Фонд социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 09:55, реферат

Описание работы

В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики и политической структуры российского общества предметом пристального внимания ученых и практиков стала система государственного социального страхования. Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения, она становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому - генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой советской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-экономическим и производным от них реалиям.

Файлы: 1 файл

Финансы.Фонд социального страхования РФ.docx

— 113.27 Кб (Скачать файл)

 

Расходы на санаторно-курортное  обслуживание должны производиться  страхователем в пределах норматива, установленного ему исполнительным органом Фонда на календарный  год.

 

Оплата путевок на санаторно-курортное  лечение, в учреждения отдыха, санатории - профилактории, санаторные и оздоровительные  лагеря для детей и юношества, на лечебное (диетическое) питание производится по счетам организаций, в которых  они приобретены.

 

Порядок частичного финансирования санаториев - профилакториев, детских  оздоровительных лагерей, детско-юношеских  спортивных школ определяется исполнительным органом Фонда, в котором зарегистрирован  страхователь, согласно представленным сметам.

 

Расходы на административные, хозяйственные и иные цели, связанные  с деятельностью Фонда, его исполнительных органов осуществляются по смете  в пределах ассигнований, предусмотренных  соответствующими бюджетами.

 

На текущие счета исполнительных органов фонда зачисляются суммы, полученные в порядке финансирования с текущих счетов вышестоящих  органов фонда, отчислений с транзитных счетов, а также в порядке расчетов исполнительных органов фонда с  организациями. С текущих счетов исполнительные органы фонда производят все расходы согласно утвержденным в установленном порядке бюджетам и сметам.

 

Страхователь не вправе приостанавливать выплату пособий по государственному социальному страхованию и в  том случае, когда фактические  расходы превышают сумму начисленных  страховых взносов. Если сумма фактических  расходов по социальному страхованию  превышает сумму начисленных  страховых взносов, недостающая  сумма возмещается в десятидневный  срок по получении от страхователя расчетной ведомости за отчетный квартал путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа фонда на расчетный или текущий счет страхователя.

 

Расходы на санаторно-курортное  обслуживание производятся страхователем  в пределах норматива, установленного ему исполнительным органом фонда  на календарный год. Оплата путевок  на санаторно-курортное лечение, в  учреждения отдыха, санатории-профилактории, санаторные и оздоровительные лагеря для детей и юношества, на лечебное (диетическое) питание производится по счетам организаций, в которых  они приобретены. По мере выдачи путевок  на санаторно-курортное лечение  и отдых страхователи относят  их стоимость на расходы по государственному социальному страхованию. Порядок  частичного финансирования санаториев-профилакториев, детских оздоровительных лагерей, детско-юношеских спортивных школ определяется исполнительным органом фонда, в  котором зарегистрирован страхователь, согласно представленным сметам.

 

Страхователи ведут учет:

 

−  сумм начисленных страховых  взносов и других платежей в бюджет фонда;

 

−   сумм произведенных  расходов по их видам;

 

−  сумм произведенных  платежей в счет начисленных страховых  взносов;

 

−  расчетов по средствам  социального страхования с исполнительным органом фонда, в котором они  зарегистрированы.

 

Финансовые отчеты об исполнении бюджета фонда составляются ежеквартально.

 

Порядок расчета сумм единого  социального налога, зачисляемого в  ФСС, в целом аналогичен порядку, применяемому для Пенсионного фонда  Российской Федерации. Ставки единого  социального налога, зачисляемого в  Фонд социального страхования (ст. 241 НК РФ), так же, как и для других внебюджетных фондов, дифференцированы по регрессивной шкале в зависимости  от размера оплаты труда застрахованных работников. С 2005 г. основная ставка зачисления части единого социального налога в Фонд социального страхования Российской федерации снижена с 4 до 3,2%.

 

Отчисления от сельхозналога, единого налога при упрощенной системе  налогообложения, единого налога на вмененный доход поступают от предпринимателей, юридических или  физических лиц, если их доход получен  от деятельности, на которую распространяются указанные специальные налоговые  режимы. Процент отчисления от этих налогов в Фонд социального страхования  Российской Федерации устанавливается  налоговым и бюджетным законодательством.

 

С 2003 г. у индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников, есть возможность осуществлять добровольные страховые взносы в Фонд социального  страхования Российской Федерации  для получения пособий при  временной нетрудоспособности, а  также по беременности и родам.

 

При ликвидации юридических  лиц — страхователей по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний они вносят в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированные платежи.

 

Размер субвенций из федерального бюджета Фонду социального страхования  Российской Федерации определяется ежегодно федеральным законом о  федеральном бюджете на соответствующий  год.

 

В соответствии с Положением о Фонде социального страхования  Российской Федерации временно свободные  денежные средства Фонда могут инвестироваться  в банковские депозиты и ликвидные  ценные бумаги. В 2002 г. утвержден порядок  формирования и размещения резерва  по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому средства резерва размещаются  в высоколиквидные государственные  ценные бумаги.

 

Особенностью функционирования Фонда социального страхования  Российской Федерации является использование  принципа децентрализованного управления средствами социального страхования, предполагающего выплату пособий  и оплату путевок (полную или частичную) непосредственно в организации  за счет начисленных сумм. С этой целью в организациях создаются  комиссии или действует уполномоченный по социальному страхованию, причем работодатели перечисляют единый социальный налог лишь в сумме, оставшейся после  выплаты пособий и оплаты путевок. При недостатке начисленных сумм страховых взносов или единого  социального налога для выплаты  пособий организация получает субсидию из отделения Фонда.

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И  РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

 

Бюджет Фонда и отчет  о его исполнении утверждаются Правительством Российской Федерации, а бюджеты  региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем  Фонда.

 

2.1 Анализ динамики и  структуры доходов Фонда социального  страхования

 

Поскольку главным фактором для формирования прибыли является объем и качество доходов, необходим  всесторонний анализ динамики и структуры  доходов.

 

Задачи анализа динамики и структуры доходов организации  заключаются в оценке их объема и  структуры, динамики доходных составляющих, оценке уровня доходов на единицу  активов, определении степени влияния  факторов на общую величину доходов  и анализе доходов, полученных от отдельных видов операций.

 

Динамика доходов Фонда  социального страхования представлена в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 Динамика доходов  ФСС за период 2006-2008 гг.Статьи доходов Сумма (млрд. руб.) Отклонение +/- 

2006 Уд.вес (%) 2007 Уд.вес (%) 2008 Уд.вес (%) 

07-06 08-07 

обязательное социальное страхование 152,0 69,4 190,1 64,4 217,4 71,1 +38,1 +27,3 

обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний 39,3 18 48,5 16,4 44,5 14,6 +9,2 -4 

передаваемые бюджету  Фонда средства на исполнение государственных  функций из федерального бюджета 14,6 6,7 41,7 14,1 27,2 8,9 +27,1 -14,5 

передаваемые бюджету  Фонда средства на исполнение государственных  функций из бюджета ФОМС 12,9 5,9 15,1 5,1 16,6 5,4 +2,2 +1,5 

Итого 218,9 295,4 305,7 +76,5 +10,3 

 

 

Как видно из таблицы, темп роста доходов по всем статьям  в период 2007-2008 гг. значительно сократился по сравнению с периодом 2006-2007 гг.

 

В 2007 году наблюдается повышение  доходов от обязательного социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний, что обусловлено не только фактическим ростом фонда  оплаты труда, но также высоким коэффициентом  полноты сбора страховых взносов (коэффициент сбора по страховых  взносам составил 98,9% при запланированных 98%). В 2008 году доходы от этой статьи сократились. Это связано с использованием более низких тарифов и поступлений от пеней и штрафов.

 

В 2008 году значительно сократились  межбюджетные трансферты из федерального бюджета по сравнению с 2007 г., так  как в 2007 году произошло увеличение налоговых доходов Фонда.

 

Как видно из рисунка, на протяжении всего периода исследования наибольшую часть доходов Фонду приносили  поступления от обязательного социального  страхования, наименьшую – межбюджетные трансферты из бюджета ФОМС.

 

В складывающейся ситуации согласно расчетам уменьшается эффективная  ставка единого социального налога (ЕСН), являющегося основным видом  доходов по обязательному социальному  страхованию, которая составила  в 2006 году 2,51 %, в 2007 году - 2,48 % и в 2008 году - 2,37 % при предельной ставке, установленной  Налоговым кодексом Российской Федерации 2,9%.

 

 

 

Рис. 2.1. Доходы ФСС за период 2006-2008 гг.

 

Отставание размера доходов  ЕСН в части, зачисляемой в  Фонд, в сравнении с увеличением  фонда оплаты труда вызвано действием  регрессивной шкалы налогообложения  и значительным ростом количества страхователей-налогоплательщиков, переходящих на специальные режимы налогообложения. Наибольшую долю доходной части бюджета ФСС занимают доходы от обязательного социального страхования, а наименьшую – доходы от межбюджетных трансфертов Фонда обязательного  медицинского страхования.

 

Поступление налогов на совокупный доход (доход от налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые  режимы) в бюджет ФСС произошло  в 2006-2008 годах, соответственно, в суммах 8678768,6 тыс. рублей (на 23,1 % больше, чем  предусматривалось в 2005 году), 10287627,8 тыс. рублей и 12203894,7 тыс. рублей.

 

Доходы бюджета ФСС  в 2007 году выросли на 76,5 млрд. рублей по сравнению с 2006 годом, в том  числе по обязательному социальному  страхованию - на 38,1 млрд. рублей, по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - на 9,2 млрд. рублей. Рост поступлений  в ФСС по последнему пункту объясняется  увеличением выплат в пользу работников, на которые начисляются страховые  взносы. Доходы от межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета увеличились  в 2007 году на 27,1 млрд. рублей, из Фонда  обязательного медицинского страхования  – на 2,2 млрд. рублей по сравнению  с 2006 годом.

 

Расчет отчислений в доходы ФСС страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2007 год произведен исходя из фонда оплаты труда - 7289,0 млрд. рублей, скорректированного на 3,57 % за счет разницы сумм фонда оплаты труда, с которого уплачиваются страховые  взносы по этому виду страхования, начисленного в декабре 2006 года и в декабре 2007 года, и в связи с неначислением страховых взносов на некоторые виды оплаты труда и вознаграждений за труд по договорам гражданско-правового характера. Среднегодовой уровень сбора страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принят в размере 98,0 % с учетом поступлений в счет погашения задолженности по страховым взносам.

 

Одним из источников налоговых  поступлений в доходы Фонда являются отчисления от платежей страхователей, переведенных на специальные налоговые  режимы налогообложения (единый налог, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог  на вмененный доход для отдельных  видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог). Всего по состоянию на 01.01.2007 г. было зарегистрировано 43 тыс. страхователей, что на 22,1% больше по сравнению с 2006г. Количество страхователей, переведенных на уплату Единого налога на вмененный  доход, увеличилось на 7,45% по сравнению  с 2006г. Поступления недоимки, пеней  и штрафов по взносам в ФСС  в 2007 году определены в сумме 500млн. руб., или 84,7 % к уровню 2006 года. Эти  средства предполагается получить в  результате мобилизации просроченной задолженности страхователей по страховым взносам, сложившейся  на 1 января 2001 г.

 

Доходы бюджета ФСС  в 2008 году выросли на 10,3 млрд. рублей по сравнению с 2007 годом, в том  числе по обязательному социальному  страхованию - на 27,3 млрд. рублей. Доходы по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  сократились на 4 млрд. рублей по сравнению  с 2007 годом. Также в 2008 году произошло  сокращение поступлений в Фонд социального  страхования межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета на 14,5 млрд. рублей. Это объясняется растущим дефицитом бюджета. В то же время  доходы от межбюджетных трансфертов  из Фонда социального страхования  увеличились в 2008 году по сравнению  с 2007 годом на 1,5 млрд. рублей.

 

В 2008 году увеличены объемы средств, перечисляемые в бюджет из федерального бюджета, на выплату  пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет  гражданам, не подлежащим обязательному  социальному страхованию, на 16,79 млрд. рублей. В целом объем средств, перечисляемых в бюджет ФСС из федерального бюджета на эти цели, составил в 2008 году 34,03 млрд. рублей.

 

Наибольшие доходы в Фонд социального страхования наблюдаются  в 2008 году – 305,7 млрд. рублей.

 

Снижение фонда оплаты труда 4 квартала в связи с финансовым кризисом и рост числа страхователей, применяющих специальные налоговые  режимы (на 8,5 %) - всё это привело  к тому, что по итогам 2008 года произошло  снижение доходов от единого социального  налога. В 2008 году Фонд за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществлял организацию и финансирование углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными факторами, израсходовав на эти цели 2 млрд. рублей. В целом по стране в рамках этой программы медосмотры прошли более 3 миллионов человек.

Информация о работе Фонд социального страхования