Фонд социального страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Целью проведенного исследования является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда и его место в бюджетной системе России.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю развития Фонда социального страхования Российской Федерации;
- определить организацию социально страхования;
- проанализировать бюджет ФСС

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ…………………………………….5
Сущность и содержание страхования………………………………...10
Роль страхования в современном обществе………………………….15
ГЛАВА 2.ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ………………...16
2.1.История создания фонда социального страхования в России…………24
2.2.Содержание, функции и организация социального страхования……...29
Глава 3.НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ………………………………………………………….30
3.1. Прогнозная деятельность фонда социального страхования…………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.08 Кб (Скачать файл)

В научной литературе страхование рассматривается не только как экономическая, но и как правовая категория, т. к. общественные отношения, возникающие при создании и использовании страхового фонда, опосредуются нормами права.

Принципы и методы организации  социального страхования.

Несмотря на разнообразие конкретных видов и способов осуществления  социального страхования его  организация базируется на применении двух основных принципов, которые закладывают  различные подходы к формированию и управлению страховых фондов.

1.Степень государственного  участия в формировании фондов  социального страхования. По этому  принципу различают государственные  и коллективные схемы социального  страхования. В схемах государственного  социального страхования государство  полностью владеет и управляет  страховыми фондами, отчуждая  финансовые средства от страхователей  и застрахованных. При коллективном  социальном страховании государство  только контролирует соблюдение законодательно установленных правил, оставляя страховые фонды и оперативное управление системой на ответственности страхователей и страховщиков.

2.Автономность финансовых  средств. В социальном страховании  используется два типа страховых  фондов: ассоциированные с государственным  бюджетом и внебюджетные. В первом  случае финансовые средства не  автономны и могут быть заимствованы  для других государственных потребностей. Во втором - формирование и использование фондов имеет строго целевое назначение. Автономные фонды могут быть государственными и негосударственными, управляться на принципах траста или взаимного страхования. Доверительное управление на практике осуществляют страховые организации, управляющие инвестиционные компании, пенсионные или провидентные фонды.

Организационные принципы формирования социального страхования определяются больше национальными, историческими  и политическими традициями, чем  финансовой целесообразностью.

Функциональная(отраслевая) организация социального страхования – это структура видов компенсации и социального ущерба, выражающие целевое распределение страховых средств в соответствии с общественно признанной необходимостью и мерой покрытия отдельных групп социальных рисков.

В соответствии с природой социальных рисков, характером их действий и последствиями для человека исторически формировались отдельные  отрасли социального страхования, которые затем объединялись государством в единую систему.

Развитие отдельных отраслей в рамках общей системы определяется тремя важными факторами:

-уровнем проявления социального  риска в обществе;

-степенью потери дохода, полной утраты или его частичного  снижения в результате действия  риска;

-мерой покрытия риска,  предлагаемой обществом и государством  исходя из современных целей  общесоциальной политики.

Функциональная классификация  социального страхования представлена в настоящее время пятью отраслями:

-медицинское(больничное) страхование,  покрывающее риск временной нетрудоспособности  при болезни, травме, беременности  и родах, уходе за детьми;

-пенсионное страхование,  покрывающее риск постоянной  нетрудоспособности, потери кормильца  семьи при старости, инвалидности, и смерти главы семьи;

-страхование от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний, покрывающее  риск и временной, и постоянной  нетрудоспособности и потери  кормильца семьи, но наступивших  в результате действия профессиональных  рисков;

-страхование по долгосрочному  уходу, покрывающее риск потери  способности к самостоятельной  жизнедеятельности при серьезных  критических нарушениях здоровья  требующих посторонней помощи  и дополнительных расходов в  жизнеобеспечении;

-страхование от безработицы,  покрывающее риск невозможности  трудоустройства.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

3.1. Прогнозная  деятельность фонда социального  страхования

Необходимость принятия Федерального закона "О Фонде социального страхования Российской Федерации" обусловлена тем, что до настоящего времени Фонд социального страхования - единственный из всех государственных внебюджетных фондов, который не имеет законодательной базы, определяющей его статус и направления деятельности.

Фонд социального страхования  РФ обеспечивает гарантированные государством права работающих граждан на пособия: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка; на период отпуска по уходу  за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; на погребение и др. виды пособий; а также на оплату путевок на санаторно - курортное лечение и отдых  для трудящихся и их детей (в том  числе на лечебное (диетическое питание)); частичное содержание санаториев - профилакториев, детских оздоровительных  лагерей, детско - юношеских спортивных школ; другие виды выплат в соответствии с Федеральным законом N 125 от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Деятельность Фонда регулируется Указами Президента Российской Федерации  от 7 августа 1992 г. N 822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" и от 28 сентября 1993 г. N 1503 "Об управлении государственным социальным страхованием", а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 1993 г. N 1094 "Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации" и Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101. При этом перечисленные Указы Президента РФ касаются только управления Фондом социального страхования РФ и в общей форме определяют его правовой статус. Основные вопросы деятельности Фонда, в том числе и его задачи, источники образования и направления расходования средств, а также взаимоотношения Фонда, его исполнительных органов и других субъектов страхования, регулируются Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ, т.е. подзаконным нормативным актом.

Учитывая, что 24.07.1998 был принят Федеральный закон N 125 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", где Фонд социального страхования указан страховщиком нового вида социального страхования, важность принятия данного Федерального закона возрастает многократно.

Проект Федерального закона "О Фонде социального страхования Российской Федерации" подготовлен на основе вышеназванных Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, действующего Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 101 от 12.02.1994, с учетом требований Налогового и Бюджетного кодексов и сложившейся практики работы по обеспечению социального страхования. В нем нашли отражение положения, содержавшиеся в проекте Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования". Учтен принцип паритетности управления социальным страхованием в соответствии со статьей 226 КЗоТ РФ и п. п. 3, 4 статьи 15 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Паритетное управление Фондом обеспечивает целевое и рациональное использование средств социального страхования, а также контроль за использованием средств и принятием нормативных документов Фонда с обязательной регистрацией их в Министерстве юстиции РФ, что обеспечит обязательность этих требований для всех субъектов страхования. Участие в управлении Фондом работодателей будет способствовать созданию безопасных условий труда, профилактике заболеваемости и травматизма на производстве, а также поддержанию лечебно - профилактической базы для сохранения здоровья работников и их детей.

Проектом настоящего Закона предусматривается ответственность государства по финансовой устойчивости Фонда, что соответствует статье 102 Конвенции Международной организации труда, а руководят деятельностью Фонда представители Правительства РФ, работодатели и застрахованные лица через профсоюзные организации, что соответствует сложившейся мировой практике.

Проект настоящего Закона направлен на регулирование правовых, экономических и организационных отношений, возникающих при осуществлении деятельности Фонда, и призван определить его правовой статус, основные права и задачи.

Содержащиеся в нем  нормы касаются как собственно системы  Фонда (статус, денежные средства и  имущество Фонда, его структура, основные задачи и права, источники  образования и направления расходования средств, контроль за их использованием), так и взаимоотношения Фонда  с другими субъектами страхования, заинтересованными Министерствами, ведомствами и организациями.

В законопроекте определяется круг плательщиков страховых взносов в Фонд, закрепляется обязанность работодателей по уплате страховых взносов, а также порядок и сроки начисления и уплаты страховых взносов, осуществление в счет начисленных страховых взносов, назначение и выплаты работникам предприятия пособий по социальному страхованию и финансирование санаторно - курортных мероприятий. Порядок исчисления и размер пособий данным проектом не рассматривается, т.к. это регулируется другими нормативными актами и Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию.

В проекте предлагается предоставить Правительству Российской Федерации право утвердить перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы, поскольку до настоящего времени Фонд использует Перечень видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднего заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, утвержденный еще Постановлением Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 03.09.1990 N 358/16-28 и давно требующий пересмотра.

Предусмотренное законопроектом вложение временно свободных денежных средств необходимо для выполнения Фондом обеспечения социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом N 125 от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

 

 

Рассмотрев проект федерального закона № 143347- 6 "О бюджете Фонда  социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Законопроект), можно отметить следующее.

При формировании проекта  бюджета Фонда социального страхования  Российской Федерации (далее - Фонда) на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов были использованы следующие  социально-экономические показатели:

- фонд заработной платы:  на 2013 год - 16 482 млрд. рублей, на 2014 год  - 18 295 млрд. рублей и на 2015 год - 20 269 млрд. рублей;

- номинальная среднемесячная  заработная плата: на 2013 год - 29 782 рубля, на 2014 год - 33 112 рубля  и на 2015 год - 36 767 рублей;

- индекс потребительских  цен: на 2013 год - 105,5%, на 2014 год - 105,0% и на 2015 год - 105,0%.

Доходы  бюджета  Фонда  планируются  в  2013 год  в  сумме  590,3 млрд. рублей (101,8% к уровню 2012 года), в том числе: по обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и  в связи с материнством  - в  объеме 414,2 млрд. рублей, по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составят - 82,6 млрд. рублей.

Общий объем расходов Фонда  в 2013 году составит 606,5 млрд. рублей (105% к уровню 2012 года), в том числе  по обязательному социальному страхованию  на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в  сумме 437,0 млрд. рублей, по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в сумме 76,0 млрд. рублей.

Бюджет Фонда на  2013  год  сформирован  с  дефицитом  в  сумме  16,2 млрд. рублей, включая  дефицит бюджета Фонда в части  обязательного социального страхования  на случай временной нетрудоспособности  и  в  связи с материнством в  сумме 22,8 млрд. рублей и профицит в  части обязательного страхования  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  в сумме 6,6 млрд.

Указанный дефицит бюджета  Фонда в части обязательного  социального страхования на случай временной нетрудоспособности  и  в  связи с материнством покрывается  за счет средств  прогнозируемого  остатка средств бюджета Фонда  по данному виду страхования на 1 января 2013 года в сумме 22,8 млрд. рублей.

Объем бюджетных ассигнований, направляемых из федерального бюджета  на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда, предусматривается  в 2013 году в сумме 32,6 млрд. рублей. Начиная  с 2013 года, указанные средства, отражаются в доходах в форме межбюджетного трансферта из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности  бюджета Фонда.

Средства федерального бюджета  на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в 2014 и в 2015 годах  предусмотрены в сумме 57,3 млрд. рублей и 58,1 млрд. рублей соответственно.

В связи с ежегодным  увеличением объема указанных средств  федерального бюджета, Комитет отмечает, что в 2013 - 2015 годы разбалансированность бюджета Фонда увеличивается, тем  самым продолжает нарушаться установленный  Федеральным законом от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного  социального страхования" один из базовых принципов осуществления  обязательного социального страхования - принцип устойчивости финансовой системы обязательного социального  страхования, обеспечиваемой на основе эквивалентности страхового обеспечения  средствам обязательного социального  страхования.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ