Морское страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:48, контрольная работа

Описание работы

Заключение добровольного договора страхования может быть выполнено только при наличии определенных условий, которые именуются элементами страхуемости. Этих элементов четыре:
1. Наступление события, предусматриваемого договором страхования, должно быть возможным, иначе отпадает необходимость в страховании.
2. Событие должно носить случайный, неожиданный характер, т.е. необходимо, чтобы ни страхуемому, ни страховому обществу, не были заранее известны ни обязательность наступления предполагаемого события, ни время его наступления, ни сила его действия.

Содержание работы

Введение.

1 История развития морского страхования.
2 Современный российский рынок морского страхования: трудности ста-новления и развития, методы их преодоления.

Заключение.

Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Страхование.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание:

 

Введение.  

                                                                                          

1 История развития  морского страхования.      

2 Современный российский рынок морского страхования: трудности становления и развития, методы их преодоления. 

 

Заключение.     

 

Список использованной литературы.          

Введение

 

Нет необходимости доказывать, что сегодня жизнь здравомыслящего  человека и нормальная деятельность хозяйственной или иной организации невозможны без страхования. Любому физическому и юридическому лицу, их имуществу или имущественным интересам может быть нанесен настолько серьезный ущерб, справиться с которым без страхования им будет не под силу.

Несмотря на достижения технического прогресса, благодаря  которым используются современные средства безопасности в различных сферах народного хозяйства, по-прежнему происходят катастрофы и аварии на транспорте, в результате которых гибнут и получают повреждения люди и материальные ценности. Огромные убытки наносятся стихийными бедствиями, землетрясениями, наводнениями, ураганами, оползнями и т. п.

Экономические выгоды страхования  очевидны, так как только страхование является наиболее совершенным и гибким инструментом для полного и быстрого возмещения ущерба и потерь, как от природных явлений, так и от человеческой деятельности.

Вызванное к жизни  развитием международной торговли, страхование стало неотъемлемой частью любой внешнеторговой сделки. Практически все договоры купли-продажи сопровождаются страхованием; варьируется в зависимости от условий каждого контракта лишь то, на ком лежит обязанность заключить договор страхования: на продавце, либо на покупателе. Если же формой сделки эта обязанность не оговорена, то сторона, которая может понести материальные потери от случайной гибели товара в период его транспортировки, заинтересована в страховании в первую очередь. Страхованием объектов внешнеторговых сделок от различного рода опасностей и случайностей обеспечиваются выполнение обязательств хозяйственных организаций по экспорту товаров и защита их имущественных интересов при импорте.

Вместе  с  тем  страхование  как  коммерческая  деятельность специализированных страховых организаций не только служит экономии, но и является дополнительным источником поступления в страну иностранной валюты от продажи услуг. Несмотря на сравнительно невысокие размеры платежей за страхование, составляющие, как правило, доли процента от стоимости товара, валютные поступления от страхования объектов внешнеторгового оборота выражаются в весьма значительных суммах. Представляя, таким образом, интерес для страхователя, страхование небезынтересно и для страховщика. Вот почему цивилизованные страны всегда поддерживали и поддерживают развитие страхового дела в стране и своих страховщиков.

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Страховой фонд неразрывно связан с общественным производством в различных общественно-экономических формациях и выступает в качестве экономического метода восстановления производительных сил, разрушаемых стихийными силами природы или несчастными случаями. Поэтому страховой фонд является экономической необходимостью и представляет собой обязательный элемент общественного воспроизводства в любом обществе.

Заключение добровольного договора страхования может быть выполнено только при наличии определенных условий, которые именуются элементами страхуемости. Этих элементов четыре:

1. Наступление события, предусматриваемого договором страхования, должно быть возможным, иначе отпадает необходимость в страховании.

2. Событие должно носить случайный, неожиданный характер, т.е. необходимо, чтобы ни страхуемому, ни страховому обществу, не были   заранее   известны   ни   обязательность   наступления предполагаемого события, ни время его наступления, ни сила его действия.

3. Опасность случайная для данного  объекта, должна быть доступна статистическому учету, применительно к массе однородных объектов. Страховые взносы находятся в определенном соответствии с обязательствами страховой компании по выплате страхового возмещения.  Размер  этих  взносов  нельзя  установить, без статистических данных, определяющих частоту возникновения опасностей, силу их действия и размер причиняемого ущерба.

4. Опасность  наступления   события,  гибели  или  повреждения  страхуемого объекта не должна зависеть от воли страхуемого или другого заинтересованного лица.

В договоре страхования участвуют, как минимум, две стороны: страховщик    или страхователь.

Морское страхование является комплексным  страхованием. Оно включает в себя большой круг специфических рисков, возникающих при эксплуатации средств  водного транспорта. Эти риски можно разделить на три основные группы:

- страхование каско судов (страхование  морских транспортных и вспомогательных средств их корпусов, машин и оборудования);

- страхование карго (страхование  грузов, перевозимых морским и  иными видами транспорта);

- страхование ответственности  судовладельцев, связанное с возможным причинением ими материального ущерба третьим лицам в результате эксплуатации морских транспортных средств.

 

 

 

 

 

 

1. История развития морского страхования

                                         

Наиболее древним из всех видов страховой деятельности является морское страхование. И  это естественно, поскольку в  древности наиболее широкая и  оживленная торговля происходила по морским путям и потому в большой  мере была подвержена стихии и тем бедствиям, которые та могла принести. Рождение страхования теряется в глубокой древности. Полагают, что страхование от морских опасностей было известно городам Леванта уже в 900-700-х годах до нашей эры. В средние века в Ломбардии и Франции морское страхование существовало уже как развитый институт. Один из законов города Пизы, изданный в 1318 г., ссылается на практику морских портов Флоренции и Генуи. Самый старый известный нам страховой полис был выдан в Генуе 23 октября 1347 г. Этот полис был оформлен в форме заемного письма на сумму 107 фунтов серебра, которую получатель займа обязался возвратить, если корабль "Санта Клара" не прибудет в течение 6 месяцев из Генуи на Майорку. Из текста заемного письма видно, что получатель займа, то есть страховщик принял на себя определенный риск: "Я лично беру на себя риск и ответственность за вышеуказанную сумму денег, пока названное судно не прибудет на Майорку".

С перенесением в начале XVII столетия центра международной торговли из Средиземноморья в Англию и Голландию морское страхование получило там широкое развитие. Из оригинала одного из сохранившихся до наших времен страховых полисов, датированного 20 января 1660 года, видно, что страхованием в те времена покрывались не только грузы, перевозимые из одного порта в другой, но и сами суда, на которых они следовали. В частности, в указанном полисе несколько лондонских купцов приняли на себя в сумме 900 фунтов стерлингов риск гибели судна и перевозимого им различного товара в количестве 250 т от Лиссабона до Венеции по ставке 0,4% страховой премии. Страхованием в отношении судна покрывался риск с момента прибытия судна в Лиссабон, во время стоянки в этом порту, погрузки на него груза, плавания судна до Венеции и стоянки его на якоре в течение 24 часов, а в отношении грузов – до тех пор, пока они не будут выгружены на берег в Венеции.

Полис предусматривал различные морские  и не морские опасности:

нападение пиратов, войны, арест и  конфискацию какими-либо королями, принцами или народами, к какой бы национальности те ни принадлежали, злоумышленные действия капитана и команды, а также все другие потери, убытки и несчастья, которые могли произойти с грузом или судном или их частью.

Из страхового полиса также видно, что ответственность страховщика  ничем не ограничивалась. Страховщиком выступила группа купцов, специально объединившихся для  принятия на   себя данного риска. Объединение  было   чисто случайным и каждый из вошедших в него отвечал за себя той суммой, которую указывал в полисе.

В составленном в Руане и опубликованном в 1761 году сборнике установлении, относящихся к мореплаванию и морской торговле, приведен текст французского страхового полиса 1630 года. Условия и форма полиса аналогичны английским полисам того времени и это дает основание предполагать, что и тот и другие были заимствованы у итальянцев. Аналогичная практика страхования имелась у германских и голландских торговцев на побережьях Северного моря и Балтики.

Развитие морского страхования  в средние века подтверждает тот  факт, что в законодательствах  Испании, Италии и Франции имелись специальные указы (ордонансы) касающиеся сделок, вытекающих из морского страхового договора.

Первая весьма удачная попытка  систематизировать разрозненные страховые  законы была сделана в 1681 году во Франции  в известном морском ордонансе Людовика XIV. По инициативе великого министра Кольберта была произведена кодификация морского права и страхования, результатом чего и явился в 1681 году "Ordonance sur la Marine". Этот ордонанс знаменателен тем, что на его основе развивалось в дальнейшем морское страховое право главнейших европейских государств. Попытки создания своих собственных кодексов не оставляли и другие страны, так, например, в 1847 году были разработаны Гамбургские условия морского страхования, пересмотренные затем в 1867 году. Торговый кодекс послужил прообразом для издания в 1781 году в России Устава купеческого судоходства.

Особый интерес представляет история  морского страхования в Англии, где большую роль в его развитии сыграла своеобразная организация, известная под названием "Английский Ллойд" и являющаяся и по сей день крупнейшей корпорацией страховщиков и страховых брокеров. История возникновения "Ллойда" очень характерна.

В конце XVI века, после гибели Армады (1588 год), стала развиваться морская торговля Англии. Естественным следствием этого явилось перенесение морского страхования из Италии в Лондон. В XVII столетии Ломбардские купцы, переселившиеся в Англию, положили начало здесь морскому страхованию (от них между прочим получила название улица Лондона, центр банковской деятельности - Lombard Street). Ломбардцы прославились в этой деятельности настолько, что морские полисы, выдаваемые в Антверпене, выполнялись, как указывалось в них, согласно обычаям ломбардцев на Ломбардстрит в Лондоне. Первый английский статут, регулировавший морское страхования, был издан в 1601 году.

Полисный формуляр был выработан в собрании 12 января 1779 года и с этого времени не изменял своего содержания. Только одно изменение было произведено в течение столетия, но и оно касалось исключительно подписи полиса, которая в первоначальной редакции гласила – In the Name of God, Amen и в 1850 году была изменена: be it known that. Морской полис. выработанный "Ллойдом", получил через короткое время большую известность, его форма была принята другими страховщиками.

В 1871 г. специальным актом парламента «Ллойд» был преобразован. В него вошли как страховщики, так называемые подписчики (андеррайтеры) «Ллойда», так и не страховщики – брокеры. С этого времени «Ллойд» стал выступать в качестве страховой корпорации. Через 40 лет, в 1911 г. парламент разрешил "Ллойду", помимо морского страхования, заниматься всеми другими видами страхования. Корпорация функционирует так и в наши дни.

Ввиду изменения транспортного  дела в новое время рядом с  первоначальным текстом полиса было создано значительное число полисных оговорок, составивших в общем итоге большой том. Число находившихся в употреблении оговорок возросло до такой степени, что в новейшее время "Институт Лондонских страховщиков" - основанная в 1884 году организация морских страховых обществ, ассоциация Ллойда и страховщиков начали сообща издавать список главнейших оговорок в сжатой форме. Кодификация английского морского права была осуществлена только в 1906 году с изданием Marine Insurance Act.

Морское страхование, его формы, условия развивались вместе с развитием морской торговли и находились в постоянной зависимости от ее потребностей: как только возникала необходимость в страховании новых морских рисков, институт страхования неизбежно и своевременно отвечал                    таким  потребностям. 

 

2 Современный российский рынок морского страхования: трудности становления и развития, методы их преодоления

 

Отечественный рынок  страхования морских рисков находится  сейчас на этапе становления, что  связано с особенностями исторического развития страхового дела в России. 

Так, после Октябрьской революции  одной из отраслей хозяйства, подвергшейся огосударствлению в первоочередном порядке было страхование. Рядом административных актов взамен страхового рынка была сформирована государственная страховая система, состоящая из двух звеньев: организации внутреннего страхования в лице Госстраха и организации внешнего страхования в лице Ингосстраха. Морское страхование было отнесено к компетенции Ингосстраха. Однако перспективы существенного развития страхования судов в СССР отсутствовали, несмотря на то, что Советский Союз вошел в ряды крупнейших морских держав. Это объяснялось главным образом тем, что государственные предприятия морского транспорта несли лишь весьма ограниченную материальную ответственность за аварийные происшествия. Стоимость утраченных основных фондов списывалась с балансов путем уменьшения уставного капитала, а транспортные предприятия самостоятельно оплачивали лишь сравнительно ограниченные расходы на аварийные ремонты. Следовательно, объективной необходимости страховать суда не было.

Информация о работе Морское страхование