Морское страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:09, реферат

Описание работы

В большинстве случаев договор страхования является неотъемлемой частью торговой сделки. При заключении этих сделок решается вопрос о том, кто и за чей счет производит страхование.
В международной торговле при всем многообразии ее форм выработаны основные условия торговли теми или иными товарами, которыми предусматривается механизм образования цены товара и обязательства, принимаемые на себя сторонами в этой сделке

Содержание работы

1. СТРАХОВАНИЕ КАРГО
2. РИСКИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ МОРЕМ
3. СТРАХОВАЯ СУММА И СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ
4. ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Морское страхование-Реф.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ

ФАКУЛЬТЕТ МОРСКОГО ПРАВА И МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «МОРСКОЕ СТРАХОВАНИЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одесса 2013

ПЛАН:

 

1. СТРАХОВАНИЕ КАРГО

2. РИСКИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ МОРЕМ

3. СТРАХОВАЯ СУММА И СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ

4. ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.СТРАХОВАНИЕ КАРГО

   В большинстве случаев договор страхования является неотъемлемой частью торговой сделки. При заключении этих сделок решается вопрос о том, кто и за чей счет производит страхование.

   В международной торговле при всем многообразии ее форм выработаны основные условия торговли теми или иными товарами, которыми предусматривается механизм образования цены товара и обязательства, принимаемые на себя сторонами в этой сделке.

   Наиболее распространенными являются четыре основных условия, на которых заключаются торговые сделки, обозначаемые аббревиатурами: СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС.

   Сделка СИФ (cost, insurance, freight — стоимость товара, страхование и фрахт) — это особый вид контракта, в котором на специальных основаниях решаются основные вопросы купли-продажи: момент перехода на покупателя риска случайной гибели, повреждения или недостачи товара, действия продавца, порядок расчетов и другие вопросы.

При продаже товара на условиях СИФ продавец обязан доставить  груз в порт отгрузки, погрузить  его на борт судна, зафрахтовать тоннаж и оплатить фрахт, застраховать груз от морских рисков на все время перевозки до сдачи его перевозчиком покупателю, и выслать покупателю все необходимые документы об отправке. По сделке СИФ от продавца не требуется физической передачи товара покупателю, а только пересылка ему всех товаросопроводительных документов по этой сделке. Имея документы, покупатель может распоряжаться дальнейшей судьбой груза до его получения.

   Сделки КАФ получили свое название от начальных букв английских слов "стоимость" и "фрахт" (cost and freight). По сделке КАФ продавец должен заключить за свой счет договор морской перевозки до места назначения, указанного в контракте, и доставить груз на борт судна. Обязанность страхования лежит на покупателе.

   Сделки ФОБ получили свое название от английского выражения «свободно на борту» (free on board). По условиям этого вида сделок продавец обязан погрузить товар на борт судна, которое должен зафрахтовать покупатель. Он же должен застраховать товар на время перевозки, обычно от внутреннего пункта до порта погрузки и далее до конечного пункта назначения.

   Сделки ФАС — от английского выражения «свободно вдоль борта или свободно вдоль борта судна» (free along side). Содержание сделок на условиях ФАС аналогично условиям ФОБ с той разницей, что по условиям сделки ФОБ продавец обязан погрузить груз на судно, а товар переходит на риск покупателя с момента пересечения борта судна, а по сделке ФАС продавец доставляет груз на причал к борту судна и дальнейшая ответственность за груз с него снимается.

   В соответствии со стандартными условиями Института лондонских страховщиков предусмотрены следующие виды страхования грузов:

  • с ответственностью за все риски;
  • с ответственностью за частную аварию;
  • без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения.

   Условие страхования "с ответственностью за частную аварию", в отличие от первого, имеет твердый перечень рисков, по которым страховщик несет ответственность. Естественно, объем ответственности страховщика здесь меньше. Из ответственности по этому условию точно также исключаются риски, которые не покрываются условием "все риски".

   Первое из этих условий является наиболее широким, но не покрывает все риски. Из этих условий исключаются повреждение и гибель груза от всякого рода военных действий, орудий войны, пиратских действий, конфискации, ареста или уничтожения по требованию властей (эти риски могут быть застрахованы за дополнительную плату); исключаются риски радиации, умысла и грубой неосторожности страхователя или его представителей, нарушения установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов, несоответствия упаковки; влияние трюмного воздуха или особых свойств груза; огня или взрыва, если без ведома страховщика на судно одновременно были погружены вещества, опасные в отношении взрыва и самовозгорания; недостачи груза при целости наружной упаковки, повреждение груза грызунами, червями, насекомыми; замедления в доставке груза и падения цен.

   Условие страхования "с ответственностью за частную аварию", в отличие от первого, имеет твердый перечень рисков, по которым страховщик несет ответственность. При этом объем ответственности страховщика здесь меньше. Из ответственности по этому условию точно также исключаются риски, которые не покрываются условием "все риски".

   Условие страхования "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения" — по перечню страховых случаев, при которых подлежат оплате убытки, и по совокупности исключений из страхового покрытия в целом совпадают с условиями "с ответственностью за частную аварию". Кроме того, по данному условию страховщик несет ответственность только за случаи полной гибели всего или части груза, а за повреждение груза отвечает лишь в случае какого-либо происшествия с транспортным средством (судном).

При всех трех условиях страховщик возмещает убытки и расходы по общей аварии, возмещает необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза и по уменьшению убытка.

   Термин "авария" подразумевает любые поломки, которые могут произойти с оборудованием и сооружениями на суше; с транспортными средствами на море: поломки, взрывы, пожары, столкновения судов, посадка на мель и т. п. В морском праве под аварией понимается не само происшествие, а убытки и расходы, причиненные этим происшествием морскому предприятию. Эти убытки делятся на убытки общей аварии, которые распределяются между всеми участниками морского предприятия, и частной аварии, которые падают на владельца поврежденного имущества.

   Под общей аварией понимается страховой случай, который характеризуется общностью опасности для транспортного средства и груза. В результате для спасения транспортного средства людей приходится добровольно пожертвовать грузом или его частью. Экономические последствия общей аварии заключаются в том, что стоимость ущерба должна быть разделена между владельцами груза, транспортного средства и перевозчиком, а следовательно, между их страховщиками, пропорционально их долям в общей страховой стоимости.

Частная авария — это страховой случай, в результате которого страдают имущественные интересы только одного из участников транспортного процесса, и ущерб возмещается только его страховщиком.

   Убытком по общей аварии признаются убытки, понесенные вследствие разумных и чрезвычайных расходов, взносов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимых на судне грузов от общей для них опасности, произведенных намеренно.

   Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая обычны при любом виде страхования. Различие заключается лишь в необходимости выполнения ряда формальностей и представления различных по характеру документов в подтверждение наличия страхового случая.

   В случае какого-либо происшествия во время рейса, связанного со стихийными силами, капитан судна для снятия с себя ответственности за возможные повреждения в грузе или на судне в первом же порту прибытия заявляет компетентному государственному органу морской протест с изложением важнейших обстоятельств морского происшествия и мер, принятых командованием судна для предотвращения возможных неблагоприятных последствий такого происшествия. Таким образом, в этом заявлении капитан доказывает, что экипажем принимались все меры для благополучного завершения рейса и сохранности груза, а если это не удалось, то виной этому стихийные силы природы, и капитан протестует против всех претензий, которые могут быть предъявлены к нему или к судовладельцу.

   Судовой журнал — документ, в котором капитан или вахтенный помощник в хронологическом порядке заносят все факты и обстоятельства, относящиеся к регламенту на судне (о самом судне, грузе, экипаже и пр.). По машинному отделению ведется отдельный журнал, где регистрируются работы машин, полученные и исполненные команды.

   При определении наличия общей аварии все эти документы имеют решающее значение.

 

 

 

При страховании  груза или ожидаемой прибыли  страховщик не несет ответственности  за убытки, если докажет, что они  причинены:

 

  • умышленно или по грубой неосторожности отправителя или получателя либо его представителя;
  • вследствие естественных свойств груза (порчи, убыли, ржавчины, плесени, утечки, поломки, самовозгорания или других);
  • вследствие ненадлежащей упаковки.

Страховщик не несет ответственности за убытки вследствие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, если иное не предусмотрено договором страхования. Кроме того, страховщик не отвечает за убытки, возникшие вследствие военных или пиратских действий, народных волнений, забастовок, а также конфискации, реквизиции, ареста либо уничтожения судна или груза по требованию соответствующих властей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.РИСКИ  ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ МОРЕМ

    Транспортировка любого груза на любые расстояние может заключать в себе риски. На возникновение рисков влияет множество факторов, таких как погодные условия, правильность погрузки, правильность упаковки и другие.

    Наиболее вероятно возникновение рисков при перевозке морским транспортом. Это связано с тем, что транспортировка водными видами транспорта наиболее длительная из всех других видов.

   Самым основным и вероятным риском, который невозможно предугадать – это непреодолимая сила природы, которая выражается возникновением цунами, а также подводными извержениями вулканов. Также к рискам относятся опасности и случайности на водной территории, влияние которых можно предотвратить, в случае возникновения, но невозможно предвидеть – это такие явления, как посадка судна на мель.

   В данном варианте, мель бывает не обозначена в локационных картах. Также к вероятным рискам стоит отнести пожары, возникающие не по вине перевозчика и военные действия. Отдельным пунктом можно выделить такое массовое мероприятие, как забастовка в портах, когда не представляется возможным выдать и доставить груз адресату.

   Не исключена возможность возникновения навигационных ошибок при транспортировке грузов в международном сообщении. Навигационными ошибками считаются непрофессиональные действия или упущения капитана, а также других лиц экипажа, в том числе и лоцмана в судовождении.

   Также возможно возникновение рисков, связанных с коммерческими ошибками, которые подразумевают под собой упущения в процессе приема, погрузки, размещения, сохранения, выгрузки или сдачи груза.

   К возможным рискам относится утрата или недостача груза по прибытию в пункт назначения. В таких случаях перевозчик не только возмещает общую стоимость всего груза, но и полную стоимость перевозки.

   Возможны инциденты, когда перевозчик, в процессе транспортировки, воспользовался грузом для своих производственных нужд, в данном случае речь может идти о горючем топливе, либо пищевых продуктах. Если такое действие было обнаружено и подтверждено, то перевозчик должен возместить стоимость груза в двойном размере.

   Стоит отметить также вероятность того, что при международных перевозках судно могут захватить пираты. В таких случаях возможны случаи, когда выкуп представлен в виде пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого груза от общей для них опасности. Часть этих пожертвований представлена в виде товара клиента. Такие убытки носят название - общая авария.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СТРАХОВАЯ  СУММА И СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ

    Страховая сумма — определённая договором страхования или установленная законом денежная сумма, в пределах которой страховщик при наступлении страхового случая обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования, или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования. Страховая сумма соответствует максимальному размеру обязательства страховщика по страховой выплате страхователю или третьему лицу, имеющему право на её получение. Исходя из страховой суммы устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты, если договором или законодательными актами Российской Федерации не предусмотрено иное. Страховая сумма является существенным условием договора страхования.

     Способы определения страховой суммы:

Размер и  порядок установления страховой суммы считаются важнейшими условиями договора, которые оказывают влияние на величину страховой премии, определяют возможность принятия риска на страхование, необходимость заключения страховщиком договоров перестрахования или сострахования. При отсутствии значительных средств страховых резервов и/или невозможности перестраховать риски страховщик может отказаться от заключения договора страхования на страховую сумму, превышающую его возможности.

Информация о работе Морское страхование