Фонд социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 09:55, реферат

Описание работы

В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики и политической структуры российского общества предметом пристального внимания ученых и практиков стала система государственного социального страхования. Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения, она становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому - генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой советской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-экономическим и производным от них реалиям.

Файлы: 1 файл

Финансы.Фонд социального страхования РФ.docx

— 113.27 Кб (Скачать файл)

 

Основные виды выплат, производимых ФСС в 2008 году, отражены в Приложении 1.

 

Итак, проанализировав расходную  часть Фонда, можно сделать следующие  выводы и сформулировать следующие  недостатки:

 

1) До настоящего времени  нормативно не урегулирован вопрос  перехода к Российской Федерации  обязательств по возмещению вреда  гражданам вне рамок обязательного  социального страхования от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний в  случае ликвидации причинителя вреда.

 

2) В расходы ФСС по  социальному страхованию от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний в  2007 -2008 годах включен вид расходов  на разработку и обеспечение  реализации системы мероприятий  по снижению профессионального  риска застрахованного по обязательному  социальному страхованию от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний и  оптимизации страховых тарифов.  Однако включение этого вида  расходов в расходы ФСС по  социальному страхованию от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний не  увязано с Федеральным законом  № 125-ФЗ «Об обязательном социальном  страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний».

 

3) Расходы Фонда на выплату  пособий при рождении ребенка,  пособий по уходу за ребенком  до достижения им возраста  полутора лет, единовременных  пособий женщинам, вставшим на  учет в медицинских учреждениях  в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в  соответствии с действующими  законодательными нормами без  индексации.

 

4) Размер социального пособия  на погребение, установленный Федеральным  законом от 12 января 1996 года №  8-ФЗ «О погребении и похоронном  деле» в сумме 1,0 тыс. рублей, не индексировался с 2000 года.

 

5) Не в полном объеме  учтена потребность ФСС в средствах,  выделяемых из федерального бюджета,  на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезноортопедических изделий.

 

В соответствии с этими  недочетами, можно предложить следующие  пути преодоления проблем:

 

1) Рассмотреть вопрос об  индексации пособий по уходу  за ребенком до достижения  им возраста полутора лет, пособий  при рождении ребенка, пособий  женщинам, вставшим на учет в  медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, а также вопрос об индексации пособия на погребение.

 

2) Увеличить объем средств  федерального бюджета, выделяемых  Фонду на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезноортопедических изделий.

 

3) В целях реализации  положений статьи 8 Федерального  закона «Об основах обязательного  социального страхования», предусматривающей  страховое обеспечение по виду  обязательного социального страхования  «Оплата путевок на санаторно-курортное  лечение и оздоровление работников  и членов их семей», изыскать  возможность осуществления финансирования  санаторно-курортного лечения работников. А также принятие в целях  законодательного обеспечения прав  граждан в области санаторно-курортного  лечения соответствующего федерального  закона.

 

4) Рассмотреть вопрос о  внесении изменений в Федеральный  закон «Об обязательном социальном  страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний», позволяющих Фонду  финансировать расходы на разработку  и обеспечение реализации системы  мероприятий по снижению профессионального  риска застрахованного по обязательному  социальному страхованию от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний и  оптимизации страховых тарифов  за счет средств обязательного  социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

5) Реализация требований  законодательства по принятию  нормативных правовых актов, связанных  с переходом к Российской Федерации  обязательств ликвидируемых причинителей вреда перед гражданами, возмещение вреда которым осуществляется вне рамок системы обязательного социального страхования.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества. Его формы и задачи меняются в  соответствии с социально-политической и экономической ситуацией в  обществе. Это относится в равной степени и к нынешнему переходному  этапу развития страны. Государственное  социальное страхование - объективная  необходимость. Обоснованная система  социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

 

Система социального страхования  все более активно используется как высокоэффективный механизм социальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности  их трудового стажа, хотя эти факторы  продолжают играть заметную роль при  определении размеров отдельных  пособий, превышающих основной минимум.

 

Социальное страхование  включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов  работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев.

 

В России обязательное государственное  социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:

 

−  Пенсионным;

 

−  Фондом обязательного  медицинского страхования;

 

−  Фондом социального  страхования.

 

При исследовании динамики доходов  и расходов Фонда социального  страхования за период 2006-2008 гг. было выявлено, что в 2006 гг. бюджет ФСС  был профицитным, а начиная с 2007 г. наблюдается его дефицит. Это обусловлено, прежде всего: увеличением дефицита средств на обязательное социальное страхование по страхователям, перешедшим на специальные налоговые режимы; увеличением (с учетом индексации) максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам; государственных пособий гражданам, имеющим детей; социального пособия на погребение.

 

Доходы Фонда социального  страхования формируются в основном за счет поступлений от обязательного  социального страхования. Наименьшую долю поступлений в бюджет Фонда  составляют межбюджетные трансферты из средств Фонда обязательного  медицинского страхования.

 

Наибольший удельный вес  в расходах Фонда социального  страхования Российской Федерации  занимают непосредственно выплаты  по социальному страхованию.

 

Выявлены следующие недостатки ФСС:

 

- расходы на выплату  пособий при рождении ребенка,  пособий по уходу за ребенком  до достижения им возраста 1,5 лет,  единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки  беременности, предусмотрены в размерах  в соответствии с действующими  законодательными нормами без  индексации;

 

- размер социального пособия  на погребение в сумме 1,0 тыс.  руб., не индексировался с 2000 г.;

 

- недостаточность средств  федерального бюджета, выделяемых  Фонду на обеспечение инвалидов  техническими средствами реабилитации

 

Действующая в России система  социального страхования до сих  пор сохраняет черты, в большей  степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% фонда оплаты труда) уровень  большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом  вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует  реальное разделение системы социального  страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования - социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов - эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной зашиты населения. Это во многом объясняет массовую незаинтересованность занятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками, и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.

 

Ключевые проблемы социального  страхования в России (в первую очередь, недостаток получаемых доходов  на фоне резкого увеличения финансирования основных социальных программ, вызвавший  дефицит бюджета ФСС) следует  решать не через сокращение расходных  статей бюджета или поиска новых  источников доходов, а по средствам  постепенного законодательного изменения  системы социального страхования  России в целом.

 

Необходимо разработать  среднесрочную программу мер  с целью завершения в ближайшие 5 - 8 лет формирования системы социального  страхования в России в увязке ее с реформами в системе заработной платы и налоговой системе. Такая  программа мер позволит обеспечить преемственность и последовательность в работе правительства, министерств, ведомств.

 

В числе первостепенных задач  Правительства - совершенствование  законов по социальному страхованию и обеспечению, их гармонизация с другими видами права - трудовым, гражданским, финансовым и административным, снятие существующих законодательных противоречий между ними.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской  Федерации от 12.12. 1993.

 

2. Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ

 

3. Налоговый кодекс Российской  Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.07.2009)

 

4. Федеральный закон " Об основах обязательного социального  страхования" от 16.07. 1999 г. №165 - ФЗ. Собрание законодательства Российской  Федерации. 1999. №29.

 

5. Федеральный закон "О  порядке установления размеров  стипендий и социальных выплат  в Российской Федерации" от 07.08. 2000 г. №122-ФЗ.

 

6. Федеральный закон «О  бюджете Фонда социального страхования  Российской Федерации на 2008 год  и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 21.07.2007 г. №183-ФЗ

 

7. Федеральный закон «О  бюджете Фонда социального страхования  Российской Федерации на 2009 год  и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 25.11.2008 г. №216-ФЗ

 

8. Указ Президента РФ  «О фонде социального страхования  Российской Федерации» от 7 августа  1992 г. №822

 

9. Постановление Правительства  РФ «О фонде социального страхования  Российской Федерации» от 12 февраля  1994г. №101

 

10. Бабич А.М., Егоров Е.В.  и др. Социальное страхование  в России и за рубежом. - М.: РАГС, 1998.

 

11. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального  страхования. Учебное пособие. - М.: МГТУ, 1999.

 

12. Бугаев Ю.С. О некоторых  проблемах и перспективах социального  страхования в России. // Финансы  – 2005. - № 3

 

13. Верховцев А.В. Государственное и социальное страхование. М.: ИНФРА-М, 1999.

 

14. Волгина Н.А. Социальная  политика. Учебное пособие. - М.: Издательство "Экзамен" 2003.

 

15. Ильюхина Т.М. Виды пособий по обязательному социальному страхованию. // Вестник государственного социального страхования. Социальный мир. - 2003. - № 7.

 

16. Кадомцева С.В. Экономические  основы системы социальной защиты. М., 1997.

 

17. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учеб. - М.: ИФРА-М, 2003.

 

18. Роик В. Социальное страхование в России: проблемы и пути их решения // Страховое дело.-1999.-N1.-С.3-11.

 

19. Роик В. Социальное страхование-составляющая социальной политики // Человек и труд.-1998.-N12.-С.55-58.

 

20. Социальная политика: реформы  социального страхования // Общество  и экономика - 2002. - № 10-11.

 

21. Сулейманова Г.В. Социальное  обеспечение и социальное страхование.  – М.: Экспертное бюро, 1997

 

22. Уколов Е.Ф. Социальная  политика государства. Издательство  М.: «Луч», 1997.

 

23. Федотов Д.Ю. О формировании  доходов внебюджетных фондов  России.// Финансы - 2003 - № 7

 

24. Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие – М.: Инфра – М, 2001

 

25. Якушев Л.П. Социальная  защита. Учебное пособие – М., 1998

 

26. Официальный сайт Фонда  Социального Страхования - http://www.fss.ru

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1. Выплаты, производимые Фондом социального страхования  в 2008 году№ п/п Вид Размер

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

1 Пособие по временной нетрудоспособности 

При заболевании или травме застрахованного, в том числе  в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения – выплата пособия за счет средств  Фонда производится с третьего дня, в остальных случаях – с  первого дня нетрудоспособности при страховом стаже 

 

до 5 лет – 60%,

 

от 5 до 8 лет – 80%,

 

8 и более лет – 100 % среднего заработка, 

 

но не свыше 18 720 рублей в  месяц.

 

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев - в  размере, не превышающем за полный календарный  месяц минимального размера оплаты труда

2 Пособие по беременности и родам 

Для женщин, работающих по трудовым договорам – в размере 100 % среднего заработка, но не свыше 25 390 рублей в  месяц.

 

Для женщин, уволенных в  связи с ликвидацией организаций  – 359,70 рублей в месяц.

 

Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее 6 месяцев - в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда

3 Пособие при усыновлении ребенка В размере среднего заработка, но не свыше 25 390 рублей в месяц (определяется по правилам, установленным для выплаты пособия по беременности и родам)

Информация о работе Фонд социального страхования