и от положительных наработок нельзя отказываться. В условиях, когда государство устанавливало плановые задания, их нельзя было считать рискованными, иначе бы ставилась под сомнение сама идея планирования наперед. Страховыми рисками считались тогда, как правило, события природного характера (стихийные бедствия, пожары, аварии и т.д.). В дорыночных условиях страхование развивалось "от предложения к спросу". Госстрах (Минфин) разрабатывал по своему усмотрению правила страхования (добровольного), а предприятия, учреждения и население принимали их или отвергали.

   Следует отметить, что в защите от стихийных явлений государственное страхование достаточно преуспело. Однако эта система не могла включать в свою ответственность коммерческие, а тем более политические риски, ибо она вступила бы в противоречие с командно-административным (централизованным)управлением народным хозяйством, которое не допускало и возможности для возникновения таких рисков.

    До недавнего времени государственное имущественное и личное страхование рассматривалось как некий придаток налоговой системы, лишенный экономической самостоятельности. С самого начала этот сектор экономики был подчинен Министерству финансов, а отсюда, само собой, не мог нормально, цивилизованно развиваться. Будучи в сущности частью налогового аппарата, органы государственного страхования были нацелены на изъятие средств для пополнения государственного бюджета, укрепления денежно-кредитных ресурсов. Вопросы возврата денег населению, выплат страхового возмещения отступали как бы на второй план. Существовавший в ту пору механизм сбора различных справок, подтверждений оттягивал сроки выплат, что вызывало справедливые нарекания страхователей.

  Подобные перекосы объяснимы только полным игнорированием законов товарного производства и стоимости. Отсутствие коммерческого направления в страховании, как и экономики в целом, нанесло немалый вред возможностям страхования.

  Однако, нельзя не упомянуть и положительные моменты деятельности Госстраха. К ним следует отнести гарантию стабильности, создание больших резервных фондов, возможности их перераспределения. Достаточно вспомнить, что только в условиях страховой монополии стало возможным проведение в бывшем Советском Союзе и в Казахстане, в частности, сельскохозяйственного страхования, по которому органы Государственного страхования неоднократно возмещали чрезвычайный ущерб колхозам и совхозам. Из государственного страхового фонда в 1991 г. было выплачено только совхозам 1,7 млрд.руб. страхового возмещения, выплачивались также огромные суммы после катастрофических землетрясений в Армении, Грузии, Таджикистане, Восточно-Казахстанской области (1990 г.), стихийных бедствий в других регионах бывшего Советского Союза. Максимальной концентрации финансовых ресурсов требует также проведение страхования жизни, с чем успешно справлялись органы государственного страхования.

   Как бы там ни было, но законы развития рыночной экономики отрицают монополизм, в том числе и в страховании. Поэтому главной, принципиальной чертой организации страхового дела в современный период является его демонополизация. Наряду с государственным страхованием возникло и развивается страхование, проводимое частными акционерными организациями. Государственное страхование сегодня — это форма страхования, при которой страховщиком выступает организация, учрежденная от имени государства уполномоченным органом. Однако теперь государственный страховщик не может монополизировать проведение не только всех видов страхования, но и отдельных из них. В его деятельности может быть определено лишь приоритетное направление в страховании интересов общегосударственного стратегического значения. Так, в деятельности Республиканского государственного сельскохозяйственного страхового предприятия "Казагрополис" (учредитель Министерство сельского хозяйства РК)приоритетным является обязательное страхование сельскохозяйственного производства, а государственной страховой компании "Казахинстрак" — страхование инвестиций.

Информация о работе Направления совершенствования организации страховой деятельности ТОО