Фонд социального страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Целью проведенного исследования является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда и его место в бюджетной системе России.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю развития Фонда социального страхования Российской Федерации;
- определить организацию социально страхования;
- проанализировать бюджет ФСС

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ…………………………………….5
Сущность и содержание страхования………………………………...10
Роль страхования в современном обществе………………………….15
ГЛАВА 2.ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ………………...16
2.1.История создания фонда социального страхования в России…………24
2.2.Содержание, функции и организация социального страхования……...29
Глава 3.НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ………………………………………………………….30
3.1. Прогнозная деятельность фонда социального страхования…………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.08 Кб (Скачать файл)

-появляются новые, не  известные ранее заболевания  человека и сельскохозяйственных  животных;

-плотность размещения  производственных объектов, жилых,  культурных и исторических ценностей  резко повышает возможную кумуляцию  риска. Одновременно происходит  возрастание стоимости отдельных  объектов. В совокупности эти  два явления повышают возможность  катастрофического ущерба;

-наконец, нельзя не  отметить общий процесс криминализации  общества- начиная от культуры  и заканчивая уголовными преступлениями , фактами коррупции и т.д.

В условиях такого усложнения рисковой ситуации проблемы управления риском, в том числе обеспечения  страховой защиты, выходят на первый план и приобретают высокую общественную значимость. Эти проблемы актуальны  и для России. Более того, в  России объективная необходимость  в страховании повышена, поскольку:

- производственные фонды  большинства предприятий имеют  высокий процент износа, соответственно  подвержены различным рискам;

-во многих отраслях  промышленности применяются устаревшие  технологии, представляющие опасность  для участников производства  и окружающей среды.

Эти и другие факторы подтверждают актуальность страхования и повышение  его роли на современном этапе.

Общественное значение страхования  можно рассматривать на микро-, макро- и мегоуровнях.

На микроуровне страхование  выступает как способ защиты интересов  физических и юридических лиц  путем переноса риска на профессионала- страховую организацию, имеющую  компетентных специалистов по работе с риском.

Физическое лицо путем  страхования может защитить свои имущественные интересы, связанные:

-с владением, пользование  и распоряжением имуществом( принадлежащие  гражданам строения, имущество, транспорт,  животные, предметы искусства и  т.д.);

- возможностью нанесения  ущерба или вреда третьему  лицу( гражданская ответственность  владельцев автотранспортных средств,  владельцев животных; профессиональная  ответственность);

-жизнью, здоровьем, трудоспособностью  и пенсионным обеспечением человека( медицинское страхование, страхование  пенсий, страхование жизни, страхование  от несчастных случаев и болезней, страхование детей и др.)

Каждый гражданин исходя из своей потребности и реальной рисковой ситуации формирует для  себя и своей семьи комплект договоров  страхования- «страховой зонтик», который  нейтрализует или смягчает ущерб  при наступлении риска путем  его компенсации. В последнее  время в странах с развитой рыночной экономикой страхование становится способом управления рисками семьи  и индивидуального (семейного) финансового  планирования. Таким образом поддерживается достигнутый уровень жизни населения.

Специальные исследования в  области психологи показали, что  в стране, где предприниматели  и население имеют страховые  полисы «на все случаи жизни» , социальная напряженность в обществе значительно  снижена.

Юридическое лицо ( предприниматель, фирма) так же, как и лицо физическое, посредством страхования защищает свои имущественные интересы, осуществляя, например:

-страхование зданий, сооружений, оборудования, транспорта, строительно-монтажных  рисков, урожая сельскохозяйственных  культур, интеллектуальной собственности  и др.;

-страхование гражданской  ответственности организаций, эксплуатирующих  опасные объекты, за причинение  вреда третьим лицам, за неисполнение  и ненадлежащие исполнение обязательств  по договору и др.;

-медицинское страхование,  страхование выезжающих за рубеж,  страхование от несчастных случаев  трудового коллектива за счет  средств предприятия (как правило, в рамках социального пакета).

Значение страхования  на макроуровне проявляется в  экономике, социальной сфере, экологии, инновационной деятельности.

Компенсируя ущерб, страхование  обеспечивает непрерывность хозяйственной  деятельности субъектов и тем  самым вносит вклад в стабильность национальной экономики. Снижая неопределенность и конъюктурные колебания, страховые  компании сглаживают экономические  циклы и воздействие кризисов как на макроэкономическом, так и  на микроэкономическом уровне. Доступность  страховой защиты стимулирует развитие производства, торговли и гарантирует  сохранение имущественных прав.

В процессе страхования мелкие, разрозненные взносы страхователей  объединяются страховщиком в инвестиционный капитал. В странах с развитым рынком страховые компании входят в тройку крупнейших институциональных инвесторов наряду с банками и пенсионными фондами.

Страхование способствует инновационному развитию экономики и стимулирует  научно-технический прогресс. При  наличии страховой защиты предприниматели  внедряют новые технологии, финансируют  научные разработки и др. Экономический  эффект превентивной деятельности страховых  компаний проявляется в улучшении  рисковой ситуации. Страховые компании финансируют мероприятия, направленные на снижение риска, прикладные исследования в этой сфере, а также способствуют внедрению результатов исследований в практику. Такие программы в  ряде случаев имеют социальный характер и способствуют повышению качества жизни населения.

Страхование вносит серьезный  вклад в обеспечение платежеспособного  спроса в стране, компенсируя страхователю убытки и оплачивая труд специалистов, занятых в страховании.

С социальных позиций значение страхования может быть прямым и  опосредованным. К прямому можно  отнести защиту граждан на случай болезни, утраты трудоспособности, несчастных случаев, пенсионное страхование, страхование  имущества, жилья и другие виды страхования. В современной демографической  ситуации полноценное обеспечение  в старости возможно только с помощью  страхования. Высокие темпы старения населения сделали невозможным  даже для стран с развитой экономикой обеспечивать принятые государственные  пенсионные обязательства. Реформы, которые  проходят во многих странах Европы, направлены в том числе на передачу части пенсионных обязательств от государства  населению. Большую роль в этом процессе должны играть страховые компании, осуществляющие страхование пенсий.

Опосредованно страхование  влияет на социальные процессы через  стабилизацию экономики фирмы. Например, после наступления страхового случая, повлекшего за собой повреждение  или уничтожение какого-либо имущества, предприниматель производит восстановление пострадавшего объекта, сохраняя рабочие  места и оплачивая стоимость  найма рабочей силы, за счет средств страхового размещения, выплачиваемого страховщиком, что позволяет поддерживать уровень потребления занятых на предприятии работников и их семей.

Значение страхования  на мегауровне обусловлено современными процессами глобализации и международным  передвижением капитала, трудовых ресурсов, материальных ценностей и обусловленными этими рисками. В настоящее время  страхование широко используется для  защиты:

-производства, персонала  и гражданской ответственности  фирм при вывозе капитала;

-международной торговли, соответственно грузоперевозок (страхование  грузов, гражданской ответственности   перевозчика, страхование ответственности  товаропроизводителя);

-туризма (страхование  от несчастных случаев, медицинское  страхование выезжающих за рубеж,  их багажа, гражданской ответственности  владельцев автотранспортных средств  и др.).

На основании приведенного материала можно сделать вывод, что страхование стабилизирует  экономическую ситуацию в стране, обеспечивает надежность денежных потоков, формирует инвестиционный капитал  и в итоге создает благоприятные  условия для экономического роста.

 

 

ГЛАВА 2.ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

2.1.История создания  фонда социального страхования в России

В 1903 году в России был образован особый фонд для  выплат при массовых несчастных случаях. Толчком к созданию такого Фонда  послужило издание закона от 2 июня 1903 года, утвердившего «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а  равно их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

Инициатива издания  такого закона, как ни странно, исходила от Всероссийского торгово-промышленного  съезда и общества для содействия русской промышленности и торговли. Вознаграждение должно было производиться  за счет предпринимателей. Рабочие  формулировали свои требования иначе. Страхование ими признавалось как  государственное, при этом «государственное»  понималось, как принудительное, обязательное. Выдвигались следующие основные требования в отношении страхования: обеспечение в размере полного  заработка за все время болезни, в т.ч. вследствие трудового увечья; ответственность предпринимателей или государства.

Однако требования рабочих рассматривались в течение  длительного времени. Так, проект Положения  о больничных кассах был разработан в 1904 году, основные положения об обязательном государственном страховании от последствий несчастных случаев, а  также на случай старости и инвалидности – в 1905 году. Обсуждения же этих законодательных  предложений прошли лишь в декабре 1906 г. и в феврале 1907 года. В начале ХХ века «вспомоществование» (так в  то время называлась помощь в виде страхования) рабочим во время болезни  из собственных средств работодателей  было сравнительно редким явлением в  промышленной жизни России и оказывалось  незначительным числом промышленных предприятий. Выдавалось по усмотрению заводоуправления в зависимости от продолжительности службы рабочих на предприятии, их исполнительности в работе и т.д. Тем не менее, в 1907 году выдача пособий осуществлялась уже в 51 губернии.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении  трудящихся было принято в 1918 году. Наемным работникам производилась  выплата пособий при временной  утрате заработка в связи с  болезнью, беременностью и родами, увечьем, полученным у работодателя. С 1918 года по 1929 год шли поиски наиболее приемлемых в те годы видов обеспечения  по социальному страхованию. Статьей 176 Кодекса законов о труде  в 1922 году были предусмотрены виды пособий:

- при временной  нетрудоспособности (болезнь, увечье, карантин, беременность, роды, уход  за больным членом семьи);

- дополнительные  пособия (на кормление ребенка,  предметы ухода, погребение);

- при безработице;

- при инвалидности;

- членам семейств  трудящихся по найму в случае  смерти или безвестного отсутствия  их кормильца;

- оказание лечебной  помощи.

С переходом СССР к НЭПу в системе социального  страхования значительное внимание стали уделять санаторно-курортному лечению и отдыху застрахованных. 19 декабря 1924 года Наркомтруда СССР (НКТ) принял Циркуляр, который определял  порядок расходования средств на организацию домов отдыха и санаторно-курортной  помощи. 15 марта 1925 года была утверждена инструкция Центрального управления соцстраха  Наркомтруда СССР «Об отборе и  направлении больных в санатории  Цусстраха на курортах».

До 1929 года существовали губернские фонды социального страхования. Остатки средств, не использованные в губерниях, перечислялись на «Текущий счет бронированных средств Главсоцстраха  РСФСР». Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 февраля 1929 года «О едином бюджете социального страхования СССР» был введен единый бюджет социального страхования СССР, который включал в себя:

- бюджеты социального  страхования по отдельным союзным  республикам;

- бюджет социального  страхования на железнодорожном  и водном транспорте;

-смету Центрального  управления социального страхования  НКТ СССР.

Постановлением  ЦИК и СНК СССР от 23 мая 1930 года «О едином финансовом плане» предусматривалось  сведение в общий баланс государственного бюджета, финансового плана промышленности, кредитные планы и поступления  по государственному социальному страхованию, таким образом, средства социального  страхования влились в государственный  финансовый план.

Постановлением  ЦИК и Совнаркома СССР от 23 июня 1931 года «О социальном страховании» отмечалось скопление огромных средств социального  страхования. 8 июля 1931 года в развитие указанного постановления было утверждено «Положение об органах социального  страхования», которым предусматривались  следующие органы социального страхования:

- выплатные пункты  касс социального страхования;

- территориальные  кассы социального страхования  (районные, городские, областные,  краевые, республиканские в союзных  республиках);

- отраслевые кассы  социального страхования (также  по территориям);

Центральное управление социального страхования (Цусстрах) и Союзный совет социального  страхования (СССС).

В 1933 году произошла  реорганизация управления средствами социального страхования. Наркомтруда  СССР был ликвидирован, его функции  были переданы Всесоюзному Центральному Совету профессиональных союзов (ВЦСПС).С 1933 года средства социального страхования  в СССР находились под управлением  советских профсоюзов. В ВЦСПС  организацией управления средствами социального страхования занимался отдел по государственному социальному страхованию, который был подотчетен Президиуму ВЦСПС.

В краях, областях, автономных республиках СССР были созданы  аналогичные структуры управления: при областных и краевых советах  профсоюзов также работали отделы по государственному социальному страхованию, которыми управляли областные, краевые  советы профсоюзов.

В 1971 году введено  социальное страхование колхозников, для чего был создан Централизованный Фонд социального страхования колхозников  наряду с бюджетом государственного социального страхования рабочих  и служащих. Страховой тариф был  установлен в размере 2,4% от начисленной  оплаты труда.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ